Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ……………………9
1.1. Становление жанра «биографический очерк» в литературе и кино. Понятие документального биографического фильма и его виды………………………………………9
1.2. Мемориальный и юбилейный фильм как разновидность биографического фильма.....18
1.3. Современные телевизионные биографические циклы…………………………………..25
Глава II. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ И ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В БИОГРАФИЧЕСКИХ ФИЛЬМАХ…………………………………………..36
2.1. Драматургические и композиционные приемы………………………………………….37
2.2. Способы воссоздания реалий прошлого…………………………………………………54
2.3. Применение современных компьютерных технологий…………………………………63
Глава III. СОВРЕМЕННЫЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ. ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТРАКТОВКА ФАКТОВ И СОБЫТИЙ……………………………………………………………………72
3.1.Исторические деятели прошлого в современной экранной трактовке…………………72
3.2. Биографии выдающихся деятелей культуры и науки в современных телевизионных циклах…………………………………………………………………………………………...82
3.3. Драматизация судьбы известной личности………………………………………………90
Заключение…………………………………………………………………….101
Фильмография……………………………………………………………….104
Библиография………………………………………………………………..108
Приложения……………………………………………………………………115
В разные эпохи люди по-своему представляли то, как строить жизнь и то, как ее изображать. В Древнем Риме жизнеописания строились по систематическому принципу (сначала достоинства, потом недостатки), жития святых на Руси – по хронологическому. С появлением кинематографа стало возможным воспроизводить жизнь выдающихся личностей не только на бумаге, но и с помощью киноязыка.
Сформировавшийся общепризнанный жанр портретного фильма вобрал в себя видовое многообразие: коллективный портрет, портрет современника, фильм-биография. Работа над последним имеет специфические особенности, поскольку для создания образа героя автор вынужден обращаться к второстепенным источникам, не имея возможности прямого контакта. Однако в современных условиях развития технических средств видеофиксация событий упрощается, накапливается значительный видеоматериал (в том числе с участием героя), который может быть использован в работе. Также создается немало фильмов, посвященных известным личностям прошлого поколения, которые уже застали эпоху кино и телевидения.
Актуальность данной магистерской диссертации обуславливается повышенным интересом к истории и героям прошлого в сфере кино и телевидения. Хотя документальный биографический фильм как явление не выделяется исследователями в самостоятельный жанр, подобные фильмы занимают значительную часть телевещания федеральных телеканалов. Они существуют как в виде отдельных произведений, так и в виде форматных циклов. Появляется значительное число работ, которые рассказывают о жизни выдающихся личностей прошлого, накоплен богатый инструментарий для создания документальных биографических фильмов, и он требует осмысления.
Тема биографических фильмов затрагивалась различными исследователями в работах о портретных, исторических фильмах и в рамках других исследований, однако представляется необходимым целостное осмысление этого распространенного на современном экране явления.
Цель работы – определить существующие формы, структуры и изобразительные средства документальных биографических фильмов.
Для достижения цели потребуют решения несколько задач:
1. Выявить предпосылки появления документального биографического фильма.
2. Обозначить существующие формы отечественных документальных биографических фильмов.
3. Определить структуру и средства визуализации в подобных фильмах.
4. Выявить специфику документальных биографических телевизионных фильмов и циклов.
Объект исследования: отечественные документальные биографические фильмы.
Предмет исследования: композиционное и драматургическое решение, изобразительные средства документальных биографических фильмов.
Теоретиками и практиками кино сформирована основательная научная база исследований, посвященных документальным кино- и телефильмам. Применительно к нашей работе имеющиеся работы можно условно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся труды по истории и теории документальных фильмов, затрагивающие проблему портретного и биографического фильма (Л. Н. Джулай, С. В. Дробашенко, Г.С. Прожико, С. В. Сычев, С. А. Муратов, А.А. Пронин).
Вторая группа исследований связана с подготовительным этапом работы над фильмом: сценарий, разработка темы и пр. (А. А. Пронин М. Рабигер, В.К. Туркин)
Работы третьей группы посвящены средствам экранной выразительности в кино- и теледокументальных документальных фильмах: С.А. Муратов, В.Ф. Познин, К.Э. Разлогов, Н.Л. Горюнова, Ж.Делёз).
Изучив литературу, можно сделать вывод о том, что понятие биографического фильма разрабатывается в рамках группы портретных фильмов, вопросу описания приемов работы над документальным фильмом уделяется внимание в значительном числе работ. Данное исследование не претендует на описание всей истории документалистики. В предлагаемой работе – попытка систематизации применяемых приемов и выявление общих тенденций создания биографических фильмов.
Также мы не ставили своей целью анализ всех форм мировой биографии, а сосредоточились на отечественной телевизионной документальной продукции.
Эмпирический материал исследования составили документальные биографические фильмы, созданные отечественными авторами. Основной акцент сделан на фильмы, вышедшие в телевизионный эфир в течение последних 5-6 лет (в период с 2010 по 2016 год).
Для написания работы использовались следующие методы:
историко-хронологический метод;
метод сопоставительного анализа;
метод анализа контента (для изучения художественных средств выразительности);
метод структурного анализа (для выявления композиционных приемов в документальных биографических фильмах).
