Совершенствование правового регулирования предоставления государственных услуг в современном праве России (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Владимирский филиал))
|
Работа сделана на примере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические и правовые основы системы предоставления государственных услуг в Российской Федерации…9
1.1 Понятие и сущность государственных услуг………………………................ 9
1.2 Формирование и развитие системы предоставления государственных услуг населению Российской Федерации…………14
1.3 Порядок предоставления государственных услуг в Российской Федерации. 21
Глава 2 Правовые основы деятельности Управления Росреестра по Владимирской области по предоставлению государственных услуг. …………28
2.1 Анализ правового регулирования предоставления государственных услуг Управлением Росреестра по Владимирской области………………………….…. 28
2.2 Анализ деятельности Управления Росреестра по Владимирской области в системе предоставления государственных услуг ………………………………..33
Глава 3 Разработка рекомендации по совершенствованию правового регулирования предоставления государственных услуг в РФ..42
3.1 Анализ правовых проблем системы предоставления государственных услуг в Российской Федерации…42
3.2 Рекомендации по совершенствованию процесса правового регулирования предоставления государственных услуг в Российской Федерации…………….57
Заключение…………………………………………………………………………. 64
Библиографический список………………68
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1 Теоретические и правовые основы системы предоставления государственных услуг в Российской Федерации…9
1.1 Понятие и сущность государственных услуг………………………................ 9
1.2 Формирование и развитие системы предоставления государственных услуг населению Российской Федерации…………14
1.3 Порядок предоставления государственных услуг в Российской Федерации. 21
Глава 2 Правовые основы деятельности Управления Росреестра по Владимирской области по предоставлению государственных услуг. …………28
2.1 Анализ правового регулирования предоставления государственных услуг Управлением Росреестра по Владимирской области………………………….…. 28
2.2 Анализ деятельности Управления Росреестра по Владимирской области в системе предоставления государственных услуг ………………………………..33
Глава 3 Разработка рекомендации по совершенствованию правового регулирования предоставления государственных услуг в РФ..42
3.1 Анализ правовых проблем системы предоставления государственных услуг в Российской Федерации…42
3.2 Рекомендации по совершенствованию процесса правового регулирования предоставления государственных услуг в Российской Федерации…………….57
Заключение…………………………………………………………………………. 64
Библиографический список………………68
Актуальность темы данной работы в первую очередь обусловлена возрастающей ролью и ростом количества предоставляемых государственных услуг в РФ, принимаемых решений на основе электронного представления данных заявителей, имеющих юридические последствия для получателей государственных услуг, проблемой неудовлетворенности населения качеством и доступностью предоставления государственных услуг.
Каждый год Интернет в России становится все более доступным, и это определяет необходимость современных инновационных способов взаимодействия государственной власти с населением по предоставлению государственных услуг.
Большинство современных мероприятий по совершенствованию системы предоставления государственных услуг связаны с ее цифровой трансформацией. Электронный формат государственных услуг имеет ряд проблем, связанных с безопасностью персональных данных и электронных подписей граждан, пересмотром административных регламентов предоставления государственных услуг на предмет возможности их предоставления в электронном виде, скоростью обновления ведомственных баз данных, стабильностью работы портала государственных услуг, а также ведомственных платформ. В результате чего возникает задача по разработке новых и совершенствования существующих мероприятий по предоставлению государственных услуг.
Сейчас государственные органы активно используют новые технологии и методы обеспечения населения государственными услугами в электронной форме. Хотя до сих пор в России население не обладает полноценными возможностями потребления государственных услуг в электронном режиме. Пределом возможностей данной системы является указание на получение информации об оформлении запрашиваемой услуги. Это определяет необходимость исследования проблем и инициирует поиск путей их решения.
Степень научной разработанности темы. Начало административной реформы вызвало научный интерес к функции органов власти по предоставлению государственных услуг и, особенно, через информационно-телекоммуникационные сети.
Степень разработанности темы исследования. Исследованием проблем правового регулирования предоставления государственных услуг занимались такие ученые, как: С.А. Борисов, С.Н. Яшин, Д.Ю. Двинских, О.В. Линник, К.А. Ткачева, М.В. Туманова, Е.В. Зазолина, М.А. Сабельникова, Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О.Ю. Дудорова, Н.А. Кандрина, Я.Н. Рязанов, О.П. Салтыков, Д.Д. Титов, А.Е. Хватов, А.С. Ваторопин, Д.В. Щигреева, А.В. Бабушкина и др.
Объект исследования – организационно-правовые и социально-экономические отношения, формирующиеся в ходе предоставления государственных услуг.
