Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В ОБРАЗЕ СОВРЕМЕННОГО КОСТЮМА

Работа №93289

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы110
Год сдачи2016
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА. 12
1.1. История развития ювелирного искусства 12
1.2. Характеристика стилей ювелирного искусства 20
1.3. Классификация ювелирных изделий 41
ГЛАВА II. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА ХХ - НАЧАЛА XXI ВВ 46
2.1. Ювелирные украшения в костюме первой половины ХХ века 46
2.2. Ювелирные украшения в костюме второй половины ХХ века 58
2.3. Инновационные технологии в украшениях костюма XXI века 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 80
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 86
ИЛЛЮСТРАЦИИ 89
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы. В настоящее время ювелирные украшения представляют собой разнообразие стилей и направлений, сплав традиций, технологий и материалов. Стремление ювелиров к поиску и созданию оригинальных произведений направляет к тем знаниям, которые были накоплены на протяжении всей истории искусства. Историческая память и понимание стилевых особенностей традиционного ювелирного искусства крайне важно при создании новых произведений. Особенно это актуально в настоящее время, когда ювелирное искусство бурно развивается и возрождается.
Актуальность темы исследования определяется потребностями изучения и прогнозирования процессов развития современной ювелирной моды в контексте эволюции костюма в целом, рассматриваемого как важнейшее составляющее социального и культурного пространства.
Путь от замысла образа будущего изделия до его материализации должен проходить через сложную систему синтеза информации. При этом воедино увязываются все требования, предъявляемые к разрабатываемому ювелирному украшению. В первую очередь, определяются характерные особенности образа носителя, что предполагает исследование костюма. В результате вырабатывается системный подход к процессу художественного проектирования, основанный на принципах гармоничного формообразования ювелирных изделий в костюме. Следовательно, основное внимание в исследовательской работе должно быть сфокусировано на взаимосвязи ювелирных украшений и костюма в целом.
Степень изученности темы.
Костюм предполагает наличие определенной системы, к основным элементам которой относятся одежда, обувь, головной убор, аксессуары, прическа и макияж.
Системный подход к изучению костюма необходим для определения значимости отдельных его составляющих. Существует ряд научных работ [5, 10, 23, 24, 36, 51], авторы которых рассматривают вопросы взаимодействия элементов костюма. Предметами исследования в них выступают одежда, обувь и головные уборы. Малоизученным остается, вопрос о роли аксессуаров в системе «костюм» [21, 63].
«Аксессуар» (от франц. accessoireот лат. accessorius — «добавочный»). Современный «Международный словарь моды» [15] предлагает считать, что появившийся в «языке моды» довольно поздно термин «аксессуар» обозначает предметы, не относящиеся к основе костюма, а дополняющие ее.
Статья в сборнике, посвященном выставке «Costume-coutume» (музей Arts et Traditions populairs, Париж, 1987 г.) [21], рассказывает об аксессуарах в бытовом костюме Франции второй половины XIX - начала XX вв. Автор статьи предлагает к использованию классификацию всего множества аксессуаров по областям размещения:
1. аксессуары, носимые на теле;
2. аксессуары, носимые в руках;
3. аксессуары как украшения внешности.
Энциклопедия «Мода XX века» [9], предлагает следующее определение понятия аксессуар: «аксессуар - принадлежность чего-либо, вспомогательная деталь, частность, сопровождающая главное». И выделяет три основные группы аксессуаров:
1. функциональные аксессуары (головные уборы, шали, платки, шарфы);
2. функционально-декоративные аксессуары (шейные аксессуары (галстуки, платки, шарфы); поясные (пояс, курак, ремень); переносные (сумка, чемодан, кошелек, портмоне, трость, зонт, веер); для рук и ног (перчатки, варежки, чулки, колготки, носки);
3. декоративные аксессуары (ювелирные украшения).
Также подчеркивается, что аксессуары являются необходимым дополнением к костюму, придающим ему завершенность, создающим эстетическую целостность образа.
