Введение 3
1 Теоретические основы создания онлайн-курса по дисциплине «Информационные системы и технологии» 6
1.1 Анализ литературы и интернет-источников, посвященных разработке онлайн-курса 6
1.2 Общие сведения об онлайн-курсе 7
1.3 Требования к онлайн-курсу и его интерфейсу 16
1.4 Обоснование выбора средства разработки онлайн-курса 19
1.5 Анализ рабочей программы дисциплины 24
1.6 Анализ литературы и интернет-источников по дисциплине «Информационные системы и технологии» 29
Заключение 32
Список литературы 34
В современном обществе информация играет ключевую роль в его развитии, а информационные системы и технологии (ИСиТ) являются средством для улучшения производительности, эффективности и качества работы сотрудников. Однако их применение не ограничивается лишь областями управления, финансов и производства. Они также находят широкое применение в других сферах, таких как образование и медиаиндустрия.
В образовании информационные системы и технологии играют важную роль в улучшении процессов обучения и доступа к знаниям. Они позволяют эффективно управлять учебными материалами, создавать интерактивные образовательные платформы, обеспечивать дистанционное обучение и персонализированный подход к ученикам.
В медиаиндустрии информационные системы и технологии также играют значительную роль. Они обеспечивают управление контентом, цифровую дистрибуцию, аналитику и взаимодействие с аудиторией. С помощью информационных систем создаются и управляются интерактивные платформы, социальные сети и другие цифровые медиа-ресурсы.
Использование современных информационных систем и технологий имеет огромное значение и в профессиональной деятельности людей. Под информационной технологией понимается упорядоченная совокупность формализованных методов переработки, изменения состояния, свойств и качественной формы проявления информации, а также методов тиражирования, распространения, хранения и использования информации, осуществляемых в процессе целенаправленной общественно производственной деятельности [1].
Важно, чтобы каждый пользователь мог получать доступ к необходимой информации и умел обрабатывать ее таким образом, чтобы выполнять свои профессиональные задачи. Поэтому обучение будущих специалистов использованию информационных систем и технологий должно начинаться уже в вузе.
Развитие информационных систем и технологий требует постоянной модернизации учебных материалов, чтобы они отражали актуальные знания и умения, а также использовали современные методы и средства обучения. Для обучения использованию ИСиТ эффективно применять современные средства обучения, такие как онлайн-курс.
Онлайн-курс является формой обучения, предоставляемой через интернет, которая предлагает структурированный набор учебных материалов и ресурсов для приобретения знаний и навыков в определенной области.
Онлайн-курсы могут использоваться при очном и заочном обучении, их можно использовать для самостоятельной работы и дистанционного образования. Поэтому онлайн-курсы становятся незаменимым помощником для преподавателя, принимая на себя всю сложную работу, как при предоставлении нового материала, так и при проверке знаний обучающихся.
В онлайн-курсе содержатся текстовые, графические, анимационные и видеоматериалы. Он часто включает большую часть необходимого материала для освоения дисциплины, собранного в одном месте. Преимущество такого подхода заключается в том, что студенту не нужно тратить время на поиск информации в различных источниках. Кроме того, учебное пособие может содержать тестовые задания для самопроверки усвоенных знаний.
В учебном плане направления подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии присутствует дисциплина «Информационные системы и технологии», профиль подготовки «Информационные технологии в медиаиндустрии». Для успешного изучения этой дисциплины необходимы средства обучения, которые постоянно актуализируются, развиваются и дорабатываются.
Онлайн-курс может стать таким средством, обладая высокой наглядностью представляемого материала, связью различных компонентов и возможностью его дополнения и развития. Онлайн-курс также характеризуется высокой комплексностью и интерактивностью, что делает учебный процесс увлекательным, ярким и в конечном итоге более продуктивным.
Объектом исследования является процесс обучения студентов направления подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии профилизации «Информационные технологии в медиаиндустрии» дисциплине «Информационные системы и технологии» посредством онлайн-курса.
Предметом исследования является содержание дисциплины «Информационные системы и технологии», направления подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии профилизации «Информационные технологии в медиаиндустрии».
Целью курсовой работы является разработка онлайн-курса «Информационные системы и технологии».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ различных источников, посвященных теме.
2. Провести анализ рабочей программы дисциплины «Информационные системы и технологии».
3. Отобрать и структурировать материал для онлайн-курса.
4. Разработать лекционные занятия, лабораторные работы, медиа материалы и средства контроля.
5. Выбрать и настроить платформу для реализации онлайн-курса.