Предметом исследования является правовая система предоставления государственных услуг в РФ.
Цель выпускной квалификационной работы – на примере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области рассмотреть правовое регулирование предоставления государственных услуг в РФ и выработать предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность государственных услуг;
рассмотреть процесс формирования системы предоставления государственных услуг в РФ;
исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность по предоставлению государственных услуг в РФ.
раскрыть особенности предоставления государственных услуг в настоящее время;
проанализировать правовое регулирование оказания услуг Управлением Росреестра по Владимирской области;
проанализировать правовые проблемы предоставления государственных услуг в современном праве РФ;
сформировать рекомендации по совершенствованию процесса правового регулирования по оказанию государственных услуг в РФ.
Каждый год Интернет в России становится все более доступным, и это определяет необходимость современных инновационных способов взаимодействия государственной власти с населением по предоставлению государственных услуг.
Большинство современных мероприятий по совершенствованию системы предоставления государственных услуг связаны с ее цифровой трансформацией. Электронный формат государственных услуг имеет ряд проблем, связанных с безопасностью персональных данных и электронных подписей граждан, пересмотром административных регламентов предоставления государственных услуг на предмет возможности их предоставления в электронном виде, скоростью обновления ведомственных баз данных, стабильностью работы портала государственных услуг, а также ведомственных платформ. В результате чего возникает задача по разработке новых и совершенствования существующих мероприятий по предоставлению государственных услуг.
Сейчас государственные органы активно используют новые технологии и методы обеспечения населения государственными услугами в электронной форме. Хотя до сих пор в России население не обладает полноценными возможностями потребления государственных услуг в электронном режиме. Пределом возможностей данной системы является указание на получение информации об оформлении запрашиваемой услуги. Это определяет необходимость исследования проблем и инициирует поиск путей их решения.
Степень научной разработанности темы. Начало административной реформы вызвало научный интерес к функции органов власти по предоставлению государственных услуг и, особенно, через информационно-телекоммуникационные сети.
Степень разработанности темы исследования. Исследованием проблем правового регулирования предоставления государственных услуг занимались такие ученые, как: С.А. Борисов, С.Н. Яшин, Д.Ю. Двинских, О.В. Линник, К.А. Ткачева, М.В. Туманова, Е.В. Зазолина, М.А. Сабельникова, Г.И. Абдрахманова, Л.М. Гохберг, О.Ю. Дудорова, Н.А. Кандрина, Я.Н. Рязанов, О.П. Салтыков, Д.Д. Титов, А.Е. Хватов, А.С. Ваторопин, Д.В. Щигреева, А.В. Бабушкина и др.
Объект исследования – организационно-правовые и социально-экономические отношения, формирующиеся в ходе предоставления государственных услуг.
Предметом исследования является правовая система предоставления государственных услуг в РФ.
Цель выпускной квалификационной работы – на примере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области рассмотреть правовое регулирование предоставления государственных услуг в РФ и выработать предложения по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие и сущность государственных услуг;
рассмотреть процесс формирования системы предоставления государственных услуг в РФ;
исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность по предоставлению государственных услуг в РФ.
раскрыть особенности предоставления государственных услуг в настоящее время;
проанализировать правовое регулирование оказания услуг Управлением Росреестра по Владимирской области;
проанализировать правовые проблемы предоставления государственных услуг в современном праве РФ;
сформировать рекомендации по совершенствованию процесса правового регулирования по оказанию государственных услуг в РФ.
В результате проведенного исследования, посвященного рассмотрению правового регулирования предоставления государственных услуг в РФ и выработке предложений по его совершенствованию (на примере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области), были сделаны следующие выводы:
1. Государственная услуга представляет собой услугу, оказываемую органами исполнительной власти различных уровней, начиная с федерального и заканчивая местным, направленную на реализацию функций данных органов власти в отношении заявителя, запросившего данную услугу, и ограниченную нормами законодательства РФ.
Предоставление государственной услуги в электронной форме – это предоставление запрашиваемой услуги с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, в частности: портала государственных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и прочих средств, предполагающих, в том числе, электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Отличиями «электронной государственной услуги» от обычного понятия «государственная услуга» являются способ подачи заявки на предоставление услуги и получение результата услуги. Соответственно, в первом случае подача заявление и получение результата будут в электронном виде.
2. Значимыми события в создании и развитии системы предоставления государственных услуг в РФ является введение административной реформы в 2005 году, запуск Единого портала государственных и муниципальных услуг в 2009 году и принятие основного нормативно-правового акта, регулирующего деятельность в сфере предоставления государственных услуг - Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, в котором впервые было введено понятие «государственная услуга» и «электронная государственная услуга».
