Введение 4
Глава 1 Значение компьютерной графики в современной системе общего образования 18
1.1 Теоретические основы использования компьютерной графики
как средство развития визуальной культуры у обучающихся 18
1.2 Компьютерная графика как инструмент развития визуальной
культуры у обучающихся 28
1.3 Разработка методической системы развития визуальной
культуры у обучающихся старшего школьного возраста средствами компьютерной графики 35
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование системы развития визуальной культуры у обучающихся старшего школьного возраста на
дисциплине изобразительного искусства 41
2.1 Ход и результаты констатирующего эксперимента 41
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 44
2.3 Ход и результаты формирующего эксперимента 55
2.4 Диагностика результатов визуальной культуры (качественный и количественный анализ) по разработанным в исследовании
критериям, соотносимым с понятием, визуальная культура 61
2.5 Результаты и анализ по разработанным в исследовании
критериям, соотносимым с понятием, визуальная культура 65
Заключение 72
Список используемой литературы 75
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента по теме:
«Построение композиции в графической программе» 83
Приложение Б Результаты формирующего эксперимента по теме:
«Информация. Графическое изображение слова» 85
Приложение В Результаты формирующего эксперимента по теме: «Создание
односторонней открытки в графическом редакторе 87
Приложение Г Результаты формирующего эксперимента по теме:
«Построение композиции в графической программе» 89
Приложение Д Ход формирующего и констатирующего экспериментов 92
Информационные технологии всё чаще можно встретить в повседневной жизни современного человека. Информационная компетентность определяет уровень образованности человека. А значит, развивать информационную культуру ребенка необходимо с начальной школы. Начальная школа является фундаментом образования, поскольку, от него зависит дальнейшая успеваемость обучающегося в цифровом мире. Ребенок должен самостоятельно принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни на сегодняшний день.
Министерство просвещения Российской Федерации издало национальный проект «Цифровая образовательная среда». Его цель: внедрить персональный компьютер в традиционную цепочку «учитель - ученик» и создать необходимые условия для занятий компьютерной графикой. Сроки реализации проекта: 01.01.2019-30.12.2024. То есть современное образование подразумевает обучение ребенка с помощью персонального компьютера.
Проблема, посвящённая компьютеризации в образовательной среде, рассмотрена Министерством образования. К ним относятся следующие федеральные программы: «Электронная Россия», «Развитие единой
образовательной среды», «Компьютер в каждую школу» и «Цифровая среда в образовании».
Творческая способность - это умение находить особенный путь, размышлять, творить и находить новые пути решения. В жизни индивидуума, мыслить нестандартно необходимо смекалкой. Благодаря ей, можно достигать поставленных целей теми ресурсами, которые не предназначены для этого.
Персональный компьютер, как инструмент в руках художника может использоваться в области художественно-графической деятельности. В связи с этим фактором, разработаны и применяются методики преподавания компьютерной графике О.В. Алешкина, Ф.Ф. Катханова.
Компьютер, как инструмент может широко использоваться в художественно-графической деятельности, в связи с этим разработаны и используются методики преподавания информатики и компьютерной графики следующими авторами: О.В. Алешкинов, О.И. Пащенко, Н.П. Ивановой, Т.С. Северовой, В.И. Сафонова, М.Е. Елочкина, Х.А. Гербекова, Ю.Ф. Катхановой, Н.А. Лепсков В.И Андреевой.
В методическом пособии А.Н. Романюк, есть определение. Что новые информационные технологии - это те технологии, которые применяются с помощью ЭВМ техники.
Благодаря появлению персонального компьютера, в традиционной системе учитель - ученик, увеличивается скорость восприятия у обучающегося. Повышается интерес и уровень познания. Но самое главное, персональный компьютер стимулирует развитие интуиции, а также образного мышления, логического мышления.
Благодаря исследованиям ученых, доказан фактор восприятия информации. Благодаря осязанию, человек может запомнить только 15 % информации. Если информация будет принята через слуховой канал, то запомнится около 25 %. Так, например, слушая монотонную речь длительное время, может ослабиться внимание слушателя. Но, если внедрить визуальную составляющую, например, презентацию - произойдет активизация внимания. Человек будет не только слышать о предмете, но и видеть его. А значит, лучше воспримет необходимую информацию.
Так, например, созерцая, усвоение информации будет продуктивной, нежели без сопровождения изображением. Это связано с тем, что информация, полученная с помощью зрительных каналов, усваивается лучше, нежели с помощью ушных каналов.
...
Информационные технологии всё чаще можно встретить в повседневной жизни современного человека. Информационная компетентность определяет уровень образованности человека. А значит, развивать информационную культуру ребенка необходимо с начальной школы. Начальная школа является фундаментом образования, поскольку, от него зависит дальнейшая успеваемость обучающегося в цифровом мире. Обучающийся должен самостоятельно принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни на сегодняшний день.
Экспериментальный класс показал высокий уровень знаний и навыков в области компьютерной графики
В ходе создания и реализации экспериментов решены поставленные задачи:
• охарактеризовано понятийно-категориальное поле исследования, сущность понятия визуальная культура, определить степень исследования проблемы формирования визуальной культуры детей старшего школьного возраста посредством компьютерной графики в системе общего образования;
• разработана, обоснована и апробирована модель методической системы, целью которой является сформировать навыки визуальной культуры у обучающихся визуальной культуры старшего школьного возраста средствами компьютерной графики;
• разработать систему заданий, выявить динамику уровня сформированности визуальной культуры у обучающихся старшего школьного возраста средствами использования компьютерной графики в образовательном процессе;
• выявить, определить и охарактеризовать уровень владения обучающимися компьютерными программами.
