Методы правового регулирования и их реализация в административно-служебной деятельности подразделений безопасности ФСИН России.
|
Введение 3
1. Формы и особенности правового регулирования административной деятельности исправительных учреждений и подразделений собственной безопасности ФСИН 7
1.1 Формы и методы административной деятельности исправительных учреждений 7
2.2 Специфика правового регулирования административной деятельности исправительных учреждений 13
2.3 Понятие и содержание деятельности подразделений собственной безопасности Федеральной службы исполнения наказаний России 20
Глава 2. Административно-правовые меры по обеспечению личной безопасности сотрудников исправительных учреждений и участников уголовного процесса ФСИН. Проблемы и перспективы административно-правового регулирования 32
2.1 Административно-правовые меры по обеспечению личной безопасности сотрудников исправительных учреждений и участников уголовного процесса ФСИН 32
2.2 Проблемы и перспективы административно-правового регулирования деятельности отделов безопасности ФСИН 43
Заключение 53
Список использованных источников 58
1. Формы и особенности правового регулирования административной деятельности исправительных учреждений и подразделений собственной безопасности ФСИН 7
1.1 Формы и методы административной деятельности исправительных учреждений 7
2.2 Специфика правового регулирования административной деятельности исправительных учреждений 13
2.3 Понятие и содержание деятельности подразделений собственной безопасности Федеральной службы исполнения наказаний России 20
Глава 2. Административно-правовые меры по обеспечению личной безопасности сотрудников исправительных учреждений и участников уголовного процесса ФСИН. Проблемы и перспективы административно-правового регулирования 32
2.1 Административно-правовые меры по обеспечению личной безопасности сотрудников исправительных учреждений и участников уголовного процесса ФСИН 32
2.2 Проблемы и перспективы административно-правового регулирования деятельности отделов безопасности ФСИН 43
Заключение 53
Список использованных источников 58
Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что административная деятельность Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), носит преимущественно внутриорганизационный, управленческий характер по отношению к нижестоящим субъектам системы (исправительным учреждениям). При осуществлении административной деятельности исправительными учреждениями наравне с внутриорганизационными реализуются внешнесистемные функции юрисдикционного характера, а также функции по обеспечению работы с осужденными и в этом контексте злободневность затрагиваемых вопросов подтверждается тем, что оперативная обстановка в исправительных учреждениях (ИУ) территориальных органов ФСИН России остается сложной.
В ИУ продолжает совершаться значительное количество преступлений (согласно статистической отчетности ФСИН России, ежегодно – свыше 1 тыс.). Достаточно серьезной проблемой представляется структура пенитенциарной преступности, которая отличается насильственным характером деяний: каждый год регистрируется около 140 насильственных преступлений, предусмотренных ст. 321 УК РФ (2012 г. – 153 случаев, 2013 г. – 143 случаев, 2015 г. – 138 случая). Не снижается число правонарушений, не квалифицируемых в качестве преступлений. В связи с этим в настоящее время в ИУ на профилактических учетах различных видов состоят 57 тыс. лиц (9 % от общего числа лиц, содержащихся в ИУ).
Особую озабоченность вызывает увеличение количества случаев применения насилия в отношении персонала ИУ в связи с осуществлением им служебной деятельности со стороны осужденных (2012 г. – 127 случаев, 2013 г. – 149 случаев, 2014 г. – 189 случая).
Проблема становится еще более актуальной с учетом продолжающихся попыток осужденных отрицательной направленности .......
.......
В ИУ продолжает совершаться значительное количество преступлений (согласно статистической отчетности ФСИН России, ежегодно – свыше 1 тыс.). Достаточно серьезной проблемой представляется структура пенитенциарной преступности, которая отличается насильственным характером деяний: каждый год регистрируется около 140 насильственных преступлений, предусмотренных ст. 321 УК РФ (2012 г. – 153 случаев, 2013 г. – 143 случаев, 2015 г. – 138 случая). Не снижается число правонарушений, не квалифицируемых в качестве преступлений. В связи с этим в настоящее время в ИУ на профилактических учетах различных видов состоят 57 тыс. лиц (9 % от общего числа лиц, содержащихся в ИУ).
Особую озабоченность вызывает увеличение количества случаев применения насилия в отношении персонала ИУ в связи с осуществлением им служебной деятельности со стороны осужденных (2012 г. – 127 случаев, 2013 г. – 149 случаев, 2014 г. – 189 случая).
