Работа сделана на примере Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай.
Проведен анализ данных за 2021-2023 годы.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН 8
1.1 Сущность и содержание организации работы с обращениями граждан 8
1.2 Отечественный и зарубежный опыт организации работы с обращениями граждан 14
1.3 Нормативно-правовое регулирование организации работы с обращениями граждан 22
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТАТИСТИКИ ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ И РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛА ИНФОРМАЦИОННО-СТАТИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ) 28
2.1 Характеристика отдела информационно-статистических услуг 28
2.2. Оценка эффективности отдела информационно-статистических услуг по работе с обращениями граждан 33
2.3 Проблемы в работе отдела информационно-статистических услуг по работе с обращениями граждан 39
2.4 Рекомендации по совершенствованию деятельности отдела информационно-статистических услуг по организации работы с обращениями граждан 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Институт работы с обращениями граждан играет колоссальную роль в современном обществе. Работа с обращениями граждан позволяет систематизировать взаимодействие органов государственной власти и населения по важнейшим социально-экономическим вопросам. Уместно говорить о том, что институт работы с обращениями граждан представляет собой своеобразный инструмент контроля за деятельностью органов власти, так как позволяет гражданам следить за тем, как выполняются их запросы и жалобы. Одновременно с этим институт работы с обращениями позволяет информировать органы государственной власти о проблемах и потребностях населения, что позволяет органам власти принимать обоснованные решения и разрабатывать эффективные меры по улучшению ситуации.
Институт обращений граждан позволяет реализовать современным гражданам закрепленное за ними конституционное право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления для решения соответствующих вопросов. Взаимодействие с гражданами позволяет определить наиболее актуальные пробелы функционирования органов государственной власти и обозначить пути и направления их решения. Аналитическая оценка результатов работы с обращениями граждан – залог успешного развития территориального образования, повышения эффективности работы сотрудников отдельных органов власти.
Несмотря на важность и высокую значимость института обращений граждан в органы государственной власти, имеется ряд нерешенных проблем. Остается открытым вопрос оперативности разрешения обращений граждан. Граждане достаточно часто считают, что обратиться в органы государственной власти для разрешения определенного вопроса займет немало времени или являются практически невозможным. Сегодня является актуальной проблема работы с электронными обращениями граждан. Для совершенствования работы с обращениями граждан требуется как совершенствование законодательной базы, так и решение ряда организационных проблем.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование особенностей работы с обращениями граждан и разработка рекомендации по совершенствованию порядка организации работы с обращениями граждан.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующий ряд задач:
1. определить сущность и содержание организации работы с обращениями граждан;
2. изучить отечественный и зарубежный опыт организации работы с обращениями граждан;
3. ознакомиться с нормативно-правовым регулированием организации работы с обращениями граждан;
4. охарактеризовать особенности работы Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай;
5. оценить эффективность работы с обращениями граждан;
6. определить проблемы работы с обращениями граждан;
7. представить рекомендации по совершенствованию организации работы с обращениями граждан.
Объектом исследования является деятельность Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай.
Предметом исследования выступают особенности организации работы с обращениями граждан.
Методологическую основу определяют цели и задачи исследования. При выполнении выпускной квалификационной работы были использованы исторический, диалектический, формально-логический методы исследования. Формально-логический метод предполагает анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстракцию и обобщение, а также другие логические операции. Этот метод позволяет выявлять логические противоречия и несоответствия в исследуемых объектах и явлениях, а также устанавливать причинно-следственные связи между ними. Диалектический метод позволяет исследовать динамику и тенденции развития объектов и явлений, а также выявлять их внутренние противоречия и движущие силы развития. Был также широко использован табличный и графический методы исследования.
Информационной базой для выполнения ВКР стали учебники, учебные пособия, монографии по региональной экономике, финансам, инновациям, государственному управлению, предусматривающие изучение особенностей функционирования института работы с обращениями граждан. Также были широко использованы статьи, опубликованные в периодических изданиях по вопросам развития, содержания и функционирования института работы с обращениями граждан.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных источников.
