Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Guilty pleasure как новый концепт киноведения: байопик-мюзикл: поэтика гибридного жанра

Работа №139886

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Байопик 8
1.1 Биографический жанр в западном кинематографе 8
1.2 Исторический контекст и развитие жанра 10
Глава II. Мюзикл 20
2.1 Проблематика жанра в кино 21
2.2 Исторический контекст и развитие жанра 22
2.3 Элементы жанрового канона и его особенности в киномюзикле 33
Глава III. Байопик-мюзикл: поэтика гибридного жанра 49
3.1 Актуальность нового поджанра кино. Проблематика 49
3.2 Анализ поэтики нового гибридного жанра 50
Заключение 64
Библиография 66
Фильмография 68
Приложения 73

Проблематика такого явления, как “Guilty pleasure” или по-русски “Постыдное удовольствие” настолько же интересна, насколько и мало изучена. Познакомившись сначала с данным понятием на занятиях по поэтике кино, а в дальнейшем с работой Зигмунда Фрейда “Художник и фантазирование” , мы заинтересовались этой темой и захотели посвятить данную работу изучению природы и влияния данной концепции восприятия на синефилию и кинематограф в целом.
Однако, изучив достаточное количество литературы, мы пришли к выводу, что данная тема в большей степени является социальным явлением, рассматривать которое в контексте кино несущественно и в большей степени относится к реципиенту, то есть к зрителю, нежели к самому произведению. Тем не менее, интерес не пропал и мы стали искать возможность поработать с данной темой в другом ракурсе.
Будучи по первому образованию актером и, в частности, артистом мюзикла, я часто наблюдал в театральном сообществе отношение к мюзиклу, как к легкому и поверхностному жанру. То есть для некоторых людей этот жанр вполне соответствует статусу “guilty”. Изучив жанр мюзикла в кино, я обнаружил интересный виток развития этого жанра в последние годы, а именно - мюзиклы-биографии, или иначе “байопик-мюзикл”.
Актуальность исследования
Биографические фильмы и исторические драмы высоко ценятся как киножанр в СМИ и кинематографическом сообществе, и этот жанр постоянно лидирует в номинациях на различных премиях. Это можно подкрепить хотя бы тем фактом, что за последние 11 лет Оскар за “Лучшую мужскую роль” семь раз получали актеры, исполнившие роли реальных исторических личностей .
В 2014 году на 86-й церемонии вручения премии "Оскар" пять ("12 лет рабства", "Капитан Филлипс", "Далласский клуб покупателей", "Филомена" и "Волк с Уолл-стрит") из девяти номинантов на “Лучший фильм” были историческими или биографическими драмами, основанными на реальных событиях, а шестой ("Афера по-американски") был основан на реальных событиях.
Исследовательница жанра И. Морозова считает, что биографический жанр является одним из самых влиятельных в настоящее время. Обращаясь к историческим фактам и реально существовавшим личностям, он конструирует новый кинематографический миф, в который публика верит. “И в этом смысле по силе воздействия байопика на современное массовое сознание, восприятие и осмысление истории, с ним не может сравниться ни один другой кинематографический жанр” .
Вот почему изучение разбора отличительных черт и истории этого жанра так актуально, и помогает определить особенности зрительского восприятия и воздействие жанра на кино сегодня.
Фильмы-мюзиклы также не обходят внимание зрителей и критиков, если и не за счет драматургии (“Ла-Ла Ленд” (2016)), то за счет ярких номеров и запоминающихся песен (“Бурлеск” (2010) и “Мамма Миа!” (2008)).
Но помимо классического музыкального фильма все чаще можно встретить довольно сложный и редкий жанр, объединивший мюзикл с биографией.
Фильмы гибридного жанра байопик-мюзикл также стали пользоваться успехом. “Рокетмен”, “Величайший шоумен” и “Tick, tick... BOOM!” стали для многих свежим глотком воздуха среди однотипных и довольно сухих историй о сложных судьбах больших художников или общественных деятелей.
Но этот тренд строится на совмещении довольно различных по своей природе жанров. И байопик, и мюзикл существуют уже давно со своими канонами и правилами. Новый гибридный жанр объединяет их условности, и таким образом вызывает ряд вопросов, на которые мне предстоит ответить в данной работе.
