Совершенствование правового регулирования предоставления государственных услуг в современном праве России (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Владимирский филиал))
Работа сделана на примере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические и правовые основы системы предоставления государственных услуг в Российской Федерации…9
1.1 Понятие и сущность государственных услуг………………………................ 9
1.2 Формирование и развитие системы предоставления государственных услуг населению Российской Федерации…………14
1.3 Порядок предоставления государственных услуг в Российской Федерации. 21
Глава 2 Правовые основы деятельности Управления Росреестра по Владимирской области по предоставлению государственных услуг. …………28
2.1 Анализ правового регулирования предоставления государственных услуг Управлением Росреестра по Владимирской области………………………….…. 28
2.2 Анализ деятельности Управления Росреестра по Владимирской области в системе предоставления государственных услуг ………………………………..33
Глава 3 Разработка рекомендации по совершенствованию правового регулирования предоставления государственных услуг в РФ..42
3.1 Анализ правовых проблем системы предоставления государственных услуг в Российской Федерации…42
3.2 Рекомендации по совершенствованию процесса правового регулирования предоставления государственных услуг в Российской Федерации…………….57
Заключение…………………………………………………………………………. 64
Библиографический список………………68
Актуальность темы данной работы в первую очередь обусловлена возрастающей ролью и ростом количества предоставляемых государственных услуг в РФ, принимаемых решений на основе электронного представления данных заявителей, имеющих юридические последствия для получателей государственных услуг, проблемой неудовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления государственных услуг.
Каждый год Интернет в России становится все более доступным, и это определяет необходимость современных инновационных способов взаимодействия государственной власти с населением по предоставлению государственных услуг.
Большинство современных мероприятий по совершенствованию системы предоставления государственных услуг связаны с ее цифровой трансформацией. Электронный формат государственных услуг имеет ряд проблем, связанных с безопасностью персональных данных и электронных подписей граждан, пересмотром административных регламентов предоставления государственных услуг на предмет возможности их предоставления в электронном виде, скоростью обновления ведомственных баз данных, стабильностью работы портала государственных услуг, а также ведомственных платформ. В результате чего возникает задача по разработке новых и совершенствования существующих мероприятий по предоставлению государственных услуг.
Сейчас государственные органы активно используют новые технологии и методы обеспечения населения государственными услугами в электронной форме. Хотя до сих пор в России население не обладает полноценными возможностями потребления государственных услуг в электронном режиме. Пределом возможностей данной системы является указание на получение информации об оформлении запрашиваемой услуги. Это определяет необходимость исследования проблем и инициирует поиск путей их решения.
Степень научной разработанности темы. Начало административной реформы вызвало научный интерес к функции органов власти по предоставлению государственных услуг и, особенно, через информационно-телекоммуникационные сети.
Степень разработанности темы исследования. Исследованием проблем правового регулирования предоставления государственных услуг занимались такие ученые, как: С.А. Борисов, С.Н. Яшин, Д.Ю. Двинских, О.В. Линник, К.А. Ткачева, М.В. Туманова, Е.В. Зазолина, М.А. Сабельникова, Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О.Ю. Дудорова, Н.А. Кандрина, Я.Н. Рязанов, О.П. Салтыков, Д.Д. Титов, А.Е. Хватов, А.С. Ваторопин, Д.В. Щигреева, А.В. Бабушкина и др.
Объект исследования – организационно-правовые и социально-экономические отношения, формирующиеся в ходе предоставления государственных услуг.
Предметом исследования является правовая система предоставления государственных услуг в РФ.
Цель выпускной квалификационной работы – на примере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области рассмотреть правовое регулирование предоставления государственных услуг в РФ и выработать предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность государственных услуг;
рассмотреть процесс формирования системы предоставления государственных услуг в РФ;
исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность по предоставлению государственных услуг в РФ.
