Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия (Многопрофильная Академия непрерывного образования)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 5
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с недостатками слухового и зрительного восприятия 6
1.1.1. Общая характеристика детей дошкольного возраста с недостатками слухового восприятия 8
1.1.2. Общая характеристика детей дошкольного возраста с недостатками зрительного восприятия 11
1.2. Анализ программ дошкольного образования для детей с нарушениями слуха и зрения 13
1.2.1. Анализ программы для детских садов I-II вида (слабослышаших) 13
1.2.2. Анализ образовательной программы для детей с недостатками зрительного восприятия 17
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХОВОГО И ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 23
2.1. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового восприятия 23
2.2. Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками зрительного восприятия 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 42
С введением инклюзивного образования в России, в группах детского сада увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Большинству детей с ОВЗ (80%) не подходит общая образовательная программа детского сада, воспитатели и специалисты (психологи, логопеды, инструкторы по физической культуре, ИЗО – руководители) сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и воспитательного процесса [7, с. 16]. В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено: «… содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» [30, с. 27]. В связи с этим, для получения дошкольного образования детьми с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях должны разрабатываться соответствующие адаптированные основные образовательные программы (отдельными документами) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей.
Изучение методики организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия имеет большую актуальность и важность в современном образовательном и социальном контексте в связи с тем, что: во-первых, уже несколько десятилетий в развитых странах наблюдается переход от сегрегационной модели образования, где дети с особыми потребностями учатся отдельно от других детей, к инклюзивной модели, где они включены в общую образовательную среду. При этом для успешной реализации инклюзии необходимы различные методики, учитывающие потребности и особенности таких детей; во-вторых, методики работы с детьми с недостатками слухового и зрительного восприятия помогают улучшить качество образования для всех детей. Разработка специальных методик организации учебного процесса, общения и взаимодействия позволяет достичь эффективного обучения и коммуникации для детей с разными потребностями и способностями; в-третьих, изучение методики организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия помогает снизить социальную изоляцию и стигматизацию таких детей. Хорошо разработанные методики позволяют им активно участвовать в общественной жизни, общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми; в-четвертых, работа с детьми с недостатками слухового и зрительного восприятия, основанная на методиках, позволяет улучшить их качество жизни и помогает им развивать свои потенциалы и способности. Они получают возможность развивать коммуникативные навыки, учиться новым знаниям и навыкам, осваивать профессиональные навыки, что помогает им стать активными и самостоятельными членами общества.
В современном мире все больше признается необходимость создания равных возможностей для всех детей, включая тех, у которых есть недостатки слухового и зрительного восприятия. Изучение методики организации различных видов деятельности, общения и обучения для таких детей является необходимым шагом для достижения этой цели и создания справедливого и равноправного образовательного и социального пространства.
Проблема обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и зрения нашла свое отражение в работах Р.М. Брскис, Л.А. Головчиц, Л.И. Плаксиной и др. Проблема организации коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слухового и зрительного восприятия раскрыта Н.А. Белой, О.А. Казаковой, Е.А. Орловой, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.
Цель: заключается в изучении методики организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия.
Объектом исследования является процесс организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия.
Предметом исследования является методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия.
Гипотезой исследования выступает предположение о том, что основу методики организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия составляют такие условия, как создание специальной коррекционно-развивающей среды, осуществление индивидуального подхода; подбор методов и приемов с учетом дефекта ребенка.
Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1) Дать общую характеристику детям дошкольного возраста с нарушениями слухового и зрительного восприятия.
2) Проанализировать образовательную программу для детей с нарушениями слуха и зрения.
3) Описать методику организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового восприятия.
4) Обосновать методику организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками зрительного восприятия.
Методы исследования в работе – анализ научно-методической литературы и анализ литературных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения и списка информационных источников.
Недостатки слухового восприятия у детей дошкольного возраста – это нарушения, которые связаны с недостаточным развитием слуховой системы у детей дошкольного возраста в результате различных факторов. Дети затрудняются в распознавании и различении звуков, а также в понимании речи. Это может быть связано с недостаточным развитием аудиторных нервов или дефектами во внутреннем ухе. Дошкольники с недостатками слухового восприятия испытывают трудности в осознании и понимании речи, а также в осуществлении речевой передачи. Это может быть связано с нарушениями в работе центральной нервной системы или с задержкой развития речи. Дошкольники с недостатками слухового восприятия испытывают трудности в распознавании и классификации звуков окружающей среды, что может усложнять их адаптацию и обучение.
Недостатки зрительного восприятия у детей дошкольного возраста – это нарушения или отклонения от нормального функционирования зрительной системы. Они могут быть вызваны различными факторами, включая нарушения структуры глаза, недостаток или избыток света, нарушения функций зрительного нерва и другие проблемы. Дети с недостатками зрительного восприятия могут испытывать затруднения с четким видением и различием деталей, что может влиять на их способность учиться и развиваться.
Методика организации различных видов деятельности, общения и обучения детей с недостатками слухового и зрительного восприятия играют огромную роль в их развитии. Через использование специальных техник и подходов, педагоги и специалисты могут сделать обучение и адаптацию этих детей более эффективными и комфортными.
Первостепенной задачей в работе с детьми с недостатками слухового и зрительного восприятия является создание безопасной и поддерживающей среды. Важно учесть индивидуальные потребности каждого ребенка, учитывая их специальные потребности в восприятии информации. Подход, основанный на эмпатии и понимании, помогает строить доверительные отношения между учителем и ребенком, что является важной основой для успешного обучения. При работе с детьми с недостатками слухового и зрительного восприятия, следует использовать разнообразные методики обучения и коммуникации. Включение мультимедийных технологий, таких как видеоуроки с субтитрами, аудиокниги, рисунки и графики, позволяет детям получать информацию различными способами, улучшая их понимание и усваивание материала.
