Аннотация
Введение 4
1 Общая характеристика корпоративных актов в предпринимательском праве 6
1.1 Понятия и цели корпоративных актов 6
1.2 Особенности применения корпоративных актов 12
1.3. Классификация корпоративных актов 18
2 Виды корпоративных актов 22
2.1 Управленческие и организационные акты 23
2.2 Корпоративные кодексы 29
2.3 Положения об органах управления организации 35
3 Актуальные проблемы корпоративных актов в предпринимательском праве
41
3.1 Проблемы нормативного регулирования корпоративных актов 41
3.2 Проблемы применения корпоративных актов 46
Заключение 56
Список используемой литературы и используемых источников 62
Актуальность исследования. На территории страны на современном этапе развития действуют сотни тысяч всевозможных корпораций. В связи с их массовостью и спецификой законодателем корпорациям предоставлена возможность самостоятельно регулировать собственную деятельность, применяя в таких целях внутриорганизационные акты. Таким образом корпорации устанавливают правила самостоятельно, но в соответствии с законами, иными государственными актами, что и повлекло выделение корпоративных актов как таковых.
Количество корпоративных актов существенным образом превышает всю совокупность федерального и регионального законодательства. Более того, их количество имеет склонность к активному увеличению. Корпоративные акты отличаются специфической правовой природой, обладая особой спецификой юридической силы, сферой действия, претендуя на самостоятельное место в системе источников права. И такая их роль также имеет тенденции к усилениям. Собственно, расширяются не только границы корпоративного регулирования, углубляется и его содержание, происходит совершенствование организационно-правовых форм корпоративного регулирования. Параллельно, в этих условиях существует неопределенность с понятием корпоративных актов, а особенно с их классификацией. Широкие перспективы корпоративного регулирования делают актуальным исследование понятия и видов корпоративных актов в предпринимательском праве.
Объект исследования - общественные отношения в сфере применения корпоративных актов.
Предмет исследования - нормы права, положения литературы и иных источников о понятии и видах корпоративных актов.
Цель исследования - выявить характерные особенности корпоративных актов в предпринимательском праве.
Достижение поставленной цели исследования может быть обеспечено посредством решения таких задач, как:
• дать понятие корпоративных актов и выделить цели их применения;
• выявить характерные особенности применения корпоративных актов;
• проанализировать классификации корпоративных актов;
• охарактеризовать управленческие и организационные акты;
• рассмотреть корпоративные кодексы;
• определить особенности положений об органах управления организацией;
• определить актуальные проблемы нормативного регулирования корпоративных актов;
• проанализировать проблемы применения корпоративных актов.
Научная новизна исследования состоит в попытке дать определение корпоративных актов и провести их классификацию. Эти категории в настоящее время всесторонне еще не исследованы не только в теоретическом, но и в правовом, как следствие, правоприменительном смысле.
Теоретическая значимость исследования определена проведением комплексного систематизированного анализа понятия и видов корпоративных актов. Отдельные теоретические подходы к корпоративным актам были переосмыслены в контексте действующего законодательства.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут применятся в дальнейшем для углубленной научной разработки проблематики вопроса и совершенствования законодательства.
Корпоративный акт - это вид нормативных правовых актов, который содержит правовые нормы, принятые органами управления корпоративной организации, подлежащие распространению на участников этой организации.
Корпоративный акт сочетает в себе правотворческий и правореализационный аспекты технологии подготовки. Корпоративный акт принимается юридическим лицом, основанным на членстве. Корпоративный акт характеризуется большей степенью оперативности принятия, в сравнении с законодательными актами. Корпоративный акт действует по отношению ко всем участникам корпорации, безотносительно их нахождения на территории корпорации, как и безотносительно членства в ней.
Основная цель корпоративного акта - упорядочивание социальных и технических норм в корпоративной организации, их уравновешивание. Дополнительной целью может быть восполнение пробелов в праве, что возможно, впрочем, при определенных обстоятельствах. Но в условиях дальнейшего развития корпоративных отношений, безусловно, и понятие, и цели корпоративных актов вполне могут быть и должны быть подвержены изменениям.
