Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Документальный фильм: творчество и технологии

Работа №140552

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы129
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ……………………9
1.1. Становление жанра «биографический очерк» в литературе и кино. Понятие документального биографического фильма и его виды………………………………………9
1.2. Мемориальный и юбилейный фильм как разновидность биографического фильма.....18
1.3. Современные телевизионные биографические циклы…………………………………..25
Глава II. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В БИОГРАФИЧЕСКИХ ФИЛЬМАХ…………………………………………..36
2.1. Драматургические и композиционные приемы………………………………………….37
2.2. Способы воссоздания реалий прошлого…………………………………………………54
2.3. Применение современных компьютерных технологий…………………………………63
Глава III. СОВРЕМЕННЫЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАКТОВКА ФАКТОВ И СОБЫТИЙ……………………………………………………………………72
3.1.Исторические деятели прошлого в современной экранной трактовке…………………72
3.2. Биографии выдающихся деятелей культуры и науки в современных телевизионных циклах…………………………………………………………………………………………...82
3.3. Драматизация судьбы известной личности………………………………………………90
Заключение…………………………………………………………………….101
Фильмография……………………………………………………………….104
Библиография………………………………………………………………..108
Приложения……………………………………………………………………115


В разные эпохи люди по-своему представляли то, как строить жизнь и то, как ее изображать. В Древнем Риме жизнеописания строились по систематическому принципу (сначала достоинства, потом недостатки), жития святых на Руси – по хронологическому. С появлением кинематографа стало возможным воспроизводить жизнь выдающихся личностей не только на бумаге, но и с помощью киноязыка.
Сформировавшийся общепризнанный жанр портретного фильма вобрал в себя видовое многообразие: коллективный портрет, портрет современника, фильм-биография. Работа над последним имеет специфические особенности, поскольку для создания образа героя автор вынужден обращаться к второстепенным источникам, не имея возможности прямого контакта. Однако в современных условиях развития технических средств видеофиксация событий упрощается, накапливается значительный видеоматериал (в том числе с участием героя), который может быть использован в работе. Также создается немало фильмов, посвященных известным личностям прошлого поколения, которые уже застали эпоху кино и телевидения.
Актуальность данной магистерской диссертации обуславливается повышенным интересом к истории и героям прошлого в сфере кино и телевидения. Хотя документальный биографический фильм как явление не выделяется исследователями в самостоятельный жанр, подобные фильмы занимают значительную часть телевещания федеральных телеканалов. Они существуют как в виде отдельных произведений, так и в виде форматных циклов. Появляется значительное число работ, которые рассказывают о жизни выдающихся личностей прошлого, накоплен богатый инструментарий для создания документальных биографических фильмов, и он требует осмысления.
Тема биографических фильмов затрагивалась различными исследователями в работах о портретных, исторических фильмах и в рамках других исследований, однако представляется необходимым целостное осмысление этого распространенного на современном экране явления.
Цель работы – определить существующие формы, структуры и изобразительные средства документальных биографических фильмов.
Для достижения цели потребуют решения несколько задач:
1. Выявить предпосылки появления документального биографического фильма.
2. Обозначить существующие формы отечественных документальных биографических фильмов.
3. Определить структуру и средства визуализации в подобных фильмах.
4. Выявить специфику документальных биографических телевизионных фильмов и циклов.
Объект исследования: отечественные документальные биографические фильмы.
Предмет исследования: композиционное и драматургическое решение, изобразительные средства документальных биографических фильмов.
Теоретиками и практиками кино сформирована основательная научная база исследований, посвященных документальным кино- и телефильмам. Применительно к нашей работе имеющиеся работы можно условно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся труды по истории и теории документальных фильмов, затрагивающие проблему портретного и биографического фильма (Л. Н. Джулай, С. В. Дробашенко, Г.С. Прожико, С. В. Сычев, С. А. Муратов, А.А. Пронин).