По нашей гипотезе, смешение жанра мюзикла с жанром байопика породило специфический поджанр, обладающий стабильными закономерностями поэтики.
Жанровому гибриду мы уделим особое внимание. Но прежде нашей задачей станет определение исторического контекста обоих жанров-первооснов, их жанровой природы, чтобы понять, откуда берет истоки новый поджанр.
Наша цель: описать новый жанр-гибрид.
То, как столь различные по своей природе жанры соединяются, - необычно само по себе. Жанровый канон мюзикла, например, заключается в том, что почти неизбежно песня останавливает ход повествования, дополняя реальность фильма другой - “мюзикловой” реальностью. Она рифмованная, она - вспышка. Это формулирование чувств, эмоций. «Блокировка времени».
Байопик же пытается найти логику в истории героя, мифологизировать его образ за счет интересного драматического, эмоционального рассказа о его жизни.
Новый жанр создает новый миф, по-новому объединяя каноны чистых жанров мюзикла и биографии.
Поэтому, как нам кажется, уточнение гибридного жанра несет в себе новизну и научную значимость, и для этого на примере картин последних лет мы определим рамки жанра, его поэтические особенности и сходства между разными его представителями.
Важно также понять различия между жанром музыкального байопика, в котором музыка выступает следствием жизни музыканта, историю которого рассказывает фильм, и где музыкальные номера несут лишь фабульную функцию, являясь реалистичными и показывая одно из многих проявлений деятельности героя (с тем же успехом, многие номера можно упустить или вообще рассказывать о музыканте как, в первую очередь, о личности, взяв определенный период его жизни, в котором творчество имело меньшее значение, как, например, в фильме «Стать Джоном Ленноном», где показан период жизни Леннона до “The Beatles” и славы, и в котором музыкальных номеров очень мало), и жанром мюзикла, в котором присутствие музыкальных номеров обязательно по канону и является определяющим.
Для этого мы разбираем такое понятие, как “диегетический номер”, определяя, какую роль играет этот жанровый канон в музыкальном кино, таким образом одной из задач в данном исследовании станет прояснение законов жанра мюзикла для человека, незнакомого с материалом.
В практической части проводится анализ свойственных подобным фильмам качеств, и таким образом выводятся границы этого понятия.
Объектом исследования станут фильмы “Величайший шоумен” (2017), “Рокетмен” (2019), “Tick, tick... BOOM!” (2021) и некоторые другие фильмы.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, а также библиографического и фильмографического списков и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой и второй главах исследования мы обращаемся к структуре и форме
жанра биографического кино и жанра киномюзикла. Основываясь на работах российских и зарубежных исследователей, мы анализируем исторический контекст обоих жанров и их значение, решая таким образом поставленные перед нами задачи изучения исторического контекста и особенностей жанров-первооснов.
В последней части второй главы нами также исследуются особенности и жанровые каноны мюзикла и принципиальные различия между киномюзиклом и жанром музыкального фильма, кроме того, рассматриваем явление “недиегетического номера” и проблематику данного понятия в киноведении.
В третьей главе уделяется особое внимание новому гибридному жанру и его поэтике на основе фильмов “Величайший шоумен”, “Рокетмен”, “Эвита”, “Tick, tick... BOOM!”, а также то, как он мифологизирует образ исторического героя, опираясь на исследования различных ученых.
Ввиду новизны жанра мы не делаем окончательных выводов, а лишь анализируем новый жанр, делая свои наблюдения, опираясь на изученные материалы, не являющиеся исчерпывающими.
Проведя анализ кинокартин мы пришли к выводу, что новый поджанр уже имеет общие определенные характерные черты и по новому вписывает биографию исторической личности в условную кинореальность жанра байопик-мюзикл.
Те поэтические черты, характерные для фильмов этого поджанра, обозначенные в третьей главе и станут определяющими для жанра-гибрида байопика-мюзикла.
Через призму рассмотренных в работе произведений можно составить представление о новом гибридном жанре и расширить знания о его художественной структуре и особенностях.
Данная работа может стать полезной для дальнейших киноведческих исследований на предложенную тему.