Применение корпоративных актов как процесс характеризуется особой структурой, где элементы устойчиво взаимосвязаны друг с другом. Основополагающим значением в ряду таких элементов обладают следующие: субъект корпоративного регулирования, его объект, начало и конец данного процесса, стадии. В ходе корпоративного регулирования, неразделимо связанного с применением корпоративных актов, происходит последовательная смена стадий. На этих стадиях и применяются корпоративные акты. Во-первых, устанавливаются и действуют общим образом корпоративные нормы (осознается необходимость корпоративного регулирования, органами управления создаются текстуальные модели поведения). Во-вторых, появляются корпоративные отношения (благодаря юридическим фактам возникают конкретные корпоративные отношения, а также происходит переход с нормативного уровня регулирования на индивидуальный). В-третьих, реализуются корпоративные права и обязанности (достигаются цели корпоративного регулирования - корпоративные отношения приобретают упорядоченность).
Многие из имеющихся классификаций являются условными, хотя и представляют научную ценность. Дискуссия по поводу классификации продолжает оставаться достаточно острой. Но необходимость упорядочивания корпоративных актов, особенно в условиях существования их большого количества, однозначно существует. Наибольшие перспективы, есть основания полагать, что открыты в формировании развернутых классификаций корпоративных актов, не только потому что большое их количество нуждается в упорядочивании, но и в связи с тем, что именно такие классификации способны предельно полно отражать место каждого из видов или подвидов актов в их системе, как и формировать представление о природе таковых.
Организационно-управленческие акты - это акты, которые создают основу формирования, эффективной деятельности, развития организации. Значение такой группы документов в крайней степени велико, потому что они устанавливают локальные правовые нормы функционирования учреждения.
В соответствии с нормативными положениями, виды организационных и управленческих актов являются следующими: устав; учредительный договор; положение о структурном подразделении; штатное расписание; правила внутреннего трудового распорядка; должностная инструкция.
Кодекс корпоративного управления - это свод этических стандартов в сфере корпоративного управления. Кодекс корпоративного управления содержит одновременно основополагающие принципы, а также конкретные механизмы совершенствования корпоративного управления; в него включены положения о правах акционеров, роли совета директоров, управлении рисками, раскрытии информации, политике вознаграждений и пр. Структурно же Кодекс возможно разделить на две самостоятельные части: принципы в сфере корпоративных отношений. В этой части отражены следующие разделы: права акционеров; равенство условий для акционеров при осуществлении прав; совет директоров общества; корпоративный секретарь общества; система вознаграждения членов совета директоров, исполнительных органов, других ключевых руководящих работников общества; система внутреннего контроля и управления рисками; раскрытие информации об обществе; информационная политика; корпоративные действия существенного характера; механизмы, которые позволяют обеспечивать реализацию принципов по выше перечисленным направлениям....
1. Аксенова Е. С. Проблема определения понятия корпоративных отношений в российском законодательстве // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. № 1. С. 180-183.
2. Алексанян Е. А. Корпоративные акты : природа, признаки и виды // Концепт. 2018. № 5. С. 1-6.
3. Андреев В. К., Лаптев В. А. Корпоративное право современной России. М. : Проспект, 2018. 240 с.
4. Аширбагина Н. Л. Кодекс этики как фактор развития корпоративной культуры // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2012. С. 69-71.
5. Беляева И. А. Проблемы правовой квалификации корпоративного договора // Евразийский Союз Ученых. 2018. № 1. С. 69-72.
6. Бессарабов В. О. К вопросу об информационном обеспечении системы социальной ответственности бизнеса // Вестник Института экономических исследований. 2017. № 2. С. 81-89.
7. Бисултанов Н. - С.-Х. Проблемы формирования корпоративной социальной ответственности градообразующего предприятия // Экономика и социум. 2018. № 8. С. 14-16.
8. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право : общие положения : учебное пособие. 4-е изд. М. : СТАТУТ, 2020. 847 с.
9. Вергун С. С., Чакалова Л. Г. Система органов управления в предпринимательской корпорации // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2017. № 3. С. 162-163.
10. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) :
Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 24.07.2023) //
Консультант плюс: справочно-правовая система.
11. Герасивомич И. В. Трудоправовая составляющая в корпоративном праве России : дисс. ... канд. юрид. наук. Пермь, 2005. 184 с.
12. Добрачёв Д. В. Актуальные проблемы судебной практики в сфере корпоративного и предпринимательского права. М. : Инфотропик Медиа, 2018. 689 с.
13. Добровинская А. В. Корпоративное право. М. : Инфотропик Медиа, 2020. 200 c.
14. Дружинин Г. В. Стадии корпоративного регулирования : вопросы теории права // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2021. № 2. С. 158-164.
15. Ефименко Е. Н., Лаптев В. А. Корпоративные конфликты (споры). М., 2016...64