Необходимо отметить, что успешное обучение и адаптация детей с недостатками слухового и зрительного восприятия зависят от того, насколько хорошо все сотрудники образовательных учреждений осознают их особенности. Обучение учителей и специалистов в области специального образования, распространение информации о новейших исследованиях и методиках являются важными шагами на пути к более успешной адаптации и интеграции этих детей в общество.
Вцелом, работа с детьми с недостатками слухового и зрительного восприятия требует тщательного планирования и индивидуального подхода. Однако, с помощью правильных методик и поддержки, эти дети имеют возможность достичь высокого уровня развития и успешно интегрироваться в общество.
Итак, в ходе исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Акуленко Л.С. Развитие зрительной функции у детей с нарушениями зрения // Психолого-педагогические основы работы с детьми с нарушениями зрения : сборник научных трудов. – М., 2020. – С. 45-48.
2. Арушанова А.Г. Коммуникативно-речевое развитие слабослышащих дошкольников в условиях инклюзивного образования / А.Г. Арушанова, С.С. Коренблит, Е.С. Рычагова // Детский сад: теория и практика. – 2015. – № 6 (54). – С. 90-99.
3. Белая Н.А. Психолого-педагогические условия развития речевого общения слабослышащих дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03 / Белая Наталья Алексеевна. – М., 2016. – 26 с.
4. Бойко Л.С. Особенности коррекционной работы с дошкольниками с нарушением слуха // Современная дошкольная педагогика. – 2020. – Т. 10. – № 1. – С. 25-32.
5. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. – М. : Советский спорт, 2004. – 304 с.
6. Быкова Н.Г. Особенности коррекционной работы с дошкольниками с нарушением зрения // Журнал практического психолога. – 2021. – № 2. – С. 32-36.
7. Володина Т.И. Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения в системе дошкольного образования // Вестник дошкольного образования. – 2023. – № 1. – С. 15-20.
8. Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003. – 654 с.
9. Головкина Е.А. Познавательное развитие дошкольников с нарушением зрения // Психолого-педагогические аспекты работы с детьми с особыми образовательными потребностями. – М., 2022. – Т. 2. – С. 78-84.
10. Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития». – М.: Гном и Д, 2006. – 127 с.
11. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [Сост Л. А. Дружинина и др.; науч. ред. Л. А Дружинина]. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. – 206 с.
12. Казакова О.А. Особенности обучения детей с нарушением зрения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. – 2020. – № 5. – С. 25-29.
13. Левина Е.В. Программа коррекционно-развивающей педагогической поддержки для детей с нарушением зрения // Педагогическое образование в России. – 2023. – № 3. – С. 58-65.
14. Луценко А.В. Игровая деятельность в коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями слуха // Инклюзивное образование. – 2021. – Т. 15. – № 4. – С. 98-105.
15. Маркова Н.А. Особенности формирования внимания у дошкольников с нарушениями слуха // Педагогическая диагностика. – 2023. – Т. 17. – № 2. – С. 19-25.
16. Николаева Т.В. Развитие речи у детей с нарушением слуха в условиях детского сада // Коррекционная педагогика. – 2022. – Т. 16. – № 3. – С. 13-20.
17. Орлова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением слуха в условиях дошкольного образования // Инклюзивная образовательная среда. – 2021. – Т. 12. – № 2. – С. 75-82.
18. Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 223 с.
19. Плаксина Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие / Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец. – М.: ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2006. – 90 с
20. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно-методическое пособие для педагога-дефектолога. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008. – 87 с.
21. Попова Г.А. Коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха в условиях общего детского сада // Дошкольное воспитание. – 2023. – Т. 27. – № 4. – С. 45-52.
22. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для глухих детей раннего и дошкольного возраста. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgosovz24.ru (Дата обращения: 24.05.2024 г.)
23. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко. М.: «Просвещение», 1991. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds304.kvels55.ru/uploads/company/-1071254647/3502/skachat--programmu-Noskovoj-L.P..docx (Дата обращения: 24.05.2024 г.)
24. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 173 с.
25. Семенихина Е.П. Современные педагогические подходы к коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями зрения // Прикладная и экспериментальная психология. – 2021. – Т. 14. – № 1. – С. 87-91.
26. Семенова Л.В. Профессионально-творческое развитие педагогов в области коррекционной работы с дошкольниками с нарушениями слуха // Педагогическое образование. – 2022. – Т. 26. – № 3. – С. 61-68.
27. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / Под ред. Е.Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006. – 72 с.
28. Терехова Е.В. Формирование коммуникативных умений у детей с нарушениями слуха на основе игровых технологий // Психолого-педагогические проблемы инклюзивного образования. – 2023. – Т. 21, № 4. – С. 34-41.
29. Ушакова Е.М. Организация взаимодействия педагогов и родителей при коррекционной работе с дошкольниками с нарушениями слуха // Коррекционная педагогика. – 2022. – Т. 16. – № 1. – С. 58-65.
30. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 1 сентября 2013 г.). – Новосибирск: Норматика, 2013. – 63 с.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). – М.: Просвещение, 2022. – 50 с.
32. Феоктистова В.А. Развитие навыков общения у слабовидящих детей / Под ред. Л.М. Шипицыно. – СПб.: Речь, 2005. – 128 с.