Проведена опытно-поисковая работа.
База исследования: МАДОУ «Детский сад №186» г. Тюмени.
Выборка: 20 детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет, из них 11 мальчиков и 9 девочек).
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность и содержание понятия технологии в психолого-педагогической литературе ……………….........8
1.2. Проявление доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста ………………………16
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗРАБОТКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление уровня сформированности доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста……………………… 30
2.2. Разработка и реализация педагогической технологии воспитания доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста... 44
2.3. Анализ результатов опытно-поисковой работы ………......................... 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………71
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….77
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одной из задач является формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [47]. Главной задачей в дошкольном возрасте должно быть проявления доброжелательности во взаимоотношениях детей дошкольного возраста. Проявление доброжелательности во взаимоотношениях детей дошкольного возраста является одной из главных задач в этом возрасте. Дети должны учиться быть добрыми, отзывчивыми и уметь устанавливать положительные отношения с другими детьми. Это позволяет им развивать социальные навыки, понимание и уважение к различиям других людей, а также формирует основу для будущих отношений с окружающим миром. Развитие доброжелательности также помогает детям построить качественные и здоровые отношения со своими родителями, учителями и другими взрослыми. Проблема воспитания доброжелательности была предметом исследования таких ученых, как Р.С. Буре, К.С. Мосуновой, М.И. Якубовой и др. Вместе с тем, в системе дошкольного образования наличествуют негативные тенденции: чрезмерная сосредоточенность на интеллектуальном развитии ребенка, технологизация современной жизни, которые ведут к недоразвитию эмоциональной и коммуникативной сфер, и как следствие этого – формирование неадекватного отношения к сверстникам.
В связи с этим выделяется ряд противоречий между:
- необходимостью создавать условия для воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста и сложившейся практикой, ориентированной, в основном на овладение детьми дошкольного возраста общими нравственными нормами;
- необходимостью воспитания у детей дошкольного возраста доброжелательных отношений и не достаточности методического обеспечения, по¬зволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Данные противоречия обусловили актуальность проблемы исследо-вания заключающейся в теоретическом обосновании и практической реализации педагогической технологии воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили выбор темы исследования «Педагогическая технология воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста».
Цель данной работы заключается в выявлении, теоретическом обос-новании и практической апробации технологии воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.
Объект исследования – процесс воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – педагогическая технология воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что работа по воспитанию доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста будет эффективной при условии, если:
- разработана педагогическая технология, включающая воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста;
- подобраны специальные методы и приемы, соответствующие возрастным особенностям детей;
- поэтапно отслеживаться результаты сформированности у дошкольников навыков доброжелательного отношения.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
2. Определить показатели оценки уровня сформированности доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста и подобрать соответствующий диагностический инструментарий.
3. Изучить уровень сформированности доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать содержание педагогической технологии по воспитанию доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
5. Выполнить анализ и систематизацию результатов опытно-поисковой работы по воспитанию доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
Теоретическую основу исследования составляют:
- взгляды педагогов и психологов на проблему нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Л.Р. Болотина, Р.С. Буре, И.В. Сушкова и др.);
- современные подходы к пониманию проблемы воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста (А.Н. Дронова, Г.Н. Жулина, В.Н. Кобзева и др.);
- дидактические подходы к организации воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста (Г.А. Ковалев, Л.Д. Летова, Р.Н. Махмудова и др.).
Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимо-дополняющих исследовательских методов: теоретических (анализ и обобщение философской, педагогической и психологической литературы, содержательная интерпретация и анализ результатов) и эмпирических (беседа, наблюдение, анкетирование, анализ документов, психодиагностические методы, методы математической статистики и графической обработки результатов).
Исследование осуществлялось в три этапа.
На первом этапе изучалась и анализировалась литерату¬ра по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области дошкольной педагогики с целью выявления теоретических основ и современных тенденций воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста.
На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, уточнялась гипотеза исследования; разрабатывалась технология воспитания доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста; проводился формирующий этап опытно-поисковой работы, а также обработка полученной информации.
На третьем этапе проводились анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.