По результатам выполнения выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы. Изучение теоретических основ работы с обращениями граждан позволяет сделать следующие выводы.
Сущность обращения граждан в органы государственной власти заключается в том, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между органами власти и населением. Право на обращение в органы государственной власти представляет собой конституционное право. Реализация данного права на практике позволяет решить ряд задач: получить обратную связь от органа государственной власти, обеспечить должный уровень защиты прав и свобод, принимать участие в решении наиболее значимых и важных вопросов. Обращение граждан в органы государственной власти может быть сформировано в виде жалобы, предложения, заявления, определенной просьбы, требования, обращения в устной форме. Обращение граждан в органы государственной власти может быть представлено путем письменного обращения или в электронной форме.
Исследование отечественного и зарубежного опыта работы с обращениями гражданами позволяет сделать вывод о том, что требуется активное внедрение на практике информационных и цифровых технологий для обеспечения оперативности разрешения целого ряда вопросов и эффективности в целом организации системы государственного муниципального управления. В качестве актуальных проблем остается кадровая проблема, проблема правого регулирования отдельных вопросов. Достаточно часто, ответы на обращения граждан носят поверхностный и формальный характер.
Нормативно-правовую основы работы с обращениями граждан составляют Конституция РФ, которая в статье 33 закрепляет право за каждым гражданином обращаться в органы государственной индивидуально или коллективно для решения определенных вопросов. Значительный вклад в развитие правовых аспектов регулирования системы обращений граждан внес федеральный закон № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации». Несмотря на то, что система правового регулирования достаточно развита, отсутствует закрепленный на законодательном уровне единый подход к работе с обращения граждан, отсутствуют законодательно определенные критерии оценки эффективности института работы с обращениями граждан органов государственного управления. Развитие цифровых и информационных технологий также требует совершенствования законодательный базы в части регулирования электронного обращения граждан.
Практическая часть выпускной квалификационной работы выполнена на примере Управления Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай. Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай представляет собой федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию информационно-статистических работ и являющийся основным источником официальной статистической информации в крае. Существенное внимание в данной работе уделено вопросам функционирования отдела информационно-статистических услуг. Основными направлениями работы отдела информационно-статистических услуг являются сбор, анализ и распространение статистической информации. Сотрудники отдела занимаются сбором данных о различных аспектах социально-экономической жизни региона, таких как численность населения, уровень занятости, производство и торговля, инвестиции, цены и тарифы. На основе полученных данных отдел предоставляет аналитические материалы и статистические данные, разрабатывает новые статистические методы и инструменты, сотрудничает с другими организациями и участвует в международных проектах. Также отдел обеспечивает информационную безопасность и защиту конфиденциальности данных, взаимодействует с пользователями информации и предоставляет консультационные услуги.
Представленный анализ порядка работы с обращениями позволяет сделать вывод о том, что преимущественно юридические и физические лица обращаются в отдел информационно-статистических услуг с заявлением о получении определенного рода информации, статистических сведений. Общее число обращений на протяжении последних пять лет имеет тенденцию к сокращению. Если число обращений в 2019 году составило 37598 единиц, что в 2022 году 22402 обращения. Преимущественно обращения поступают от юридических лиц в электронном формате. Так 70 % обращений по данным 2023 года – это обращения от юридических лиц. Если говорить об эффективности, то можно отметить отсутствие жалоб, а также в качестве положительной тенденции можно рассматривать динамику сокращения числа запросов. Это говорит о том, что органы статистики регулярно и в полном объеме публикуют необходимый объем информации, что влечет за собой снижение числа запросов и снижение нагрузки на кадры. В качестве перспективного направления можно отметить возможность получения информации посредством различных онлайн сервисов. Цифровые и информационные технологии в перспективе должны обеспечить повышение эффективности работы с обращениями граждан.