Вторая группа исследований связана с подготовительным этапом работы над фильмом: сценарий, разработка темы и пр. (А. А. Пронин М. Рабигер, В.К. Туркин)
Работы третьей группы посвящены средствам экранной выразительности в кино- и теледокументальных документальных фильмах: С.А. Муратов, В.Ф. Познин, К.Э. Разлогов, Н.Л. Горюнова, Ж.Делёз).
Изучив литературу, можно сделать вывод о том, что понятие биографического фильма разрабатывается в рамках группы портретных фильмов, вопросу описания приемов работы над документальным фильмом уделяется внимание в значительном числе работ. Данное исследование не претендует на описание всей истории документалистики. В предлагаемой работе – попытка систематизации применяемых приемов и выявление общих тенденций создания биографических фильмов.
Также мы не ставили своей целью анализ всех форм мировой биографии, а сосредоточились на отечественной телевизионной документальной продукции.
Эмпирический материал исследования составили документальные биографические фильмы, созданные отечественными авторами. Основной акцент сделан на фильмы, вышедшие в телевизионный эфир в течение последних 5-6 лет (в период с 2010 по 2016 год).
Для написания работы использовались следующие методы:
 историко-хронологический метод;
 метод сопоставительного анализа;
 метод анализа контента (для изучения художественных средств выразительности);
 метод структурного анализа (для выявления композиционных приемов в документальных биографических фильмах).
Разрабатывая стратегию анализа фильмов, мы опирались на работу Н.А. Агафоновой «Общая теория кино и основы анализа фильма». Целостный анализ по Н.А. Агафоновой включает разбор следующих элементов:
1. сюжетосложения,
2. композиции и структуры,
3. изобразительной и звуковой образности,
4. синтаксиса,
5. символико-метафорического надтекста.
Главной целью искусствоведческого анализа исследователь называет «максимально точное постижение поэтики кинополотна через выявление механизмов воздействия разноуровневых и разнопорядковых художественных слагаемых».
Гипотеза нашего исследования сводится к предположению о том, что форматирование телевизионного контента оказывает влияние на структуру биографических фильмов, в частности, драматургия и композиция тяготеют к стандартизации, а изобразительные средства – к упрощению.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, фильмографии и приложений.
Во введении представлены актуальность работы, новизна, практическая значимость, указаны цели и задачи, обозначены методы исследования, а также описаны объект, предмет и эмпирический материал работы.
В первой главе рассматривается исторический аспект вопроса, прослеживаются предпосылки появления документальных биографических фильмов, обозначаются современные экранные формы подобных работ.
Во второй главе выявлены композиционные приемы и выразительные средства, используемые в отечественных биографических фильмах. Также говорится о применении художественной реконструкции и анимации.
В третьей главе представлен сравнительный анализ документальных биографических фильмов с точки зрения построения произведений, идеологической и художественной трактовки событий и героев прошлого.
В заключении сделаны выводы по теме работы.
В фильмографии указаны все проанализированные и упомянутые в работе документальные и художественные фильмы.
К работе прилагаются интервью с режиссером-документалистом киностудии «Леннаучфильм», автором более 50-ти неигровых фильмов, в том числе биографических (о Н. М. Карамзине, Ольге Берггольц и пр.), Л. И. Шахт и кандидатом филологических наук, доцентом кафедры телерадиожурналистики ВШЖиМК СПБГУ, сценаристом документальных биографических фильмов о И. Х. Озерове, Д. И. Менделееве, А.А. Прониным.
Данная работа носит исследовательский характер и может быть использована для разработки образовательных программ специальностей, связанных с документальным кино и телевидением. Помимо этого исследование может быть интересно культурологам и искусствоведам, изучающим медиапродукцию, а также начинающим режиссерам, которые найдут в работе основы построения драматургии и множество примеров современных документальных биографических фильмов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на 14-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (11-13 марта 2015 года), где автор выступала с докладом на тему «Коллективное повествование в историко-биографическом фильме» (тезисы выступления представлены в электронном сборнике материалов конференции).
