Введение 4
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы формирования у детей 5-6 лет представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания 9
1.1 Педагогические основы формирования у детей 5-6 лет
представлений о родном крае 9
1.2 Характеристика педагогических условий формирования
у детей 5-6 лет представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания 14
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания 23
2.1 Определение уровня сформированности у детей 5-6 лет
представлений о родном крае 23
2.2 Содержание и организация работы по реализации
педагогических условий формирования у детей 5-6 лет представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания 40
2.3 Оценка динамики уровня сформированности у детей 5-6
лет представлений о родном крае 46
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложение А Результаты исследования на констатирующем этапе .... 63
Приложение Б Материал для проведения диагностического задания 3,4 » 65
Приложение В Анкета для родителей 67
Приложение Г Календарно-тематический план проекта 68
Приложение Д Результаты исследования на контрольном этапе 71
Эффективное средство воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста - формирование чувства любви к своей Отчизне через привитие любви к родному краю.
Цель патриотического воспитания в современных условиях - это воспитание убеждённого патриота, преданного своей Родине, стремящегося беречь и приумножать культурные ценности и традициии своего народа.
Важность значения патриотического воспитания детей дошкольного возраста объясняется социально-экономическими преобразованиями, с которыми соприкоснулось нынешнее поколение.
Нормативно - правовые документы РФ такие как: «Закон об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.122012г., Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» подтверждают сегодня социальный заказ государства на воспитание граждан нашей страны в духе патриотизма, предъявляемый дошкольным образовательным учреждениям [29].
«Патриотическое воспитание с позиции С.А. Козловой, у детей дошкольного возраста представляет собой целенаправленный процесс оказания педагогического влияния, цель которого заключается в совершенствовании представлений ребенка о своем Отечестве, а также в развитии в нем чувства патриотизма» [16, с. 81].
Проблема патриотического воспитания должна быть поднята и положено начало её реализации именно в дошкольном возрасте, являющимся сенситивным для привития чувства любви к своему краю, воспитания патриотизма. Детям этого возрастного этапа свойственна эмоциональность, искренность чувств, внушаемость, доверие взрослым.
Представление - индивидуальная специфичная система отражения взаимодействий с внешним миром, характеризующееся яркостью, целостностью, панорамностью, выполняющего связующую роль между личностью, её внутренним миром и окружающей реальностью.
О необходимости сформировать ряд представлений о малой Родине, родном крае пишет В.В. Абраухова, выделяя их: «представления о природе родного края (об особенностях, климата, растительности и другое); представления о животном мире родного края (многообразие животных, птиц, насекомых, особенности их жизни и значение для малой родины); представления об истории родного города, края (представления о возникновении города, его основателях, о коренном населении, важных исторических событиях, протекавших в данном регионе, исторических личностях); представления о достопримечательностях и исторических местах родного города (о памятниках архитектуры, музейных комплексах); представления о символах региона, города (о флаге, гербе, как города, так и района, их цветовой символике)» [1, с. 64].
Научные исследования по обозначенной проблеме уходят корнями в советскую педагогику и подтверждают её остроту и необходимость решения на современном уровне в наши дни путём разработки дифференцированных подходов к детям 5-6 лет, поиска целесообразных методов, форм процесса формирования у них представлений о родном крае с позиций патриотического воспитания.
Следует отметить узконаправленное и не обладающее достаточной полнотой рассмотрение вопроса использования различных педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о родном крае в рамках патриотического воспитания в современных программах.
Особо благоприятным для формирования представлений о родном крае в плане патриотического воспитания является дошкольный период детства, в это время закладываются основы духовности, гражданственности, нравственности, в данный возрастной период дети проявляют любознательность, они полны желания познавать мир, о чем писали в своих
работах Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Н.С. Лейтес С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Многие авторы работали над рассматриваемой нами проблемой, среди них Т.М. Акинина, Л.И. Божович, Д.Б. Годовикова, Т.И. Зубкова, М.И. Лисина, М.Ю. Новицкая, В.И. Турченко, Г.И. Щукина. В трудах Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Н.В. Маклаева, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина представлены
педагогические условия генерирования у детей 5-6 лет представлений о родном крае в рамках патриотического воспитания.
...