Процесс формирования визуальной культуры у обучающихся старшего школьного возраста средствами компьютерной графики прошел успешно, поскольку были учтены следующие факторы:
• процесс обучения построен на рефлексивной способности обучающихся анализировать и осмысливать собственные действия, поступки и установки, позволяет самостоятельно наглядно представить результат своих действий;
• создана модель методической системы, позволяющая осуществлять отбор педагогических методов, средств и форм организации педагогического процесса обучения компьютерной графики, в котором операционно-деятельностный компонент определен комплексным подходом, целями, задачами формирования визуальной культуры;
• содержательно-структурный компонент модели предусматривает различные этапы работы с обучающимися, отражающие их логику и возрастные особенности обучающихся в формировании визуальной культурой средствами компьютерной графики;
• разработана система заданий, обеспечивающая формирования визуальной культурой обучающихся средствами компьютерной графики;
• целостность процесса формирования визуальной культуры обеспечивается научно-методической системой, опирающейся на образовательные модели: развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов), рационалистической модели (П. Блум, Р. Ганье), феноменологической модели (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс), структурно-содержательной модели образования (В.И. Байденко,
Э.Ф. Зеера).
Экспериментальный класс показал высокий уровень и продемонстрировал заинтересованность в направлении «Компьютерная графика».
...
1. Алешкина О. В. Особенности факультатива по компьютерной графике для учащихся 9-х классов средней школы [Текст] / О. В. Алешкина // Молодой ученый. — 2013. — №8. — С. 367-369
2. Андреева В.И., Влазнева А.И., Калошина И.П., Кулюткина Ю.Н.
Методика применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов // Екатеринбург 2013 URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-
metodika-primeneniya-kompyuternoy-grafiki-v-pedagogicheskoy-tehnologii- aktivizatsii-uchebno-tvorcheskoy-deyatelnosti-stud (дата обращения 05.05.2022).
3. Бершадская Елена Александровна, Бершадский Михаил
Евгеньевич Когнитивные технологии в образовании // Педагогика. Психология. Философия. 2016. №3 (03). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-tehnologii-v-obrazovanii-1 (дата
обращения: 06.12.2021).
4. Бисиркин, П.М. Применение технических средств обучения в учебном процессе / П.М. Бисиркин // Научный вестник Львовского государственного университета внутренних дел. Серия психологическая. - Львов, 2008. (дата обращения: 23.12.2021)
5. Ваграменко Я. А., Апатова Н.В., Долинер Л.И., Захарова И.Г.,
Матрос Д.Ш., Машбиц Е.И., Роберт И.В., Стариченко Б.Е. Методика применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов // Екатеринбург, 2013. URL: https://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-
metodika-primeneniya-kompyuternoy-grafiki-v-pedagogicheskoy-tehnologii- aktivizatsii-uchebno-tvorcheskoy-deyatelnosti-stud (дата обращения 05.05.2022).
6. Вайнодорф-Сысоева М.Е., Пчелякова В.В. Перспективы использования цифрового следа в образовательном и научном процессах // Вестник Мининского Университета. Том 9, номер 3 (36), 2021. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46501925 (дата обращения: 05.05.2022).
7. Гербеков Х.А., Халкечева И.Т. Изучение компьютерной графики
в системе общего образования // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2017 Vol. 14 No. 4 435-441. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-kompyuternoy-grafiki-v-sisteme- obschego-obrazovaniya (дата обращения 05.05.2022).
8. Голомбински К. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики веб и мультимедиа / К. Г оломбински, Р. Хаген; Пер. с англ. Н.А. Римицан. — СПб.: Питер, 2013. — 272 c.
9. Гуссерль Э. Феноменология Гуссерля URL:
https://studopedia.ru/19_410099_fenomenologiya-e-gusserlya.html.
10. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М., Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. Учебник и практикум для академического бакалавриата / ред. Дубровская Е. А., Козлова С. А. М.: Юрайт, 2019. 180 с.
11. Елочкн М.Е. Информационные технологии в профессиональной деятельности дизайнера / М.Е. Елочкин. — М.: Academia, 2016. — 396 c.
12. Иванова Н.П. Методика применения компьютерной графики в
педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов // Теория и методика профессионального образования.
Екатеринбург, 2013. URL: https://www.dissercat.com/content/metodika-
primeneniya-kompyuternoi-grafiki-v-pedagogicheskoi-tekhnologii-aktivizatsii- uchebno/read (дата обращения 02.05.2022).
13. Катханова, Ю.Ф., Корзинова, Е.И., Игнатьев, С.Е. Визуализация учебной информации как педагогическая проблема // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. №4 (228). URL: https://cyberleninka.ru/article/nZvizualizatsiya-uchebnoy-informatsii- kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 06.12.2021).
14. Катханова, Ю. Ф. Цифровая трансформация образования как процесс обновления и новых возможностей / Ю. Ф. Катханова, Ю. К. Ишкина // Наука и образование в современном обществе: актуальные вопросы и инновационные исследования: сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 января 2021 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. - С. 150-153.
15. Корешков В. В. Развитие творческих способностей в процессе занятий компьютерной графикой: дис. .канд. пед. наук / В.В. Корешков. — М., 2002, 133 с.
... всего 48 источников