Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Развитие изобразительных навыков учащихся 5 классов в декоративно-прикладном творчестве на примере хохломской росписи деревянных изделий»

Работа №140658

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы95
Год сдачи2023
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития изобразительных навыков средствами декоративно-прикладного творчества (искусства) 15
1.1 Значение и роль декоративно-прикладного искусства хохломской росписи в образовательно-воспитательном процессе . 15
1.2 Педагогические условия и особенности развития изобразительных навыков учащихся 5 классов на уроках (занятиях)
по хохломской росписи 31
Глава 2. Экспериментальные исследования по развитию изобразительных навыков учащихся 5 классов средствами декоративно-прикладного искусства, на примере хохломской росписи 44
2.1 Анализ состояния развития изобразительных навыков учащихся 5 классов на момент констатирующего эксперимента . 44 2.2. Методика развития изобразительных навыков учащихся 5 классов на момент формирующего этапа эксперимента 57
2.3 Сравнительный анализ экспериментально-исследовательской работы по развитию изобразительных навыков учащихся 5 классов средствами декоративно-прикладного искусства, на примере хохломской росписи 68
Заключение 78
Список используемой литературы 77
Приложение А Вопросы для тестирования 83
Приложение Б Выполнение узора 84
Приложение В Образцы изделий 86
Приложение Г Процесс раскрашивания 87
Приложение Д Процесс создания эскиза 86
Приложение Е Перенос эскиза на шаблон 93
Приложение Ж Процесс выполнения итогового задания 96
Приложение И Итоговое изделие 97

В настоящее время все сложнее становится увлечь детей творчеством, а особенно, таким как художественная роспись. В эпоху цифровых технологий и больших возможностей, большой интерес у учащихся вызывают гаджеты, которые в свою очередь не способны заменить и развить у детей, творческие способности, навыки в овладении кистевой росписью в полной мере и в классическом понимании. Существует ряд технологий, которые способствуют развитию детской моторики и помогают реализовать творческие идеи, однако данные приложения не могут полноценно заменить процесс рисования настоящей кистью, к примеру, дадут представление, но не научат правильно смешивать цвета и так далее.
Родители и педагоги, разумеется, заинтересованы в развитии моторики различными способами, однако все чаще предпочтение отдается методам, которые не являются традиционными, к тому же эффективность применения современных технологий не может сравниться с эффектом от применения традиционных методов (к примеру, роспись) развития моторики у детей.
Искусство, является, пожалуй, самой важной частью личностного развития ребенка, поскольку оно формирует его эстетическое чувство и способность понимать и ценить не только искусство, но и красоту окружающей действительности. К тому же стоит сделать акцент на том, что роспись - это не просто элемент изобразительного искусства для развития моторики. Существует ряд направлений, которые активно развиваются при занятии росписью.
Во-первых, каждый вид росписи - это традиционный элемент той или иной культуры. Все орнаменты и узоры подчиняются определенной логике и имеют свою историю. То есть, изучая различные приемы росписи, ребенок активно познает традиции, причем не только своей страны (в зависимости от узора и типа росписи). Соответственно, развивается информативная база и в рамках исторических периодов, и в рамках культурных пластов разных народов, что является крайне ценными знаниями.
Во-вторых, ребенок, рисуя, развивает собственные эстетические ценности, учится видеть красоту и формировать собственное представление об искусстве на основе полученных знаний и навыков. Эстетические ценности напрямую влияют на мировосприятие ребенка, на формирование его моральных ценностей в том числе. Формирование так называемой визуальной культуры действует благотворно, повышает познавательную активность.
В-третьих, роспись положительно влияет на моторику и координацию ребенка. Мелкие движения кистью, точность нанесения узоров, тонкость линий - все это требует усидчивости и внимания. Соответственно, данные качества также активно развиваются, так как ребенок повышает концентрацию внимания и заостряет внимание на потенциальном результате для того, чтобы его добиться.
В-четвертых, развивается память. Причем в данном случае мы можем говорить о памяти разных видов, включая моторную. Соответственно, роспись - это крайне эффективный способ, который может применяться в качестве целого комплекса мер, направленных на всестороннее развитие ребенка.
Изучение хохломской росписи, то есть освоение исторических и технологических аспектов хохломской росписи, является одним из важных этапов обучения на уроках изобразительного искусства. Потому, что это удивительная модель мастерства, которая не только способствует развитию эстетических качеств, вкуса, творческих способностей, расширению кругозора и умственному развитию, но и помогает решить ряд задач, связанных с комплексным развитием ребенка.
Стоит отметить следующее: уроки изобразительного искусства активно стимулируют большую часть каналов восприятия (в зависимости от техник и материалов могут быть задействованы все каналы). Соответственно, дети одновременно могут развивать аналитическое мышление, визуальное, наглядно-образное, аудиальное.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результативным орудием формирования персоны считается общенародное живописно-практическое мастерство. Цель
общеобразовательной школы - приобщить детей к художественным традициям и тем самым способствовать их сохранению. Важной составляющей художественной культуры является национальная культура, которая наполнена своей самобытностью отличается, цветовой гаммой, образностью, информативностью, доступностью и будет понятностью для детей.
Сегодня эстетическое воспитание нуждается в качественном совершенствовании и должно быть настроено на формирование конкретных знаний, умений и навыков, без которых станет невозможным художественно­творческое развитие учащихся. Прежде всего это связано с тем, что уровень образованности и мастерства школьников должен давать возможность добиваться успеха в любой области, которые помогут развить различные навыки и самореализации в различных видах живописно-практической деятельности.
По этой причине особую роль следует уделять урокам декоративно­прикладного искусства, чтобы дети могли освоить конкретные навыки и различные техники в области декоративно-прикладного искусства и, овладев техникой ремесла, имели возможность достичь художественной культуры и общечеловеческих эстетических ценностей.
Как показало теоретическое исследование, изобразительное искусство - это прекрасный способ развития каждого ребенка. Причем в данном случае речь может идти и о физиологических элементах (моторика, координация), так и о личностных (включая психологические аспекты) - эстетическое восприятие, формирование собственного мнения и мировоззрения, а также самостоятельность, усидчивость, уровень сосредоточенности.
Также стоит говорить о том, что педагогическая среда, в рамках которой реализуется образовательный процесс, является крайне важным аспектом. В данном контексте мы обратили внимание на мнения выдающихся педагогов и сформулировали тезис о том, что наиболее эффективным подходом для обучения детей изобразительному искусству является личностно-ориентированный подход, который направлен на реализацию и раскрытие каждой маленькой личности.
Таким образом, комплексная программа по развитию изобразительных навыков является эффективной, так как по итогам ее апробации отмечена позитивная динамика и в теоретической базе, и в практических навыках. Это говорит о том, что ученики 5 классов получили довольно большой объем знаний, навыков и умений, которые активно применяли на практике в ходе выполнения творческого задания.


