Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития мышления 15
1.1 Понятия и все особенности пространственного мышления 15
1.2 Методы формирования пространственного мышления у
студентов 26
1.3 Трехмерное моделирование - метод развития пространственного
мышления у студентов на основе компьютерной графики 32
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию пространственного мышления у студентов средствами трёхмерного моделирования на занятиях
декоративно-прикладной деятельности 44
2.1 Модель методической системы развития пространственного мышления у студентов 3 и 4 курса 44
2.2 Выявление начального уровня развития пространственного
мышления у студентов 3 и 4 курса 54
2.3 Экспериментальная работа по развитию пространственного
мышления у студентов 3 и 4 курса 67
2.4 Выявление динамики уровня развития пространственного
воображения у студентов 3 и 4 курса 78
Заключение 83
Список используемой литературы 88
Приложение А Констатирующий этап по модулям 91
Приложение Б Методика исследования пространственного мышления
И.С. Якиманской 92
Люди постоянно чему-то учатся, в школе, на работе, в самых разных областях жизни. В современном обществе нам не обойтись без электронных устройств. Ещё никогда в истории не было настолько легко получить доступ к такому обилию информации, как сейчас. Каждый день мы контактируем с различными гаджетами. Даже компьютерные термины прочно вошли в нашу жизнь, и наша речь заполнена словами, о которых несколько лет тому назад и не знали его смысла. Компьютерные технологии на столько укоренились в нашей жизни, что невозможно представить себе и усвоить что-то новое без них.
На сегодняшний день часто применимой компьютерной технологией является трехмерное моделирование и 3D печать. Это процесс, посредством которого создаются точные объемные модели, позволяющие сфокусироваться на форме, объеме, размере и внешнему виду в целом. Трехмерное программирование в современной жизни является очень популярным, ведь в нем можно отразить все сферы жизни человека. Оно используется в виртуальной и дополненной реальности, в киноиндустрии, в области рекламы, архитектурного дизайна, инженерии, а также в промышленности. Стремительное развитие компьютерных технологий позволяет создавать максимально реалистичные модели объекта будущих проектов, которые бывает трудно отличить от обычной картинки. 3D моделирование объектов играет важную роль в современном мире при реализации различных бизнес-процессов и успешном взаимодействии с заказчиком.
Двумерное моделирование уходит в прошлое, на смену ему приходит 3D модель, которая обладает широкими возможностями. 3D модель отображается на экране компьютера и является эффективным средством, предоставляющим пространственную информацию, с помощью которой решается широкий спектр задач. Это позволяет усовершенствованной модели работать не только с существующими объектами, а преимущественно с проектируемыми.
Нельзя не согласиться с тем, что 3D модель - это средство, которое даёт возможность создать визуализированный образ нужного объекта. Исходя из этого можно прийти к выводу, что применять 3D моделирование необходимо, когда нужен новый объект и его двухмерного изображения недостаточно для целостного восприятия. Поэтому 3D моделирование очень часто применяется при создании какого-то нового вида продукции, а также, когда его двухмерного изображения недостаточно для получения необходимой информации.
Тема 3D моделирования очень актуальна и значима и на сегодняшний день является самым передовым направлением предоставления трехмерной информации.
В последнее время 3D моделирование стало очень популярным в ювелирном деле, для удобства создания будущего ювелирного украшения сначала создаётся 3D модель на экране монитора, которую можно повернуть, рассмотреть и измерить с разных сторон.
Ранее, до принятия на вооружение привычных сегодня технологий и оборудования все изделия делались вручную. Работа над созданием коллекций ювелирных украшений начиналась с выбора концепции и стилистики, основанном на вдохновении автора. Перед тем, как создать эскизы, 3D модельер, как правило, составлял мудборд - визуализировал общее настроение всей коллекции. В так называемый мудборд входили графические изображения, фотографии, картинки, которые были необходимы для того, чтобы отразить настроение и тематику будущей коллекции. Следующим этапом было создание эскиза. В эскизе на бумаге основная концепция дизайнера воплощалась в реальные контуры.
Необходимо было разработать несколько версий одного ювелирного украшения, которые могли отличаться различными элементами дизайна, определёнными вставками, вариантами застёжки и другими деталями. Все версии эскизирования давали возможность выбрать наиболее удачный эскиз с точки зрения стилистики, художественности и функциональности. Затем по эскизу создавалась восковая модель. По завершении этого этапа создавалась восковой прототип ювелирного украшения, который потом становилась трафаретом для отливки из металла. Следующим этапом становился процесс литья в металле, а завершающим этапом создания украшений являлась обработка и закрепка драгоценных камней.
...
В соответствии с проведенным теоретическим исследованием можно сделать вывод, что процессы мышления - это естественные, но в то же время крайне сложные направления интеллектуальной деятельности каждого человека. Всего различают несколько видов и типов мышления, один из которых - пространственное мышление - один из самых актуальных для многих сфер человеческой деятельности. Данный вид мышления позволяет сформировать образ «реального» объекта, наделенного знакомыми физическими свойствами.