Под «аксессуарами» понимается множество объектов в костюме, не являющиеся одеждой, сочетающие утилитарную, идентификационную и декоративную функции.
В контексте данной работы интерес для исследования представляет группа аксессуаров, представленная ювелирными украшениями.
На протяжении всей истории человечества костюм и украшения
совершенствовались параллельно, оказывая взаимное влияние.
Семиотический статус ювелирных изделий, как взаимосвязанных и
взаимообусловленных с костюмом предметов, продолжал оставаться высоким. Он обладал как утилитарной, так и знаковой принадлежностью, соответствуя практическим и символическим требованиям. Но, несмотря на весомую роль, которую украшения играли в истории костюма, их генезис, эволюция, художественная и семиотическая функции недостаточно изучены.
В научной литературе ювелирные украшения неоднократно выступали в качестве объекта исследования, входя в сферу интересов специалистов целого ряда отраслей знания - этнографов, культурологов, технологов ювелирных производств, маркетологов.
В большинстве источников по истории костюма ювелирные изделия рассматриваются отдельно, в конце описания того или иного исторического периода. Но, данный подход не дает четкого представления о композиционных, структурных взаимосвязях внутри системы «костюм». Необходимо отметить, что лишь в работах, освещающих более общие вопросы истории и культуры различных народов [12], украшения и костюм выступают как цельное и единое отражение культурной среды.
Литературные источники, посвященные проблемам ювелирного искусства, можно разделить на три группы.
Первую составляют работы, посвященные истории декоративно-прикладного искусства и истории развития ювелирного искусства. В первой группе главными являются работы: Анри де Морана [32], В.Н. Корсунь [26], П.И. Уткина [57], М.М. Постниковой-Лосевой, Н.Г. Платоновой, Б.Л. Ульяновой [40-44].
Книга Анри де Морана «История декоративно-прикладного искусства» [32] представляет собой сочетание краткой истории мирового декоративно- прикладного искусства, начиная с древнейших времен до наших дней, построенной по отдельным этапам его развития и видам, и большого справочно-библиографического аппарата. Специальный раздел посвящен дизайну (автор Г.Гассио-Талабо).
Книга В.Н. Корсунь «Ювелирное искусство Древней Руси» [26] посвящена исследованию культурной традиции и преемственности золотого и серебряного дела Древней Руси в ювелирном искусстве России. Автор анализирует значения таких понятий, как традиция, преемственность, фольклор, исследуя особенности развития ювелирных школ Древней Руси. В работе приведен полный ассортимент древнерусских ювелирных украшений и представлена общая для всех орнаментальная классификация.
П.И. Уткин в книге «Русские ювелирные украшения» [57] рассказывает о русском ювелирном искусстве, останавливаясь на важнейших этапах его развития. Интересно представлено описание украшений русского костюма и влияние современной моды на развитие ювелирного дела. Книга иллюстрирована фотографиями ювелирных украшений, хранящихся в государственных художественных музеях.
Книга «Золотое и серебряное дело XV-XX вв.», написанная ведущими искусствоведами М. М. Постниковой-Лосевой, Н. Г.Платоновой, Б. Л. Ульяновой [40-44], подводит итог их многолетнего изучения ювелирного искусства. В основной части издания дается обзор исторического развития ювелирных техник, крупнейших центров ремесла, организация ювелирного дела.
Отечественные и зарубежные труды по ювелирному делу [12, 30, 34, 45]
Вторая группа научных работ носит исследовательско- энциклопедический характер. Предметом исследования в них являются ювелирные изделия в рамках существующих художественных стилей. Труды отечественных искусствоведов (М.М. Постниковой - Лосевой [44], И.Ю. Перфильевой [16], Г.Н. Габриэль, И.В. Шаталовой [61], Е.О. Плехановой [39] и других), пополняют теоретический фонд истории ювелирного искусства.
