Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальная защита семей, находящихся в социально опасном положении (Российский Государственный Гуманитарный Университет)

Работа №140339

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

трудовое право, право соц.обеспечения

Объем работы53
Год сдачи2024
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Дата изготовления: март 2024 года.
Учебное заведение: .

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ6
1.1. Понятие семей, находящихся в социально опасном положении 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование поддержки семей, находящихся в социально опасном положении 14
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ 23
2.1. Социальная поддержка семей, находящихся в социально опасном положении: содержание, принципы 23
2.2. Актуальные проблемы социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49


Актуальность. В современном обществе вопрос социальной защиты семей, оказавшихся в социально опасном положении, становится все более актуальным и значимым. Социально опасное положение семьи может возникнуть по различным причинам: экономические трудности, безработица, наличие инвалида или члена семьи с ограниченными возможностями, наркомания, алкоголизм, насилие в семье и другие. Эти факторы оказывают серьезное воздействие на благополучие семьи и ее членов, создавая уязвимость и риск социального и экономического исключения.
Социальная защита семей в подобных обстоятельствах представляет собой сложную и многогранную проблему, требующую комплексного подхода и системы эффективных мер со стороны государства, общественных организаций и социальных служб. Сюда входят предоставление материальной помощи, медицинской и психологической поддержки, а также разработку программ реабилитации и социальной реинтеграции.
В связи с этим, изучение и анализ механизмов социальной защиты семей в социально опасном положении является важной задачей, которая поможет выявить эффективные практики и разработать рекомендации для улучшения существующей системы социальной поддержки. Такой подход позволит повысить качество жизни уязвимых семей и способствовать их интеграции в общество, что, в конечном счете, будет способствовать устойчивому развитию общества в целом.
Целью исследования является анализ социальной защиты семей, находящихся в социально опасном положении.
Для достижения цели необходима реализация следующих задач:
1. Рассмотреть понятие семей, находящихся в социально опасном положении;
2. Изучить нормативно-правовое регулирование поддержки семей, находящихся в социально опасном положении;
3. Проанализировать содержание и принципы социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении;
4. Выявить актуальные проблемы социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении.
Объектом данного исследования являются урегулированные нормами законодательства Российской Федерации общественные отношения, складывающиеся в сфере социальной защиты семей, находящихся в социально опасном положении.
Предметом исследования явились нормы отечественного законодательства, научные положения по вопросам социальной защиты семей, находящихся в социально опасном положении, материалы правоприменительной практики, затрагивающие ключевые аспекты социальной защиты семей, находящихся в социально опасном положении.
В соответствии с обозначенными целью и задачами исследования нами были определены следующие методы: теоретические (анализ, синтез, дедукция, индукция), практические (сравнение), а также общенаучные и частнонаучные методы (структурно-юридический метод, метод сравнительного правоведения).
Теоретическую основу исследования, посвященного изучению теоретических, практических и проблемных аспектов социальной защиты семей, находящихся в социально опасном положении, составили научные труды таких ученых, как: Анашкина М.В., Груздева М.А., Калачикова О.Н., Карпова К.Д., Луканина К.В., Нагоркина Ю.А., Оноприенко Д.В., Рожкова Е.С. и т.д.
Нормативную и эмпирическую основы работы составили такие нормативные акты, как: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об основных гарантиях прав ребенка», Письмо Минобрнауки России от 01 декабря 2015 г. № ВК-2969/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы»), а также материалы правоприменительной практики и т.д.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, проведенный анализ социальной защиты семей, находящихся в социально опасном положении, позволяет сделать следующие выводы.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, означает семейное окружение, где дети находятся в состоянии уязвимости из-за различных обстоятельств, что может быть вызвано неблагоприятными условиями проживания, финансовыми трудностями, насилием в семье или отсутствием доступа к образованию и здравоохранению. В таких семьях родители или иные законные опекуны могут не выполнять свои обязанности по воспитанию, обучению и обеспечению несовершеннолетних, а также негативно влиять на их поведение или даже проявлять жестокость в отношении них.
Нормативно-правовое регулирование поддержки семей, находящихся в социально опасном положении базируется на таких законодательных актах, как: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об основных гарантиях прав ребенка», Письмо Минобрнауки России от 01 декабря 2015 г. № ВК-2969/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы»).
По действующему законодательству существует ряд норм и правил, которые определяют порядок и условия оказания помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Эти нормы и правила представляют собой основу для действий государственных и общественных органов, направленных на поддержку таких семей и предотвращение дальнейшего ухудшения их положения. Нормативно-правовое регулирование в этой области призвано обеспечить социальную защиту, материальную помощь, а также психологическую и иные виды поддержки, необходимые для улучшения условий жизни данных семей и защиты интересов их членов, особенно детей. Такие меры направлены на создание благоприятной среды для развития детей и обеспечения стабильности и безопасности в семейной обстановке.
Социальная поддержка семей, находящихся в социально опасном положении, играет важную роль в обеспечении их благополучия и защиты интересов детей. Она включает в себя разнообразные меры, направленные на улучшение жизненных условий, поддержку родителей в воспитании и образовании детей, а также на развитие социальных навыков и компетенций. Принципы социальной поддержки в таких случаях должны базироваться на принципах справедливости, индивидуализации подхода к каждой семье, уважения и защиты прав и интересов детей. Важно также учитывать особенности семейного положения и потребности каждой семьи, а также содействовать их самостоятельному преодолению трудностей и интеграции в общество.