Также данный тип мышления перекликается с творческой составляющей мышления, так как формирование нового образа - это поиск нового решения, чем больше будет творческая составляющая, тем более нестандартным и интересным получится образ.
На сегодняшний день часто применимой компьютерной технологией является трехмерное моделирование и 3D печать. Это процесс, посредством которого создаются точные объемные модели, позволяющие сфокусироваться на форме, объеме, размере и внешнему виду в целом. Трехмерное программирование в современной жизни является очень популярным, ведь в нем можно отразить все сферы жизни человека. Оно используется в виртуальной и дополненной реальности, в киноиндустрии, в области рекламы, архитектурного дизайна, инженерии, а также в промышленности.
Стремительное развитие компьютерных технологий позволяет создавать максимально реалистичные модели объекта будущих проектов, которые бывает трудно отличить от обычной картинки. 3D моделирование объектов играет важную роль в современном мире при реализации различных бизнес-процессов и успешном взаимодействии с заказчиком.
В современной жизни высоко ценится умение создавать качественные 3D модели, но не каждый из студентов разбирается в 3D программах, а также производить с помощью модельного образа объемные объекты. На основании вышеизложенного можно сказать о том, что данная профессии будет всегда востребована.
Для владения навыками профессионального модельера, необходимы серьёзные знания о том, как создать тот или иной трёхмерный объект. Универсальные модельеры не специализируются на каком-то одном виде объектов, например, только на создании подвесов, так как обычно работодатели нанимают универсалов. Поэтому следует необходимо знать немного обо всём - о создании колец, изделий с камнями, о 3D пластике.
Студенты многие заинтересованы в получении знаний по данной отрасли, так как на сегодняшний день это востребованное направление.
Используемые методики позволяют определить степень развитости пространственного мышления студентов. Это позволяет получить объективные данные и в полной мере оценить результаты проведенного исследования.
Проводимое исследование подтвердило предложенную гипотезу и позволило решить задачи исследования, на основании которых были сделаны следующие выводы:
• исследовано пространственное мышление как вид творческой деятельности,
• описаны методы формирования пространственного мышления у студентов,
• на основе компьютерной графики рассмотрено трехмерное моделирование как метод развития пространственного мышления у студентов,
• выявлен начальный уровень развития пространственного мышления у студентов 3 и 4 курса,
• проведена экспериментальная работа по развитию
пространственного мышления у студентов 3 и 4 курса.
• выявлена положительная динамика уровня развития
пространственного воображения у студентов 3 и 4 курса.
...
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия у детей. - М.: Просвещение, 1964. - 304 с.
2. Алямовский А.А. SolidWorks 2007/2008. Компьютерное моделирование в инженерной практике / А.А. Алямовский. - М.: СПб: БХВ- Петербург, 2008. - 192 с.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие [Текст] / Р. Арнхейм- М.: «Прогресс», 1974. - с. 386.
4. Безверхова Л.П. Использование программы Blender 3d в образовательном процессе [Текст] / Л.П. Безверхова, А.В. Малков. // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. - 2014. - №11.- С. 111-115.
5. Величковский Б.М. Психология восприятия [Текст] / Б.М. Величковский В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. - М., 1973. - 215 с.
6. Вознесенская Н.В. Обучение основам 3d моделирования в среде Blender [Текст] / Н.В. Вознесенская, А.Ф. Базаркин, М.С. Дедина. // учебный эксперимент в образовании. - 2017. - №3 (83). - С. 64-69.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 98с.
8. Горбунова Л.И. Использование информационных технологий в процессе обучения [Текст] / Л.И. Горбунова, Е.А. Субботина // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 544-547.
9. Голованов Н.Н. Геометрическое моделирование / Н.Н. Голованов. - М.: [не указано], 2002. - 630 с.
10. Гриц М.А. Возможности 3В-технологий в образовании [Текст] / М.А. Гриц, А.В. Дегтярева, Д.А. Чеботарева // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2015 - №11. - С. 925-927.
11. Зинченко В.П. Исследование визуального мышления [Текст] / В.П. Зинченко // «Вопросы психологии» - 1973. - №2. - С. 56-73.
12. Знаменская Е.В. Формирование пространственных
представлений у младших школьников при изучении геометрического материала [Текст]: дис. канд. пед. Наук: 13.00.02. / Е.В. Знаменская - М., 1995. - 201 с.
13. Каплунович И.Я. Развитие структуры пространственного мышления[Текст] / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии - 1986. - № 2. - С. 56-66.
14. Каплунович И.Я. Содержание мыслительных операций в структуре пространственного мышления [Текст] / И.Я. Каплунович // Вопросы психологии - 1987. - № 6. - С. 115-122.
15. Каплунович И.Я. О структуре пространственного мышления при решении математических задач // Вопросы психологии. - 1978. - № 3. - С. 75-84.
... всего 31 источник