И.В. Шаталова в своей работе «Стили ювелирных украшений» [61] рассказывает об исторических художественных стилях, начиная с русского средневековья и барокко, характеризуя основные направления искусства XX века, что позволяет получить представление об их влиянии на развитие ювелирного искусства. Во второй части книги содержится краткий обзор стилевых направлений в современном ювелирном искусстве России и представлены более ста ювелирных украшений, созданных отечественными предприятиями.
М. М. Постникова-Лосева соединила в одном исследовании «Русское ювелирное искусство его центры и мастера XVI-XIX вв.» [44] историю возникновения и организации золотого и серебряного дела в России, характеристику его художественных центров, его мастеров, сочетая это с анализом эволюции форм, характером технологии и зависимостью от общеисторических условий. Главная ценность работы и ее значение заключаются в характеристике и выявлении центров русского ювелирного искусства.
Книга Е.О. Плехановой «История костюма, текстильного и ювелирного искусства» [39] посвящена изучению истории костюма и сопутствующих ему видов декоративно - прикладного искусства. В данном учебном пособии внимание уделяется основным типам исторического костюма, раскрывается закономерность развития костюмных форм, ювелирного и текстильного искусства. В книге лаконично, но полно представлен анализ этих видов искусства в контексте историко-временного подхода. Особое внимание уделено отражению в материальных формах господствующих в обществе идей и технологических достижений.
Третья группа литературных источников, посвящена роли ювелирных изделий в системе «костюм».
Из литературных источников по ювелирному искусству необходимо выделить иллюстрированный типологический словарь P.A. Ванюшовой и Б.Г. Ванюшова [13], в котором ретроспективная и современная терминология украшений представлена в контексте описания особенностей костюма различных исторических периодов.
Обзор ювелирного искусства конца XVIII - XX вв. в социокультурном контексте представлен в иллюстрированном справочнике «Ювелирное искусство» Дэвида Беннета и Даниелы Маскетти [11].
Комплексный подход к освещению вопроса роли украшений в костюме используется Г.М. Медведевой, Н.Г. Платоновой и другими в работе «Русские ювелирные украшения XVI - XX веков. Из собрания Государственного Исторического музея» [7].
В работе М.Н. Мерцаловой «Костюм разных времен и народов» [31] украшения рассматриваются с позиции общей декоративной и функциональной структуры в контексте эволюции костюма.
Богатый иллюстративный материал, представлен в работах «История костюма с XVIII по XX век. Коллекция Института Киота» и «Европейская мода. Три века» [15], что позволяет проследить взаимообусловленность развития форм и функций украшений в системе «костюм» на протяжении трех столетий.
Анализ литературных источников, посвященных взаимосвязи ювелирных изделий с костюмом показал недостаточную изученность данной темы. Существующие материалы ограничиваются сведениями лишь исторического и этнографического характера. Обнаруженный дефицит информации выдвигает необходимость создания научного исследования для выявления роли ювелирных изделий в создании образа современного костюма.
В качестве объекта исследования в работе рассматриваются украшения (ювелирные изделия, бижутерия, костюмная фурнитура) в системе «костюм» исторического и современного периодов.
Предмет исследования: ювелирные изделия как элемент современного костюма.
Цель исследования: выявление роли ювелирных изделий в создании образа современного костюма.
Хронологические и территориальные рамки: исследование основывается на изучении западноевропейских образцов ювелирных украшений женского костюма XX - XXI вв.
Задачи исследования:
• раскрыть сущность основных понятий в ювелирном искусстве;
• рассмотреть историю развития ювелирного искусства;
• охарактеризовать стили ювелирного искусства;
• изучить классификацию ювелирных украшений;
• проанализировать ювелирные украшения в костюме первой половины ХХ века;
• проанализировать ювелирные украшения в костюме второй половины
XX века;
• исследовать инновационные технологии в украшениях костюма
XXI века;
• изучить и систематизировать литературные источники, иллюстративный материал.
• разработать каталог ювелирных изделий в костюме XX-XXI вв.