предложенная система рекомендаций направлена на решение организационной проблемы совершенствования работы с обращениями граждан. Рекомендовано доработать сайт и выделить раздел «обращение граждан». Типовая форма обращения позволит систематизировать данные и решит проблему оперативности. В качестве рекомендации также предложено изменить систему мотивации сотрудников, работающих с обращениями гражданами. Премия данных специалистов будет зависеть от качества обработки обращения, степени вежливости сотрудника, грамотности информирования заинтересованных юридических и физических лиц. Также одной из проблем является недостаточный уровень квалификации вновь принятых специалистов по работе с обращениями граждан. В рамках ВКР рекомендовано внедрить систему наставничества и тестирования вновь принятых сотрудников в целях исключения текучести кадров, которые выполняют обязанности по работе с обращениями юридических и физических лиц.
Предложенная система рекомендаций позволит добиться следующего:
1. Повышение оперативности ответа на обращение.
2. Повышение качества работы с обращениями юридических и физических лиц.
3. Снижение числа коррупционных правонарушений.
4. Повышение прозрачности данных.
Качественными критериями эффективности выступают:
1. Формирование положительного имиджа Управление Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю и Республике Алтай в целом.
2. Повышение доступности статистических данных.
Совершение института работы с обращения юридических и физических лиц выступает своеобразным фундаментом для социально-экономического развития Алтайского края.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2006. – №19. – Ст. 2060
3. Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 N 30 (ред. от 06.03.2023) «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. – 2005. – №4. – Ст.305
4. Бабун, Р. В. Государственное и муниципальное управление : введение в специальность : учебное пособие / Р. В. Бабун. — Москва : КНОРУС, 2023. — 127 c.
5. Боброва Д. Н., Петрова О. С. Современные технологии в работе с обращениями граждан в органах местного самоуправления //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. – 2021. – №. 3. – С. 212-218.
6. Борисов, Н. И. Государственная и муниципальная служба : учебное пособие / Н. И. Борисов. — Москва : КноРус, 2023. – 509 с
7. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
8. Благочевская, Н.Р. Совершенствование организации работы с обращениями граждан в КАУ «МФЦ Алтайского края» / Н.Р. Благочевская // Молодежь - Барнаулу. материалы XXIV городской научно-практической конференции молодых ученых. Барнаул, 2023. С. 1126-1128.
9. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 441 с
10. Восколович, Н. А. Экономика, организация и управление общественным сектором : учебник и практикум для вузов / Н. А. Восколович, Е. Н. Жильцов, С. Д. Еникеева ; под общей редакцией Н. А. Восколович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 324 с.
11. Гашимова Д.Т. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере организации работы с обращениями граждан / Д.Т. Гашимов // Проблемные вопросы в сфере организации работы с обращениями граждан. Совершенствование законодательства, пути их решения. сборник материалов научно-практической конференции. Уфа, 2021. С. 33-40.
12. Галкин, П. В. История государственного управления в России : учебник / П.В. Галкин. – Москва : ИНФРА-М, 2023. – 322 с.
13. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 453 с.
14. Головин, А.А. Институт обращения граждан в органы государственной власти как объект современных исследований / А.А. Головин // Мир науки. Социология. Философия. – 2022. – №1. – с. 13-19.
15. Гумерова, Г. И. Электронное правительство : учебник для вузов / Г. И. Гумерова, Э. Ш. Шаймиева. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2023. – 226 c.
16. Дубенюк, А. В. Проблемы реализации прав граждан на обращение в органы государственной власти / А. В. Дубенюк // Новый юридический вестник. — 2021. — № 2 (26). — С. 6-9.
17. Иванихин А.А. Проблемы организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти и местного самоуправления / А.А. Иванихин // Мировые тенденции и перспективы развития науки в эпоху перемен: от теории к практике: сб. науч. статей. – Ростов-на-Дону,2023. – С. 296–299.