Практическая база исследования. Опытно-поисковая работа осуще¬ствлялась в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №186» г. Тюмени. В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Уточнено определение понятия «технология» приме¬нительно к дошкольной образовательной организации, которая рассматривается как наиболее рациональный путь достижения педагогической цели, научная организация педагогического процесса
Разработана педагогическая технология, направленная на воспитание доброжелательных отношений у детей дошкольного возраста, основными принципами которой являются:
- индивидуальный подход. Принцип предлагает адаптировать методы и подходы к каждому ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, потребности и интересы. Это помогает создать доверительную и поддерживающую атмосферу, способствующую развитию доброжелательных отношений;
- пример взрослого. Воспитатели и родители играют ключевую роль в формировании отношений у детей дошкольного возраста. Они должны быть примером доброты, эмпатии и уважения. Принцип акцентирует внимание на моделировании желаемого поведения взрослыми;
- коллективное взаимодействие. Воспитание доброжелательных отношений требует участия всего коллектива – как детей, так и взрослых. Принцип предусматривает использование различных формы групповой работы, совместных занятий и игр, которые способствуют развитию толерантности, сотрудничества и уважения к мнению других.
Объем и структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состо¬ит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (53 источника), приложений.
Доброжелательные отношения между дошкольниками играют важную роль в их развитии и социализации. Они способствуют формированию навыков коммуникации, эмпатии, взаимопонимания и умения работать в коллективе. Когда дети хорошо ладят друг с другом и оказывают поддержку, это создает спокойную и комфортную атмосферу в группе, где каждый ребенок чувствует себя важным и уважаемым.
Формирование полноценных доброжелательных отношений между детьми старшего дошкольного возраста основывается на нескольких ключевых принципах и подходах: создание безопасной и поддерживающей среды: важно, чтобы дети чувствовали себя комфортно и защищенными во время взаимодействия с другими детьми. Руководители и педагоги должны обеспечивать безопасность, предотвращать конфликты и поддерживать положительный климат в группе; развитие навыков социальной коммуникации: дети старшего дошкольного возраста активно осваивают навыки общения и взаимодействия с другими. Педагоги могут поощрять их проявление доброты, толерантности и внимания к потребностям других детей; обучение эмоциональной грамотности: дети должны уметь выражать и понимать свои эмоции, а также быть эмпатичными и уважительными к чувствам других. Педагоги могут проводить различные игры, упражнения и беседы на эту тему; привитие навыков конфликтологии: конфликты между детьми в этом возрасте неизбежны, и важно научить детей разрешать их конструктивно и без насилия. Педагоги должны обучать детей стратегиям урегулирования конфликтов, таким как общение, уступки и поиск компромиссов; вовлечение детей в совместные проекты и активности: совместные занятия и игры способствуют формированию позитивных взаимоотношений между детьми. Педагоги могут организовывать групповые проекты, сотрудничество и совместное творчество. Кроме того, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и создавать условия для его участия и вовлечения в групповую деятельность. Регулярное наблюдение и обратная связь от педагогов также помогают детям осознавать свои поступки и прогрессировать в формировании позитивных отношений.
В ходе проведения констатирующего этапа опытно-поисковой работы было установлено, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточно сформировано доброжелательное отношение. Результаты констатирующего этапа исследования обусловили разработку и реализацию педагогической технологии по воспитанию доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста, которая предусматривала разработку и реализацию педагогической технологии, включающей такие направлений, как организация и проведения этических бесед для детей старшего дошкольного возраста на тему «Доброжелательные отношения»; организация и проведения сюжетно-ролевых игр» с целью воспитания доброжелательных отношений в разных ситуациях; разработка и реализация развивающей программы «Знаю и могу»; проведение консультативной работа с родителями детей старшего дошкольного возраста.
После подведения итогов контрольного этапа исследования был сформулирован вывод о том, что уровень сформированности доброжелательных отношений у старших дошкольников значительно повысился. Также старшие дошкольники научились более четко и грамотно формулировать свои мысли и высказывания, научились давать оценку поступкам других людей, проявлять доброжелательность в различных ситуациях взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками. При этом по-прежнему есть ребенок, у которого низкий уровень доброжелательного отношения. С данным старшим дошкольников необходимо продумывать индивидуальную работу по формированию доброжелательного отношения, знаний норм нравственного поведения и умению их применять в различных ситуациях межличностного взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми.
Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства. – 2-е изд. [Текст] / В.В. Абраменкова. – Москва: ПЕР СЭ, 2016. – 432 с.
2. Бардиер, Г. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередникова. – Санкт-Петербург: ДОРВАЛЬ, 2017. – 96 с.
3. Бережная, О.В. Понятие и классификация педагогических технологий [Текст] / О.В. Бережная // Вестник научных конференций. – 2022. – № 5-1 (81). – С. 13-14.
