ВВЕДЕНИЕ 3
1. Ассортиментная политика и товарная стратегия предприятия 6
2. Первичная документация по учету готовой продукции и товарная классификация 14
3. Методологические подходы к выбору ассортиментной политики промышленного предприятия 18
4. Современные тенденции развития рынка мебельной промышленности в России и за рубежом 28
5. Анализ финансово-экономической деятельности ЗАО «ВасКо» 38
6. Обоснование ассортиментной политики и оценочных критериев ее реализации 47
7. Эффективность мероприятий по реализации ассортиментной политики ЗАО «ВасКо» 55
8. Современные информационные технологии обработки данных и учета готовой продукции 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество торгово-розничных формирований (организаций). Каждая из них занимается торговлей либо оказанием каких-либо видов услуг. Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные (роскошные) требования к товарам. А покупатели, в свою очередь, хотят, чтобы купленные ими товары были более удобными, красивыми и долговечными. Торговые организации вынуждены постоянно удовлетворять возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему корректировка ассортимента очень важна сегодня.
Ассортиментная политика - одно из самых основополагающих направлений деятельности маркетинга каждой организации. Это направление приобретает особую значимость в современных условиях перехода к рыночной экономике, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто максимально компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может по максимуму эффективно управлять ею.
К сожалению, руководящий персонал большинства предприятий ещё плохо понимает все преимущества эффективной ассортиментной политики, и поэтому одним из направлений экономического роста страны является привлечение внимания к данной проблеме. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным. В этом и состоит актуальность данной работы.
Объектом исследования в выпускной дипломной работе выступает мебельное предприятие ЗАО «ВасКо». Предметом исследования работы является ассортиментная политика ЗАО «ВасКо».
Цель выпускной квалификационной работы – разработать рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики предприятия на мебельном рынке.
Для достижения данной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- исследовать ассортиментную политику и товарную стратегия предприятия;
- ознакомиться с первичной документацией по учету готовой продукции и товарной классификацией;
- выявить методологические подходы к выбору ассортиментной политики промышленного предприятия;
- проанализировать современные тенденции развития рынка мебельной промышленности в России и за рубежом;
- провести анализ финансово-экономической деятельности ЗАО «ВасКо»;
- обосновать направления совершенствования ассортиментной политики предприятия;
- оценить эффективность мероприятий по реализации ассортиментной политики ЗАО «ВасКо»;
- исследовать современные информационные технологии обработки данных и учета готовой продукции.
Теоретической базой работы выступили учебники и учебные пособия по дисциплинам «Маркетинг», «Экономика предприятия», «Планирование деятельности предприятия», «Менеджмент», «Экономический анализ» таких авторов, как Савчук Г.А., Мокерова Ю.В., Сысоева С., Крок Г., Новоселова Н., Бузукова Е., Савицкая Г.В., Котлер Ф. и других. Также были использованы публикации в научных периодических изданиях, затрагивающие различные аспекты ассортиментной политики. Практическую базу работы составили результаты исследований, проведенных в рамках выполнения выпускной дипломной работы, официальные статистические данные, прайс-листы поставщиков, товарных запасов, ассортимента продукции и другие данные.
При выполнении работы применены общенаучные методы такие как: диалектический, сравнительный, графический, системного и факторного анализа, а также метод прогнозирования.
Структурно выпускная дипломная работа состоит из введения, восьми разделов, заключения, списка использованных источников.
В результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод. Проведение ассортиментной политики как комплекса мероприятий по управлению товарным ассортиментом предусматривает формирование ассортимента предприятия, направленное на более полное удовлетворение потребителей рынка и эффективную работу предприятия. Товарная стратегия на предприятии играет роль некого стабилизатора экономической ситуации: чем активнее идет ее совершенствование, тем быстрее предприятие приспосабливается к меняющимся условиям рынка, тем быстрее происходит окупаемость вложенных активов, тем интенсивнее растет стоимость бизнеса.
Учет производства и реализации продукции на предприятии, как и весь бухгалтерский учет, базируется на системе экономической информации, которая лежит в основе оптимальных управленческих решений. В настоящее время сформировалась четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учета. В основе документального оформления выпуска готовой продукции лежат приемо-сдаточные накладные, акты и иные аналогичные документы, которыми подтверждаются производство готовой продукцией, ее приемка и сдача на склад. При этом в указанных документах учет выпускаемой готовой продукции должен вестись как в количественном исчислении, так и в стоимостном выражении.
На построение ассортиментной политики в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, специфических и других факторов. Формирование ассортиментной политики на практике обязано происходить в увязке с двумя процедурами:
- применение усилий для устранения слабых сторон организации благодаря возможностям внешней среды;
- развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.
