Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования экологических представлений детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности 11
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований
по проблеме формирования экологических представлений детей 3-4 лет 11
1.2 Возможности игровой деятельности как средства
формирования экологических представлений детей 3-4 лет .... 20
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования экологических представлений детей 3-4 лет в процессе игровой деятельности 35
2.1 Выявление уровня сформированности экологических
представлений детей 3-4 лет 35
2.2 Содержание и организация работы по формированию экологических представлений детей 3-4 лет в процессе
игровой деятельности 54
2.3 Оценка динамики уровня сформированности
экологических представлений детей 3-4 лет 63
Заключение 74
Список используемой литературы 78
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 81
Приложение Б Результаты исследования на констатирующем этапе 82
Приложение В Результаты исследования на констатирующем этапе .. 83
В наше время проблема экологического образования выходит на передний план. Загрязнение окружающей среды, критическое уменьшение или даже полное исчезновение ценных объектов фауны и флоры - все это пугающие последствия деятельности человека, не имеющего должных знаний об окружающем его мире. «Познание природы, деятельность в ней, экологическое образование дошкольников, являются источником его культурного поведения в природе и бережного отношения к ней» [8].
Актуальность темы исследования заключается в том, что для «современного общества проблема экологического образования имеет огромное значение. Экологическое образование является ядром духовнонравственного воспитания личности, ее основой» [8].
Человек является частью природы, он не сможет существовать за ее пределами, но и в то же «время, человек и его деятельность имеют прямое или косвенное отношение к тем последствиям и изменениям в окружающем мире, которые мы можем наблюдать и ощущать, где бы мы не находились. Деятельность человека в окружающем мире, со стороны экологического образования» [8], часто безграмотна, расточительна и пагубна, она ведет к нарушению баланса в мире природы. Каждый человек, который когда-то принес или продолжает приносить вред окружающему его миру был ребенком, которого не научили правильно обращаться с объектами живой и неживой природы, у которого не была сформирована система знаний об окружающем его мире. Многие дети даже в наше время экологически невоспитанные, у них нет проявлений дружелюбного и бережного отношения к природе, у дошкольников не хватает знаний об окружающем нас мире.
Современный человек должен понимать в полной мере законы природы и действовать в соответствии с ними, понимая, что он сам является той же единицей природы, понимая, что Земля его дом, о котором нужно бережно заботиться и любить его. Это понимание приходит только при наличии высокого уровня эколого-нравственной культуры, основы которой закладываются в детстве.
Экологическое образование - это систематическая педагогическая деятельность, направленная на ознакомление детей с природой и формирование у дошкольников экологической культуры.
Дошкольное детство - является начальным этапом развития личности, в это же время закладываются основы бережного «отношения к природе. В дошкольном возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды; у них развивается эмоционально-ценное отношение к окружающему, происходит формирование основ нравственно-экологических знаний и позиций личности ребенка, которые отражаются во взаимодействии с природой» [8] и отношения ребенка к ней.
Именно поэтому так важно обращать внимание детей на окружающие их объекты живой и неживой природы, формировать у них правильное гуманное отношение к природе. Бережное отношение к объектам природы, осознание всей важности охраны окружающей природы, формирование эко культуры, позитивного отношения к природе и окружающим себя животным и насекомым, а также сознание природоохранного характера закладываются с самых ранних лет.
«Теоретические основы решения проблемы экологического образования широко представлены в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований» [17] следующих
авторов: З.Ф. Аксиновой, Н.Ф. Армановой, М.А. Васильевой,
С.А. Веретенниковой, Е.В. Гончаровой, И. Дикановой, О.В. Дыбиной, М.В. Лулич, А.Г. Маклакова, С.Н. Никоваевой, Н.А. Рыжовой, Н.Ф. Реймерса. «При этом в исследованиях ученых особый акцент обращен к изучению проблемы становления базиса экологического образования личности, было установлено, что сенситивным периодом для ее формирования экологических представлений является период дошкольного детства.
Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является экологическое образование дошкольников, формирования у детей осознанной позиции в отношении природы. Дошкольники учатся не только рационально использовать природные ресурсы, любоваться миром вокруг, но и бережно относиться ко всему живому» [19].
«Идея о первичности эмоциональной связи ребенка с природным окружением высказывались еще известными педагогами К.Д. Ушинским и В.А. Сухомлинским» [6]. «В работах современных исследователей Н.Н. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой и других ученых отмечается важность идеи развития эмоционально-положительного отклика детей дошкольного возраста на объекты природы» [20]. «Н.Ф. Виноградова подчеркивала, что для детей необходим начальный этап эмоционального общения непосредственно с окружающими их природными объектами, как основа доброжелательного отношения, нравственного поведения, познавательного интереса и желания вновь вступать во взаимодействие с природой» [20]....
Актуальность темы исследования заключается в том, что для современного общества проблема экологического образования имеет огромное значение. Экологическое образование является ядром духовнонравственного воспитания личности, ее основой.