1. Барт Р Мифологии / Пер. с фр.,вступ.ст. и коммент. С. Зенкина. -М.: Академический проект, 2008. -351 с.
2. Березовчук, Л.Н. Об использовании зрелищных жанров режиссерами арт-хауса // Киноведческие записки. - 2009. - №92-93. - С.418-437.
3. Березовчук Л. Жанровый канон мюзикла в зарубежном кино с 1972 по 2002 год. -СПб.: СПб, гос. ун-т кино и телевидения, 2003. -92 с.
4. Бертман Д. Российский мюзикл: реальность или возможность? // Итоги. -М, 2002, №11.-71 с.
5. Литвинов Г. Стиляги. Как это было. -М.: Амфора, 2009. - 304 с.
6. Морозова И. Американский фильм-биография в системе современной кинокультуры/И. В. Морозова // Вестник ВГИК. -М., 2016. т.№1(27). -С.105-113.
7. Морозова И. Жанровые модели игрового биографического фильма: на материале кинематографа США 1930-х - 2010-х гг.: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.03./ И.В. Морозова. -М., 2018. -207 с.
8. Мюллер Д. Фред Астер и интегрированный мюзикл // Киножурнал 24, № 1,-1984.-С.28-30.
9. Олтман Р., Американский фильм мюзикл. -Indiana University Press, 1987.-182 с.
10. Туева В. Вестник МГУКИ №5. -2008, -392 с.
11. Фрейд, З. Художник и фантазирование. / Под ред. Р Ф. Додельцева. -М.: Республика, 1995. -400 с.
12. Ханиш, М. О песнях под дождем. / Пер. с нем. Г.В. Красновой. - М.: Радуга, 1984. - 157 с.
13. Шилова И. Заметки о мюзикле в зарубежном кино // Музыкальный современник. Вып.4. -М, 1983. -412 с.
14. Шилова И. На экране музыкальный фильм. -М., 1984. 361 с.
15. Шилова, И. Фильм и его музыка. / общ. ред. М.Е. Тараканова. -М.: Советский композитор, 1973. -229 с.
16. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 томах. -Искусство, 1964. Т. 3.-672 с.
17. Эйзенштейн, С.М. Изобразительность и ритм. Двупланность зрелища // Эйзенштейн С.М. Монтаж / Сост., автор предисл. и комм. Н.И. Клейман. -М.: РГАЛИ, Эйзенштейновский центр исследований кинокультуры, Музей кино, 2000. -592 с.
18. Altman R. Film/Genre.-London: BFI, 1999. -246 p.
19. Bingham D. Whose Lives Are They Anyway: The Biopic as Contemporary Film Genre. -Rutgers University Press, 2010. - 432 p.
20. Cheshire E. Bio-pics: A Life in Pictures.-Wallflower Press, 2014. -144 p.
21. Custen G. Bio/Pics: How Hollywood Constructed Public History-New Brunswick, N.J.: Rutgers University Press, 1992. -326 p.
22. Everett W. The Musical: A Research and Information Guide. -Routledge, 2011. - 348 p.
23. Eyman S. The Speed of Sound: Hollywood and the Talkie Revolution. -Simon&Schuster, 1997. -432 p.
24. Inglis I. Popular music history on screen: the pop/rock biopic // Popular
Music History, 2 (1). 2007. -p.77-93. -URL:
https://!ournal.equinoxpub.com/PMH/article/view/13783(дата обращения: 17.04.2022).
25. Kenrick J. History of Musical Film, 1927-30: Hollywood Learns To Sing. -Musicals101.com, 2004.
26. The Academy of Motion Picture Arts and Sciences // The Official Academy
Awards Database. -URL: http s://awardsdatabase .oscars. org/ (дата
обращения: 14.04.2022).
27. Toplin R. History by Hollywood. -Illinois: University of Illinois Press, 2010. -280 p.
28. См. Кнапп Р и Моррис М. Снятый на пленку мюзикл // Оксфордский справочник по американскому мюзиклу. ред. Раймонд Кнапп, Митчелл Моррис и Стейси Вульф. -Оксфорд: Оксфорд Юниверсити Пресс, 2011. -295 с.
29. Джон Э. Я - Элтон Джон. Автобиография -Эксмо, 2019. -432 с.
