Аннотация 2
Abstract 3
Введение 5
1 Теоретические основы управления дебиторской и кредиторской
задолженности на предприятие 7
1.1 Понятие, содержание и виды дебиторской и кредиторской
задолженности 7
1.2 Показатели дебиторской и кредиторской задолженности 13
1.3 Методы управления дебиторской и кредиторской задолженностью .... 18
2. Анализ управления дебиторской и кредиторской задолженностью 24
2.1 Экономическая характеристика ООО «Электронная диспетчерская» .. 24
2.2 Показатели финансово-экономической деятельности предприятия ООО
«Электронная диспетчерская» 26
2.3 Анализ дебиторской задолженности на ООО «Электронная
диспетчерская» 29
2.4 Анализ кредиторской задолженности на ООО «Электронная
диспетчерская» 33
3 Разработка мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в ООО «Электронная диспетчерская» 38
3.1 Мероприятия по повышению эффективности управления дебиторской и
кредиторской задолженностью в ООО «Электронная диспетчерская» 38
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью в
ООО «Электронная диспетчерская» 44
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Финансовые результаты за 2020-2022 гг. 56
Приложение Б Бухгалтерский баланс за 2020-2022 гг. 60
Актуальность темы бакалаврской работы обусловлена тем, что управление дебиторской и кредиторской задолженностью является особенно значимым процессом на предприятии, который регулирует процесс наблюдения за повышением или снижением показателей, а также оценка финансовое состояние и платежеспособности предприятия. От уровня управления показателями дебиторской и кредиторской задолженности может зависеть финансовый результат предприятия, а также его эффективность.
Рост пандемии COVID-19 в 2020 г., а также события, произошедшие в феврале 2022 г., сказались на росте негативного фона показателей
дебиторский и кредиторской задолженности. Одним из примеров является увеличение безнадёжной дебиторской задолженность на предприятиях. Для преодоления сложившихся ситуаций следует правильно и верно использовать эффективные методы по управлению кредиторской и дебиторской задолженности, чтобы максимально минимизировать все негативные результаты из - за сложившихся обстоятельств.
Цель бакалаврской работы - выявить наиболее эффективные методы управления дебиторской и кредиторской задолженности на предприятие, с помощью анализа структуры дебиторской и кредиторской задолженности. Для реализации поставленной цели следует соблюдать определённые задачи, такие как:
- ознакомиться, изучить теоретические аспекты дебиторской и кредиторской задолженности и их взаимосвязь на предприятие ,
- провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности на предприятие,
- разработать ряд мероприятий по повышению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью на предприятие.
Объектом исследования является ООО «Электронная диспетчерская».
Предмет исследования - дебиторская и кредиторская задолженности, а также для более полной картины и другие финансовые показатели в ООО «Электронная диспетчерская».
Исследования управления дебиторской и кредиторской задолженности на ООО «Электронная диспетчерская» производится в период 2020-2022 гг.
Работа включает в себя введение, три раздела, заключения, список использованной литературы и приложений.
В первом разделе раскрываются теоретические аспекты дебиторской и кредиторской задолженности, определения, классификация, показатели, а также методы управления.
Во втором разделе представлена характеристика предприятия, выполнен подробный анализ показателей дебиторской и кредиторской задолженности в ООО «Электронная диспетчерская»...
Управление дебиторской и кредиторской задолженностью играет важную роль для финансовой устойчивости предприятия.
В первом разделе бакалаврской работы был сделан вывод, что управление дебиторской и кредиторской задолженностью представляет собой процесс планирования, контроля и оптимизации отношений с клиентами и поставщиками в отношении финансовых обязательств. Эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью обеспечивает платежеспособность предприятия, позволяет эффективно использовать финансовые ресурсы предприятия, снижает уровень финансовых рисков. Существует большое множество различных методов и способов повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия, выбор конкретных способов зависит от особенностей деятельности предприятия.
