Аннотация
Введение 4
1 Теоретические основы юридической ответственности за нарушения в сфере
земельных отношений в России 9
1.1 Установленный порядок земельных правоотношений как объект
правовой охраны 9
1.2 Генезис законодательства об административной ответственности за
нарушение земельного законодательства в России 18
1.3 Система административной ответственности за нарушение земельного
законодательства на современном этапе 25
2 Анализ составов административных правонарушений, нарушающих
земельное законодательство 33
2.1 Объект и объективные признаки составов административных
правонарушений, нарушающих земельное законодательство 33
2.2 Субъект и субъективные признаки составов административных
правонарушений, нарушающих земельное законодательство 45
3 Проблемы реализации административной ответственности за земельные
правонарушения 55
3.1 Особенности выявления административных правонарушений в области
земельных отношений 55
3.2 Особенности производства по делам об административных
правонарушениях в области земельных отношений 63
3.3 Перспективы совершенствования административной ответственности за
правонарушения в области земельных отношений 70
Заключение 78
Список используемой литературы и используемых источников 82
Земля представляет собой народное достояние. Ценность земли выступает в том, что она представляет собой незаменимый природный ресурс и, при этом, является особо ценным имущественным активом. В связи с этим, важное значение приобретает наличие справедливого, сбалансированного и рационального порядка распределения и использования земли, которые предполагают сохранение её природных свойств и качеств. В свою очередь, данное обстоятельство обуславливает и необходимость предоставления правовой защиты земли как особо ценному объекту, и установленному порядку земельных отношений. Норма закона, исполнение которой не обеспечено угрозой применения мер государственного принуждения, нередко оказывается неэффективной. Учитывая обозначенную ценность земли и важность соблюдения установленного порядка земельных отношений, государство предусмотрело системы мер юридической ответственность за нарушения в области земельных отношений, в частности административную ответственность за совершение указанных в теме настоящего исследования правонарушений.
При этом система административной ответственности за нарушения земельного законодательства в России далека от совершенства, о чём свидетельствует целый ряд общесистемных и частных проблем. В первую очередь, выделяется проблема разобщённости норм об ответственности за земельные правонарушения, поскольку последние расположены в различных главах и параграфах. Возникает вопрос о целесообразности систематизации таких норм в рамках единой главы Особенной части КоАП РФ ввиду вышеуказанной значимости охраняемых общественных отношений. Несистемность изложения норм об административной ответственности за нарушения земельного законодательства предопределяет проблему установления единых родовых объективных и субъективных признаков составов земельных правонарушений в целом. Проведение такого анализа и решение вопроса о целесообразности выделения норм об административной ответственности за нарушение земельного законодательства в единую главу Особенной части КоАП РФ является актуальной задачей, поскольку позволит повысить качество правового регулирования рассматриваемого вида административной ответственности на системном уровне.
Кроме того, в подтверждение актуальности темы настоящего исследования, укажем на несколько проблем теоретико-прикладного характера, разрешение которых позволит повысить степень научной разработанности темы исследования и выработать предложения в части совершенствования действующего законодательства. В частности, речь идёт о таких проблемах, как разграничение спора (правового конфликта) возникающего при привлечении к административной ответственности за нарушение земельного законодательства и земельного спора. Важное практическое значение имеет проблема разграничение административных правонарушений и уголовных преступлений, что связано с отсутствием в законодательстве количественных параметров оценки вреда, причиненного окружающей среде.
Степень научной разработанности темы настоящего исследования «характеризуется наличием постоянного внимания учёных к проблемам административной ответственности за нарушение земельного законодательства» [19, с. 153]. Так, Д.В. Якуниным в 2003 году на диссертационном уровне рассматривались вопросы административной ответственности за нарушение правил землепользования. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель предметно исследовались Е.А. Суховой в 2005 году. В 2007 году С.В. Андреев рассматривал вопросы привлечения к административной ответственности за нарушение земельного правопорядка в сфере градостроительства. В 2008 году проблемы правового регулирования и практики применения административной ответственности в рассматриваемой сфере были предметом исследования М.В. Кочерга. Кроме того, административная ответственность за земельные правонарушения предметно исследовалась такими учёными, как Ю.П. Амелиным в 2010 году и Е.С. Карповой в 2017 году.
Частично данные вопросы рассматривались в исследованиях О.Л. Сулеймановой в 2010 году, М.В. Симакова в 2012 году, Е.В. Бутылиной в 2015 году и других авторов. Так, Е.В. Бутылина рассматривала вопросы привлечение к административной ответственности через призму осуществления государственного земельного контроля и надзора....