18. Косьмина Е.А. О совершенствовании работы органов местного самоуправления с обращениями граждан / Е.А. Косьмина // Современная наука: проблемы и перспективы развития: сб. науч. статей. – Омск,2019. – С. 76–91.
19. Кодзоев А.А. Понятие и сущность правовой категории обращения граждан / А.А. Кодзоев // Юридический факт. – 2022. –№188. – С.31-34
20. Масекова Т.В. Совершенствование организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти и управления / Т.В. Масекова // Документ в современном обществе: на пути к междисциплинарному изучению. Материалы XV Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 2022. С. 159-163.
21. Максуров, А. А. Проблемы реализации прав граждан на участие в управлении государством в условиях кризиса : Монография / А.А. Максуров — Москва : Русайнс, 2023. — 172 с.
22. Мещерягина В.А. Юридическая природа конституционного права на обращение как субъективного права / В.А. Мещерягина // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 10.
23. Овчинникова, Т.А. Понятие государственных и муниципальных услуг, принципы их представления / Т.А. Овчинникова // Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования: сб. науч. статей. – пенза,2018. – С. 265-272
24. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. 23-е изд., испр. М.: Рус. яз., 1991.
25. Продан К.С. Анализ отечественного и зарубежного опыта организации работы с обращения граждан в органах местного самоуправления / К.С. Продан // Эволюция государственно-правовых систем: сб. науч. статей. – Абакан,2022. – С. 172–173.
26. Петрунина В.О. К вопросу исторические предпосылки появления права на обращение / В.О. Петрунина // Инновационные научные исследования в современном мире. Сборник трудов по материалам XIV Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ. Уфа, 2023. С. 42-46.
27. Попов, Р.Г. Организация работы с обращениями граждан, состояние и перспективы / Р.Г. Попов // Научный альманах // 2020. – №10. – С. 85-87.
28. Рахмеева, И. И. Оценка регулирующего воздействия: методические основы, подходы к анализу типовых проектов и лучшие практики : учебно-практическое пособие / И.И. Рахмеева. — Москва : ИНФРА-М, 2023. – 190 с.
29. Решетникова Д. С. Проблемы эффективности реализации права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2018. — № 2. С. 66.
30. Родионова А.З. Обращение граждан: понятие, виды, правовые основы их рассмотрения / А.З. Родионова // Лучшая студенческая работа 2022. – 2022. – №4. – 161-165.
31. Синельникова Н.А. Многофункциональные центры как основа повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг // Научные диалоги: сб. науч. статей. – Саратов,2022. – С. 77–80
32. Сычанина С.Н. Формирование концепции отечественного подхода к организации работы с обращениями граждан / С.Н. Сычанина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №1. – С. 152–154.
33. Титова С. В. Достоинства и недостатки в работе с обращениями граждан на территории муниципального образования //Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – №. 2-3. –С.32-38.
34. Титова, Е. А. Поощрение и поощрительное производство в системе государственной гражданской службы Российской Федерации : проблемы теории и эффективность : монография / Е. А. Титова ; под научной редакцией Ю.Н. Старилова. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 190 c
35. Тюрина С.Ю. Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти: нормативно-правовое регулирование и практика / С.Ю. Тюрина, Н.И. Борисов // Административное и муниципальное право. 2017. № 10
36. Царенко, А. С. Управление проектами / А. С. Царенко. — 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань, 2023. – 236 с.
37. Цыбикдоржиева, Ж.Д. Качество государственных и муниципальных услуг и проблемы его оценки // Бенефициар. – 2019. – №52. – С. 11–12
38. Чаннов, С. Е. Служебное право : учебник и практикум для вузов / С. Е. Чаннов, М. В. Пресняков. – 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 351 с
39. Шувалова В.А. Реализация конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления / В.А. Шувалова // Современные вопросы государства, права, юридического образования: сб. науч. статей. – Тамбов,2022. – С. 119–123.
40. Шувалова, Н. Н. Этика и этикет государственной и муниципальной службы : учебник и практикум для вузов / Н. Н. Шувалова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 368 с