4. Белова, А.В. Понятие и сущность педагогических технологий [Текст] / А.В. Белова // NovaUm.Ru. – 2021. – № 34. – С. 305-307.
5. Белоусова, Е.К. Развитие эмпатии как основа формирования нравственных качеств у дошкольников [Текст] / Е.К. Белоусова // В сборнике: Культура мира и ненасилия подрастающего поколения: ракурсы интерпретации и педагогические условия развития. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Отв. редактор С.И. Беленцов. – 2020. – С. 309-311.
6. Беспалько, В.П. Подходы к классификации педагогических технологий [Текст] / В.П. Беспалько. – Москва: Эксмо, 2009. – 456 с.
7. Бирюкова, Е.В. Психологические основы применения игры в формировании доброжелательности дошкольников [Текст] / Е.В. Бюрикова // В сборнике: Теоретическая и прикладная психология: традиции и перспективы. материалы X Всероссийской молодёжной научно-практической конференции. –2017. – С. 37-41.
8. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. [Текст] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 163 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. − Санкт-Петербург: Питер, 2017. – 237 с.
10. Борзова, Л.В. К вопросу об определении понятия «педагогическая технология» в современной науке [Текст] / Л.В. Борзова // В сборнике: Качество педагогического образования: методология, теория и практика. Сборник научных трудов Десятой Международной заочной научно-методической конференции. Национальный исследовательский Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. – 2014. – С. 28-29.
11. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения [Текст] / Г.М. Бреслав // Психологические исследования. – 2018. – №2. – С. 63-69.
12. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет [Текст] / Р.С. Буре. – Москва: Мозаика-Синтез, 2014. – 80 с.
13. Венгерова, Н.Н. Семантический анализ определений понятия «педагогическая технология» [Текст] / Н.Н. Венгерова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2017. – № 1. – С. 83-86.
14. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред. В.В. Давыдова / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика-пресс, 1996. – 536 с.
15. Гнездилов, Г.В. Возрастная психология и психология развития: учебное пособие [Текст] / Г.В. Гнездилов, Е.А. Кокорева, А.Б. Курдюмов. – Москва: Изд- во СГУ, 2013. – 203 с.
16. Гриценко, Н.М. Проблема формирования доброжелательности у дошкольников в условиях ДОУ [Текст] / Н.М. Гриценко // Молодой ученый. – 2021. – № 6 (348). – С. 413-416.
17. Дронова, А.Н. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников в современных условиях [Текст] / А.Н. Дронова // Начальное образование. – 2018. – № 2. – С. 3-8.
18. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – Москва: Издательский центр «Академия», 2017. – 320 с.
19. Зуйкина, В.Н. Педагогические технологии: понятие, история становления и современное состояние [Текст] / В.Н. Зуйкина // В сборнике: Advances in Science and Technology. сборник статей XXVI международной научно-практической конференции. – 2020. – С. 60-61.
20. Жулина, Г.Н. Взаимосвязь социального интеллекта и эмпатии старших дошкольников [Текст] / Г.Н. Жулина // В сборнике: Непрерывное образование в России: состояние и перспективы. Материалы докладов X Всероссийской научно-практической конференции. – Ростов-на-Дону, 2020. – С. 122-128.
21. Игнатьева, Е.Е. Духовно-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Е.Е. Игнатьева // Детский сад от А до Я. – 2018. – №9. – С. 24-29.
22. Казанина, Е.А. Педагогическая технология: терминологический анализ понятия [Текст] / Е.А. Казанина // В сборнике: Новый взгляд на систему образования. Сборник трудов III Международной научно-практической конференции. – Прокопьевск, 2021. – С. 65-69.
23. Кобзева, М.Н. Воспитание доброжелательности у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре [Текст] / М.Н. Кобзева // В сборнике: Педагогические традиции в развитии современной личности. Сборник научных трудов. – Елец, 2018. – С. 83-86.
24. Ковалев, Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда [Текст] / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. – 2016. – №1. – С. 12-19.
25. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – 2-е изд., стер. – Москва: Academia, 2005. – 173 с.
26. Козлова, О.С. Педагогические технологии: понятие, сущность, структура и роль в образовательном процессе [Текст] / О.С. Козлова // Поволжский вестник науки. – 2020. – № 1 (15). – С. 59-62.
27. Копаева, А.И. Понятие педагогической технологии [Текст] / А.И. Копаева // Трибуна ученого. – 2022. – № 8. – С. 299-302.
