Введение 3
Глава 1 Теоретико-правовые основы института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 10
1.1 Понятие и сущность правового института высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации 10
1.2 Этапы становления правового института высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации 19
1.3 Зарубежная практика правового регулирования положения высшего
должностного лица субъекта федерации 31
Глава 2 Характеристика и содержание правового института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 44
2.1 Законодательное регулирование института высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации 44
2.2 Правовое регулирование механизма выявления и разрешения конфликта интересов высшего должностного лица субъекта Российской
Федерации 54
2.3 Правовое закрепление оснований и видов ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации 59
Заключение 67
Список используемой литературы и используемых источников 73
Актуальность темы исследования обусловлена значительной кадровой ротацией в губернаторском корпусе Российской Федерации. В последние годы смена высших должностных лиц произошла во многих регионах страны. Согласно официальным заявлениям высшего политического руководства России, решения об отставке высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (далее - РФ) связаны с тенденцией омоложения кадрового состава и формированием нового поколения управленцев для модернизации общественно-политических отношений, снижения социальной напряженности, разрешения внутренних конфликтов и социально-экономических проблем в регионах.
Необходимость исследования правового института высшего должностного лица субъекта РФ обусловливается законодательными новациями относительно его статуса. С 1 июня 2022 г. правовое положение высшего должностного лица субъекта РФ определяется Федеральным законом от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации
публичной власти в субъектах Российской Федерации» [60] (далее - Федеральный закон о публичной власти). Высшее должностное лицо субъекта РФ признается обязательным органом публичной власти; оно осуществляет одновременное замещение федеральной государственной должности и государственной должности субъекта РФ и должно носить определенное наименование; изменению подверглись и меры ответственности за ненадлежащее исполнение им своих полномочий.
Указом Президента РФ от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации» [63] установлены показатели, по которым оценивается деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ. Если ранее главы субъектов РФ ежегодно до 1 апреля должны были предоставлять в Правительство РФ доклады о фактически достигнутых значениях показателей эффективности деятельности, то теперь субъектами статистического учета выступают федеральные органы исполнительной власти, что повышает объективность оценки, влияющей на уровень доверия Президента РФ к высшему должностному лицу субъекта РФ...
Представленное исследование позволило сформулировать ряд выводов.
Действующая Конституция Российской Федерации провозглашает Россию демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Особенность российской модели государственного строительства заключается в комплексном своеобразии элементов федералистской природы, а также в затяжной и неразрешенной проблеме отличия конституционных положений от реального состояния государственного строительства.
В основу новой модели качественного государственного управления и в целом эффективного функционирования государства должны быть заложены принципы единства, легитимности, равного представительства и взаимодействия всех уровней власти: как федерального, так и уровня субъектов, исполняющиеся в соответствии с принятыми государственными стандартами и нормами. Ключевой задачей становится развитие демократических тенденций, реформирование центрально-региональных отношений, сглаживание диспропорций уровня и качества жизни населения с использованием дифференцированного подхода, а также возрастание ответственности государственной власти пропорционально объему исполняемых функций и полномочий.
Правовой институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации классифицируется как материальный, специальный, регулятивный по функциональной роли в обеспечении общественных отношений, и комплексно закрепленный в отраслях административного и конституционного права. При этом отсутствие отдельного нормативного правового акта о совокупности норм, его составляющих, на наш взгляд, является существенной недоработкой отечественного законодателя.
В Конституции термин «высшее должностное лицо субъекта федерации» не закреплен. В контексте обязанностей, прав и ответственности используется термин «должностное лицо». Федеральный закон о публичной власти определяет высшее должностное лицо субъекта РФ как руководителя исполнительной власти в субъекте Российской Федерации...
1. Адамеску А.А. Укрупнение регионов, как модель новой экономической политики России // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2016. № 2(26). С. 84-89.
2. Барциц И.Н. Федеральное вмешательство: основания и
механизмы // Правоведение. 2000. № 4. С. 62-74.
3. Богомолов Н.С. Соотношение институтов федерального вмешательства и конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц субъектов федерации в конституционном праве // Актуальные вопросы российского права. Сборник научных статей. Выпуск семнадцатый. М.: Издательство Московского гуманитарного университета, 2010. С. 104-112.
4. Гайворонская О.Ю. Этапы становления института главы субъекта РФ // В сборнике: Взаимодействие власти, бизнеса и общества в вопросах охраны культурного наследия. Материалы XV Международной научнопрактической конференции. Саратов, 2022. С. 41-44.
5. Гарипов С.Ф., Зазнаев О.И. Политическая ответственность главы регионов в современной России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2013. № 2. С. 50-53.
6. Гогин А.А. Теория государства и права: учебник. М.: Проспект, 2017. 328 с.
7. Гороховатский С.М. Конституционно-правовое регулирование процесса формирования и развития федеративных отношений в России после 2000 г. // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9. С. 39-43.
8. Ескина Л.Б. Конституционное право России: учебник для бакалавров. СПб.: Издательство СЗИУ РАНХиГС, 2017. 768 с.
9. Кашанина Т.В. Частное право: учебник. М.: Эксмо, 2013. 496 с.
10. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
11. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 31.10.2003). URL:http://un.org (дата обращения: 15.03.2023).
12. Конституция (Основной Закон) СССР (принята Верховным Советом СССР 07.10.1977 // Ведомости Верховного СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
13. Конституция Республики Адыгея от 10.03.1995 (принята сессией ЗС (Хасэ) - Парламента Республики Адыгеи 10.03.1995) // Ведомости Законодательного Собрания (Хасэ) - Парламента РА. 1995. № 16.
14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL:http://consultant.ru (дата обращения: 05.03.2023).
15. Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. М.: Проспект, 2018. 592 с...86