Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Монументальное искусство провинциальных городов второй половины XX - начале XXI в. (на примере города Тольятти)

Работа №139834

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы89
Год сдачи2023
Стоимость5000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
52
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Городское монументальное искусство провинциальных городов 13
1.1 Законодательная нормативно-правовая база 13
1.2 Возникновение и развитие отечественного монументального
искусства 20
Глава 2 Монументальное искусство Тольятти 31
2.1 Монументальное искусство Тольятти в советский период 31
2.2 Монументальное искусство Тольятти в постсоветский период 41
Заключение 53
Список используемой литературы и используемых источников 56
Приложение А Список используемых источников 69
Приложение Б Карта муралов и граффити Тольятти 77
Приложение В Карта мозаик Тольятти 78
Приложение Г Карта объектов показа в экскурсионном подкасте 79
Приложение Д Таблица скульптурных рельефов и мозаик Тольятти 80
Приложение Е Фотографии 82
Приложение Ж Интервью с Солодиловым Михаилом Владимировичем 87


В советский период в стране большое распространение получило настенное монументальное искусство. У советского государства были планы укрепления идеологии марксизма-ленинизма, гордости к достижениям СССР в науке, спорте и технике. Что обусловило собой создание многочисленных панно, выражавших эти намерения, при возведении новых зданий во второй половине ХХ века практически в каждом уголке страны. Процесс развития монументального искусства в России был неоднородным и зачастую зависел от политической и экономической ситуации в стране, что, вероятно, и наделило монументальное искусство в постсоветский период своими особенностями.
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день во всем мире, в том числе в российских городах проводиться фестивали и конкурсы, в результате которых создаются множество произведений монументального искусства, такие как муралы и граффити. Вместе с тем, возникает интерес к изучению мозаик среди молодёжи, создаются экскурсии. Также многие произведения советской монументальной живописи сейчас реставрируются силами инициативных групп и администрации.
Например, в Тольяттинском государственном университете, как градообразующем предприятии был создан Центр мозаики. А также изучением и популяризацией монументального искусства города Тольятти занимаются Центр урбанистики и кафедра «Истории и философии».
Кроме того, не перестаёт быть актуальным введение в научный оборот новых научных материалов.
Объектом исследования является городское монументальное искусство в СССР и России.
Предметом исследования является развитие объектов городского монументального искусства в Тольятти.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1955 по 2023 год. Нижняя граница исследования обусловлена изданием Постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» Совета Министров СССР в 1955 году, которое кардинально поменяло стиль градостроительства. Верхняя - 2023 год современная
деятельность по реставрации мозаичного панно «Радость труда».
Территориальные рамки исследования определены границами города Тольятти Куйбышевской (Самарской) области.
Степень изученности темы. Историография исследования представлена рядом разнообразных работ по своей научной значимости, в которых отражены различные аспекты заявленной темы. Историография нашего исследования условно поделена по хронологическому принципу: советская и постсоветская. Дореволюционный период отсутствует по причине хронологических рамок темы.
Рост числа памятников в послевоенный период, в том числе за счёт монументов в честь победы СССР в Великой Отечественной войне, а также памятников отдельным лицам, стимулировало появление работ, осмысливавших эволюцию стиля и, частично, идеологические аспекты монументальной пропаганды.
В советской историографии из крупных работ можно выделить альбом «Монументальное искусство СССР» Толстого В.П. это работа, обобщающая историю монументальной пропаганды и монументального искусства в СССР, где в хронологическом порядке представлены творческие направления и жанры Страны Советов. Автор приводит к выводу, что архитектура и градостроительство создают «скелет» среды обитания, то монументальное искусство осваивает и приближает её к человеческой натуре [91].
Значима монография Иконникова А.В. «Искусство среда время (Эстетическая организация городской среды)» она рассматривает проблему организации общественной среды со зависимого целого. Автор рассматривает историю формирования городской среды в связи с развитием человеческого общества.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Задачи, поставленные во введении к настоящей работе, были выполнены. В первом параграфе первой главы нами были рассмотрены тенденции, присущие регулированию создания произведений монументального искусства в советский период, развитие законодательной и нормативно-правовой базы. Также мы проследили развитие законодательной базы по монументальному искусству в постсоветский период. Во втором параграфе мы сосредоточились на становлении, развитии и трансформации настенного монументального искусства в СССР и современной России.
Во второй главе мы рассмотрели создание различных видов произведений монументального искусства в Тольятти в советский и постсоветский период. Также в работе были рассмотрены мероприятия, проводимые различными городскими организациями и населением Тольятти по популяризации и фото фиксации объектов монументального искусства. А также меры, предпринимаемые в городе по сохранению, охране и реставрации памятников советской монументальной живописи.
Правовая база рассматриваемой нами сферы искусства представляла из себя огромнейший спектр различных нормативных актов, регулирующих отношения в сфере монументального искусства. Правовое регулирование произведений искусства в СССР соответствовало социально-экономическому строю и задачам, которые ставили партийные органы.
Главным необходимым условием обеспечения сохранности объектов советского монументального искусства в настоящее время является, признание их объектами культурного наследия, взятие их под охрану, выполнение работ по их реставрации. А также необходимо совершенствовать государственную политику учёта состава и состояния объектов искусства и применять законодательные меры показавшие свою эффективность, на произведения искусства по всей стране.
Монументальное искусство не просто выполняло репрезентативную функцию, оно решало проблему однообразия унифицированных архитектурных форм, обозначало специфику учреждений культуры, здравоохранения, науки, учитывало пожелания заказчика или исторические особенности места.
Монументальное искусство в СССР, глубоко связанное с пропагандой, прошло сквозь несколько этапов своего развития, от становления, до угасания к 1991 году. Пиком его развития можно назвать период с 1966 года по 1985 год, когда спектр разнообразия тематик и материалов изготовления достиг высокого показателя, а самим объектам уделялось большое внимание. Именно в этом время было создано много научных трудов по рассматриваемой нами теме.
Советское монументальное искусство сегодня оказывается привычной частью городского ландшафта, сегодня идеологический фактор советских масштабных мозаичных декораций становится вторичным, и сейчас мы ценим технику исполнения, удачную композицию, неожиданное решение.
В России получают распространение создание граффити и муралов. Появляется необходимость переосмыслить стрит-арт, признать его одним из видов монументального искусства. А для этого нужно принимать меры по его легализации и популяризации в городской среде.
Монументальное искусство Тольятти, как «эталона советского градостроения» является ярким примером истории создания и развития произведений искусства на всей территории СССР и Российской Федерации. Наиболее распространённые в советское время мозаичные и рельефные памятники, сейчас включаются в объекты культурного наследия и подлежат охране и сохранению. А новые произведения монументального искусства как правило являются муралами и граффити.
Можно сделать вывод, что сегодня значение монументальных памятников Тольятти состоит, в том, что они выступают перед нами как средство увековечивания исторических событий, имён, идей и духа времени, а значит, нужно заниматься их охраной и сохранением, как и любого другого исторического объекта.
Также необходимо отметить, что сейчас проявляется общественный интерес к популяризации и сохранению объектов монументального искусства в Тольятти: проводятся экскурсии по памятникам, мозаичное панно «Праздник автостроителей» было признано объектом культурного наследия Самарской области, начаты работы по восстановлению стелы -панно «Радость труда».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при строительстве города Тольятти учитывалось не только удобство жизнедеятельности, но и эстетические потребности людей. Смысловые темы и приёмы, которые использовались в оформлении и сюжете мозаик при его строительстве в ХХ веке, до сих пор влияют на восприятие города его жителями и гостями. То есть советское наследие включается в систему функций современного города, в его актуальную культурную жизнь. Намечается своего рода переоценка важности и незаменимости советского монументального искусства.



