Аннотация
Введение 4
1 Правовое положение полиции в РФ: законодательная основа 8
1.1 Понятие и структура полиции в РФ, её роль в государстве 8
1.2 Конституционно-правовые основы деятельности полиции 13
1.3 Законность и дисциплина в деятельности полиции 23
2 Проблемные аспекты деятельности полиции в субъектах РФ 32
2.1 Вопросы правовой регламентации деятельности полиции в
субъектах РФ 32
2.2 Меры по совершенствованию функционирования полиции в
субъектах РФ 37
3 Совершенствование деятельности органов полиции 44
3.1 Деятельность органов полиции по применению и реализации
законодательных положений субъектов РФ об административных правонарушениях 44
3.2 Актуальные проблемы обеспечения законности и дисциплины 50
3.3 Пути совершенствования правового статуса полицейского в
Российской Федерации 65
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 78
Важнейшей задачей Российского государства является надлежащее обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Во исполнение этой цели работают целый комплекс органов публичной власти, среди которых ключевую работу проводят правоохранительные структуры.
Отметим, что полиция осуществляет защиту и охрану прав граждан, но не только на федеральном уровне, но и на региональном. Так согласно статье 1 п. 3 ФЗ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» полиция оказывает содействие органам государственной власти субъектов РФ в защите их прав. С другой стороны, в этом же правовом акте указано, что полиция в своей деятельности должна руководствоваться законами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их компетенции.
В этой связи достаточно интересен анализ правового положения полиции в субъекте РФ. Заслуживает внимание не только отдельно правовой статус полиции, но и взаимодействие данного органа с субъектами РФ. Возможные отличительные черты правового регулирования, признаки характеризующее статус правового положения полиции в том или ином субъекте. Огромная исследовательская значимость данного вопроса в отечественной юриспруденции сегодня не приводит к обширным публикациям по этой тематике, отсутствуют и достаточно глубокие работы. Полагаем это не совсем правильно. Подчеркнем, что предмет обсуждения на сегодняшний день имеет свою достаточно глубокую проблематику. Это касается вопросов установления правового статуса полиции, взаимодействия полиции и субъекта РФ в части защиты и охраны прав и свобод граждан. Безусловно такая тематика имеет и скрытые проблемные аспекты, которые ускользают от взора нечастых исследователей.
Считаем, что наше исследование позволит взглянуть под другим ракурсом на правовое положение полиции, его месте в различных субъектах РФ, обеспечение законности и правопорядка в деятельности полиции, а также даст толчок исследовательской работе в этом направлении. Кроме этого в данной работе постараемся рассмотреть возможную проблематику этой тематики и её способы разрешения.
Степень научной разработанности темы исследования. Базисный фундамент исследования основывается на комплексном исследовании научных трудов различных заслуженных деятелей юридической науки, рассматривающих вопросы в сфере отечественного административного и полицейского права, темой анализа которых является изучение действующих нормативно-правовых положений установления правового статуса полиции.
В эволюционный процесс становления науки административного и полицейского права внесли значимый вклад такие заслуженные деятели юридической науки, как С.Н. Братановский, Д.Н. Бахрах, Л.Л. Попов, А.М. Биярсланова, П.Г. Абдулазизова, Н.В. Макарейко, Д. Галлиган, В.В. Полянский, Ю.Н. Старилов, К.С. Бельский, И.Е. Андреевский, В. Дерюжинский.
В последнее время многие вопросы отрасли административного права и подотрасли полицейского права рассматривали в своих исследовательских работах ученые правоведы: А.В. Мелехин, А.В. Зубача, А.И. Стахов, П.И. Кононов, С.Н. Чернов, М.А. Лапина, В.В. Яркова, К.А. Малюшина, З.И. Гадыльшина, Э.Р. Адамова, В.Я. Кикоть, П.И. Кононов, И.Ш. Килясханов.
Однако вопросы анализа правового положения полиции в субъектах РФ, на основе которых возможно наблюдать эффективность нормативно-правовой системы по этому поводу, в этих научных работах, не подвергались подробному исследованию.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при участии полиции в организационно-правовых отношениях с субъектами РФ.
Предметом исследования выступают положения Конституции РФ, административного законодательства, федеральных и судебных решений; доктринальные положения соответствующих отраслевых наук, совокупности определяющих правовое положение полиции в субъектах РФ.....
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что полиция - это такой специфический орган власти, который обладает специальными полномочиями, целью работы которого является, в первую очередь, зашита прав человека, его свобод, имущества, здоровья и установления всеобщего правопорядка.
Отметим, что в законодательных положениях, фактически отсутствует нормативное закрепление определение «полиция». Полагаем это не совсем правильно. Если взглянуть на законодательные акты других схожих правоохранительных органов, то там обязательно присутствует и раскрывается такое определение в части тех государственных органов, которые данными документами регулируются.
Комплексная работа с нормативно-правовыми актами позволила установить полную картину структурной организации органов полиции. Систему органов полиции можно подразделить на уровни, согласно той территории, которую они обслуживают. Она делится на федеральный и региональный уровень, а также на муниципальный уровень. На федеральной ступени выделяют Министерство внутренних дел РФ. Также на этом уровне подразделения дифференцируются на научные и образовательные учреждения МВД, окружные и главные управления по федеральным округам, окружные управления материально-технического снабжения.