Мебельная промышленность относится к одной из важнейших подотраслей лесопромышленного комплекса, которая обеспечивает выпуск жизненно необходимых товаров народного потребления. На мировом рынке мебели семь ведущих стран задают общий темп всей мебельной промышленности (в порядке лидерства: США, Италия, Германия, Япония, Канада, Великобритания и Франция) и в совокупности производят 47% мирового объема. Доля российского рынка в мировых объемах не превышает 1%. С одной стороны это свидетельствует об огромном потенциале его роста и развития, а с другой стороны - о серьезных проблемах в отрасли.
Все современные мебельные предприятия, действующие на территории России, можно условно разделить на три группы. К первой группе относятся крупные предприятия, осуществляющие полный цикл производства, начиная от закупки леса и обработки древесины и заканчивая выпуском серийной мебельной продукции. Вторую группу образуют небольшие по размерам мебельные предприятия, осуществляющие изготовление и выпуск продукции сравнительно малыми партиями и готовые работать «под заказ». К третьей группе можно отнести различные промежуточные варианты.
Половину мебельного производства в России предоставляют малые и средние предприятия. Самыми «многообещающими» направлениями бизнеса является изготовление офисной, кухонной и специализированной мебели на мебельном рынке уже не осталось места для новичков. Бесспорно, только одно - стартовать в большой бизнес сегодня будет трудно, а развитие малого и среднего - доступно на региональном уровне при правильной организации сбыта и производственных процессов.
Современная мебельная фабрика ВасКо – российское крупносерийное производство корпусной мебели. В ассортименте фабрики входят: прихожие, гостиные, спальни, домашние кабинеты, библиотеки, компьютерные столы, столы для ноутбука, письменные столы, ТВ тумбы, журнальные столы. В компании разработана и эффективно функционирует многоступенчатая система контроля качества, что позволило снизить процент брака до рекордно низкого показателя по отрасли. По этому у ЗАО «ВасКо» отсутствует отдел рекламаций, нет даже менеджера по рекламациям. Однако проведенный анализ указывает на ухудшении результатов финансово-экономической деятельности. Это было вызвано сложной экономической ситуацией в стране при которой сократился покупательский спрос на товары не первой необходимости.
Для повышения конкурентоспособности мебели типа «Стенка» предлагается изменить ее дизайн под предпочтения покупательского спроса. Отделка мебели, является определяющим критерием внешнего вида изделия, а именно на внешний вид ориентирован потребитель. В условиях современного рынка, производителям необходимо постоянно решать, чем бы привлечь клиентов. Эти условия конкуренции и являются причиной огромного количества декоративных эффектов отделки, которые превращают обычную мебель в произведения искусства. Маркетинговый отдел компании провел исследование и выяснил, что сейчас одним из самых популярных направлений в отделке мебели являются эффекты старины, такие как: «кракелюр», «патинирование», «браширование» и т. д.
Помимо этого обновленную мебель типа «Стенки» с новым дизайном под старину необходимо будет активнее продвигать через Интернет. Современные мероприятия по продвижению предприятия в сети Интернет представляют возможность использования множества механизмов для влияния на потенциальных и реальных потребителей рекламодателем. Среди них можно выделить: баннерные сети, e-mail маркетинг, продвижение с помощью поисковых систем и каталогов, размещение (индексирование) сайта в поисковых системах, каталогах и рейтингах, реклама на сайтах тематических и посещаемых, обмен ссылками, рейтинги, партнерские и спонсорские программы. Развитие Интернет-рекламы в настоящее время является перспективным. Для успешного продвижения предприятия в сети Интернет необходимо постоянно проявлять креативность и не бояться выйти за пределы традиционных подходов.
По результатам приведенных расчетов экономической эффективности можно сделать вывод, что разработанные мероприятия по продвижению ЗАО «ВасКо» в сети Интернет эффективны, исходя из следующих показателей: ЧТС>0, индекс доходности больше 1, точка окупаемости меньше срока реализации проекта, внутренняя норма доходности больше значения дисконта. Таким образом, необходимость использования разработанных мероприятий для ЗАО «ВасКо» в 2018-2020 году является обоснованной, а полученные результаты по оценки эффективности его внедрения доказывают его высокую эффективность.
1. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О бухгалтерском учете"// СПС Консультант Плюс.
2. Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н (ред. от 29.03.2017, с изм. от 29.01.2018) "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 N 1598) // СПС Консультант Плюс.
3. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" // СПС Консультант Плюс.
4. Постановление Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а (ред. от 21.01.2003) "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" // СПС Консультант Плюс.
5. Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" // СПС Консультант Плюс.
6. "Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения" (формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 N 66) // СПС Консультант Плюс.
7. SMM на практике: в приоритете - обучение [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.unkniga.ru/vishee/479-smm-na-praktike.html?date= 2018-03-01.