28. Кутовая, Д.В. Педагогические условия формирования доброжелательности общения старших дошкольников в процессе игровой деятельности [Текст] / Д.В. Кутовая // В сборнике: Информационные системы и технологии как фундамент прогрессивных научных исследований. сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа, 2022. – С. 155-157.
29. Кушенова, З.Г. Воспитание доброжелательности у дошкольников [Текст] / З.Г. Кушенова // В сборнике: Новая наука: стратегии и векторы развития. международное научное периодическое издание по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 69-72.
30. Лепешкина, А.Б. Понятие, сущность, структура, классификация и роль педагогической технологии в образовательном процессе [Текст] / А.Б. Лепешкина // Символ науки: международный научный журнал. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 155-158.
31. Летова, Л.Д. Основы духовно-нравственного воспитания дошкольников [Текст] / Л.Л. Летова // Педагогика. – 2019. – №5. – С. 24-28.
32. Лещенко, Н.В. Особенности духовно-нравственного развития старших дошкольников [Текст] / Н.В. Лещенко // Интеграция образования. – 2016. – № 3. – С. 119-122.
33. Малухова, Ф.В. К проблеме формированию дружелюбных отношений у дошкольников [Текст] / Ф.В. Малухова // В сборнике: Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук. Сборник научных трудов, приуроченный к году науки и технологий. – Нальчик, 2021. – С. 150-154.
34. Махмудова, Р.Н. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] / Р.Н. Махмудова // Аспирант и соискатель. – 2018. – № 3. – С. 51-52.
35. Мелешко, О.П. Понятие и формы педагогической технологии [Текст] / О.П. Мелешко // Пробелы в российском законодательстве. – 2017. – № 1. – С. 234-238.
36. Мосунова, К.С. Понятие «педагогической технологии» в работах отечественных исследователей [Текст] / К.С. Мосунова // Студенческий вестник. – 2020. – № 23-1 (121). – С. 42-44.
37. Наумчик, В.Н. Педагогический словарь [Текст] / В.Д. Наумчик, М.А. Пазников, О.В. Ступакевич. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2016. – 279 с.
38. Ньюкомб, Н. Развитие личности ребенка [Текст] / Н. Ньюкомб. – Санкт-Петербург: Питер, 2018. – 640 с.
39. Олешков, М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации [Текст] / М.Ю. Олешков // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. – Екатеринбург: РГППУ, 2011. – С. 5-19.
40. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
41. Пономарева, Н.С. Теоретические подходы к определению сущности понятия «педагогическая технология» [Текст] / Н.С. Пономарева // Современное педагогическое образование. – 2016. – № 4. – С. 6-8.
42. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубийнштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 705 с.
43. Селевко, Г.К. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – Москва: АСТ, 2009. – 478 с.
44. Серикова, Л.А. Научно-исторические предпосылки изучения проблем духовно-нравственного воспитания личности [Текст] / Л.А. Серикова // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2018. – № 6. – С. 136–141.
45. Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования [Текст] / И.В. Сушкова. – Москва: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.
46. Сухомлинский, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сухомлинский. – Москва: Просвещение, 1989. – 740 с.
47. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации [Текст]. – Москва: Просвещение, 2022.– 50 с.
48. Филипская, С.В. Способы формирования доброжелательных отношений у дошкольников на примере дидактических игр [Текст] / С.В. Филипская // В сборнике: Дошкольное образование : опыт и перспективы развития. сборник материалов Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 51-53.
49. Шемшурина, А.И. Нравственное воспитание старших дошкольников [Текст] / А.И. Шемшурина // Этическое воспитание. – 2018. – № 5. – С. 5-40.
50. Чебровская, С.В. Психологические аспекты нравственных представлений дошкольников [Текст] / С.В. Чебровская // Амур. науч. вестн. – 2014. – № 4. – С. 183-189.
51. Худоймуротова, Д.Ж. Понятие доброжелательности дошкольников и необходимость ее воспитания [Текст] / Д.Ж. Худоймуротова // Enigma. – 2021. – № 29-2. – С. 61-64.
52. Эркенова, М.М. Формирование доброжелательности как личностного качества дошкольника [Текст] / М.М. Эркенова // В сборнике: Инновационные процессы в системе образования: теория и практика. Материалы региональной научно-практической конференции. – 2017. – С. 253-257.
53. Якубова, М.И. Формирование доброжелательного отношения к сверстникам у старших дошкольников [Текст] / М.И. Якубова // В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки. сборник статей по материалам XCVIII студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск, 2021. – С. 62-71.