Методология и методы исследования. Методологической основой являются работы искусствоведа М. М. Постниковой-Лосевой, которая подводит итог многолетнего изучения ювелирного искусства. Дает обзор исторического развития ювелирных техник, характеристику художественных центров и мастеров, историю возникновения и организации ювелирного дела, анализ эволюции форм изделий.
В исследовании была применена комплексная методика, включающая анализ исторических и социокультурных процессов. Литературно - аналитический метод, метод системного подхода, методы сравнения и аналогии, статистический метод сбора информации, искусствоведческий и стилистический анализы.
Теоретическая значимость направлена на углубление специальных знаний в области декоративно-прикладного искусства и решение задач использования ювелирных изделий в костюме, не нарушая целостного гармоничного образа.
Практическая значимость: исследование может быть использовано в художественной практике современных авторов и при разработке учебных курсов для специальных факультетов учебных заведений.
Источниковую базу исследования составили каталоги Е. Гагариной, Н.Ф. Горбачевой, А.Л. Карпун, а также произведения хранящиеся в Алмазном фонде России, в Государственном Историко-культурном заповеднике «Московский Кремль», в Государственном Историческом музее, в Государственном Эрмитаже, в Российском этнографическом музее.
Структура работы. Логика исследования обусловила структуру магистерской диссертации, состоящей из введения, двух глав, каждая из которых разделена на три параграфа, заключения, списка источников и литературы, иллюстраций и приложений.
Во введении обоснована актуальность, степень изученности темы, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, территориальные и хронологические рамки, методология и методы исследования, теоретическая и практическая значимость работы, источниковая база.
Глава первая посвящена ювелирным украшениям как виду декоративно-прикладного искусства. Раскрывается сущность основных понятий в ювелирном искусстве, рассматривается история развития ювелирного искусства, дается характеристика стилей ювелирного искусства, изучается классификация ювелирных украшений, и рассматриваются техники изготовления ювелирных украшений.
Вторая глава посвящена динамике развития ювелирного искусства ХХ - начала ХХ1 вв. Рассматриваются ювелирные украшения в костюме ХХ века и инновационные технологии в украшениях костюма ХХХ века.
В заключении подводим итоги проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с поставленными задачами, на основании изученных источников и литературы можно сделать следующие выводы.
Ювелирное искусство является одним из древнейших и широко распространенных видов декоративно прикладного искусства. Мастера сохранили и донесли до наших дней искусство обработки камня и металла, передавая свои знания и приемы. Умение обрабатывать золото дало толчок развитию ювелирного дела.
Наибольшего развития ювелирное искусство получило в античные времена в Древней Греции, Древнем Риме, в Средневековье. Ювелиры Киевской Руси прославились изделиями из золота с применением выемчатой и перегородчатой эмали. В XVI-XVII веках ювелирные изделия стали демократичнее, отображали характерные черты своего времени. XVIII век характеризуется открытием, разработкой и освоением отечественных месторождений камнесамоцветного сырья.
С эпохи Петра I и до начала XX века в русском ювелирном искусстве появляются западноевропейские закономерности.
Во второй половине XX века в ювелирном искусстве активно складываются и существуют различные школы - московская и ленинградская (петербургская) школы, заявляют о себе уральские мастера, восстанавливаются традиционные ювелирные мастерские на Волге и в Великом Устюге [16, с. 93].
Производство ювелирных украшений перешло из стадии ремесленного производства в массовое. Это увеличило количество производимых изделий, но одновременно снизило их художественную ценность.
Снизились объемы производства ювелирных изделий из золота с драгоценными камнями. Ювелиры стали использовать нетрадиционные материалы. Следствием всего этого стало исчезновение ювелирных школ и мастерских, падение художественного уровня изделий.
Исчезли сложные ансамбли ювелирных изделий. Общее количество ювелирных изделий, носимых одновременно, уменьшилось.