В рамках данной курсовой работы был разработан онлайн-курс по дисциплине «Информационные системы и технологии». Целью работы было создать инструмент, который бы максимально удовлетворял потребности студентов в обучении данной дисциплины, обеспечивая наглядность, интерактивность и комплексность представляемого материала.
В процессе разработки была выбрана и использована система электронного обучения Moodle, которая предоставляет удобные инструменты для создания интерактивных учебных материалов. Это позволило создать онлайн-курс, содержащий текстовые и графические материалы, а также тестовые задания.
Ключевыми преимуществами разработанного онлайн-курса являются его высокая наглядность, возможность взаимосвязи различных компонентов и способность к дополнению и развитию. Благодаря использованию платформы Moodle, была обеспечена интерактивность и аналитика, позволяющая преподавателям отслеживать прогресс студентов и адаптировать материалы под их потребности.
Онлайн-курс по дисциплине «Информационные системы и технологии» представляет собой ценный инструмент, способствующий более эффективному и увлекательному учебному процессу. Оно позволяет студентам удобно и систематизировано усваивать необходимый материал, проводить самопроверку и повышать свою мотивацию.
Таким образом, разработанный онлайн-курс является ценным вкладом в область образования, предоставляя студентам современный и интерактивный инструмент для изучения дисциплины «Информационные системы и технологии». Результаты работы могут быть использованы преподавателями для улучшения качества обучения и повышения академических достижений студентов.
В ходе выполнения курсовой работы, поставленные задачи были выполнены, а именно:
1. Проведен анализ различных источников, посвященных теме.
2. Проведен анализ рабочей программы дисциплины «Информационные системы и технологии».
3. Отобран и структурирован материал для онлайн-курса.
4. Разработаны лекционные занятия, лабораторные работы и средства контроля.
5. Выбрана и настроена платформа для реализации онлайн-курса.
1. Зайцев, А. В. Информационные системы в профессиональной деятельности: учебное пособие / А. В. Зайцев. Москва: РАП, 2013. 180 с. Текст: непосредственный.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71787574/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 10.10.2023)
3. Федотова, Е. Л. Информационные технологии и системы: учебное пособие / Е. Л. Федотова. Москва: ИНФРА-М, 2013. 352 с. Текст: непосредственный.
4. Гвоздева, В. А. Информатика, автоматизированные информационные технологии и системы: учебник / В. А. Гвоздева. Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2012. 544 с. Текст: непосредственный.
5. Гагарина, Л. Г. Информационные технологии: учебное пособие / Л. Г. Гагарина, Я. О. Теплова, Е. Л. Румянцева, А. М. Баин; под ред. Л. Г. Гагариной. Москва: ИНФРА-М, 2019. 320 с. Текст: непосредственный.
6. Голицына, О. Л. Информационные системы: учебное пособие / О. Л. Голицына, Н. В. Максимов, И. И. Попов. Москва: ИНФРА-М, 2007. 496 с. Текст: непосредственный.
7. Федотова, Е. Л. Информационные технологии в науке и образовании: учебное пособие / Е. Л. Федотова, А. А. Федотов. Москва: ИНФРА-М, 2019. 335 с. Текст: непосредственный.
8. Бугайчук, К. Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы / К. Л. Бугайчук. Текст: непосредственный // Высшее образование в России. 2013. №3. С. 148-155.
9. Гречушкина, Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация Массовые открытые дистанционные курсы: история, типология, перспективы / Н. В. Гречушкина. Текст: непосредственный // Высшее образование в России. 2018. №6. С. 126-134.
10. Добрица, В. П. Особенности разработки онлайн-курса / В. П. Добрица, Т. В. Иванова. Текст: непосредственный // Вестник МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». 2022. С. 63-66.
11. Андреев, А. А. Оценка качества онлайн-курсов / А. А. Андреев. Текст: непосредственный // Территория науки. 2025. № 1. С. 20-25.
12. Альберт Д. И. Macromedia Flash Professional 8. Справочник дизайнера / Д. И. Альберт, Е. Э. Альберт. Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2016. 544 с. Текст: непосредственный.
13. ГОСТ Р 7.0.83-2013. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения. Москва: Стандартинформ, 2019. 19 с. (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Текст: непосредственный.
14. Сообщество русскоязычных пользователей Moodle. URL: https://moodle.org/course/view.php?id=25#section-0. Текст: электронный.
15. Алышова Э. Х. Разработка некоторых упражнений по теме «Алгебраические выражения» на платформе STEPIK / Э. Х. Алышова, Ю. В. Жулидова. Екатеринбург: Изд-во Тих. гос. ун-та, 2022. 6 с. Текст: непосредственный.