Тезисы на тему «Анимация как инструмент режиссера при создании документального биографического фильма» включены в электронный сборник «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» по итогам 15-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (9-11 марта 2016 года).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование документального биографического фильма на современном телеэкране позволяет сделать вывод о том, что форма, структура и изобразительные средства фильма просчитываются на начальном (подготовительном) этапе работы. Специфика будущего фильма во многом определяется форматом программы (если это цикл) и форматом телеканала (если фильм выпускается как самостоятельное произведение).
Сегодня появляется множество фильмов и проектов, посвященных выдающимся деятелям недавнего прошлого, в связи с чем наполнение визуального ряда упрощается: накапливаются многочисленные архивные съемки, в том числе с участием героя, находятся современники, готовые рассказать о нем. Эти обстоятельства позволяют ускорять процесс производства, и фильмы могут создаваться в течение нескольких дней (например, «фильмы-некрологи»).
В целом, для создания визуального ряда биографических фильмов используется стандартный набор средств: хроника, архивные фотографии, документы, интервью с людьми, причастными к жизни героя, а также художественные реконструкции, анимация и компьютерная графика. Игровые и анимационные вставки обогащают палитру художественно-выразительных средств, позволяют наглядно продемонстрировать события из жизни героя биографического фильма, создать атмосферу описываемой эпохи. Однако они также могут не соответствовать действительности (домысливаться) или быть неуместными в рамках выбранного киноповествования.
Киноцитаты включаются в биографические фильмы о людях творческих профессий, связанных с кино, а также о писателях (используются фильмы по произведениям писателей). Обращение к ранее известному зрителю произведению активизирует его восприятие.
Мозаичность и эклектичность содержания, характерная для современных телевизионных биографических фильмов, существующие в рамках постмодернистской эстетики, активно используются авторами и принимаются зрителем. Специфической чертой биографических телевизионных проектов становится искусственная драматизация, проявляющаяся в построении сценария, интонации закадрового голоса, воздействии на эмоции зрителей, акцентах на драматических моментах, нарастающем напряжении, рефренах.
Рассмотрение основных композиционных структур показало, что необходимость привлечения и удержания внимания зрителя требует яркого интригующего начала, так скажем, тизера. Нелинейная композиция позволяет выстраивать материал в соответствии с движением мысли автора, вне хронологии событий жизни героя, а кольцевая композиция заставляет задуматься, акцентирует внимание зрителя на каком-либо эпизоде.
Выбор повествовательной стратегии зависит от не только от замысла, но и от имеющегося визуального материала. Коллективное повествование – распространенный принцип рассказывания экранной истории, который позволяет скрыть недостаток иллюстративного материала и усилить достоверность представленной информации. Включение комментариев очевидцев жизни героя или осведомленных людей (например, биографов, историков и пр.) представляется зрителям правдоподобным, при этом смена говорящих в кадре не вызывает дискомфорта для аудитории, привычной к новостям, ток-шоу и пр.
В фильмах с монологическим повествованием проявляется тенденция доминирования текста над изображением. В связи с распространенным фоновым телесмотрением, чтобы не «вырывать» зрителя из обычных жизненных процессов, практически вся информация вкладывается в текст, и меньшее, чем раньше, значение уделяется эстетике и выразительности визуального ряда.
В данном исследовании сделан обзор современных биографических циклов, приводятся примеры драматургических, композиционных и художественных решений в конкретных фильмах. В результате работы выдвинутая гипотеза отчасти подтвердилась. Форматирование телевизионного контента действительно оказывает влияние на структуру биографических фильмов, если это цикловые программы, с заданными техническими, драматургическими и художественными параметрами или «фильмы-некрологи», строящиеся на высказываниях родных и близких, иллюстрирующие профессиональные достижения личности. Единичные авторские фильмы более разнообразны в драматургических, композиционных и изобразительных средствах.



