Введение 4
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования ключевых учебно-познавательных компетенций на уроках математики в 5-6 классах 12
1.1 Формирование ключевых учебно-познавательных
компетенций на уроках математики в 5-6 классах, как психолого-педагогическая проблема 12
1.2 Структура учебно-познавательной компетенции,
критерии и показатели ее сформированности 18
Глава 2 Экспериментальная работа по апробации системы оценки сформированности ключевых учебно-познавательных компетенций при изучении математики в 5-6 классах 41
2.1 Критериально-диагностический аппарат оценивания
сформированности ключевых учебно-познавательных компетенций 41
2.2 Разработка системы оценивания сформированности
ключевых учебно-познавательных компетенций при изучении математики в 5-6 классах 65
2.3 Результаты оценивания сформированности ключевых
учебно-познавательных компетенций 75
Заключение 86
Список используемой литературы 91
Приложение А Диагностическая группа 95
Приложение Б Анкета «Работа с информацией» 96
Приложение В Этапы работы и рекомендации по проведению диагностической методики проектной задачи в 5-6 классах 98
Приложение Г Лист оценки общего уровня сформированности компетенций обучающихся 5 «Б» класса 106
Приложение Д Лист оценки общего уровня сформированности компетенций обучающихся 6 «А» класса 107
Актуальность исследования. Осуществление модернизации российского образования предполагает фундаментальное обновление содержания обучения с ориентацией на достижение радикально нового образовательного результата. Перемещение акцента с «знаний, умений и навыков» в качестве главных итогов образования на понимание процесса обучения как подготовки учеников к реальной жизни и к готовности к самостоятельному решению различных жизненных задач. Данное изменение нашло свое отражение в создании, использовании и разработке методологических подходов к образованию, таких как системно - деятельностный и компетентностный. Оба подхода ориентированы на достижение главной цели и основного результата образования - развития, что достигается путем усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личностью учащегося, активной учебно-познавательной деятельности и формирования готовности к саморазвитию.
На данный момент проблема формирования учебно-познавательной компетенции рассматривается в контексте подготовки нового поколения молодых специалистов, обладающих способностью быстро, качественно и творчески решать сложные задачи, а также умеющих мыслить универсально и обладающих фундаментальными знаниями, что позволяет им быть конкурентоспособными. Очевидно, что одним из важных результатов обучения является умение учиться на протяжении всей жизни, поэтому возникает необходимость изучения вопроса формирования и диагностирования учебно-познавательной компетенции у школьников.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется необходимостью на социально-педагогическом уровне формирования готовности молодого поколения к непрерывному образованию и значимостью учебно-познавательной компетенции для формирования личности школьника. На научно-теоретическом уровне возникает потребность в обосновании теоретических основ формирования учебно-познавательной компетенции у школьников, а на научно-методическом уровне требуется разработка соответствующего диагностического инструментария, который позволит оценить уровень сформированности учебно-познавательной компетенции школьников...
Таким образом, современные тенденции в системе образования требуют основательного обновления содержания учебных программ и достижения новых образовательных результатов. В этом контексте компетентностью подход занимает важное место и является ключевым компонентом федерального государственного образовательного стандарта. Однако существует ряд проблем, которые затрудняют формирование учебно-познавательных компетенций. К ним относятся стандартизация и формализация учебного процесса, отсутствие систематического подхода, недостаточно развитые методики преподавания, низкий уровень профессионализма педагогов, затруднения учащихся в самостоятельном обучении и недостаточное материально-техническое оснащение учебных кабинетов.
В методах обучения математике учащихся 5-6 классов, которые направлены на развитие важных учебно-познавательных компетенций, присутствует разнообразие как в форме, так и в содержании. Однако, учителя сталкиваются с тем, что не все ученики следуют рекомендациям и контролируют свой процесс обучения, что приводит к недостаточному формированию некоторых ключевых учебно-познавательных компетенций.
Для того чтобы сохранить интерес и мотивацию учащихся 5-6 классов, на уроках математики необходимо использовать различные методы обучения. Грамотный выбор и использование педагогических приемов и техник поможет ученикам более успешно продвигаться на следующих этапах обучения. Уроки математики в 5-6 классах имеют важное значение, поскольку на этом этапе формируются ключевые учебно-познавательные компетенции.
Для определения уровня сформированности ключевых учебно-познавательных компетенций учащихся при изучении математики в 5-6 классах была разработана система оценки...
1. Абрамова И. В. Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся / И. В. Абрамова. М.: Просвещение, 2018. 160 с.
2. Ананьев Б. Г. Проблема формирования учебной деятельности в психологии развития / Б. Г. Ананьев. М.: Изд-во МГУ, 1970. 320 с.
3. Ананьев Б. Г., Басов М. М. Мотивация и познание / Б. Г. Ананьев, М. М. Басов. М.: Изд-во МГУ, 1981. 216 с.
4. Бережнева А. Н. Повышение уровня учебной мотивации детей среднего школьного возраста в условиях реализации ФГОС / А. Н. Бережнева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2016. № 2. С.67-71.
5. Боголюбов В. И. Введение в педагогическую технологию / В. И. Боголюбов. Пятигорск: ПГЛУ, 1996. 233 с.
6. Варакута А. А. Стандартизация профессиональной подготовки студентов вуза в динамике социально-культурных изменений / А. А. Варакута // Вестник педагогических инноваций. 2016. № 4 (44). С. 20
28.
7. Гаврилова Н. Н. Развитие творческого мышления учащихся на уроках математики / Н. Н. Гаврилова. М.: Вентана-Граф, 2012. 176 с.
8. Горбунова О. В. Учебно-познавательные компетенции учащихся в условиях цифровой трансформации образования / О. В. Горбунова. М.: Юрайт, 2021. 176 с.
9. Исакова Т. Б. Сущность понятия «Самостоятельная работа» / Т. Б. Исакова // Вестник ВУиТ. 2009. №2. С 93-105.
10. Климова О. А. Развитие умений решать математические задачи у младших школьников / О. А. Климова. М.: Просвещение, 2009. 176 с.
11. Кочановская Е. В. Формирование познавательной самостоятельност и у школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2001. 18 с.
12. Крайнова Л. О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2014. 26 с.
13. Кузнецова Е. А. Компетентностный подход в образовании: проблемы и перспективы развития / Е. А. Кузнецова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология образования. 2020. Т. 26. № 1. С. 69-77.
14. Леонтьева И. В. Обучение математике в средней школе / И. В. Леонтьева. М.: Просвещение, 2016. 240 с.
15. Мартынова А. В. Методика обучения математике /
A. В. Мартынова. М.: Просвещение, 2012. 224 с...36