1. Астафьева Н.С. Тематическое и перспективное планирование по
образовательной области «Художественное творчество» / Н.С. Астафьева, С.Н. Петрова; - Москва: Центр дополнительного образования
«Восхождение»,2012. - с 47.
2. Артемьева Т.И. Способности и условия их развития [Текст]: / Т.И. Артемьева. - М., 1969. - 18 с.
3. Астахов А.И. Воспитание творчеством [Текст]: /А.И. Астахов. - М., Просвещение, 1986. - 158 с.
4. Буровкина Л. А. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения учащихся к национальной культуре [Текст] / Л.А. Буровкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 8(52). - 2007. - 308 с. ISSN 1810-0201 - С. 242-245. (0,4 п.л.).
5. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и деятельности. - М.: Педагогика, 1986.
6. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения [Текст]: / Л.В. Занков. - М., Просвещение, 1967. - 178 с.
7. История возникновения росписи по дереву [Электронный ресурс]
// Студопедия. Режим доступа:
https: //studopedia.ru/5_73819_lyubovtvoryashchaya-miri.htm
8. Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст]: учебное пособие для студентов педвузов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова; - Москва: Просвещение, 1987. - 128 с.
9. Комарова Т. С. Диагностика изобразительной деятельности детей 6-7 лет. [Текст] / Обруч. 2007. №1.24-27 с.
10. Коровина В.Я., Кучер Н.И. Народное творчество в эстетическом и нравственном воспитании учащихся. Из опыта работы школ России [Текст]: / сост. В.Я. Коровина, Н.И. Кучер. - М., 1991. - 378 с.
11. Костерин Н. П. Учебное рисование [Текст]: / Н. П. Костерин. - М., Просвещение, 1980. - 225 с.
12. Кузин В.С. Программы общеобразовательных учебных заведений в РСФСР: Изобр. искусство в 1-4 классах [Текст]: / В.С. Кузин. - М., Просвещение, 1991. - 154 с.
13. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: / В.О. Кутьев. - М., Просвещение, 1983. 223 с.
14. Ланин A.M. Программа эстетического воспитания школьников [Текст]: / A.M. Ланин. - Майкоп, 1996. - 89 с.
15. Лихачева Б.Т. Эстетическое воспитание в школе: вопросы системного подхода [Текст]: / под ред. Б.Т. Лихачева. - М., Педагогика, 1980. - 136 с.
... всего 30 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