Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Визуальные коммуникации в формировании культуры восприятия у подростков средствами графического дизайна»

Работа №140682

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2023
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические аспекты проблемы формирования визуальной культуры 15
1.1 Категориальные понятия в теории формирования визуальной
культуры 15
1.2 Обоснование методов и системно-структурная концепция
формирования визуальной культуры у подростков 38
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию визуальной культуры средствами графического (коммуникативного) дизайна 49
2.1 Исследование специфики формирования визуальной культуры у
подростков средствами коммуникативного (графического) дизайна .... 49
2.2 Результаты исследования динамики формирования визуальной
культуры у подростков 66
Заключение 82
Список используемой литературы 86
Приложение А Констатирующий эксперимент тема: форма, шрифт и фон 90
Приложение Б Формирующий эксперимент, тема: графическая иконка - указатель 91

На сегодняшний день, развитие визуальной культуры, создает потребность в необходимости осознания феноменальности методов интенции. Создавая что-то новое в виртуальной среде, объект выражается предметно и чувственно. Возникновение визуальной культуры подразумевает отказ от «дописьменной» культуры и переход к «экранной». Способ, где присоединение сознания к информации становится феноменом. Осуществление интеллектуальной деятельностью, выступает средством управления вниманием индивидуума, методом познания. Визуальная культура приходит на смену раннекапиталистической культурной парадигме, как новому состоянию западной культуре XX в. А. Горных обозначает реализм (XVII - сер. XIX в.). Нарративный аппарат - ядро реализма, где состав специальных и формальных приемов основывается на социально­жизненном опыте индивидуума.
Английский журналист и писатель Э. Сэмпсон, осуществлял многочисленные исследования. С их помощью, ему удалось оценить роль коммуникации в жизни современного человека на сегодняшний день. Человек усваивает информацию текстовую - 7 %, голосовую - 38,0 %, визуально - 55,0%. Можно сделать вывод, что восприятие информации визуально, представляет собой новую форму современной коммуникации.
Визуальная культура (англ. Visual culture) - это академическое поле исследования, которое обычно включает в себя некоторые комбинации культурологии, истории искусства, критической теории, философии, антропологии, и фокусируется на зрительных образах. Сама по себе визуальная культура постепенно становится преобладающей формой культуры как таковой.
Сам термин «визуальная культура» связан с эпохой становления индустриального общества. Но большое воздействие на её становление оказал быстрый рост развития технологий. Благодаря таким технологиям, у человека появились возможности: быстро осваивать и воспроизводить информацию, а далее преобразовать и упаковать эту информацию с помощью ПК. На сегодняшний день, визуальная культура является востребованным предметом изучения. Это обосновывается тем, что человек лучше всего познает мир с помощью зрения. Пользователю легче усвоить информацию визуально, нежели в текстовой форме. Следует вывод, что современное бытие более визуализировано и лучше всего воспринимается в образах. Современный человек лучше всего воспринимает информацию с помощью зрения, визуально. А длительная и монотонная речь ослабляет внимание, становится важным визуальный образ, новая визуальная коммуникация.
А значит, для лучшего и правильного усвоения информации требуются те инструменты и средства, которые активизируют зрительные каналы. Вытекает вывод, что теоретический материал, подкреплённый соответственными изображениями и графикой, будет в разы эффективнее, в отличие от текста, не подкрепленный визуальной информацией. Это объясняется тем, что пропускная способность зрительного канала человека выше в 10 раз, в отличие от слуха.
Благодаря быстрому развитию форм и объектов, где может быть расположена информация, термин «визуальная культура» постоянно претерпевает изменение. А значит, содержит конкретные навыки и умения. Исследователь Ю. Ф. Катханова, рассуждает о визуальной грамотности в своих работах:
• основными визуальными элементами компьютерной графики являются точка, линия, пятно, воздух, цвет, движение;
• нестандартное мышление рождает навыки «кодирования» графическими элементами;
• получение «критической визуализации», то есть обучение навыку нестандартного подходу к предметам компьютерной графики;
• развитие способности обработки и осмысления полученных знаний.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Визуальная культура, как понятие, возникшее с развитием массовой культуры во второй половине XX века, сегодня приобретает иное значение.
Множества наук занимается проблемой развития и формирования визуальной культурой. Многие ученые пытаются определить те категориальные и методологические признаки, соответствующие наличию данной культуры у индивида.
Важнейшими факторами развития визуальной культуры становятся влияние визуальных образов на восприятие и мышление человека. Образ в конечном счете формирует то представление, которое и проявляется в его общественно-социальной и творческой деятельности.
Так, рассматривая визуальную культуры с позиции эстетики восприятия, теории изобразительного искусства, дизайна и психологии развития образного мышления, мы можем утверждать, что данная культура формируется в среде, в условиях жизни современного человека, так как создавая и потребляя информацию человек вынужден ее анализировать.
Глобализация, цифровизация, экранность и высокая скорость потребления информации способствуют тому, что у человека ослабевает способность критически мыслить и ее оценивать. Это также связано с тем изменились акценты, принципы восприятия. Такая переоценка привела к трансформации и интерпретации визуального контента. Различные средства дизайна, масс-медиа повлияли на современную картину мира, уже не позволяя сохранить баланс между искусством, творчеством, информацией и ее коммуникацией. Все это формирует новую идеологию, эстетические идеалы концепции, представления, смыслы.
Это только усиливает проблему организации пространства, в котором подросток может с ориентироваться. Множества символов и штампов современного цифрового и графического продукта только разрушают «внимательный» взгляд, оставляя чаще всего позади эстетическую сторону объекта, его информационную и конструктивную форму анализа.
Если рассматривать визуальную культуру с позиции образа, то можно сказать, что появилась новизна, но смысловая нагрузка, содержательная сторона уступила эмоциональной выразительности. Изменение восприятия примело к тому. Что подросток стал именно рассматривать визуальный образ, как визуальный текст, исключая тех связующих звеньев, которые организуют в единое пространство смысл и образ и идея.
Отсутствие эстетики и критического анализа со стороны получаемой и воспринимаемой информации приводит к слабому развитию культуры. Где культура является частью личности, ее духовно-нравственных позиций, суждений, мнения, мировоззрения и оценки.
Образовательный сектор сегодня должен по-новому соединить визуальный опыт с пониманием того что воспринимает индивид, какую информацию он поглощает.
Развитие визуальной культуры становится возможным, если индивид научится анализировать свой эмоциональный опыт, организовывать пространство используя не только технические средства, но и определять те формы художественно-эстетического которые преобладают над формальными характеристиками. Создавая индивидуальный текст личность не просто выражает себя, а учится находить те смысловые связи, которые соединяют понимание со значением превращая эстетический опыт в ценность его мышления и восприятия.
Средства культуры и масс-медиа рассредоточивают внимание подростка, становятся объектами визуальной манипуляции и клипового мышления. Данные проблемы лишь формируют фрагментарное восприятие и познание информации. Зритель оказывается в том положении, при котором сознание оказывается лишь репрезентацией информации, а не продуктивной и активной деятельностью мышления.
Это приводит к необходимости осмысления тех социально-культурных процессов, которые влияют на визуальную культуру молодого человека.
Определение нового человека, его компетенций ставит вопрос о использовании коммуникативного дизайна как средства влияющего на развитие интеллектуальной деятельности и визуальной культуры подростка.
Новое поколение, выросшее в компьютеризированную эпоху и предпочитающее быстрое получение информации, приводит к оскудению интеллектуальной широты познания и осмысления воспринимаемых образов.
...