30. Фейертаг В. «Джазовая Энциклопедия». СПб.: Скифия, 2001
31. Jane Feuer. The self-reflexive musical and the myth of entertainment. In: Film genre reader II. University of Texas Press Austin. pp.440-455
32. John G. Cawelti. Adventure, Mystery, and Romance. The Un. of Chicago Press. 1976
33. Hugh Fordin, The World of Entertainment: Hollywood's Greatest Musicals, New York, Doubleday & Co., 1975. Production history of Arthur Freed's musicals.
34. Martin Rubin. Busby Berkeley and the Backstage musical. In: Hollywood Musicals, the Film Reader. Routledge, 2007. pp.53-60
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1. «Авиатор» (The Aviator) 2004, реж.М.Скорсезе
2. «Авраам Линкольн» (Abraham Lincoln), 1930, реж.Д.УГриффит
3. «Американское великолепие» (American Splendor), 2003, реж.Ш.С.Берман, Р.Пульчини
4. «Афера по-американски» (American Hustle), 2013, реж.Д.О.Расселл
5. «Бешеный бык» (Raging Bull), 1980, реж.М.Скорсезе
6. «Богемская Рапсодия» (Bohemian Rhapsody), 2018, реж.Б.Сингер, Д.Флетчер
7. «Большие глаза» (Big Eyes), 2014, реж.Т.Бертон
8. «Бонни и Клайд» (Bonnie and Clyde), 1967, реж.А.Пенн
9. «Бурлеск» (Burlesque), 2010, реж.С.Энтин
10. «Буш» (W), 2008, реж.О.Стоун
11. «Величайший шоумен» (The Greatest Showman), 2017, реж.М.Грейси
12. «Волк с Уолл-стрит» (The Wolf of Wall Street), 2013, реж.М.Скорсезе
13. «Вольтер» (Voltaire), 1933, реж.Д.Г.Адольфи
14. «Гориллы в тумане» (Gorillas in the Mist: The Story of Dian Fossey), 1988, реж.М.Эптед
15. «Гражданин Кейн» (Citizen Kane), 1941, реж.О.Уэллс
16. «Далласский клуб покупателей» (Dallas Buyers Club), 2013, реж.Ж.Валле
17. «Джуди» (Judy), 2019, реж.Р.Гулд
18. «Дизраэли» (Disraeli), 1929, реж.А.Грин
19. «Доктор Кинси» (Kinsey), 2004, реж.Б.Кондон
20. «Дочь шахтера» (Coal Miner's Daughter), 1980, реж.М.Эптед
21. «Жажда жизни» (Lust for Life), 1956, реж.В.Миннелли
22. «Жанна д'Арк» (Jeanne d'Arc), 1899, реж.Ж.Мельес
23. «Золотоискатели» (Gold Diggers) 1935, реж.Б.Беркли
24. «Золотоискатели на Бродвее» (Gold Diggers of Broadway), 1933, реж.Б.Беркли
25. «Капитан Филлипс» (Captain Phillips), 2013, реж.П.Гринграсс
26. «Капоте» (Capote), 2005, реж.Б.Миллер
27. «Кардинал Ришелье» (Cardinal Richelieu), 1935, реж.Р.Ли
28. «Королева Кристина» (Queen Christina), 1933, реж.Р.Мамулян
29. «Кто-то там наверху любит меня» (Somebody Up There Likes Me), 1956, реж.Р.Уайз
30. «Ла-Ла Ленд» (La La Land), 2016, реж.Д.Шазелл
31. «Леди поет блюз» (Lady Sings the Blues), 1972, реж.С.Фьюри
32. «Ленни» (Lenny) 1974), реж.Б.Фосс
33. «Лоуренс Аравийский» (Lawrence of Arabia), 1962, реж.Д.Лин
34. «Люби меня или покинь меня» (Love Me or Leave Me), 1955, реж.Ч.Видор
35. «Малкольм Икс» (Malcolm X), 1992, реж.С.Ли
36. «Мамма Миа!» (Mamma Mia!), 2008, реж.Ф.Ллойд
37. «Мария-Антуанетта» (Marie Antoinette), 1938, реж.В.С.Ван Дайк, Ж.Дювивье