По общепринятым понятиям художественные стили в ювелирном искусстве соотносятся со стилями искусства в целом. В русском ювелирном искусстве появляются те же стилевые закономерности, что и в западноевропейском - барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, историзм, модерн, ар деко и стилевые направления XX века. Разнообразие стилей и стилевых направлений показывают, что традиции и новаторство в ювелирном искусстве могут развиваться параллельно.
Ювелирные изделия классифицируются по двум признакам: назначению и материалу изготовления. По материалу изготовления ювелирные украшения подразделяют на три группы: украшения из драгоценных металлов, украшения из недрагоценных металлов и украшения из неметаллических материалов.
Ювелирные украшения классифицируют также по материалу вставок и виду декоративной отделки. По материалу вставок украшения бывают: с драгоценными камнями, с полудрагоценными и поделочными камнями, без камней.
В ювелирном искусстве применяется различная техника изготовления: ковка, литье, художественная чеканка и канфаренье, тиснение, резьба или гравировка, оброн, скань (филигрань), зернь, чернь, эмали (финифть), травление, полировка, а также механические приемы обработки - штамповка, вальцовка.
За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.
Определено, что в период с 1900 по 1930 гг. формообразование ювелирных украшений и смещение зон их локализации в костюме строго подчиненно общей трансформации форм костюма. В период с 1930 по 1945 гг. на фоне динамично развивающегося костюма, от утонченного, изысканного силуэта до строгого, наблюдается тенденция сохранения формальных качеств ювелирных украшений.
В ходе изучения истории развития бижутерии выявлено, что до XX века основная цель создания украшений из недрагоценных материалов заключалась в визуальной имитации дорогостоящих изделий. В 30-х годах благодаря высокой степени мобильности бижутерия стала своеобразным проявлением авангардных тенденций в костюме, средством самовыражения художника через украшения без использования дорогостоящих металлов и камней.
Вторая половина XX века является периодом, когда в ювелирных украшениях отражается все множество стилевых направлений костюма.
Установлено, что актуальные виды ассортимента ювелирных украшений, их формы зависят от форм костюма и концепции моды каждого периода.
Анализ современного развития технологии изготовления, показал, что технологические аспекты создания ювелирных украшений оказывают существенное влияние на их формообразование. Исследование влияния инновационных технологий и материалов на форму и функциональные возможности костюма и его составляющих, показало, что ультрасовременные украшения, обладающие, благодаря интеграции в них компонентов микроэлектроники, дополнительными функциями, провоцируют модельеров на поиск новых форм, адекватных современной реальности.
В результате исследования было установлено, что к украшениям относятся комплексы изделий, используемых в качестве нательных, а также непосредственно входящих в структуру костюма.
Проведенный анализ теоретического и иллюстративного материала, содержащий информацию о ювелирных украшений в женском костюме основных периодов XX века, показал, что развитие ювелирных украшений подчиняется влиянию стилевых аспектов формообразования костюма в целом. Количество данных аспектов к концу столетия значительно увеличивается, что связано с общей тенденцией ускорения развития художественного проектирования.



1. Гагарина, Е. Cartier. Инновации XX века : каталог / Е. Гагарина, Б Форнас, М. Алиага. - М.: Фламмарион, 2007. - 168 с.
2. Горбачева, Н.Ф. Ювелирное искусство : каталог / Н.Ф. Горбачева, Л.Ф. Устьянцев, В.М. Храмцов. - М., 1984.
3. Западно-европейское прикладное искусство XVI-XVIII веков в собрании Эрмитажа: каталог выставки / Гос. Эрмитаж.- СПб.: Славия, 1996. -141с., ил.
4. Искусство Картье: каталог выставки / авт. вст. статьи В.Суслов - СПб. : ГЭ, 1992. - 135с., ил.
5. Искусство Рене Лалика: каталог выставки в Гос. Историко-культурном
музее-заповеднике «Московский Кремль» / Е. Анисимова, И. Брюнаммер, М. Фернанда [и др.]. - М. : Гос. Историко-культурный заповедник
«Московский Кремль», 2010. - 269 с., цв.ил.