раскрыть особенности предоставления государственных услуг в настоящее время;
проанализировать правовое регулирование оказания услуг Управлением Росреестра по Владимирской области;
проанализировать правовые проблемы предоставления государственных услуг в современном праве РФ;
сформировать рекомендации по совершенствованию процесса правового регулирования по оказанию государственных услуг в РФ.
В результате проведенного исследования, посвященного рассмотрению правового регулирования предоставления государственных услуг в РФ и выработке предложений по его совершенствованию (на примере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области), были сделаны следующие выводы:
1. Государственная услуга представляет собой услугу, оказываемую органами исполнительной власти различных уровней, начиная с федерального и заканчивая местным, направленную на реализацию функций данных органов власти в отношении заявителя, запросившего данную услугу, и ограниченную нормами законодательства РФ.
Предоставление государственной услуги в электронной форме – это предоставление запрашиваемой услуги с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, в частности: портала государственных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и прочих средств, предполагающих, в том числе, электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Отличиями «электронной государственной услуги» от обычного понятия «государственная услуга» являются способ подачи заявки на предоставление услуги и получение результата услуги. Соответственно, в первом случае подача заявление и получение результата будут в электронном виде.
2. Значимыми события в создании и развитии системы предоставления государственных услуг в РФ является введение административной реформы в 2005 году, запуск Единого портала государственных и муниципальных услуг в 2009 году и принятие основного нормативно-правового акта, регулирующего деятельность в сфере предоставления государственных услуг - Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, в котором впервые было введено понятие «государственная услуга» и «электронная государственная услуга».
В настоящее время основными способами получения государственных услуг являются личное посещение органа государственной власти, обращение в МФЦ и использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предоставление государственных услуг через сеть «Интернет» дает больше преимуществ по сравнению с традиционной бумажной формой предоставления государственных услуг, так как сокращает время ожидания в очереди, предоставляются более короткие сроки на получение услуг и размер государственной пошлины за получение государственной услуги в электронном виде уменьшается.
3. Механизм предоставления государственных услуг в электронном виде заключается в непосредственном использовании информационно-коммуникационных технологий при осуществлении данной функции государственным органом.
В российском законодательстве закреплены требования по доступности информации и государственных электронных сервисов. Правда, анализ нормативно-правовых актов показал, что в данном вопросе существуют правовые пробелы.
Для цифровой трансформации общества должно производиться развитие нормативно-правовой базы и приоритетных технологий, составляющих поле цифровой экономики, таких как искусственный интеллект, проводиться образовательные мероприятия и популяризация государственных электронных сервисов, развиваться клиентоцентричный подход, увеличиваться финансирование в вопросах цифрового развития на отдельных территориях России.
4. Управление Росреестра по Владимирской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, функционирование которого связано с организацией единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на инфраструктуру пространственных данных.
В настоящее время основными способами получения государственных услуг являются личное посещение органа государственной власти, обращение в МФЦ и использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Основными государственными услугами, предоставляемыми Управлением Росреестра по Владимирской области, являются постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и регистрация прав и сделок на недвижимое имущество.
Подача заявления на осуществление учетно-регистрационных действий во Владимирской области осуществляется через офисы МФЦ, через выездной прием документов, а также в электронном виде через отделения банков, нотариуса, Администрацию Владимирской области и органы местного самоуправления по Владимирской области, портал Росреестра, застройщиков.
Предоставление государственных услуг через сеть «Интернет» дает больше преимущества по сравнению с бумажной формой подачи заявления на предоставление государственных услуг, так как отсутствует необходимость ожидания в очередях, предоставляются более короткие сроки на получение услуг, уменьшается размер государственной пошлины за получение государственной услуги в электронном виде.
6. Анализ правового регулирования предоставления государственных услуг в РФ на примере деятельности Управления Росреестра по Владимирской области указал на ряд правовых проблем, а именно следующих: проблема доступности государственных цифровых сервисов по техническим причинам, а также в виду некомпетентности граждан – получателей государственных услуг, ограниченности возможностей их здоровья, проблема отсутствия единых языковых стандартов и коммуникативной стратегии, проблема вытеснения цифровыми сервисами всех остальных способов получения государственных услуг, проблема осуществления обратной связи, проблема киберпреступности.