Проблема становится еще более актуальной с учетом продолжающихся попыток осужденных отрицательной направленности .......
.......
Итак, подводя итог вышеизложенному, можно выделить ряд основных положений.
Деятельность осуществляемая органами и учреждениями ФСИН регламентирована различными отраслями права, где важное место отводится нормам административного и уголовно-исполнительного права, регулирующие свою конкретную область общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний.
Административно-служебная деятельность ФСИН - это регламентированная административно-правовыми нормами организационно-управленческая деятельность структурных подразделений и должностных лиц центрального аппарата ФСИН РФ, которая реализуется как в правовых, так и в неправовых формах во внутриорганизационной, а именно: структурное построение системы органов и учреждений ФСИН России, управленческая деятельность руководителей УИС различного уровня, дисциплинарное производство и другие и внешней: то есть организация производства по делам об административных правонарушениях, производства по жалобам на действия (решения) должностных лиц УИС, административно-правовое взаимодействие ФСИН России с правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданскою общества, - сферах в процессе реализации закрепленных в законодательстве правоприменительных и контрольно-надзорных компетенций.
Таким образом, на основании проведенного исследования, можно сформулировать следующие рекомендации и предложения.
Что касается сферы административно-правовою статуса ФСИН, здесь представляется целесообразным более четко определить отдельные функции, которые возложены на указанный орган исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», требует внесения в него дополнений с выделением в качестве отдельных самостоятельных функций, ФСИН РФ, функций организации и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, подведомственных учреждениям и органам УИС и координации деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по установлению административною надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы.
Для достижения эффекта упорядочения реализации административно-юрисдикционной компетенции ФСИН России является злободневной необходимость разработки и утверждения ведомственных нормативных правовых актов (приказов ФСИН РФ), регулирующих: полномочия должностных лиц УИС по применению административного задержания, оборудование специально отведенных помещений уголовно-исполнительной системы для содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, порядок хранения изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении.
Безопасность УИС обеспечивается в той или иной степени многими структурными подразделениями ФСИН, которые можно назвать общими субъектами обеспечения безопасности. В целях реализации Стратегии национальной безопасности РФ в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) России образованы и функционируют специально уполномоченные оперативно-розыскные органы. Они наделены соответствующей компетенцией и именуются подразделениями собственной безопасности (далее - ПСБ).
Для достижения поставленных задач ФСИН РФ по обеспечению охраны прав, свобод и законных интересов спецконтингента; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах; безопасности содержащегося в них спецконтингента, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов, возникает необходимость в наличии специально уполномоченного субъекта обеспечения собственной безопасности, выполняющего специальные задачи.
Проблема организации деятельности по обеспечению безопасности в ИУ носит комплексный характер и не исчерпывается только защитой от посягательств со стороны отдельных осужденных. Она также включает в себя защиту лиц, находящихся на территории учреждений, от действия опасных технических, эпидемических и иных неблагоприятных факторов.
В этой связи, необходимо нормативно закрепить понятие «безопасность объектов уголовно-исполнительной системы» в ст. 12 «Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и представить его в следующей редакции: «Безопасность объектов уголовно-исполнительной системы – это деятельность федерального органа уголовно-исполнительной системы, территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, по обеспечению состояния защищенности объектов, осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, от внутренних и внешних угроз».
Обеспечение безопасности персонала ИУ ФСИН России – это осуществление целенаправленного комплекса организационно-правовых, режимных, оперативно-профилактических, воспитательных и иных мер воздействия на лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с использованием в установленном законодательными актами порядке инженерно-технических средств, физической силы, специальных средств и оружия, направленных на выявление, предупреждение, устранение, пресечение и недопущение в будущем угроз и опасных посягательств на работников УИС, связанных с осуществлением ими служебной или трудовой деятельности.
Система детерминант, влияющих на обеспечение безопасности персонала ИУ, в зависимости от отношения к УИС и с учетом дифференциации по степени их влияния от наиболее к наименее значимым выглядят следующим образом:
Внешние детерминанты:
уровень развития законодательства;
состояние правопорядка и преступности;
нравственное состояние общества;
экономическое состояние общества, развитие производственного сектора, структура государственного бюджета;
социально-политическое состояние общества;
деятельность международных организаций и др.;
территориально-географические условия;
демографическая структура населения.