В настоящее время основными способами получения государственных услуг являются личное посещение органа государственной власти, обращение в МФЦ и использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предоставление государственных услуг через сеть «Интернет» дает больше преимуществ по сравнению с традиционной бумажной формой предоставления государственных услуг, так как сокращает время ожидания в очереди, предоставляются более короткие сроки на получение услуг и размер государственной пошлины за получение государственной услуги в электронном виде уменьшается.
3. Механизм предоставления государственных услуг в электронном виде заключается в непосредственном использовании информационно-коммуникационных технологий при осуществлении данной функции государственным органом.
В российском законодательстве закреплены требования по доступности информации и государственных электронных сервисов. Правда, анализ нормативно-правовых актов показал, что в данном вопросе существуют правовые пробелы.
Для цифровой трансформации общества должно производиться развитие нормативно-правовой базы и приоритетных технологий, составляющих поле цифровой экономики, таких как искусственный интеллект, проводиться образовательные мероприятия и популяризация государственных электронных сервисов, развиваться клиентоцентричный подход, увеличиваться финансирование в вопросах цифрового развития на отдельных территориях России.
4. Управление Росреестра по Владимирской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, функционирование которого связано с организацией единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на инфраструктуру пространственных данных.
В настоящее время основными способами получения государственных услуг являются личное посещение органа государственной власти, обращение в МФЦ и использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Основными государственными услугами, предоставляемыми Управлением Росреестра по Владимирской области, являются постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и регистрация прав и сделок на недвижимое имущество.
Подача заявления на осуществление учетно-регистрационных действий во Владимирской области осуществляется через офисы МФЦ, через выездной прием документов, а также в электронном виде через отделения банков, нотариуса, Администрацию Владимирской области и органы местного самоуправления по Владимирской области, портал Росреестра, застройщиков.
Предоставление государственных услуг через сеть «Интернет» дает больше преимущества по сравнению с бумажной формой подачи заявления на предоставление государственных услуг, так как отсутствует необходимость ожидания в очередях, предоставляются более короткие сроки на получение услуг, уменьшается размер государственной пошлины за получение государственной услуги в электронном виде.
6. Анализ правового регулирования предоставления государственных услуг в РФ на примере деятельности Управления Росреестра по Владимирской области указал на ряд правовых проблем, а именно следующих: проблема доступности государственных цифровых сервисов по техническим причинам, а также в виду некомпетентности граждан – получателей государственных услуг, ограниченности возможностей их здоровья, проблема отсутствия единых языковых стандартов и коммуникативной стратегии, проблема вытеснения цифровыми сервисами всех остальных способов получения государственных услуг, проблема осуществления обратной связи, проблема киберпреступности.
Все эти проблемы требуют своевременного решения на всех уровнях - регулирования, правоприменения, создания соответствующей инфраструктуры, внедрения культуры работы с данными в органах власти и т.д.
7. Рекомендации по совершенствованию процесса правового регулирования предоставления государственных услуг в РФ, данные нами при рассмотрении данного процесса на примере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, сводятся к следующим: взять направление на клиентооринтированность при предоставлении государственных услуг, привести к соответствию норм российского законодательства цифровые государственные сервисы, разработать единые языковые стандарты и коммуникативную стратегию, обеспечить доступность государственных услуг и сервисов для всех типов заявителей, повышать цифровую грамотность у государственных служащих и граждан РФ, обеспечить максимум безопасности цифровых сервисов.
И самое главное: до обеспечения стопроцентного показателя доступности и удобства государственных услуг в цифровом виде у пользователя должно оставаться право выбора, в каком формате он согласен получить государственную услугу.
Вся совокупность представленных рекомендаций при их полноценной и грамотной реализации будет способствовать улучшению в сфере правового регулирования предоставления государственных услуг Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области. При этом важно учитывать, что регламентация государственных услуг при всей их важности и значимости продолжает совершенствоваться и требует дальнейших мер по законодательному урегулированию и эффективности их применения.
1. Государственная услуга представляет собой услугу, оказываемую органами исполнительной власти различных уровней, начиная с федерального и заканчивая местным, направленную на реализацию функций данных органов власти в отношении заявителя, запросившего данную услугу, и ограниченную нормами законодательства РФ.
Предоставление государственной услуги в электронной форме – это предоставление запрашиваемой услуги с помощью информационно-телекоммуникационных технологий, в частности: портала государственных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и прочих средств, предполагающих, в том числе, электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.
Отличиями «электронной государственной услуги» от обычного понятия «государственная услуга» являются способ подачи заявки на предоставление услуги и получение результата услуги. Соответственно, в первом случае подача заявление и получение результата будут в электронном виде.