Актуальные проблемы социальной поддержки семей, находящихся в социально опасном положении, представляют собой сложный комплекс вопросов, требующих серьезного внимания и комплексного подхода со стороны государства и общества в целом. В современном мире множество семей оказываются в трудной ситуации, где социальные факторы, экономические трудности, и недостаток доступа к образованию и здравоохранению могут привести к их социальной уязвимости. В качестве основных проблемы выделены:
– отсутствие эффективной системы социальной поддержки, способной оперативно и компетентно реагировать на потребности таких семей;
– недостаточное освещение этой проблемы в общественном дискурсе и недостаточное понимание ее масштабов;
– доступность качественного образования и здравоохранения для семей, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Целесообразным является предложить создание программы «Социальные семьи», которая помимо финансовой поддержки предоставляет семьям доступ к образовательным и профессиональным курсам, психологической поддержке и сопровождению специалистов по вопросам социальной адаптации, что помогает семьям приобрести навыки самостоятельного преодоления трудностей и интегрироваться в общество.
Для успешного решения проблем социальной поддержки семей, находящихся в уязвимом положении, необходимо применять комплексный подход. Иными словами, помимо разработки и реализации социальных программ и мер поддержки, необходимо также активно работать над изменением общественного менталитета и созданием условий для полноценной интеграции таких семей в общество без стигматизации и дискриминации.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. №237.
2. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) // Российская газета. 1996. №17.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. №295.
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «Об основных гарантиях прав ребенка» // Российская газета. 1998. №147.
5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №120-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 1999. №26. С.3177.
6. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. №263.
7. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Российская газета. 1998. №7.
8. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Российская газета. 1995. №234.
9. Федеральный закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О государственной социальной помощи» // Российская газета. 1999. №142.
10. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Российская газета. 2013. №295.
11. Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Российская газета. 2010. №297.
12. Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432 (ред. от 19.12.2018) «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» // Российская газета. 2009. №94.
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 04.03.2024).
14. Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 г.» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400150053/ (дата обращения: 04.03.2024).
15. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». Режим доступа: https://base.garant.ru/70727660/ (дата обращения: 05.03.2024).
16. Постановление от 21 января 2022 №213-ПП Правительства Москвы «О порядке оказания в городе Москве адресной социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, и семьям с детьми, находящимся в социально опасном положении» // СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru / (дата обращения: 04.03.2024).
17. Приказ Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. № 4 (ред. от 04.10.2021) «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». Режим доступа: https://base.garant.ru/72206114/ (дата обращения: 04.03.2024).
18. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26 июня 2014 г. № МОН-П-2653 «Об организационно-методическом обеспечении деятельности психолого-медико-педагогических комиссий» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70613584/ (дата обращения: 04.03.2024).
19. Письмо Министерства просвещения РФ и Министерства здравоохранения РФ от 24 августа 2023 г. №№ ТВ-1693/03, 1/и/2-15398 «О направлении Разъяснений по вопросам организации обучения по основным общеобразовательным программам и дополнительным общеразвивающим программам для детей, нуждающихся в длительном лечении в медицинских организациях» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/407510978/ (дата обращения: 04.03.2024).
20. Письмо Минобрнауки России от 01 декабря 2015 г. № ВК-2969/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы») // СПС «Консультант-плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192329/ (дата обращения: 04.03.2024).
21. Письмо Министерства образования и науки РФ от 5 августа 2013 г. № 08-1049 «Об организации различных форм присмотра и ухода за детьми» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». Режим доступа: https://base.garant.ru/70488792/ (дата обращения: 04.03.2024).
22. Письмо Министерства просвещения РФ от 30 марта 2023 г. № АБ-1372/07 «О направлении информации» // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». Режим доступа: https://base.garant.ru/406703073/ (дата обращения: 04.03.2024).
23. Письмо Минтруда России от 01 марта 2023 г. № 26-2/10/В-2718 «О направлении Методических рекомендаций по организации социального сопровождения семей с детьми» // СПС «Консультант-плюс». Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_470957/3accd8db8a8c150c5f53da702e0a2af1a2d48583/ (дата обращения: 04.03.2024).
24. Рекомендации по применению классификатора мер социальной защиты (поддержки) (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ) // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71591678/ (дата обращения: 04.03.2024).
25. Рекомендации по совершенствованию работы с детьми, состоящими на различных видах учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, на основе имеющихся лучших практик данной работы и анализа информации об образовательных организациях, в которых преимущественно обучаются указанные лица // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». Режим доступа: https://base.garant.ru/71892342/ (дата обращения: 04.03.2024).