Дошкольное детство, является самым благоприятным для формирования представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания, так как в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, о чем писали в своих работах Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, Н.С. Лейтес С.Л. Рубинштейн,
Д.Б. Эльконин.
Проблема формирования у детей 5-6 лет представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания изучалась в работах Л.И. Божович, Д.Б. Годовиковой, Т.И. Зубковой, М.И. Лисиной, Т.А. Серебряковой, Т.И. Шамова, Г.И. Щукиной. Педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания отражены в работах Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина.
Изучив особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста важно отметить, что патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста является на сегодняшний день одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения. В старшем дошкольном возрасте появляются новообразования, свидетельствующие о возможности и необходимости осуществления специальной работы по патриотическому воспитанию детей.
Задачами патриотического воспитания дошкольников являются: формирование у детей системы представлений о своей Родине и своем родном крае, воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни, включение детей в практическую деятельность по применению полученных представлений.
Мы предположили, что процесс формирования у детей 5-6 лет представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
- организация практико-ориентированного проекта «Мой большой и могучий Красноярский край», способствующего расширению представлений детей о родном крае, его достопримечательностях, культуре, традициях и обычаях жителей;
- вовлечение родителей (законных представителей) в совместную проектно-ориентированную деятельность с детьми по изучению родного Красноярского края;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы материалами и атрибутами для организации проектной деятельности патриотической направленности.
«Для экспериментального обоснования проблемы исследования мы изучили на констатирующем этапе исходный уровень сформированности у детей 5-6 лет и их родителей представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания и выяснили, что в дошкольном образовательном учреждении ведется недостаточная работа по данному направлению. В экспериментальной группе из 20 обследуемых детей 5-6 лет на момент начала исследования низкий уровень показали 6 детей (30%), в контрольной группе на момент начала исследования низкий уровень показали 4 ребенка (20%). Уровень компетентности родителей по вопросам патриотического воспитания показал высокий результат, однако они не проявили особого желания приобщать детей к народной культуре.
Мы разработали содержание формирующей работы, в основу которой был положен перспективный план реализации информационного практико ориентированного проекта: Мой большой и могучий Красноярский крайя, направленного на формирование у детей 5-6 лет представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания. Данный проект был реализован в течении 2,5 месяцев.
Результаты исследования показали, что после проведенной нами формирующей работы уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания в экспериментальной группе значительно повысился. Показатель низкого уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания снизился на 30%. Показатель среднего уровня остался таким же, как и на констатирующем этапе исследования. Показатель высокого уровня повысился на 30%. Планомерная работа в рамках проекта способствовала тому, что дети были переполнены гордостью за то, что они являются россиянами и жителями Красноярского края. Им хотелось, как можно больше узнать о своем крае, районе, селе, попутешествовать по самым известным местам. В контрольной группе показатели уровня сформированности у детей 5-6 лет представлений о родном крае в аспекте патриотического воспитания остались практически без изменений» [22].
Таким образом, в нашем исследовании цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абраухова В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В.В. Абраухова. Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. 117 с.
2. Акинина Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. М. : Перспектива, 2018. 248 c.
3. Блонский П. П. Педология. М. : Издательство Юрайт, 2021. 315 с.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. М. : Юрайт, 2020. 219 с.
5. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Комплексная диагностика уровней освоения «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией: диагностический журнал. Подготовительная группа. Волгоград : Учитель, 2019. 40 с.
6. Веракса Н. Е. Детская психология. М. : Издательство Юрайт, 2023. 429 с.
7. Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. М. : Юрайт, 2020. 254 с.
8. Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М. : Юрайт, 2020. 292 с.
9. Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб. : Питер, 2019. 480 c.
10. Гонина О. О. Психология дошкольного возраста. М. : Юрайт, 2020. 426 с.
11. Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. М. : Сфера, 2020. 112 с.
12. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. М. : Центр педагогического образования, 2018. 144 с.
13. Ежкова Н. С. Дошкольная педагогика. М. : Издательство Юрайт, 2021. 183 с.
14. Зацепина М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении. М. : Издательство Юрайт, 2021. 149 с.
15. Киселева Л. С, Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М. : АРКТИ, 2019. 96с.
...
29 источников