Введение 3
Глава 1 Теоретические основы организации процесса речевого развития детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 11
1.1 Психолого-педагогические аспекты процесса речевого
развития детей старшего дошкольного возраста 11
1.2 Алгоритм организации процесса речевого развития
детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 22
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации организации процесса речевого развития детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 33
2.1 Выявление состояния организации процесса речевого
развития детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 33
2.2 Содержание работы по реализации условий
организации процесса речевого развития детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 55
2.3 Динамика уровня состояния организации процесса речевого развития детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями
речи 68
Заключение 75
Список используемой литературы 77
Приложение А Схема взаимодействия специалистов по организации учебно-воспитательного процесса для детей с нарушениями речи 81
Приложение Б Варианты активности педагога с детьми 82
Приложение В Календарно-тематический план по работе с 3Д коррекционно-развивающим пространством 85
Приложение Г Картотека игр с использованием интерактивных 3Д
модулей для детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
«В период глобальных перемен в социально-экономической жизни нашего общества от человека требуются компетентности нового формата. Навыки и компетенции XXI века объединяют личностные качества, черты характера, которые помогают адаптироваться к стремительным изменениям окружающей среды. Компетенции, которые помогают решать сложные задачи, в том числе и в ситуации неопределенности и быстрых технологических изменений окружающей среды (критическое мышление, креативность, творческое мышление, умение общаться и работать в коллективе, конструктивно взаимодействуя с другими членами команды)» [36].
Педагогическое сообщество выражает беспокойство по поводу современного состояния речевой культуры. Ритм жизни становится все более быстрым, и люди стремятся не отставать от прогресса. Чтобы передать информацию быстро и компактно, люди вынуждены кратко излагать свои мысли, что ведет к созданию новых аббревиатур, лишенных своих эстетических качеств (как например, плавности и красоты речи), но они активно используются в повседневной жизни. Качество речи, умение ее использовать в игре и в ходе совместной деятельности, а также умение эффективно общаться и взаимодействовать с другими детьми, является ключевым фактором для успешной деятельности ребенка.
«Развитие свободного общения со взрослыми и детьми - это центральная задача образовательной области «Речевое развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Общение как раз именно та деятельность, ради которой, и в процессе которой необходимо обеспечить развитие всех сторон речи ребенка, освоение культуры речевого общения. Ведь от качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности и его общения зависит успешность самой деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе» [25]...
Таким образом, мы наглядно убедились, что наша формирующая работа имела свои положительные результаты.
1. Результаты исследования свидетельствуют о том, что проблема речевого развития является актуальной на протяжении многих лет и требует современного подхода к обучению, учитывающего быстрый темп жизни человека в наши дни. Путем анализа психолого-педагогической литературы, удалось выявить возрастные особенности детей с тяжелыми нарушениями речи.
В работе с такими детьми на первый план выходит принцип природосообразности, что позволяет адаптировать программу дошкольного образования под особенности их развития. Одновременно выполняется задача синхронного выравнивания речевого и психического развития, что особенно важно для тех детей, у которых имеются серьезные проблемы с развитием речи.
Таким образом, в процессе обучения детей с тяжелыми нарушениями речи нужно учитывать возрастные особенности, адаптировать программу к их индивидуальным потребностям и использовать принцип природосообразности для достижения наилучших результатов в их развитии.
2. Проведенное исследование позволило уточнить понятие «организация процесса речевого развития» - это создание условий для эффективной реализации цели процесса речевого развития детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
3. Исследования показали, что процесс речевого развития детей может быть улучшен в тех случаях, когда используется определенный подход. Этот подход включает в себя следующие элементы: обогащение развивающей предметно-пространственной среды дополнительными элементами, такими как ЗД-кабинет, который может представлять учебный материал по речевому развитию визуально и привлекательно; адаптация учебно-тематического плана к ЗД-кабинету, чтобы усилить эффект его использования; разработка и реализация методического обеспечения 3Д-кабинета по речевому развитию детей, включающего в себя интерактивные 3Д-модули и картотеку игр с их использованием; определение и реализация содержания методического сопровождения, направленного на повышение уровня профессиональной готовности педагогов к осуществлению речевого развития детей. В результате использования этого подхода происходит улучшение процесса речевого развития у детей, увеличение их интереса к учебному процессу и повышение профессиональной квалификации педагогов.
Так как наше исследование мы считаем успешным, дальнейшая работа с площадкой 3Д пространство в условиях дошкольного образовательной организации будет продолжаться.