Все эти проблемы требуют своевременного решения на всех уровнях - регулирования, правоприменения, создания соответствующей инфраструктуры, внедрения культуры работы с данными в органах власти и т.д.
7. Рекомендации по совершенствованию процесса правового регулирования предоставления государственных услуг в РФ, данные нами при рассмотрении данного процесса на примере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, сводятся к следующим: взять направление на клиентооринтированность при предоставлении государственных услуг, привести к соответствию норм российского законодательства цифровые государственные сервисы, разработать единые языковые стандарты и коммуникативную стратегию, обеспечить доступность государственных услуг и сервисов для всех типов заявителей, повышать цифровую грамотность у государственных служащих и граждан РФ, обеспечить максимум безопасности цифровых сервисов.
И самое главное: до обеспечения стопроцентного показателя доступности и удобства государственных услуг в цифровом виде у пользователя должно оставаться право выбора, в каком формате он согласен получить государственную услугу.
Вся совокупность представленных рекомендаций при их полноценной и грамотной реализации будет способствовать улучшению в сфере правового регулирования предоставления государственных услуг Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области. При этом важно учитывать, что регламентация государственных услуг при всей их важности и значимости продолжает совершенствоваться и требует дальнейших мер по законодательному урегулированию и эффективности их применения.
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (Поправки, внесенные Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 №1-ФКЗ, вступили в силу 4 июля 2020 года (Указ Президента РФ от 03.07.2020 №445) Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации - Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. 1994. №238-239.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 27.01.2023) // Российская газета. 2001. № 256.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.
5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»: Федеральный закон от 26.07.2017 №194-ФЗ // Российская газета. 2017. № 167.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»: Федеральный закон от 02.08.2019 №286-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2019. №31. Ст. 4445,
7. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 30.04.2021 №120-ФЗ // Российская газета. 2021. № 98.
8. О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»: Федеральный закон от 14.07.2022 №266-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2022. №29 (часть III). Ст. 5233.
9. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Российская газета. 2015. № 156.
10. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ // Парламентская газета. 2009. № 8.
11. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ (ред. от 04.11.2022) // Российская газета. 2010. № 168.
12. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Российская газета. 2004. № 292.
13. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 №4462-1) (ред. от 28.12.2022) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 357.
14. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 №314 (ред. от 20.11.2020) // Российская газета. 2004. № 50.
15. Послание Президента Федеральному Собранию: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. 2020 №7.
16. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Национальная система пространственных данных»: Постановление Правительства РФ от 01.12.2021 №2148 (ред. от 29.04.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. №50 (часть IV). Ст. 8542.
17. О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг: Постановление Правительства РФ от 16.05.2011 №373 (ред. от 20.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011, №22. Ст. 3169.
18. О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций: Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 №861 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. №44. Ст. 6274.
19. О требованиях к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг: Постановление Правительства РФ от 26.03.2016 №236 (ред. от 15.08.2022) // Российская газета. 2016. № 75.
20. Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг: Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 №1376 (ред. от 28.12.2022) // Российская газета. 2012. №303.
21. Об утверждении плана «Трансформация делового климата» и признании утратившими силу актов Правительства РФ»: Распоряжение Правительства РФ от 17.01.2019 №20-р (ред. от 24.07.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2019. №3. Ст. 266.
22. О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах: Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р (ред. от 10.03.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. №46. Ст. 4720.
23. Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде: Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 №2516-р (ред. от 13.10.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №2 (часть II). Ст. 155.
24. О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 №147-р (ред. от 21.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. №7. Ст. 1098.
25. Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 №7) // СПС «Консультант Плюс», 2022. (Документ опубликован не был)
26. Паспорт федерального проекта «Цифровое государственное управление» (утв. президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 №9) // СПС «Консультант Плюс», 2022. (Документ опубликован не был)
27. Об утверждении методических рекомендаций по внедрению системы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 12 марта 2018 г. №120: Приказ Минэкономразвития России от 22.03.2019 №156 // СПС «Консультант Плюс», 2022. (Документ опубликован не был)
28. Об утверждении Регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2021 №63671): Приказ Росреестра от 01.02.2021 №П/0034 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 28.05.2021
29. Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии на 2022 финансовый год и плановый период 2023 - 2024 годов: Приказ Росреестра от 29.12.2021 №П/0642 (ред. от 24.10.2022) // СПС «Консультант Плюс», 2022. (Документ опубликован не был)
30. Об утверждении положений о территориальных органах Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по субъектам Российской Федерации // Приказ Росреестра от 30.05.2016 №П/0263 (ред. от 20.07.2021) // СПС «Консультант Плюс», 2022. (Документ опубликован не был)
31. Об утверждении национального стандарта Российской Федерации: Приказ Росстандарта от 29.08.2019 №589-ст // СПС «Консультант Плюс», 2022. (Документ опубликован не был)
Специальная литература:
32. Аджубей, Р. В. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению / Р. В. Аджубей. // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 135-140.
33. Борисов, С. А. Ключевые особенности и перспективы развития цифровой экономики в Российской Федерации / С. А. Борисов, С. Н. Яшин // под ред. А. В. Бабкина. – Санкт-Петербург: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2021. – С. 97-118.
34. Герасимчук, З.В. Перспективы использования цифровых технологий в государственном управлении в условиях кризиса (на примере COVID-19) / З.В. Герасимчук, И.С. Баранова // StudNet. 2020. – Т.3. – №9. – С. 826-835.
35. Гончаренко, Л. П. Цифровизация национальной экономики / Л. П. Гончаренко, С. А. Сыбачин // Вестник университета. – 2019. – № 8. – С. 32-38.
36. Доступность государственных цифровых сервисов. Исследование / под ред. О. В. Линник, К. А. Ткачевой, М. В. Тумановой. – М.: РАНХиГС, 2022. – 108 с.
37. Зазолина, Е. В. Правовое регулирование цифровизации документооборота в России - на примере цифровой трансформации Росреестра / Е. В. Зазолина // Заметки ученого. – 2022. – № 2. – С. 267-274.
38. Кандрина, Н. А. Государственные услуги как разновидность публичных услуг: теоретико-правовые основы, классификация / Н. А. Кандрина // Известия Алтайского государственного университета. – 2018. – № 6(104). – С. 90-94.
39. Кокорев, Д. С. Цифровые двойники: понятие, типы и преимущества для бизнеса / Д. С. Кокорев, А. А. Юрин // Colloquium-Journal. – 2019. – № 10-2(34). – С. 101-104.
40. Миркамиль, Г.А., Государственные услуги в России: понятие и виды / Г.А. Миркамиль // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. – 2019. – №6 (58). – С. 173-178.
41. Морозова, М. А. Суперсервисы как способ цифровизации госуслуг / М. А. Морозова // Хроноэкономика. – 2019. – № 6(19). – С. 55-59.
42. Рязанов, Я. Н. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения / Я. Н. Рязанов // Молодой ученый. – 2019. – № 26(264). – С. 238-240.
43. Сажина, С. С. К вопросу правового регулирования предоставления государственных услуг Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в электронном виде / С. С. Сажина, А. С. Сизова // Ученые записки. – 2022. – № 4(44). – С. 167-171.
44. Сажина, С. С. К вопросу формирования и развития системы предоставления государственных услуг в Российской Федерации / С. С. Сажина // Заметки ученого. – 2022. – № 7. – С. 270-275.
45. Салтыкова, О.П. Организация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде в субъекте РФ: монография / Салтыкова О.П. — Саратов: Вузовское образование, 2020. — 61 c.
46. Сидорова, А. А. Электронное правительство: учебник и практикум для вузов / А. А. Сидорова. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 166 с.