Разрабатывая стратегию анализа фильмов, мы опирались на работу Н.А. Агафоновой «Общая теория кино и основы анализа фильма». Целостный анализ по Н.А. Агафоновой включает разбор следующих элементов:
1. сюжетосложения,
2. композиции и структуры,
3. изобразительной и звуковой образности,
4. синтаксиса,
5. символико-метафорического надтекста.
Главной целью искусствоведческого анализа исследователь называет «максимально точное постижение поэтики кинополотна через выявление механизмов воздействия разноуровневых и разнопорядковых художественных слагаемых».
Гипотеза нашего исследования сводится к предположению о том, что форматирование телевизионного контента оказывает влияние на структуру биографических фильмов, в частности, драматургия и композиция тяготеют к стандартизации, а изобразительные средства – к упрощению.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, фильмографии и приложений.
Во введении представлены актуальность работы, новизна, практическая значимость, указаны цели и задачи, обозначены методы исследования, а также описаны объект, предмет и эмпирический материал работы.
В первой главе рассматривается исторический аспект вопроса, прослеживаются предпосылки появления документальных биографических фильмов, обозначаются современные экранные формы подобных работ.
Во второй главе выявлены композиционные приемы и выразительные средства, используемые в отечественных биографических фильмах. Также говорится о применении художественной реконструкции и анимации.
В третьей главе представлен сравнительный анализ документальных биографических фильмов с точки зрения построения произведений, идеологической и художественной трактовки событий и героев прошлого.
В заключении сделаны выводы по теме работы.
В фильмографии указаны все проанализированные и упомянутые в работе документальные и художественные фильмы.
К работе прилагаются интервью с режиссером-документалистом киностудии «Леннаучфильм», автором более 50-ти неигровых фильмов, в том числе биографических (о Н. М. Карамзине, Ольге Берггольц и пр.), Л. И. Шахт и кандидатом филологических наук, доцентом кафедры телерадиожурналистики ВШЖиМК СПБГУ, сценаристом документальных биографических фильмов о И. Х. Озерове, Д. И. Менделееве, А.А. Прониным.
Данная работа носит исследовательский характер и может быть использована для разработки образовательных программ специальностей, связанных с документальным кино и телевидением. Помимо этого исследование может быть интересно культурологам и искусствоведам, изучающим медиапродукцию, а также начинающим режиссерам, которые найдут в работе основы построения драматургии и множество примеров современных документальных биографических фильмов.
Апробация результатов исследования осуществлялась на 14-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (11-13 марта 2015 года), где автор выступала с докладом на тему «Коллективное повествование в историко-биографическом фильме» (тезисы выступления представлены в электронном сборнике материалов конференции).
Тезисы на тему «Анимация как инструмент режиссера при создании документального биографического фильма» включены в электронный сборник «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» по итогам 15-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (9-11 марта 2016 года).
Исследование документального биографического фильма на современном телеэкране позволяет сделать вывод о том, что форма, структура и изобразительные средства фильма просчитываются на начальном (подготовительном) этапе работы. Специфика будущего фильма во многом определяется форматом программы (если это цикл) и форматом телеканала (если фильм выпускается как самостоятельное произведение).
Сегодня появляется множество фильмов и проектов, посвященных выдающимся деятелям недавнего прошлого, в связи с чем наполнение визуального ряда упрощается: накапливаются многочисленные архивные съемки, в том числе с участием героя, находятся современники, готовые рассказать о нем. Эти обстоятельства позволяют ускорять процесс производства, и фильмы могут создаваться в течение нескольких дней (например, «фильмы-некрологи»).
В целом, для создания визуального ряда биографических фильмов используется стандартный набор средств: хроника, архивные фотографии, документы, интервью с людьми, причастными к жизни героя, а также художественные реконструкции, анимация и компьютерная графика. Игровые и анимационные вставки обогащают палитру художественно-выразительных средств, позволяют наглядно продемонстрировать события из жизни героя биографического фильма, создать атмосферу описываемой эпохи. Однако они также могут не соответствовать действительности (домысливаться) или быть неуместными в рамках выбранного киноповествования.
Киноцитаты включаются в биографические фильмы о людях творческих профессий, связанных с кино, а также о писателях (используются фильмы по произведениям писателей). Обращение к ранее известному зрителю произведению активизирует его восприятие.
Мозаичность и эклектичность содержания, характерная для современных телевизионных биографических фильмов, существующие в рамках постмодернистской эстетики, активно используются авторами и принимаются зрителем. Специфической чертой биографических телевизионных проектов становится искусственная драматизация, проявляющаяся в построении сценария, интонации закадрового голоса, воздействии на эмоции зрителей, акцентах на драматических моментах, нарастающем напряжении, рефренах.
Рассмотрение основных композиционных структур показало, что необходимость привлечения и удержания внимания зрителя требует яркого интригующего начала, так скажем, тизера. Нелинейная композиция позволяет выстраивать материал в соответствии с движением мысли автора, вне хронологии событий жизни героя, а кольцевая композиция заставляет задуматься, акцентирует внимание зрителя на каком-либо эпизоде.