Экологическое образование - это систематическая педагогическая деятельность, направленная на ознакомление детей с природой и формирование у дошкольников экологической культуры.
Дошкольное детство - является начальным этапом развития личности, в это же время закладываются основы бережного отношения к природе. Именно поэтому так важно обращать внимание детей на окружающие их объекты живой и неживой природы, формировать у них правильное гуманное отношение к природе. Бережное отношение к объектам природы, осознание всей важности охраны окружающей природы, формирование эко культуры, позитивного отношения к природе и окружающим себя животным и насекомым, а также сознание природоохранного характера закладываются с самых ранних лет.
Теоретические основы решения проблемы экологического образования широко представлены в целом исследованиях следующих авторов:
З.Ф. Аксиновой, Н.Ф. Армановой, С.А. Веретенниковой, Е.В. Гончаровой, И. Дикановой, М.В. Лучич, А.Г. Маклакова, С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой.
Для решения задачи формирования у детей дошкольного возраста экологических представлений предлагается организовывать игровую деятельность. Ведущую роль игровой деятельности в формировании экологических представлений детей дошкольного возраста обосновывают Д.Б. Эльконин, И.А. Комарова, С.Н. Николаева, С.А. Шмаков. «В работах данных ученых подчеркивается, что игра - это такая модель поведения ребенка дошкольного возраста, в процессе которой он познает окружающую действительность и приобретает способность ее преобразовывать» [12].
Младший дошкольный возраст характеризуется очень высокой эффективностью психологического и физического развития, дети быстро и с радостью познают и исследуют то, что вызывает у них интерес.
Таким образом, младший «дошкольный возраст является оптимальным для формирования экологических представлений детей. В младшем дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающего мира, у него начинается закладка основ нравственно-экологических знаний и основ личности, развивается эмоционально-ценностное к окружающему, которое отражается во взаимодействии ребенка с природой и вызывает у него интерес» [12]. Усвоение представлений об окружающем мире и объектах природы при помощи игры вызывает эмоциональный отклик у детей, что способствует формированию экологических представлений детей 3-4 лет.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МДОБУ «Детский сад № 12» Оренбургской области города Бузулука. В исследовании приняли участие 24 ребенка 3-4 лет. Дети были разделены на экспериментальную и контрольную группы.
Целью констатирующего этапа исследования было выявление уровня сформированности экологических представлений детей 3-4 лет. За основу были взяты критерии и показатели, выделенные на базе проведенного теоретического исследования работ О.А. Соломенниковой и
С.Н. Николаевой.
Анализ данных, полученных в ходе констатирующего этапа эксперимента, свидетельствует, что низкий уровень сформированности экологических представлений был выявлен у 4 детей (34%) из экспериментальной группы и 3 детей (25%) из контрольной группы; средний уровень сформированности экологических представлений был выявлен у 7 детей (58%) из экспериментальной группы и 8 детей (67%) из контрольной группы; высокий уровень сформированности экологических представлений был выявлен у 1 ребенка (8%) из экспериментальной группы и 1 ребенка (8%) из контрольной группы....
1. Абульханова-Славская К. А. Психология личности в социалистическом обществе : Активность и развитие личности. М. : Наука, 1989. 114 с.
2. Аванесова В. Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. М. : Просвещение, 1979. 100 с.
3. Арманова Н. В. Формирование у дошкольников представлений о природе // Коррекционная педагогика. 2011. № 5. С. 80-82.
4. Афанасьева О. В. Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников [Электронный ресурс]. URL: https://vestnikdo.ru/tpost/3uhp3dhre1-afanaseva-as-eksperimentirovanie-kak-sre (дата обращения: 17.12.2022).
5. Варламова Н. Ю., Соколова В. С., Кочеткова Н. В. Система экологического воспитания в детском саду // Детский сад от А.до Я. 2008. № 6. С. 92-100.
6. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Учебник. М. : Просвещение, 1973. 367 с.
7. Голицин В. Б. Познавательная активность дошкольников // Советская педагогика. 1991. № 3. С. 19-22.
8. Гончарова Е.В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста : Курс лекций для студентов высших педагогических учебных заведений. Нижневартовск, 2008. 326 с.
9. Диканова И. На экологической тропе // Дошкольное воспитание. 2013. № 3. С. 62-64.
10. Дыбина О. В., Болотникова О. П., Анфисова С. Е. [и др.]. Способы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе дошкольных учреждений : учебно-методическое пособие. М. : Мозаика- Синтез, 2012. 78 с.
11. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1997. 237 с.
12. Комарова И. А., Николаева С. Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск : Полымя, 1998. 79 с.
13. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практики применения. Педагогика : традиции и инновации. Материалы V международной научной конференции. Челябинск : Два комсомольца, 2016. С. 35-36.
14. Лулич М. В. Детям о природе. Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1989. 138 с.
15. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001....23