6. Карпун А.Л. Русское ювелирное искусство. Вторая половина 19-20 век /
А.Л. Карпун - М.: Береста, 1994. - 196 с.: ил.
7. Русские ювелирные украшения 16-20 веков: Из собрания Государственного Исторического музея / Г. Медведева, Н. Платонова, М. Постникова-Лосева, [и др.]; худож. оформ. Г.Б. Лукашевич. - М. : Галарт, 1994. - 231 с.
Литература
8. Андерсон, Б.У. Определение драгоценных камней / Б.У. Андерсон. - М. : Мир, 1983. - 456 с.
9. Балдано, И.Ц. Мода XX века : Энциклопедия / И.Ц. Балдано. - СПб. : Эксмо, 2002. - 190 с. (с.12-13).
10. Бастов, Г.А. Художественное проектирование изделий из кожи / Г.А. Бастов. - М. : Легпромбытиздат, 1995. - 208 с.
11. Беннетт, Д. Ювелирное искусство : иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям / Д. Беннетт, Д. Маскетти ; пер. с англ. : И. Д. Голыбина. - М. : Арт-Родник, 2005. - 494 с., цв. ил.
12. Бреполь, Э. Теория и практика ювелирного дела / Э. Бреполь. - СПб. : Соло, 2000. - 527 с.
13. Ванюшов, Б.Г. Ювелирные изделия: иллюстрированный типологический словарь / Авт.-сост. Р. А. Ванюшова, Б. Г. Ванюшов. СПб. : Политехника, 2000. - 240 с.
14. Василенко, В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление /
B. М. Василенко - М. : Искусство, 1977. - 460 с.
15. Васильев, АА. Европейская мода. Три века / А.А. Васильев. - М. : Слово. 2010, - 448 с.
16. Гилодо, А.А. Мастера XXI века [Текст] / А.А. Гилодо, И. Ю. Перфильева, Е.В. Тихомирова. - М. : Бук Хаус, 2004. - 192 с., цв. ил.
17. Деменкова, А.Б. Разработка методики дизайн-проектирования головных уборов: дис. ... канд. техн. наук : 17.00.06 / А.Б. Деменкова ; Моск. гос. ун-т дизайна и технологии. - М., 2006. - 307.
18. Дронов, Д.С.Ювелирная культура: основные понятия и особенности современного развития [Текст] / Д.С. Дронов, 2012. - 105 с.
19. Ильин, М. А. Ювелирные изделия и мода / М.А. Ильин. - М. : Декоративное искусство СССР, 1959. - 25 с.
20. Каган, М.С. О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории / М.С. Каган. - Л., 1961.
21. Калашникова, О.В. Роль аксессуаров в женском светском костюме Франции 1870-1910 гг.: дис. ...канд. искусствоведения. : 17.00.04 / О. В. Калашникова ; СПб гос. худ-пром. Академия. - СПб., 2006. - 277 с.
22. Коварская, С.Я. Русские ювелирные украшения XVIII - нач. XX вв. /
C. Я.Коварская, И.Д.Костина - М. : Изобразительное искусство, 1988. - 118 с., ил.
23. Козлова, Т.В. Основы теории проектирования костюма : учеб. для вузов / Т.В. Козлова. - М.: Легпромбытиздат, 1988. - 352 с.
24. Козлова, Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи : учеб. пособ. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / Т.В. Козлова. - М. : Легпромбытиздат, 1987. - 232 с.
25. Корнилов, И. И. Ювелирные камни / И. И. Корнилов, Ю.П. Солодова. - М. : Недра, 1983. - 239 с.
26. Корсунь, В.Н. Ювелирное искусство Древней Руси: традиции мастерства: учеб. / В. Н. Корсунь. - М. : Форум, 2013. - 256 с.: ил.