1. Антонова А. П. Стела «Радость труда» Ю. К. Королева / А. П. Антонова // Научные труды. - 2019. - № 48. - С. 196-211.
2. Арутюнов А. Мозаика модернизма. Куйбышев - Самара. 1958¬1996 / А. Арутюнов. - Самара: Издательские решения, 2021. - 192 с.
3. Батьковская Е. И. Искусство в формировании городского
пространства / Е. И. Батьковская, Л. С. Станишевская // Новые идеи нового века: материалы Международной научной конференции ФАД ТОГУ. - 2017. - Т. 3. - С. 10-14. - Режим доступа: [Электронный ресурс] - URL:
https://elibrary.ru/download/elibrary_28998433_84305703.pdf.
4. Белла Ф. Тольятти, рождение нового города / Ф. Белла. - Екатеринбург: TATLIN, 2014. - 142 с.
5. Биктимиров Р. Р. Взаимодействие монументально-декоративного искусства и архитектурных сооружений, и его значение в современной архитектурно-художественной среде / Р. Р. Биктимиров // Science and Education. - 2022. - № 9. - С. 178-181.
6. Биттер М. В. Фестиваль уличного искусства и граффити «Стенограффия» как форма репрезентации современного искусства / М. В. Биттер // Человек в мире культуры. - 2016. - № 2. - С. 18-22.
7. Бондарева Н. О. Гармонизация архитектурного пространства города Челябинска посредством граффити / Н. О. Бондарева, И.С. Попова // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2015. - Т. 1, № 4. - С. 66-69.
8. Велопробег по архитектурным жемчужинам Тольятти: сообщество // ВКонтакте. [Электронный ресурс] - URL: https://vk.com/event123551084(дата обращения: 18.04.2023).
9. Вишневская Е. В. Синтез монументального искусства и дизайна в искусстве мозаики как наследие постмодернизма в индустриальном городе / Е.В. Вишневская // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. - 2021. - № 2. - С. 154-164.
10. Воейкова И. Н. Монументалисты советской России. Выпуск 1 / И. Н. Воейкова. - Ленинград: Художник РСФСР, 1980. - 148 с.
11. Волобуева Н. Прогулки по Тольятти. Выпуск №3 //
volna73.blogspot.com: авторский сайт. 2018. URL:
https://web.archive.Org/web/20190117012819/http://volna73.blogspot.com:80/201 8/07/3.html (дата обращения: 3.04.2022).
12. Воронов Н. В. Советская монументальная скульптура, 1960 -1980/ Воронов Н. В. - Москва: Искусство, 1984. - 226 с.
13. В Тольятти на улице Ворошилова появился новый мурал [Электронный ресурс] - URL: https://augustnews.ru/v-tolyatti-na-ulitse- voroshilova-poyavilsya-novyj-mural/(дата обращения: 4.04.2022).
14. Выставка произведений (Тольятти; 1986). Заслуженный художник РСФСР Виталий Петрович Петров: Выставка. Монументально-декоративное искусство. Живопись, графика. / Отдел культуры Тольяттинского горисполкома. Оргбюро Тольяттинской группы КОСХ. Краеведческий музей г. Тольятти; под ред. Петрова В.П. - Тольятти: «Современник», 1986. - 39 с.
15. Горельеф «Прощание» (Тольятти) // История России и мировая история. [Электронный ресурс] - URL: www.istmira.com/novosti-istorii/16841- gorelef-proschanie-toljatti.html(дата обращения: 23.09.2022).
...
102 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