1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие: [перевод с английского] / Рудольф Арнхейм. - Стер. изд. - Москва: Архитектура-С, 2007. - 391 с.
2. Бармина, Н. А. Формирование визуальной культуры у студентов колледжей художественного профиля в процессе изучения истории искусств: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Бармина Надежда Александровна; [Место защиты: Моск. гос. ин-т культуры]. - Москва, 2015. - 22 с.
3. Ваграменко Я. А., Апатова Н.В., Долинер Л.И., Захарова И.Г.,
Матрос Д.Ш., Машбиц Е.И., Роберт И.В., Стариченко Б.Е. Методика применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов // Екатеринбург, 2013. URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-
metodika-primeneniya-kompyuternoy-grafiki-v-pedagogicheskoy-tehnologii- aktivizatsii-uchebno-tvorcheskoy-deyatelnosti-stud (дата обращения 05.05.2023).
4. Габова, М. В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) / М. В. Габова // Человек. Культура. Образование. - 2017. - № 2(24). - С. 30-40. - EDN YODWKJ.
5. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М., Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М.: Юрайт, 2019. 180 с.
6. Иттен, И. Искусство цвета [Текст] / Иоханнес Иттен; [пер. с нем. Людмила Монахова]. - 7-е изд., испр. - Москва: Д. Аронов, 2011. - 95 с.: ил., цв. ил.; 21x21 см.;
7. Катханова, Ю. Ф. Цифровая трансформация образования как процесс обновления и новых возможностей / Ю. Ф. Катханова, Ю. К. Ишкина // Наука и образование в современном обществе: актуальные вопросы и инновационные исследования: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 января 2021 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. - С. 150-153.
8. Кононова Е. А. Развитие визуальной культуры обучающихся на основе интеграции искусств: на примере литературы и изобразительного искусства: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Кононова Екатерина Александровна; [Место защиты: Ин-т худож. образования и культурологии Рос. акад. образования]. - Москва, 2017. - 26 с.
9. Кованова И. Г. Формирование изобразительного языка пространственно-пластических искусств художника-педагога [Текст]: монография / И. Г. Кованова, В. И. Денисенко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Кубанский государственный университет. - Краснодар: КубГУ, 2018. - 233 с.
10. Курпатов, А. В. Четвёртая мировая война. Будущее уже рядом!
[Текст]: книга для интеллектуального меньшинства: абсолютно не
рекомендована тем, кто готов по любому поводу оскорбиться: [16+] / доктор Андрей Курпатов. - Санкт-Петербург: Капитал, 2019. - 389, [2] с.
11. Maiorova, Irina. (2019). The development of the visual culture of design students in shaping the spatial environment. Revista San Gregorio. 10.36097/rsan.v0i36.1227.
12. Полева Н. С. Цвет как язык живописи в психологии искусства Н.Н. Волкова / Н. С. Полева // Культурно-историческая психология. - 2007. - № 2. - С. 93-100. - EDN KDSOHR.
13. Polyudova, Elena. (2015). Визуальная культура и современное художественное образование.
14. Серикова И. А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ур. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.
15. Семин С.А. «Время коммуникаций», Издательские решения 2020г.
... всего 30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