2. Значимыми события в создании и развитии системы предоставления государственных услуг в РФ является введение административной реформы в 2005 году, запуск Единого портала государственных и муниципальных услуг в 2009 году и принятие основного нормативно-правового акта, регулирующего деятельность в сфере предоставления государственных услуг - Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ, в котором впервые было введено понятие «государственная услуга» и «электронная государственная услуга».
В настоящее время основными способами получения государственных услуг являются личное посещение органа государственной власти, обращение в МФЦ и использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Предоставление государственных услуг через сеть «Интернет» дает больше преимуществ по сравнению с традиционной бумажной формой предоставления государственных услуг, так как сокращает время ожидания в очереди, предоставляются более короткие сроки на получение услуг и размер государственной пошлины за получение государственной услуги в электронном виде уменьшается.
3. Механизм предоставления государственных услуг в электронном виде заключается в непосредственном использовании информационно-коммуникационных технологий при осуществлении данной функции государственным органом.
В российском законодательстве закреплены требования по доступности информации и государственных электронных сервисов. Правда, анализ нормативно-правовых актов показал, что в данном вопросе существуют правовые пробелы.
Для цифровой трансформации общества должно производиться развитие нормативно-правовой базы и приоритетных технологий, составляющих поле цифровой экономики, таких как искусственный интеллект, проводиться образовательные мероприятия и популяризация государственных электронных сервисов, развиваться клиентоцентричный подход, увеличиваться финансирование в вопросах цифрового развития на отдельных территориях России.
4. Управление Росреестра по Владимирской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, функционирование которого связано с организацией единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на инфраструктуру пространственных данных.
В настоящее время основными способами получения государственных услуг являются личное посещение органа государственной власти, обращение в МФЦ и использование информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Основными государственными услугами, предоставляемыми Управлением Росреестра по Владимирской области, являются постановка недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и регистрация прав и сделок на недвижимое имущество.
Подача заявления на осуществление учетно-регистрационных действий во Владимирской области осуществляется через офисы МФЦ, через выездной прием документов, а также в электронном виде через отделения банков, нотариуса, Администрацию Владимирской области и органы местного самоуправления по Владимирской области, портал Росреестра, застройщиков.
Предоставление государственных услуг через сеть «Интернет» дает больше преимущества по сравнению с бумажной формой подачи заявления на предоставление государственных услуг, так как отсутствует необходимость ожидания в очередях, предоставляются более короткие сроки на получение услуг, уменьшается размер государственной пошлины за получение государственной услуги в электронном виде.
6. Анализ правового регулирования предоставления государственных услуг в РФ на примере деятельности Управления Росреестра по Владимирской области указал на ряд правовых проблем, а именно следующих: проблема доступности государственных цифровых сервисов по техническим причинам, а также в виду некомпетентности граждан – получателей государственных услуг, ограниченности возможностей их здоровья, проблема отсутствия единых языковых стандартов и коммуникативной стратегии, проблема вытеснения цифровыми сервисами всех остальных способов получения государственных услуг, проблема осуществления обратной связи, проблема киберпреступности.
Все эти проблемы требуют своевременного решения на всех уровнях - регулирования, правоприменения, создания соответствующей инфраструктуры, внедрения культуры работы с данными в органах власти и т.д.
7. Рекомендации по совершенствованию процесса правового регулирования предоставления государственных услуг в РФ, данные нами при рассмотрении данного процесса на примере Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области, сводятся к следующим: взять направление на клиентооринтированность при предоставлении государственных услуг, привести к соответствию норм российского законодательства цифровые государственные сервисы, разработать единые языковые стандарты и коммуникативную стратегию, обеспечить доступность государственных услуг и сервисов для всех типов заявителей, повышать цифровую грамотность у государственных служащих и граждан РФ, обеспечить максимум безопасности цифровых сервисов.
И самое главное: до обеспечения стопроцентного показателя доступности и удобства государственных услуг в цифровом виде у пользователя должно оставаться право выбора, в каком формате он согласен получить государственную услугу.
Вся совокупность представленных рекомендаций при их полноценной и грамотной реализации будет способствовать улучшению в сфере правового регулирования предоставления государственных услуг Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области. При этом важно учитывать, что регламентация государственных услуг при всей их важности и значимости продолжает совершенствоваться и требует дальнейших мер по законодательному урегулированию и эффективности их применения.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ И ЛИЦ, ПРЕТЕНДУЮЩИХ НА ЗАМЕЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2023 - Совершенствование кадровых технологий в системе муниципальной службы (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Владимирский филиал))
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023