Внутренние детерминанты:
состав осужденных (их социально-демографическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристики);
состояние порядка исполнения и отбывания лишения свободы (совершение осужденными преступлений и иных правонарушений, обеспечение изоляции осужденных, состояние законности);
уровень управления в ИУ;
состав персонала (как количественный, так и качественный);
уровень оснащенности ИУ ИТС охраны и надзора;
организация воспитательной работы (проведение воспитательных мероприятий);
уровень развития субкультуры осужденных (традиции и обычаи преступного мира, имеющие место в ряде учреждений УИС);
организация производственной деятельности и состояние материальнотехнической базы ИУ.
Основными направлениями совершенствования деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ являются:
развитие охраны учреждений и объектов УИС;
совершенствование технической оснащенности ИУ инженернотехническими сооружениями, средствами сигнализации, связи, специальными и техническими средствами;
повышение качества обеспечения режима (исполнения и отбывания наказания, содержания осужденных);
совершенствование постоянного контроля и надзора за осужденными, содержащимися в ИУ;
повышение качества организации профилактики преступлений и иных правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
совершенствование защиты персональных данных сотрудников УИС и членов их семей;
развитие системы мер по повышению престижа профессии сотрудника УИС;
повышение качества организации подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности (профессиональная, физическая и психологическая подготовка);
совершенствование организации внешнего взаимодействия учреждений и органов УИС с целью повышения уровня собственной безопасности;
повышение уровня управления и дисциплины личного состава учреждений и органов УИС.
Таким образом, в результате модернизации, современная усовершенствованная регламентация функционирования ФСИН России должна быть способна обеспечить системность деятельности его территориальных органов и позволит оперативно разрешать управленческие проблемы по вопросам исполнения государственных функций в установленные сроки в пределах действующих нормативных правовых актов.
Деятельность осуществляемая органами и учреждениями ФСИН регламентирована различными отраслями права, где важное место отводится нормам административного и уголовно-исполнительного права, регулирующие свою конкретную область общественных отношений в сфере исполнения уголовных наказаний.
Административно-служебная деятельность ФСИН - это регламентированная административно-правовыми нормами организационно-управленческая деятельность структурных подразделений и должностных лиц центрального аппарата ФСИН РФ, которая реализуется как в правовых, так и в неправовых формах во внутриорганизационной, а именно: структурное построение системы органов и учреждений ФСИН России, управленческая деятельность руководителей УИС различного уровня, дисциплинарное производство и другие и внешней: то есть организация производства по делам об административных правонарушениях, производства по жалобам на действия (решения) должностных лиц УИС, административно-правовое взаимодействие ФСИН России с правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, институтами гражданскою общества, - сферах в процессе реализации закрепленных в законодательстве правоприменительных и контрольно-надзорных компетенций.
Таким образом, на основании проведенного исследования, можно сформулировать следующие рекомендации и предложения.
Что касается сферы административно-правовою статуса ФСИН, здесь представляется целесообразным более четко определить отдельные функции, которые возложены на указанный орган исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», требует внесения в него дополнений с выделением в качестве отдельных самостоятельных функций, ФСИН РФ, функций организации и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, подведомственных учреждениям и органам УИС и координации деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по установлению административною надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы.
Для достижения эффекта упорядочения реализации административно-юрисдикционной компетенции ФСИН России является злободневной необходимость разработки и утверждения ведомственных нормативных правовых актов (приказов ФСИН РФ), регулирующих: полномочия должностных лиц УИС по применению административного задержания, оборудование специально отведенных помещений уголовно-исполнительной системы для содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, порядок хранения изъятых вещей и документов до рассмотрения дела об административном правонарушении.
Безопасность УИС обеспечивается в той или иной степени многими структурными подразделениями ФСИН, которые можно назвать общими субъектами обеспечения безопасности. В целях реализации Стратегии национальной безопасности РФ в Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) России образованы и функционируют специально уполномоченные оперативно-розыскные органы. Они наделены соответствующей компетенцией и именуются подразделениями собственной безопасности (далее - ПСБ).
Для достижения поставленных задач ФСИН РФ по обеспечению охраны прав, свобод и законных интересов спецконтингента; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, следственных изоляторах; безопасности содержащегося в них спецконтингента, а также работников УИС, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов, возникает необходимость в наличии специально уполномоченного субъекта обеспечения собственной безопасности, выполняющего специальные задачи.
Проблема организации деятельности по обеспечению безопасности в ИУ носит комплексный характер и не исчерпывается только защитой от посягательств со стороны отдельных осужденных. Она также включает в себя защиту лиц, находящихся на территории учреждений, от действия опасных технических, эпидемических и иных неблагоприятных факторов.