Исследование документального биографического фильма на современном телеэкране позволяет сделать вывод о том, что форма, структура и изобразительные средства фильма просчитываются на начальном (подготовительном) этапе работы. Специфика будущего фильма во многом определяется форматом программы (если это цикл) и форматом телеканала (если фильм выпускается как самостоятельное произведение).
Сегодня появляется множество фильмов и проектов, посвященных выдающимся деятелям недавнего прошлого, в связи с чем наполнение визуального ряда упрощается: накапливаются многочисленные архивные съемки, в том числе с участием героя, находятся современники, готовые рассказать о нем. Эти обстоятельства позволяют ускорять процесс производства, и фильмы могут создаваться в течение нескольких дней (например, «фильмы-некрологи»).
В целом, для создания визуального ряда биографических фильмов используется стандартный набор средств: хроника, архивные фотографии, документы, интервью с людьми, причастными к жизни героя, а также художественные реконструкции, анимация и компьютерная графика. Игровые и анимационные вставки обогащают палитру художественно-выразительных средств, позволяют наглядно продемонстрировать события из жизни героя биографического фильма, создать атмосферу описываемой эпохи. Однако они также могут не соответствовать действительности (домысливаться) или быть неуместными в рамках выбранного киноповествования.
Киноцитаты включаются в биографические фильмы о людях творческих профессий, связанных с кино, а также о писателях (используются фильмы по произведениям писателей). Обращение к ранее известному зрителю произведению активизирует его восприятие.
Мозаичность и эклектичность содержания, характерная для современных телевизионных биографических фильмов, существующие в рамках постмодернистской эстетики, активно используются авторами и принимаются зрителем. Специфической чертой биографических телевизионных проектов становится искусственная драматизация, проявляющаяся в построении сценария, интонации закадрового голоса, воздействии на эмоции зрителей, акцентах на драматических моментах, нарастающем напряжении, рефренах.
Рассмотрение основных композиционных структур показало, что необходимость привлечения и удержания внимания зрителя требует яркого интригующего начала, так скажем, тизера. Нелинейная композиция позволяет выстраивать материал в соответствии с движением мысли автора, вне хронологии событий жизни героя, а кольцевая композиция заставляет задуматься, акцентирует внимание зрителя на каком-либо эпизоде.
Выбор повествовательной стратегии зависит от не только от замысла, но и от имеющегося визуального материала. Коллективное повествование – распространенный принцип рассказывания экранной истории, который позволяет скрыть недостаток иллюстративного материала и усилить достоверность представленной информации. Включение комментариев очевидцев жизни героя или осведомленных людей (например, биографов, историков и пр.) представляется зрителям правдоподобным, при этом смена говорящих в кадре не вызывает дискомфорта для аудитории, привычной к новостям, ток-шоу и пр.
В фильмах с монологическим повествованием проявляется тенденция доминирования текста над изображением. В связи с распространенным фоновым телесмотрением, чтобы не «вырывать» зрителя из обычных жизненных процессов, практически вся информация вкладывается в текст, и меньшее, чем раньше, значение уделяется эстетике и выразительности визуального ряда.

В данном исследовании сделан обзор современных биографических циклов, приводятся примеры драматургических, композиционных и художественных решений в конкретных фильмах. В результате работы выдвинутая гипотеза отчасти подтвердилась. Форматирование телевизионного контента действительно оказывает влияние на структуру биографических фильмов, если это цикловые программы, с заданными техническими, драматургическими и художественными параметрами или «фильмы-некрологи», строящиеся на высказываниях родных и близких, иллюстрирующие профессиональные достижения личности. Единичные авторские фильмы более разнообразны в драматургических, композиционных и изобразительных средствах.
... Всего источников – 59.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