Судебные акты
26. Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17 июня 2020 г.) // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74171472/ (дата обращения: 04.03.2024).
27. Решение № 2-643/2022 2-643/2022~М-2395/2021 М-2395/2021 от 22 февраля 2022 г. по делу № 2-643/2022 // СудАкт. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/IDOLnHiZr2gX/ (дата обращения: 04.03.2024).
28. Решение № 2-168/2021 2-168/2021~М-144/2021 М-144/2021 от 17 марта 2021 г. по делу № 2-168/2021 // СудАкт. Режим доступа: https://sudact.ru/regular/doc/vwQYA8GqMigl/ (дата обращения: 04.03.2024).

Литературные источники
29. Анашкина М.В., Оноприенко Д.В. Проблемы формирования родительской компетентности на современном этапе развития информационного общества / М.В. Анашкина, Д.В. Оноприенко // Гуманитарные науки. 2021. С.155-161.
30. Ахинов Г.А. Социальная политика: Учебное пособие / Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2020. 272 с.
31. Калачикова О.Н., Груздева М.А. Социальная уязвимость семей с детьми в современной России / О.Н. Калачикова, М.А. Груздева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. Т. 12. № 2. С. 147-160.
32. Карпова К.Д. Социальная поддержка семьей, находящихся в социально-опасном положении / К.Д. Карпова // Аллея науки. 2023. Режим доступа: https://alley-science.ru/domains_data/files/2February2023/socialnaya%20podderzhka%20semey,%20nahodyashihsya%20v%20socialno-opasnom%20polozhenii.pdf (дата обращения: 04.03.2024).
33. Луканина К.В. Социальный портрет несовершеннолетнего и семей, находящихся в социально опасном положении / К.В. Луканина // Электронный научный архив УрФУ. 2021. С. 148-158.
34. Нагоркина Ю.А. Семьи, находящиеся в социально опасном положении: особенности и типы семей / Ю.А. Нагоркина // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018023079 (дата обращения: 04.03.2024).
35. Рожкова Е.С. О семейном неблагополучии как социальном явлении / Е.С. Рожкова // Молодой ученый. 2020. № 49 (339). С. 549-551.

Электронные ресурсы
36. ВЦИОМ. Официальный сайт. Режим доступа: https://wciom.ru (дата обращения: 05.03.2024).
37. Опрос ВЦИОМ. Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vsem-i-bez-kontrolja-o-socialnoi-podderzhke-semei-s-detmi (дата обращения: 05.03.2024).
38. Департамент труда и социальной защиты населений г.Москва. Официальный сайт. Режим доступа: https://dszn.ru/deyatelnost/Socialnye-vyplaty-i-posobiya/ (дата обращения: 04.03.2024).
39. МВД РФ. Официальный сайт. Режим доступа: https://мвд.рф/ (дата обращения: 05.03.2024).
40. Минпросвещения России. Официальный сайт. Режим доступа: https://edu.gov.ru/about/departments/childrens_rights/ (дата обращения: 05.03.2024).
41. Следственный комитет РФ. Официальный сайт. Режим доступа: https://sledcom.ru (дата обращения: 05.03.2024).
42. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Официальный сайт. Режим доступа: https://deti.gov.ru/Press-Centr/news/1309 (дата обращения: 04.03.2024).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