В этой связи, необходимо нормативно закрепить понятие «безопасность объектов уголовно-исполнительной системы» в ст. 12 «Обеспечение безопасности объектов уголовно-исполнительной системы» Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и представить его в следующей редакции: «Безопасность объектов уголовно-исполнительной системы – это деятельность федерального органа уголовно-исполнительной системы, территориальных органов, учреждений, исполняющих наказания, и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему, по обеспечению состояния защищенности объектов, осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, от внутренних и внешних угроз».
Обеспечение безопасности персонала ИУ ФСИН России – это осуществление целенаправленного комплекса организационно-правовых, режимных, оперативно-профилактических, воспитательных и иных мер воздействия на лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, с использованием в установленном законодательными актами порядке инженерно-технических средств, физической силы, специальных средств и оружия, направленных на выявление, предупреждение, устранение, пресечение и недопущение в будущем угроз и опасных посягательств на работников УИС, связанных с осуществлением ими служебной или трудовой деятельности.
Система детерминант, влияющих на обеспечение безопасности персонала ИУ, в зависимости от отношения к УИС и с учетом дифференциации по степени их влияния от наиболее к наименее значимым выглядят следующим образом:
Внешние детерминанты:
уровень развития законодательства;
состояние правопорядка и преступности;
нравственное состояние общества;
экономическое состояние общества, развитие производственного сектора, структура государственного бюджета;
социально-политическое состояние общества;
деятельность международных организаций и др.;
территориально-географические условия;
демографическая структура населения.
Внутренние детерминанты:
состав осужденных (их социально-демографическая, уголовно-правовая и уголовно-исполнительная характеристики);
состояние порядка исполнения и отбывания лишения свободы (совершение осужденными преступлений и иных правонарушений, обеспечение изоляции осужденных, состояние законности);
уровень управления в ИУ;
состав персонала (как количественный, так и качественный);
уровень оснащенности ИУ ИТС охраны и надзора;
организация воспитательной работы (проведение воспитательных мероприятий);
уровень развития субкультуры осужденных (традиции и обычаи преступного мира, имеющие место в ряде учреждений УИС);
организация производственной деятельности и состояние материальнотехнической базы ИУ.
Основными направлениями совершенствования деятельности по обеспечению безопасности персонала ИУ являются:
развитие охраны учреждений и объектов УИС;
совершенствование технической оснащенности ИУ инженернотехническими сооружениями, средствами сигнализации, связи, специальными и техническими средствами;
повышение качества обеспечения режима (исполнения и отбывания наказания, содержания осужденных);
совершенствование постоянного контроля и надзора за осужденными, содержащимися в ИУ;
повышение качества организации профилактики преступлений и иных правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
совершенствование защиты персональных данных сотрудников УИС и членов их семей;
развитие системы мер по повышению престижа профессии сотрудника УИС;
повышение качества организации подготовки сотрудников УИС к обеспечению личной безопасности (профессиональная, физическая и психологическая подготовка);
совершенствование организации внешнего взаимодействия учреждений и органов УИС с целью повышения уровня собственной безопасности;
повышение уровня управления и дисциплины личного состава учреждений и органов УИС.
Таким образом, в результате модернизации, современная усовершенствованная регламентация функционирования ФСИН России должна быть способна обеспечить системность деятельности его территориальных органов и позволит оперативно разрешать управленческие проблемы по вопросам исполнения государственных функций в установленные сроки в пределах действующих нормативных правовых актов.
Подобные работы
- Правовое регулирование противодействия коррупции в муниципальных образованиях Ямало-Ненецкого автономного округа
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Организация и правовые основы деятельности Федеральной службы исполнения наказаний
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3000 р. Год сдачи: 2019 - Полицейская деятельность: понятие, основные признаки
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2022 - Административно-правовая деятельность учреждений исполнения наказания
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Правовое положение и организация деятельности полиции по вопросам миграции
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - Инструменты и методы противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления (Сибирская Пожарно-Спасательная Академия)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Социальные гарантии женщинам, проходящим службу в правоохранительных органах: вопросы оптимизации (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Ограничение конституционных прав при проведении оперативно-розыскных мероприятий (РАНХ и ГС (алтайский филиал))
Дипломные работы, ВКР, оперативно-розыскная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Социальные гарантии женщин, проходящим службу в правоохранительных органах (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022