27. Крюк, Г.М. Русские ювелирные украшения 16-20 веков из собрания Государственного Исторического музея / Г.М. Крюк, Н.Г. Платонова, М.М. Постникова-Лосева [и др.]. - М. : Галарт, 2001. - 400 с.
28. Куманин, В.И. Дизайн ювелирных изделий / В.И. Куманин, Е.Ю. Жижикина. - М. : МГУПИ, 2010.
29. Линч, А. Изменения в моде: причины и следствия / А. Линч, Штраусе Митчелл Д. - Минск: Гревцов Паблишер. 2009, - 101 с.
30. Марченков, В.И. Ювелирное дело / В.И. Марченков. - М. : Высш. шк., 1992. - 256 с.
31. Мерцалова, М.Н. Костюм разных времен и народов / М.Н. Мерцалова. М. : Академия Моды, 1993. - 543 с.
32. Моран, А. История декоративно-прикладного искусства / А. Моран. - М. : Искусство, 1982. - 578 с., ил.
33. Никифоров, Б.Т. Ювелирное искусство : пособие для студентов высших учебных заведений. / Б.Т. Никифоров, В.В. Чернова. Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 249 с.
34. Новиков, В.П. Книга начинающего ювелира: практическое руководство / В.П. Новиков. - СПб. : Политехника, - 2001. - 415 с.
35. Новиков, В.П. Ручное изготовление ювелирных украшений / В.П. Новиков, В.С. Павлов. - СПб. : Политехника, 1991. - 208 с., ил.
36. Петушкова, Г.И. Проектирование костюма: Учеб. для вузов / Г.И. Петушкова. - М. : Академия, 2004. - 416 с.
37. Пармон, Ф.М. Композиция костюма : учеб. пособие для вузов. 2-е изд. перераб. и доп. / Ф.М. Пармон. - М.: Легпромбытиздат, 1997. - 318 с.
38. Платонова, Ю. Ювелиры России / Ю. Платонова. - М. : Декоративное искусство СССР, 1976. - 26 с.
39. Плеханова, Е.О. История костюма, текстильного и ювелирного искусства : учебно-методическое пособие для студ. / Е.О. Плеханова. - Ижевск, 2009. - 188 с.
40. Постникова-Лосева, М. М. Изделия из драгоценных металлов / М.М. Постникова-Лосева, Ф.Я. Мишуков // «Русское декоративное искусство». - М. 1962. - Т. 1
41. Постникова-Лосева, М.М. Золотое и серебряное дело XV-XX вв. / М.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Платонова, Б.Л. Ульянова - М.: Наука, 1983.- 374с.
42. Постникова-Лосева, М.М. Изделия из драгоценных металлов / М.М. Постникова-Лосева, Н.Г. Платонова // «Русское декоративное искусство». - М. 1965. - Т. 3.
43. Постникова-Лосева, М.М. Прикладное искусство XVI—XVII вв. / М.М. Постникова-Лосева // «История русского искусства» - М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1959. - Т. 4.
44. Постникова-Лосева, М.М. Русское ювелирное искусство его центры и мастера XVI-XIX вв. / М.М. Постникова-Лосева. - М., 1974.
45. Простаков, С.В. Ювелирное дело / С.В. Простаков. - Ростов на Дону: Феникс, 2004. - 352 с.
46. Раделов, С.Ю. Драгоценные ювелирные камни / С.Ю. Раделов. - СПб. : ООО «СЗКЭО», 2011. - 144 с., ил.
47. Рассолова, Е.Ю. Принципы гармонического формообразования ювелирных украшений в системе "костюм" : дис. ... канд. тех. наук : 17.00.06 / Е.Ю. Рассолова Евгения ; Моск. гос. текст. ун-т им. А.Н. Косыгина. - М., 2011. - 140 с. ил.
48. Рассохина, С.В.Ювелирные произведения Рене Лалика в стилистике ар- нуво [Текст] / С. В. Рассохина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств : науч. журн. 2010. - с. 255. (с. 251-254.)
49. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М. : Наука, 1988. - 783 с.
50. Рыбаков, Б.А. Прикладное искусство Киевской Руси IX—XI вв. и южнорусских княжеств XII— XIII вв. / Б.А. Рыбаков // «История русского искусства». - М. : Изд-во Академии Наук СССР, 1953. Т. 1. - 256 с.
51. Савельева, И.Н. Закономерности гармонии в костюме народов России / И.Н. Савельева. - М. : Информ - Знание, 2002. - 296 с.
52. Самарин, А. Электроника, встроенная в одежду, технологии и перспективы / А. Самарин // Компоненты и технологии. - 2007, - №4, - С. 221.
53. Свирин, А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси XI-XVII веков / А.Н. Свирин. - М. : Искусство, 1972. - 188 с., ил.
54. Скурлов, В. Фаберже и русские придворные / В. Скурлов, Г. Смородинова. - М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 2001. - 336 с.: ил.
55. Смит, Г. Драгоценные камни / Г. Смит. - М. : Мир, 1980. - 588 с.
56. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно - художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учебное пособие / В.Б. Устин. - М. : ФСБ: Астрель, 2007. - 207 с.
57. Уткин, П.И. Русские ювелирные украшения / П.И. Уткин. - М. : Легкая индустрия, 1970. - 123 с.
58. Уткин, П.И. Современные ювелирные украшения и костюм / П.И. Уткин, - М. : Госбытиздат, 1963. - 31 с.
59. Флеров, А.В. Техника художественной эмали, чеканки и ковки / А.В.Флеров, М.Т.Демина, А.Н.Елизаров [и др.]. - М. : Высш. шк., 1986. - 191 с., ил.
60. Хохляйтнер, Р. Драгоценные и полудрагоценные камни / Р. Хохляйтнер. - Харьков, Белгород : Книжный клуб "Клуб семейного досуга", 2011. - 256 с., ил.
61. Шаталова, И.В. Стили ювелирных украшений / И.В. Шаталова. - М. : 6 карат, 2004. - 100 с., ил.
62. Шаталова, И.В. Ювелирное искусство народов России /И.В Шаталова,Н.Г.Полячек,Ю.Д Аксентон. - Л. : Художник РСФСР, 1974. - 360 с.
63. Шварков, А.В. Роль металлических украшений как формообразующих элементов в костюме XX - начала XXI вв. Традиции и новаторство: дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / А.В. Шварков ; СПб гос. худ. - пром. Академия. СПб. 2007. - 166 с.
64. Шуман, В. Мир Камня. Горные породы и минералы : в 2 т. / В. Шуман / пер. с нем., послесл. Е.Я. Киевленко. - М.: Мир, 1986. Т.1. - 215 с., ил.
65. Тищенко, Т.В. Ювелирное искусство России / Т.В. Тищенко. - М. : Интербук Бизнес, 2002. - 280 с.
Интернет-ресурсы
66. Драгоценные камни - истории, факты, коллекции. [Электронный ресурс] // Драгоценные камни Мира. URL:http://gems-world.ru.(Дата обращения: 31.05.2016).
67. Коллекции по культуре русского народа. [Электронный ресурс] //
Российский этнографический музей. URL:
http://www.ethnomuseum.ru/kollekcii-po-kulture-russkogo-naroda. (Дата
обращения: 31.05.2016).
68. Мастера ювелирного искусства в Петербурге. [Электронный ресурс] // Ювелирное дело. URL: http://antiques.tj. (Дата обращения: 31.05.2016).
69. Сокровища Алмазного фонда России. [Электронный ресурс] // Алмазный фонд России. URL:http://almazi.net/index.php?page=about&lang=rus.(Дата обращения: 31.05.2016).
70. Ювелирное искусство. [Электронный ресурс] // Ассоциация художников декоративных искусств. URL:http://ahdi.ru/yuvelirnoe-iskusstvo.(Дата обращения: 12.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