АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СНОУБОРДА В РОССИИ 8
1.1. Характеристика сноуборда как вида спорта 8
1.2. Развитие сноуборда в России 15
1.2.1. Современное состояние сноуборда в регионе 22
1.3. Характеристика основ подготовки сноубордистов 25
1.3.1. Методическое обоснование тренировочного процесса спортсменов-
сноубордистов 10-12 лет 35
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
2.1. Методы исследования 42
2.2. Организация исследования 44
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СНОУБОРДИСТОВ 10-12 ЛЕТ НА БАЗЕ ГАУ ТО «ЦЕНТР СПОРТА И ОТДЫХА «ВОРОНИНСКИЕ ГОРКИ» 51
ВЫВОДЫ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность исследования. Сноубординг (от англ. snowboard - «доска для снега») - олимпийский вид спорта, заключающийся в спуске по специальным заснеженным трасам, выполняя комбинации технико-тактических приемов.
На сегодняшний день сноубординг является быстро развивающимся направлением в зимнем спорте, вошедшим в Олимпийские игры с 1998 года. За последние годы сноубординг в России получил достаточно широкое распространение и массовый интерес со стороны молодежи, создав тем самым определенную субкультуру. В продвижении данного вида спорта активное участие оказывают властные структуры, выделяя средства на строительство новых горнолыжных склонов и сноуборд-парков, организуя соревнования по сноубордингу, в том числе международного уровня.
В последние годы спортсмены сборной России по сноуборду было завоевали множество медалей и титулов на таких соревнованиях, как Олимпийские игры, Чемпионаты мира, этапы Кубка мира и Европы, Первенства мира среди юниоров. Сноуборд входит в перечень базовых видов спорта в 17 субъектах РФ.
Тренировочный процесс спортсменов в новых дисциплинах, в основном, строится на теории и методологии видов спорта-аналогов.
В последнее время появились новые олимпийские виды спорта, в том числе сноуборд. Большинство из них основаны на традиционных видах спорта. Процесс подготовки спортсменов в этих новых видах спорта строится на теоретических и методических основах аналогичных видов спорта.
Такой подход к организации тренировочного процесса спортсменов не является эффективным. Система подготовки сноубордистов до сих пор не имеет достаточного теоретического обоснования. Проблема подготовки спортсменов-сноубордистов высокого класса не получила должного освещения в отечественной и международной научно-методической литературе и носит достаточно обобщенный характер. Тренеры готовят сноубордистов интуитивно или используют методы, заимствованные из смежных видов спорта.
Несмотря на успехи основного состава сборной страны по сноуборду, существуют множество проблем как с развитием уровня подготовки детского спорта, так и формированием резервных команд в России. Это связанно с тем, что молодой вид спорта сноубординг развивается очень высокими темпами. В подготовке молодых сноубордистов уделяют все больше внимания техническим аспектам, используя новые технологии развития базовых навыков...
1. В настоящее время появляются новые научные разработки по теории и методологии подготовки спортсменов-сноубордистов на разных этапах спортивной подготовки. Тем не менее, имеющаяся база недостаточно проработана с точки зрения, как описания техники выполнения акробатических элементов (соревновательной программы), так и оптимизации учебно-тренировочного процесса в целом, для воспитания и становления конкурентоспособных спортсменов. Необходимость дальнейших исследований, обработки информации и составления специальной литературы и методических пособий неизбежна, исходя из понимания уровня развития сноубординга как вида спорта в нашей стране и системных проблем - таких как развитие спортивных резервов, организация и проведение соревнований, отсутствие инфраструктуры и специалистов.
2. Анализ технической подготовленности спортсменов контрольной и экспериментальной групп выявил следующие отстающие элементы техники катания: катание и трюкообразующие элементы в обратной стойке, пространственное ощущение спортсмена во время исполнения элемента, контроль сноуборда в зависимости от внешних условий и задач спортсмена.
3. Разработка комплекса специализированных средств и методов, направленных на развитие технической подготовленности тренировочной группы первого года обучения по виду спорта «сноуборд» в условиях ГАУ ТО «Центр спорта и отдыха «Воронинские горки», обусловлена необходимостью эффективного учебно - тренировочного процесса в связи с непродолжительным спортивным сезоном, слаборазвитой инфраструктурой и недостаточным временем вкатывания спортсменов перед соревновательным сезоном. Применение экспериментальной методики позволило решить задачи по освоению технической составляющей в подготовительный период и освоению основных базовых трюков, из которых составляется соревновательная программа.
4. Эффективность применяемого комплекса упражнений на повышение уровня технической подготовленности и спортивной результативности сноубордистов 10-12 лет доказана увеличением результативности спортсменов...
1. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.
2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры.- 2003. - № 4. - С.12-13.
3. Бальсевич, В.К. Контуры новой стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры - 2001. - № 6. С. 9
- 10.
4. Безродная Н.С., Пилюк Н.Н. Факторы и средства предсоревновательной готовности акробатов высокой квалификации // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: Труды НИИ проблем физической культуры и спорта. Т. 7. - Краснодар, 2004.
- С. 19-24.
5. Белокопытова Ж. Содержание и структура программы развития координационных способностей у девочек 10-13 лет, занимающихся художественной гимнастикой / Белокопытова Ж., Лаврентьева В., Кожевникова Л. // Физическое воспитание студентов. - 2010. - N 3. - С. 3-8.
6. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А.Бернштейн. М.: Наука, 1990. - С. 373-392.
7. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н. Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 128 с.
8. Ботяев В. Исследование вариативности развития координационных способностей у спортсменов различных специализаций, возраста и квалификации /В. Ботяев // Наука в олимп. спорте, 2012. - № 1. - С. 68-73.
9. Васильков А.А. Теория и методика спорта: учебник /А.А. Васильков.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 379 с.
10. Верхошанский Ю.В. Исследование закономерностей становления спортивного мастерства в связи с проблемой оптимального управления многолетней тренировкой: автореф. дис.... докт. пед. наук: 13.00.04 / Верхошанский Юрий Витальевич - М., 1973.
- 29 с.
11. Гавердовский Ю.К. Совершенствование техники движений и специальной технической подготовки как основа высших достижений в современной спортивной гимнастике / Ю.К. Гавердовский. // Наука в олимпийском спорте. - 2012 - № 1. - С. 726.
12. Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика: учеб. для ИФК / Ю.К. Гавердовский.
- М.: Физкультура и спорт, 1979. - С. 230-238.
13. Гавердовский Ю.К. Техника гимнастических упражнений / Ю.К. Гавердовский. - М.: Терра-Спорт, - 2002. - 512 с.
14. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техн. физ. Культ / А.А.Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 352 с.
15. Гурьев, С.В. Технологии физического воспитания: монография / С.В. Гурьев. - М.: РУСАЙНС, 2017. - 132 с...54