47. Терехова, А. Н. Оценка качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг / А. Н. Терехова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 8(34). – С. 320-327.
48. Терещенко, Л. К. Государственные и муниципальные услуги: проблемы правоприменения / Л. К. Терещенко // Журнал российского права. – 2018. – № 10(262). – С. 101-110.
49. Титов, Д. Д. Преимущества предоставления государственных услуг Росреестра в электронном виде / Д. Д. Титов // Развитие территорий. – 2019. – № 4(18). – С. 64-66.
50. Ткаченко, А. Н. Предоставление государственных услуг / А. Н. Ткаченко, Н. А. Назаревская // Молодой ученый. – 2017. – № 36(170). – С. 72-76.
51. Хамитова, Ф. Ф. Предоставление государственных услуг органами исполнительной власти в электронной форме в условиях распространения коронавирусной инфекции / Ф. Ф. Хамитова // Новое конституционное измерение глазами молодежи: Сборник статей по материалам Республиканской межвузовской научно-практической конференции, Йошкар-Ола, 04 марта 2021 года / Под редакцией И.А. Загайнова, Н.М. Швецова. – Йошкар-Ола: АНО ВО «Межрегиональный открытый социальный институт», 2021. – С. 329-333.
52. Хватов, А. Е. Факторы, препятствующих получению населением государственных услуг в электронной форме / А. Е. Хватов, А. С. Ваторопин // Вопросы управления. – 2017. – № 3(46). – С. 53-61.
53. Шебанова, Н.А. Технологии погружения: вопросы своевременности правового регулирования / Н.А. Шебанова. // Журнал Суда по интеллектуальным правам. – 2019. – С. 6-19.
54. Щигреева, Д. В. Развитие электронных услуг Росреестра / Д. В. Щигреева, А. В. Бабушкина // Избранные доклады 64-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых : Сборник докладов, Томск, 24 апреля 2018 года. – Томск: Томский государственный архитектурно-строительный университет, 2018. – С. 924-925.
55. Этика и «цифра»: от проблем к решениям / П. А. Алферов, А. В. Архипов, К. И. Боровикова [и др.]. – Москва: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2021. – 184 с.
56. Этика и «цифра»: Этические проблемы цифровых технологий / И.В. Бегтин, П.М. Готовцев, А.В. Гусев [и др.]. – Москва: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2020. — 207 с.
Электронные ресурсы:
57. В Великом Новгороде начались испытания «Цифрового помощника регистратора» / Официальный сайт Росреестра / [Электронный ресурс]. –– Режим доступа: https://rosreestr.gov.ru/press/archive/v-velikom-novgorode-nachalis-ispytaniya-tsifrovogo-pomoshchnika-registratora/ (дата обращения 18.10.2022).
58. Всемирный банк. 2018 год. Доклад о развитии цифровой экономики в России, сентябрь 2018 года, «Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для Российской Федерации» / [Электронный ресурс] –– Режим доступа: https://www.vsemirnyjbank. org/ru/country/russia/publication/competing-in-digital-age (дата обращения 18.10.2022).
59. Информационное общество в Российской Федерации. 2020: статистический сборник / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/lqv3T0Rk/info-ob2020.pdf (дата обращения: 20.06.2022).
60. Количество зарегистрированных пользователей Единого портала государственных услуг // Официальный сайт ЕМИСС / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/62147 (дата обращения 10.01.2023).
61. Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации 2022 год. / Федеральная служба государственной статистики. / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/monitor.xls (дата обращения: 12.11.2022).
62. Оперативное совещание с вице-премьерами // Официальный сайт Правительства России. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/news/43745/ (дата обращения 22.12.2022).
63. Структура Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с 01.04.2021 г. / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://rosreestr.gov.ru/upload/to/vladimirskaya-oblast/Soglasheniya_s_MFZ/Structura_Upravleniya-01-04-2021.doc (дата обращения 17.03.2022).