На региональной ступени структура органов полиции выглядит следующим образом. Есть Министерства внутренних дел республик, Главные управления внутренних дел, Управления внутренних дел по области, краю, автономному округу или автономной области.
На последнем третьем уровне структура органов полиции состоит из различных отделов внутренних дел по городским округам, муниципальным районам или по другим муниципальным образованиям.
Основой нормативно-правовой регламентации правового положения органов полиции являются положения норм Конституции РФ. Они сформировывают её стержневые начала, которые уже дальше расширяются в других нормативных актах. Кроме основного закона деятельность полиции регламентируется иными нормативно-правовыми актами. Среди них можно выделить: федеральный закон «О полиции», «О противодействии коррупции», «О безопасности дорожного движения», «Об оперативно розыскной деятельности», «О государственной гражданской службе РФ», указы Президента и постановления Правительства РФ. Приказы и инструкции МВД аналогичным образом играют немаловажную роль в установлении правового статуса полиции в субъектах РФ. Помимо этого, отдельные законодательные акты субъектов РФ регламентируют работу полиции на её территории.
Первая, достаточно важная проблема, которая была выявлена в рамках рассматриваемой тематики, состоит в повышении эффективности взаимодействия территориальных органов полиции, органов субъекта РФ и муниципальных органов. К сожалению, на сегодняшний день, нет установленных унифицированных подходов, в части взаимодействия данных структур. Полагаем такая унификация может быть осуществлена и законодательно отражена в юридических актах.
Вторая проблема заключается в том, что на данный момент существует необходимость в повышении уровня квалификации сотрудников территориальных органов полиции и их руководителей. Считаем, что первые шаги в этом направлении нужно делать с помощью реформации законодательных основ по физической и служебной подготовке служащих в органах полиции. Также требуется усовершенствование методик обучения данных сотрудников в образовательных организациях Министерства внутренних дел.
Третья проблема связана с совершенствованием информационной и аналитической работы в органах полиции. Особенно в территориальных органах Министерства внутренних дел, которые непосредственно осуществляют свою деятельность в субъектах РФ. Предлагаем для решения данного вопроса уменьшить объем собираемой информации сотрудниками полиции на региональном уровне.....
1. Абдуллин А.Р. Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность в правоохранительных органах внутренних дел РФ // Правовое государство: теория и практика. 2017. №4 (50). С. 152-156.
2. Балаева Д.Р. Территориальные органы МВД России в системе обеспечения региональной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2017. №2 (42). С. 135-138.
3. Балдецкий О.А., Шаповалова Т.А. Проблемы определения понятия «Полиция», связанные с формированием структуры системы управления органов внутренних дел // Вестник КРУ МВД России. 2017. №3 (37). С. 129-132.
4. Безруков А.В. Конституционно-правовая основа обеспечения правопорядка в России: современное состояние и пути оптимизации // Государство и право. 2018. №12. С. 139-150.
5. Бондаренко М.В. Отдельные вопросы укрепления законности и дисциплины в правоохранительной сфере // Современная наука. 2022. № 3. С. 7-10.
6. Бондарь И.В. К вопросу о принципе законности и проблемах его реализации в административной деятельности полиции // Российская юстиция. 2020. № 2. С. 9-13.
7. Гирько С.И., Харченко С.В. О соотношении уголовнопроцессуальной и оперативно-розыскной деятельности // Закон и право. 2019. №2. С. 127-132.
8. Гумаров И.А., Тырышкин В.В. К вопросу об использовании административных мер принуждения в оперативно-розыскной деятельности полиции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2019. №4 (38). С. 482-487.
9. Гурулева Т.Е. Вопросы судебного контроля за лишением права на свободу и личную неприкосновенность при рассмотрении судами дел в сфере миграции // Судья. 2019. № 10. С. 56-61.
10. Дугенец А.С. Рецензия на кандидатскую диссертацию А.М. Колоскова «Правовое регулирование дисциплинарной ответственности сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2012. № 4. С. 30-32.
11. Забегаев А.А., Рожков А.А. Актуальные проблемы профилактики нарушений служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел // В сборнике: Актуальные проблемы психологии правоохранительной деятельности: концепции, подходы, технологии (Васильевские чтения - 2022). Материалы международной научно-практической конференции. Под редакцией Ю.А. Шаранова, сост. И.Ю. Кобозев, А.А. Сарсенова. Санкт- Петербург, 2022. С. 237-241.
12. Кильдебаев И.И. Административно-юрисдикционная
деятельность полиции МВД России // Отечественная юриспруденция. 2020. №3 (42). С. 521-525.
13. Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23.06.2011 № 413-з (ред. от 23.12.2020) // Республика Башкортостан. - 01.07.2011. - № 127.
14. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ 9ред. от 27.01.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 1.
15. Комиссаров А.В. Коллизия института наставничества и законодательства о противодействии коррупции // Евразийский юридический журнал. 2018. № 12...67