Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретический анализ проблемы девиантного поведения несовершеннолетних 9
1.1 Понятие и сущность девиаций 9
1.2 Особенности девиантного поведения несовершеннолетних 13
Глава 2 Технология наставничества над несовершеннолетними (на примере проекта «#Наставничество59» на территории Пермского края) 20
2.1 Понятие, цели и принципы организации наставничества над несовершеннолетними 20
2.2 Проект «#Наставничество59» как мера профилактики девиантного поведения несовершеннолетних 27
2.3 Особенности процесса наставничества с позиции наставников несовершеннолетних 33
Глава 3 Реализация технологии наставничества (на примере реализации краевого проекта «#Наставничество59» на территории города Кизела Пермского края) 37
3.1 Модель наставничества, реализуемая на территории города Кизела Пермского края 37
3.2 Анализ реализуемой модели наставничества (на примере модели наставничества, реализуемой на территории
города Кизела Пермского края) 45
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложение А Взаимодействие специалистов в проекте «#Наставничество59» 66
Приложение Б Категории наставляемых несовершеннолетних 67
Приложение В Ежеквартальный мониторинг направляемый в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их
прав Пермского края 68
Приложение Г Информация о сообществе «НАСТАВНИЧЕСТВО59 краевой проект» в социальной сети «Вконтакте» 70
Приложение Д Информация о сообществе ресурсного центра ПРОО «ПравДА вместе» в социальной сети «Вконтакте» 71
Приложение Е Информация о сообществе МРЦ «Компас добра» в социальной сети «Вконтакте» 72
Приложение Ж Выписка из постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Пермского края №1 от 26.01.2023г 73
Актуальность. Подростковый возраст является одним из самых сложных и ярких периодов жизни любого человека. Стремление к независимости, свойственное подросткам, сочетается с острой потребностью в общении, принятии и безусловной любви.
Ситуация осложняется, если семейная система, в которой проживает подросток не справляется самостоятельно со своими функциями поскольку это может привести к формированию у подростков девиантного поведения. Проживание в неблагополучных семьях может стать причиной как совершения подростком противоправных действий, так и совершению кем-то противоправных действий в отношении ребенка.
В России за последние три года на двадцать процентов выросло число несовершеннолетних, признанных потерпевшими в результате преступлений. В 2020 году их было почти девяносто пять тысяч несовершеннолетних, за 2021 году их число увеличилось до ста двенадцати тысяч несовершеннолетних, концу 2022 года их число возросло до ста тринадцати тысяч несовершеннолетних. Это следует из обновленных данных министерства внутренних дел Российской Федерации (МВД РФ), размещенных в Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС).
При этом преступления в 2022 году в России совершили 26305 подростков. Несмотря на общую тенденцию к снижению числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, назвать эту цифру незначительной нельзя, поскольку за каждой цифрой зачастую стоит сломанная судьба конкретного ребенка.
В России действует система профилактики детского и семейного неблагополучия, включающая в себя в том числе, различные меры поддержки семьи. Поиск эффективных методов и приемов воздействия на подростка - это актуальная проблема, перед которой оказывается современное общество. Убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепления веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность и другие все эти приемы, безусловно, способствуют формированию у детей социально-одобряемых форм поведения. До настоящего времени не выработана однозначная позиция у ведомств в вопросе осуществления наставничества над несовершеннолетними. Необходима подготовка специалистов, обладающих высокими нравственными и положительными личностными качествами, которые будет действительно заинтересованы в судьбе ребенка. Такой специалист должен стать для подростка значимым взрослым, несущим положительные примеры. С этой целью в Пермском крае реализуется проект «#Наставничество59».
Научные работы по изучению вопроса наставничества над несовершеннолетними проводили различные ученые. Из числа зарубежных авторов тему наставничества изучали Дж.М. Родз, Б.Э. Лян, Р.О. Спенсер [41], Л.М. Френсис.
Среди отечественных ученых наиболее популярны работы исследователей Б.К. Дигеновой, Ж.К. Жамантаевой, Г.В. Палазник. Особенности современных методов, подходов и приемов работы с несовершеннолетними рассматривались в работах исследователей О.Ф. Валеросо, М.А. Галагузовой.
На данный момент отмечается недостаточно исследований, посвященных практической реализации наставничества над несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение. Таким образом, в связи с недостаточной разработанностью проблемы исследования была сформулирована следующая цель исследования.
Целью исследования является анализ модели реализации наставничества как меры профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Объектом исследования является модель наставничества среди несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, окружением и собой, на примере реализации модели наставничества в г. Кизел.
Предметом исследования являются особенности взаимодействия наставника и наставляемого в рамках реализации модели наставничества, позволяющей снизить количество девиаций у несовершеннолетних в результате длительного взаимодействия между подростком и наставником...
В проведенном исследовании определено, что девиацией являются отклонения в поведении человека, нарушающие нормы, установленные в обществе. Чаще всего девиация влечет за собой негативные последствия, как для самого человека, имеющего девиантное поведение, так и для общества в целом. Особенно важно заниматься профилактикой и коррекцией девиантного поведения у подростков.