38. «Мария-Антуанетта» (Marie Antoinette), 2006, реж.С.Коппола
39. «Мария Шотландская» (Mary of Scotland), 1936, реж.Д.Форд, Л.Гудвинс
40. «Меня там нет» (I'm Not There), 2007, реж.Т.Хейнс
41. «Молодой мистер Линкольн» (Young Mr. Lincoln), 1939, реж.Д.Форд
42. «Мэри» (Mary) 1985, реж.Р.Дональдсон
43. «На пути к славе» (Bound for Glory), 1976, реж.Х.Эшби
44. «Народ против Ларри Флинта» (The People vs. Larry Flynt), 1996, реж.М.Форман
45. «На Шоу!» (On With The Snow), 1929, реж.А.Кросланд
46. «Непристойная Бэтти Пейдж» (The Notorious Bettie Page), 2005, реж.М.Хэррон
47. «Никсон» (Nixon), 1995, реж.О.Стоун
48. «Парни не плачут» (Boys Don't Cry), 1999, реж.К.Пирс
49. «Паттон» (Patton), 1970, реж.Ф.Шеффнер
50. «Переступить черту» (Walk The Line), 2005, реж.Д.Конрад
51. «Повесть о Луи Пастере» (The Story of Louis Pasteur), 1936, реж.УДитерле
52. «Поющий дурак» (The Singing Fool) ,1928, реж.Л.Бэкон
53. «Поющие под дождем» (Singing In The Rain), 1952, реж.Д.Келли, С.Донен
54. «Право на наследие» (Freeheld), 2015, реж.П.Соллетт
55. «Распутная императрица» (The Scarlet Empress), 1934, реж.Д.фон Штенберг
56. «Рокетмен» (Rocketman), 2019, реж.Д.Флетчер
57. «Рэй» (Ray), 2004, реж.Т.Хэкфорд
58. «Силквуд» (Silkwood), 1983, реж.М.Николс
59. «Сладкие грезы» (Sweet Dreams), 1985, реж.К.Рейш
60. «Социальная сеть» (The Social Network), 2010, реж.Д.Финчер
61. «С песней в моем сердце» (With a Song in My Heart), 1952, реж.УЛэнг
62. «Стать Джоном Ленноном» (Nowhere Boy), 2009, реж.С.Тейлор-Джонсон
63. «Такер: Человек и его мечта» (Tucker: The Man and His Dream), 1988, реж.Ф.Ф.Коппола
64. «Терминал» (The Terminal), 2004, реж.С.Спилберг
65. «Тик-так, бум!» (Tick, tick... Boom!), 2021, реж.Л.М.Миранда
66. «Филомена» (Philomena), 2013, реж.С.Фрирз
67. «Фрейд: Тайная страсть» (Freud: The Secret Passion), 1962, реж.Д.Хьюстон
68. «Фрэнсис» (Frances), 1982, реж.Г.Клиффорд
69. «Харви Милк» (Milk), 2008, реж.Г.В.Сент
70. «Частная жизнь Елизаветы и Эссекса» (The Private Lives of Elizabeth and Essex), 1939, реж.М.Кёртис
71. «Человек на Луне» (Man On The Moon), 1999, реж.М.Форман
72. «Эвита» (Evita), 1996, реж.А.Паркер
73. «Эд Вуд» (Ed Wood), 1994, реж.Т.Бёртон
74. «Эрин Брокович» (Erin Brockovich), 2000, реж.С.Содерберг
75. «Я стреляла в Энди Уорхола» (I Shot Andy Warhol), 1995, реж.М.Хэррон
76. «Я хочу жить!» (I Want to Live!), 1958, реж.Р.Уайз
77. «12 лет рабства» (12 Years a Slave), 2013, реж.С.Маккуин
78. «42-ая улица» (42nd Street) 1933, реж.Б.Беркли
79. «Черчилль: Голливудские годы»
80. «8 миля» (8 Mile), 2002, реж.К.Хэнсон
81. «Девушки мечты» (Dreamgirls), 2006, реж.Б.Кондон
82. «Дон Жуан» (Don Juan), 1926, реж.А.Кросланд
83. «Певец джаза» (The Jazz Singer),1927 года
84. «Под крышами Парижа» 1930-го года
85. «Миллион» 1931


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