Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством театрализованных игр 8
1.1 Психолого-педагогические исследования по проблеме
формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 8
1.2 Театрализованная игра как средство формирования
коммуникативных навыков у детей 6-7 лет 13
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством театрализованных игр 21
2.1 Выявление уровня сформированности коммуникативных
навыков у детей 6-7 лет 21
2.2 Содержание и организация работы по формированию
коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством театрализованных игр 40
2.3 Динамика сформированности коммуникативных навыков у
детей 6-7 лет 46
Заключение 54
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальной работе 57
Приложение Б Протоколы диагностики сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет на констатирующем этапе 58
Приложение В Протоколы диагностики сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет на контрольном этапе 62
В последнее время, современное общество приходит к осознанию того, что мир вокруг меняется. Соответственно и мышление, а вместе с ним и поведение людей видоизменяется.
«Вперед выдвигаются важнейшие аспекты культурного общения, коммуникативного поведения и понимания. Набольшую значимость в практических и теоретических вопросах приобретают коммуникативные навыки» [1].
«Ребенок, становится значимым в обществе путем общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Именно через общение, все ребенок проходит социализацию, становится носителем и представителем своей культуры, своего народа. Учится соотносить поведение окружающих со своим поведением и действиями, что помогает образовывать целый, единый социум-организм» [3].
«Социокультурное общение людей, в частности детей, имеет свою, устойчивую норму поведения, свои культурные ценности, обычаи и обряды. Все виды и формы социокультурного общения раскрывают специфику человеческого общения и развития духовной культуры личности» [5].
«Вопросы по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста определены Законом «Об образовании», где одним из важных вопросов является разработка и внедрение средств формирования коммуникативных навыков, что непосредственно ведет к внедрению технологий, которые эффективно влияют на знания и умения детей» [7].
«Формирование коммуникативных навыков дошкольников
осуществляется в разных видах детской деятельности. Чтобы научить детей правильно взаимодействовать друг с другом, со взрослыми, с обществом необходимо организовать целенаправленную работу. Дети, которые имеют творческие способности, более устойчивее в психическом плане, более общительны с окружающими и коммуникабельны в жизни» [8].
Одним из важных видов деятельности по обучению коммуникации общения является театрализация.
Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей. Вся театрализованная деятельность формирует навык социального поведения, опыт общения, нравственности. Через театрализованные игры дети определяют собственное мнение, отношение к персонажам, а через них, отношение к реальным людям. При помощи театрализации можно научить ребенка слушать и слышать, быть увереннее в себе при общении со взрослыми и сверстниками, находить решение в любой ситуации, проживать и отпускать плохие эмоции.
«К.С. Станиславский о детских театрах и о занятиях детей театральным искусством говорил о необходимости создавать театры» [9].
На основании всего вышеизложенного было установлено противоречие между необходимостью формирования коммуникативных навыков у детей 67 лет и недостаточностью использования театрализованных игр.
В связи с данным основанием была сформулирована проблема данного исследования: каковы возможности формирования коммуникативных
навыков у детей 7-6 лет посредством театрализованных игр?
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема: «Формирование коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством театрализованных игр».
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством театрализованных игр.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: театрализованные игры как средство
формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: процесс формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством театрализованных игр будет возможен если:
• обогащен театрализованный центр наборами с мини театрами, атрибутикой для театрализованных спектаклей, ширмами, зеркалом, обучающими карточками с эмоциями, музыкальными инстументами;
• отобраны и включены в совместную деятельность педагога и детей разные виды театрализованных игр.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством театрализованных игр.
2. Выявить уровень сформированности коммуникативных навыков у детей 6-7 лет...
Коммуникативные навыки являются одним из самых важных факторов психического развития детей. Взаимодействие со сверстниками и взрослыми необходимо любому индивиду, чтобы сохранить общественно исторический опыт. Развитие речи тоже происходит в ходе общения, между детьми и взрослыми общение должно быть доверительным и взаимовыгодным.
Взрослые несут большую ответственность за развитие детей, ведь они уже имеют опыт, в соответствии с этим, взрослые делятся им с детьми. Очень важно иметь правильный опыт культурного общения, поведения, поступков. В этом как раз и помогают театрализованные игры.
В доказательство нашей гипотезы было проведено исследование детей дошкольников 6-7 лет. Констатирующий этап показал, что у детей недостаточно хорошо развиты коммуникативные навыки общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Была проведена работа по обогащению театрального уголка в группе, был сделан уклон в сторону театральных, развивающих коммуникацию игр, этюдов, ритмики, речи, раскрепощения. Что привело нас к повышению качества общения детей со сверстниками, взрослыми, малышами.
По окончанию работы, была проведена контрольная диагностика с использованием первоначальных диагностик. На этом этапе дети уже охотнее сотрудничали, вели диалоги, договаривались.
Театрализованные игры являются самым действенным средством развития коммуникативных навыков. По результатам данной работы мы можем увидеть подтверждение выдвинутой нами гипотезы.
Экспериментальная работа показала, что театрализованные игры очень эффективное средство для формирования коммуникативных навыков. Что говорит о том, что поставленные задачи были решены, а гипотеза была подтверждена.
1. Акулова О. А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2011. №4. с. 45.
2. Артемова Л .В. Театрализованные игры дошкольников. М. Просвещение, 2011. 125 с.
3. Башаева М. Ю. Волшебный психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных умений у старших дошкольников. Ульяновск, 2018. 71 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2011. 96 с.
5. Горшкова Е. В. Развитие выразительных движений у дошкольников : учебное пособие. 2018 365 с.
6. Каменева Е. М. Организационно-педагогические условия
формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности // Педагогика. 2017. №1. URL: https://elibrary.ru/defaultx.asp (дата обращения 10.09.2023)
7. Касимова Э. Г. Психология и педагогика общения : учебное пособие. Уфа., 2013. 112 с.
8. Киселева И. Е. Педагогические условия развития интереса к театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в театральной студии в ДОО: монография / Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. Ульяновск : Зебра, 2018 69 с.
9. Кочеков В. Ф. Театрализация на основе элементарного музицирования : методическое пособие. Челябинск : Цицеро, 2018 50 с.
10. Краткий словарь по эстетике. / под редакцией М.В. Овсянникова. СПб. : МГУ, 2012. 223 с.
11. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М. : Московский психолого-социальный институт, 2015 384 с.
12. Макалева О. М. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста : учебник. М. : Академия, 2017. 186 с.
13. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М. : Сфера, 2011. 55с.
14. Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. 1997. № 5.
15. Новикова Т. А. Театрализованная деятельность как условие социализации дошкольника. // Дошкольное воспитание. 2014. №11....22