Однако традиционные методы воспитательного воздействия на несовершеннолетних, находящихся на различных видах учета, зачастую не приносят ожидаемого положительного эффекта. Соответственно это порождает необходимость поиска иных форм работы с подростками. Наставничество является методом непосредственного и опосредованного влияния на ребенка. Тема наставничества над несовершеннолетними в настоящее время приобрела актуальность, однако исследований об эффективности реализации данного метода в течение длительного времени все еще недостаточно.
В ходе проведенного исследования установлено, что под наставничеством понимается форма индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, состоящими на различных видах профилактического учета в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, посредством закрепления за ним наставника из числа взрослых граждан с целью оказания положительного воспитательного воздействия.
Существуют различные подходы и модели наставничества. Выбор подхода и модели наставничества, подходящей для конкретной ситуации - это сложное и ответственное решение, правильность которого напрямую влияет на эффективность реализации наставничества над несовершеннолетними.
Необходимо учитывать, что построение эффективно работающей системы наставничества невозможно без соблюдения принципов и целей наставничества, при этом выбранная модель должна учитывать особенности территории, а также имеющиеся ресурсы.
В Пермском крае технология наставничества над несовершеннолетними реализуется в рамках краевого проекта Пермской региональной общественной организацией «ПравДА вместе» (ПРОО «ПравДА вместе»)
«#Наставничество59». При этом муниципалитеты Пермского края самостоятельно, при поддержке ресурсного центра по развитию наставничества в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних в Пермском крае, которым выступает ПРОО «ПравДА вместе», создают модель наставничества для реализации на своей территории.
Исследование эффективности действующей модели наставничества над несовершеннолетними, имеющими девиантное поведение было проведено на базе отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав «Город Кизел». В ходе исследования была изучена работа, проводимая с 25 несовершеннолетними в возрасте от тринадцати до семнадцати лет на протяжении двух лет в формате группового наставничества. Проанализированы особенности организации работы с детьми, риски и ресурсы реализуемой модели, как для наставляемых, так и для вовлеченных специалистов, дальнейшие планы по реализации проекта на территории города Кизела.
Исследование показало, что при условии реализации технологии наставничества над несовершеннолетними в течение длительного времени количество девиаций у подростков снижается. Причем при условии проведения работы в течение двух лет снижение может достигать абсолютных значений сто процентов.
Полученные в результате проведенного анализа эффективности действующей модели наставничества над несовершеннолетними
свидетельствуют о высокой эффективности...
1. Абалакова А. А. Роль неполной семьи в профилактике девиантного поведения современных подростков // Молодой ученый. 2016. № 8 (112). С. 867-869. URL: https://moluch.ru/archive/112/28104/(дата обращения: 09.05.2023).
2. Абдурагимова Д. З. Подростки разных стран отличаются по возрасту. URL: https://medaboutme.ru/news/podrostki_raznykh_stran_otlichayutsya_po_vozrastu/ (дата обращения: 01.03.2023).
3. Алексейченко Н. В. Влияние занятий спортом на самооценку подростка и мотивацию достижения // Материалы Всероссийской научно - практической конференции «Наука и социум». 2021. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-zanyatiy-sportom-na-samootsenku- podrostka-i-motivatsiyu-dostizheniya(дата обращения: 08.05.2023).
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб. : Питер, 2001. 288 с.
5. Апинян Г. В. О понятиях «девиация», «девиантность», «девиантное поведение» // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2009. №118. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatiyah-deviatsiya-deviantnost- deviantnoe-povedenie(дата обращения: 10.04.2023).
6. Бабушкин Г. Д. Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом. М. : СибГУФК; Омск: 2015. 151 с.
7. Белякова У. С. Причины возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте // Молодежь XXI века: материалы VII Всерос. науч. - практ. конф., 19-21 дек. 2018 г. Новосибирск: НГПУ, 2018. С. 176-178.
8. Бойко В. В. Диагностика уровня эмоционального выгорания. URL:http://new.academy.edu.by/files/documents/VRVUO/Boiko_diagnostika.pdf(дата обращения: 10.04.2023).
9. Валеросо О. Ф. Современные методы, подходы и приемы работы с трудными подростками и молодежью // Педагогическое мастерство: сб. ст. II Междунар. науч.-практ. конкурса. Пенза: Наука и просвещение, 2018. С. 53¬57.
10. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. - М., 1984. С. 53.
11. Галагузова М. А., Головнев А. В. Наставничество: из прошлого в
настоящее // Педагогический журнал Башкортостана. 2018. №6 (79). URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/nastavnichestvo-iz-proshlogo-v- nastoyaschee(дата обращения: 09.05.2023).
12. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Лен.гос. ун-та, 1984. 175с.
13. Гилинский Я. И. Социальное насилие. Монография. СПб: Алеф- Пресс, 2013. 184 с.
14. Гончарова Е. М. Девиантное поведение и кризис подросткового возраста // Асоциальное поведение несовершеннолетних: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 05 дек. 2018 г. - М.: МосУ МВД России, 2019. С. 29-33.
15. Даль В. И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М. : Астрель : АСТ, 2010. 207 с...(56)