Выбор повествовательной стратегии зависит от не только от замысла, но и от имеющегося визуального материала. Коллективное повествование – распространенный принцип рассказывания экранной истории, который позволяет скрыть недостаток иллюстративного материала и усилить достоверность представленной информации. Включение комментариев очевидцев жизни героя или осведомленных людей (например, биографов, историков и пр.) представляется зрителям правдоподобным, при этом смена говорящих в кадре не вызывает дискомфорта для аудитории, привычной к новостям, ток-шоу и пр.
В фильмах с монологическим повествованием проявляется тенденция доминирования текста над изображением. В связи с распространенным фоновым телесмотрением, чтобы не «вырывать» зрителя из обычных жизненных процессов, практически вся информация вкладывается в текст, и меньшее, чем раньше, значение уделяется эстетике и выразительности визуального ряда.
В данном исследовании сделан обзор современных биографических циклов, приводятся примеры драматургических, композиционных и художественных решений в конкретных фильмах. В результате работы выдвинутая гипотеза отчасти подтвердилась. Форматирование телевизионного контента действительно оказывает влияние на структуру биографических фильмов, если это цикловые программы, с заданными техническими, драматургическими и художественными параметрами или «фильмы-некрологи», строящиеся на высказываниях родных и близких, иллюстрирующие профессиональные достижения личности. Единичные авторские фильмы более разнообразны в драматургических, композиционных и изобразительных средствах.
Исследование документального биографического фильма на современном телеэкране позволяет сделать вывод о том, что форма, структура и изобразительные средства фильма просчитываются на начальном (подготовительном) этапе работы. Специфика будущего фильма во многом определяется форматом программы (если это цикл) и форматом телеканала (если фильм выпускается как самостоятельное произведение).
Сегодня появляется множество фильмов и проектов, посвященных выдающимся деятелям недавнего прошлого, в связи с чем наполнение визуального ряда упрощается: накапливаются многочисленные архивные съемки, в том числе с участием героя, находятся современники, готовые рассказать о нем. Эти обстоятельства позволяют ускорять процесс производства, и фильмы могут создаваться в течение нескольких дней (например, «фильмы-некрологи»).
В целом, для создания визуального ряда биографических фильмов используется стандартный набор средств: хроника, архивные фотографии, документы, интервью с людьми, причастными к жизни героя, а также художественные реконструкции, анимация и компьютерная графика. Игровые и анимационные вставки обогащают палитру художественно-выразительных средств, позволяют наглядно продемонстрировать события из жизни героя биографического фильма, создать атмосферу описываемой эпохи. Однако они также могут не соответствовать действительности (домысливаться) или быть неуместными в рамках выбранного киноповествования.
Киноцитаты включаются в биографические фильмы о людях творческих профессий, связанных с кино, а также о писателях (используются фильмы по произведениям писателей). Обращение к ранее известному зрителю произведению активизирует его восприятие.
Мозаичность и эклектичность содержания, характерная для современных телевизионных биографических фильмов, существующие в рамках постмодернистской эстетики, активно используются авторами и принимаются зрителем. Специфической чертой биографических телевизионных проектов становится искусственная драматизация, проявляющаяся в построении сценария, интонации закадрового голоса, воздействии на эмоции зрителей, акцентах на драматических моментах, нарастающем напряжении, рефренах.
Рассмотрение основных композиционных структур показало, что необходимость привлечения и удержания внимания зрителя требует яркого интригующего начала, так скажем, тизера. Нелинейная композиция позволяет выстраивать материал в соответствии с движением мысли автора, вне хронологии событий жизни героя, а кольцевая композиция заставляет задуматься, акцентирует внимание зрителя на каком-либо эпизоде.
Выбор повествовательной стратегии зависит от не только от замысла, но и от имеющегося визуального материала. Коллективное повествование – распространенный принцип рассказывания экранной истории, который позволяет скрыть недостаток иллюстративного материала и усилить достоверность представленной информации. Включение комментариев очевидцев жизни героя или осведомленных людей (например, биографов, историков и пр.) представляется зрителям правдоподобным, при этом смена говорящих в кадре не вызывает дискомфорта для аудитории, привычной к новостям, ток-шоу и пр.
В фильмах с монологическим повествованием проявляется тенденция доминирования текста над изображением. В связи с распространенным фоновым телесмотрением, чтобы не «вырывать» зрителя из обычных жизненных процессов, практически вся информация вкладывается в текст, и меньшее, чем раньше, значение уделяется эстетике и выразительности визуального ряда.
В данном исследовании сделан обзор современных биографических циклов, приводятся примеры драматургических, композиционных и художественных решений в конкретных фильмах. В результате работы выдвинутая гипотеза отчасти подтвердилась. Форматирование телевизионного контента действительно оказывает влияние на структуру биографических фильмов, если это цикловые программы, с заданными техническими, драматургическими и художественными параметрами или «фильмы-некрологи», строящиеся на высказываниях родных и близких, иллюстрирующие профессиональные достижения личности. Единичные авторские фильмы более разнообразны в драматургических, композиционных и изобразительных средствах.
... Всего источников – 59.