Зарождение административной ответственности за нарушения обязательных требований земельного законодательства следует вести с начала советского периода истории нашего государства, т.к. именно в этот период был принят КоАП РСФСР 1984 года, который впервые систематизировал и предусмотрел различные составы административных правонарушений в земельной сфере. В дальнейшем они развивались и совершенствовались. В особенности следует отметить период с 1 июля 2021 г. по настоящее время, в который административная ответственность стала рассматриваться законодателе в основном как карательная функция, и была отнесения на второй план после профилактики правонарушений. В связи с чем проводимая сегодня реформа контрольно-надзорной деятельности в значительной степени приводит к неэффективности и нецелесообразности государственного надзора и муниципального контроля в сфере земельных отношений, и как результат к отсутствию законности и правопорядка в государстве.
При этом земельные правоотношения как совокупность урегулированных земельным законодательством, общественных отношений, возникающих по поводу использования и охраны земли, а также имущественных отношений, установленный порядок осуществления которых возможен только за счет охраны институтом административной ответственности, имеющим достаточное количество проблем, например: расположение административных правонарушений земельного
законодательства в различных главах КоАП РФ, отсутствие единых родовых объективных и субъективных признаков составов земельных правонарушений в целом и другие, на решение которых законодателю необходимо обратить внимание.
Проведенный анализ составов административных правонарушений, нарушающих земельное законодательство, выявил следующие их особенности:
• объектом земельных правонарушений является совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере охраны и использования земли. При этом на законодательном уровне определение объекта земельного правонарушения отсутствует, в связи с чем каждый автор вкладывает в данное определение свои признаки;
• предметом указанных правонарушений являются земля как объект земельных отношений, определенный ЗК РФ, или конкретные права участников земельных отношений, в зависимости от характера правовой связи между ними и земельным участком, в частности правообладателей земель;
• земля рассматривается как объект охраны в таких сферах как: собственности, окружающей среды или сельского хозяйства, и порядка управления, в связи с чем родовыми объектами данных правонарушений можно назвать общественные отношения в сфере безопасности собственности и природы земель, и установленного порядка пользования и управления земельными ресурсами. При этом непосредственный объект земельных правонарушений для каждого состава будет свой;
• объективная сторона земельного правонарушения представляет собой «деяние (действие или бездействие) лица, которое затрагивает интересы участников земельных правоотношений» [27], выразившееся в ненадлежащем использовании земельных ресурсов либо использовании их с нарушениями установленных правил;
• в качестве субъектов земельных правонарушений выделяют физических, юридических, должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей;
• земельные правонарушения могут совершаться субъектами как умышлено, так и по неосторожности....
1. Актуальные проблемы развития национальной и региональной
экономики: сб. науч. тр. / ФГАОУ ВПО «Белгородский гос. нац.
исследовательский ун-т» ; под ред. Е. Н. Камышанченко, Ю. Л. Растопчиной. Белгород : Эпицентр, 2014. 398 с.
2. Александров А.Г. Понятие и место административного производства в системе российского административного процесса // Общество и право. 2014. №1. С. 197-202.
3. Амелин Ю.П. Административная ответственность за
правонарушения в сфере земельных отношений: дис... канд.юрид.
наук: 12.00.14. М., 2010. 200 с.
4. Артемьев А.А. Характеристика земельных правонарушений и их последствий // Уральский научный вестник. 2022. Т. 6. № 1. С. 83-87.
5. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб.: Лань, 1999.639 с.
6. Власов В.А. Некоторые теоретические и практические аспекты юридической ответственности за земельные правонарушения // Аграрное и земельное право. 2020. № 10(190). С. 31-34.
7. Г ончаров И.А. Правовое регулирование собственности на землю в Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2021. № 1. С. 11-17.
8. Григорьевская М.С. Проблемные аспекты административной ответственности за земельные правонарушения // StudNet. 2021. №5. С. 1-5.
9. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 28.06.1926 г. «Об утверждении Положения об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке» (Утратил силу) // СУ РСФСР. 1926. № 39. ст. 304.
10. Довгалевский Я.Е. Административное правонарушение в области охраны собственности: «Нецелевое использование земельного участка» // Вестник Национального Института Бизнеса. 2018. № 31. С. 33-37.
11. Закон РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 (ред. от 29.12.2022) «О недрах» // СЗ РФ. 06.03.1995. № 10. ст. 823.
12. Зиновьева В.В. Становление и развитие административной ответственности за правонарушения в сфере земельных отношений в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2020. № 10. С. 15-18.
13. Земельное право России: учебник для академического
бакалавриата /А.П. Анисимов, А.Я. Рыженков, С.А. Чаркин, К.А. Селиванова; под редакцией А.П. Анисимова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 371 с.
14. Земельное право России: учеб. для бакалавров / под ред. А.П. Анисимова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2012. 451 с.
15. Земельное право: учебник для самостоятельной работы студентов юридических вузов, обучающихся по дистанционной форме образования / под ред. И.А. Соболя, Н.А. Волковой, Р.М. Ахмедов. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2016....54