Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Работа №139832

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 8
1.1 Психолого-педагогические основы профилактики
дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 8
1.2 Характеристика педагогических условий профилактики
дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 19
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации педагогических условий профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 24
2.1 Выявление уровня выраженности дисграфии у детей 6-7
лет с тяжелыми нарушениями речи 24
2.2 Реализация педагогических условий профилактики
дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 38
2.3 Выявление динамики уровня выраженности дисграфии
у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи 47
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Список детей экспериментальной группы 57
Приложение Б Результаты на констатирующем этапе эксперимента.... 58
Приложение В Результаты на контрольном этапе эксперимента 61


В последние годы все более актуальной становится проблема школьной неуспеваемости детей. Педагоги и специалисты дошкольного образования все чаще поднимают вопрос о необходимости повышения качества подготовки детей к школе, проведения профилактических мероприятий с целью предупреждения возможных трудностей обучения детей в школе.
Овладение письменной речью - это одна из самых сложных умственной деятельности, требующая конкретной степени
сформированности многих психических функций ребенка:
- слуховой дифференциации звуков;
- правильного их произношения, языкового анализа и синтеза;
- развития лексико-грамматической стороны речи;
- зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
«Дети с тяжелыми нарушениями речи являются особой группой дошкольников с несформированными предпосылками для обучения письменной речи и чтению. Данные исследователей А.П. Вороновой, Р.И. Левиной, доказывают, что дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют полной готовности к овладению школьными навыками по ряду параметров, например, как низкий уровень развития речи.
По мнению ученых, несформированность устной речи и тех психических функций, которые обеспечивают овладение данными процессами, характерных для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, вызывают затруднения на разных этапах овладения письменной речью. Если в дошкольном возрасте какая-либо из функций отстает в развитии, то в школе у ребенка будут специфические ошибки на письме и при чтении.
Важно распознать таких детей еще в дошкольном возрасте, чтобы как можно раньше начать с ними профилактическую работу» [13].
Проблемой нарушений письма или дисграфии занимались
А.П. Воронова, Г.А. Каше, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова.
Эффективная профилактика, своевременное выявление дисграфии чрезвычайно важно для разработки системы работы педагогов, коррекции этих нарушений по предупреждению дизорфографии и школьной дезадаптации в целом.
Предупреждение нарушения письма - одно из приоритетных направлений деятельности педагога в условиях дошкольного образовательного учреждения. Ребенок с дисграфией, поступая в школу, испытывает большие трудности в обучении. При этом сохраняется негативная тенденция отсутствия преемственности в работе специалистов и педагогов детских садов и школ.
«Анализ педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и недостаточной разработанностью педагогических условий, которые обеспечивают эффективность данного процесса в дошкольных образовательных организациях» [13].
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Педагогические условия профилактики дисграфии у детей 6¬7 лет с тяжелыми нарушениями речи».
Проблема исследования: каковы педагогические условия
профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи в дошкольных образовательных организациях?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: процесс профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: педагогические условия профилактики
дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что профилактика дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи будет наиболее эффективна при следующих педагогических условиях:
- отобраны профилактические упражнения с учетом показателей уровня выраженности дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи;
- включены профилактические упражнения в совместную деятельность детей и воспитателя и индивидуальную работу учителя- логопеда с детьми;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня выраженности дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
В соответствие с целью и гипотезой поставлены следующие задачи:
1. Осуществить анализ педагогическую и логопедическую литературу по проблеме исследования....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме условий профилактики дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления.
Педагоги и специалисты дошкольного образования все чаще поднимают вопрос о необходимости повышения качества подготовки детей к школе, проведения профилактических мероприятий с целью предупреждения возможных трудностей обучения детей в школе.
Овладение письменной речью - это одна из самых сложных умственной деятельности, требующая конкретной степени
сформированности многих психических функций ребенка:
- слуховой дифференциации звуков;
- правильного их произношения, языкового анализа и синтеза;
- развития лексико-грамматической стороны речи;
- зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
В ходе констатирующего этапа эксперимента, целью которого было выявить уровень выраженности дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи теоретических исследований (А.П. Воронова, Г.И. Жаренкова, А.Н. Корнев, Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Н.А. Никашина, Л.Г. ПарамоноваИ.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова), мы выделили показатели уровня выраженности дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи и составили диагностические задания.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что профилактика дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи будет наиболее эффективна при следующих педагогических условиях:
- отобраны профилактические упражнения с учетом показателей уровня выраженности дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми
нарушениями речи;
- включены профилактические упражнения в совместную деятельность детей и воспитателя и индивидуальную работу учителя- логопеда с детьми;
- реализован индивидуальный подход с учетом уровня выраженности дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Результаты контрольного эксперимента позволили нам выявить динамику уровня наличия предпосылок дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи после формирующей работы.
Полученные данные позволяют утверждать, что после профилактики дисграфий двух видов, исходя из показателей, а именно аграмматической и акустической, уровень выраженности дисграфии у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи уменьшился.
Выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в результате проделанной работы, также можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута.



1. Актуальные проблемы диагностики ТНР / под ред.
К. С. Лебединской. М. : АСТ, 2019. 240 с.
2. Визель Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. : АСТ, 2021. 127 с.
3. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. М. : ВЛАДОС, 2020. 159 с.
4. Глухов В. П. Основы психолингвистики. М. : Астрель, 2021. 316 с.
5. Ефименкова Л. Н. Исправление и преодоление дисграфии. / Л. Н. Ефименкова, Н. Н. Садовникова. М. : Академия, 2020. 224 с.
6. Игнатьева С. А. Логопедическая реабилитация детей с ТНР. М. : ВЛАДОС, 2021. 304 с.
7. Каше Г. А. Подготовка к школе дошкольников с ТНР. М. : Логос,
2020. 275 с.
8. Кинаш Е. А. Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников с ОНР. М. : АСТ, 2019. 223 с.
9. Корнев А. Н. Методика оценки автоматизации навыка письма. СПб. : Нева, 2021. 188с.
10. Лалаева Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. СПб. : Питер, 2019. 196с.
11. Лалаева Р. И. Симптоматика дисграфий у детей с ОВЗ. М. : Логос, 2020. 167 с.
12. Лалаева Р. И., Сятка-Высоцка Г. Виды дисграфий у детей с ОВЗ. М. : Логос, 2020. 170 с.
13. Левина Р. Е., Филичева Т. Б. Педагогические вопросы патологии речи у детей. М. : Автограф, 2021. 184с.
14. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. СПб. : Детство-пресс, 2020. 208 с.
15. Логопедия : Методическое наследие : Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой : В 5 кн. М. : ВЛАДОС, 2020...27


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