Во втором разделе был проведен анализ основных показателей деятельности предприятия ООО «Электронная диспетчерская», а также анализ эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
Анализ эффективности управления дебиторской задолженностью позволил сделать вывод, что в течение трех лет объемы дебиторской задолженности предприятия растут, доля дебиторской задолженности в активах предприятия увеличивается. Вместе с тем, снижаются объемы денежных средств, что может негативно влиять на показатели абсолютной ликвидности предприятия и возможность погашения наиболее срочных краткосрочных обязательств. Оборачиваемость дебиторской задолженности на конец 2022 г. составляет 76 дней, что является очень высоким показателем. Полный оборот дебиторской задолженности и конвертация ее в денежные средства происходит всего лишь 4,8 раз за год.
Анализ эффективности управления кредиторской задолженностью показал, что величина кредиторской задолженности предприятия в течение
трех лет не велика, средняя величина кредиторской задолженности на конец 2022 г. составила 3,5 т. р. Средний срок оборота кредиторской задолженности в течение трех лет снижается и на конец 2022 г. составляет практически 13 дней. Более быстрый срок оборачиваемости кредиторской задолженности относительно дебиторской задолженности может привести к кассовым разрывам и необходимости предприятию ООО «Электронная диспетчерская» увеличивать сумму заемных средств.
В третьем разделе бакалаврской работы предприятию ООО «Электронная диспетчерская», на основании результатов проведенного анализа, рекомендуется провести следующие мероприятия в области повышения эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью:
- автоматизация процесса учета и востребования дебиторской задолженности предприятия;
- разработка механизма оценки дебиторов и предоставление индивидуальных условий товарного кредита;
- оптимизация условий погашения кредиторской задолженности.
Автоматизация процесса учета и востребования дебиторской задолженности предприятия и разработка механизма оценки дебиторов и предоставление индивидуальных условий товарного кредита позволят ООО «Электронная диспетчерская» минимизировать риски неуплаты дебиторской задолженности и снизить возможные убытки при ее возврате, улучшить механизм учета, анализа, контроля дебиторской задолженности, ускорить ее оборачиваемость до 61 дня или на 15%. Рост выручки при ускорении оборачиваемости дебиторской задолженности составит 24,8%. Оптимизация условий погашения кредиторской задолженности поспособствует снижению риска кассовых разрывов, а также снизит расходы предприятия ООО «Электронная диспетчерская» на оплату процентов по краткосрочным кредитам до 1897 руб. или на 50%. Следовательно, предложенные в бакалаврской работе мероприятия эффективны.
1. Адаменко А.А., Никифоров Н.В. Признание и оценка дебиторской
и кредиторской задолженности в бухгалтерском учете и отчетности организации // научная статья. - 2021. №3 (35). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/priznanie-i-otsenka-debitorskoy-i-kreditorskoy- zadolzhennosti-v-buhgalterskom-uchete-i-otchetnosti-organizatsii (дата
обращения: 15.02.2023).
2. Аникина Е. С. Теоретические аспекты дебиторской задолженности, её сущность и классификация / Е. С. Аникина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55414/ (дата обращения: 05.02.2023).
3. Бакаева З. Р. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности / З. Р. Бакаева, М. Н. Маршенкулова // Научные известия. - 2020. - № 20. - С. 52-55. - EDN IQZBHA. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45670867 ( дата обращения 09.02.2023).
4. Голова Е. Е. Учет дебиторской и кредиторской задолженности в коммерческих организациях / Е. Е. Голова // Актуальные вопросы современной экономики. - 2021. - № 6. - С. 163-173. - EDN QIIMMN. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46252367 (дата обращения 06.04.2023).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ecb7fc23c4d401b4b9b 63970aa7bbf6c75059bc8/ (дата обращения 06.02.2023).
6. Карданова Р.А., Бакаева З.Р. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности: методология и практика // Научные известия КабардиноБалкарского государственного аграрного университета им. В. М. Кокова. 2019. №4 (26). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-debitorskoy-i-kreditorskoy- zadolzhennosti-metodologiya-i-praktika(дата обращения: 15.02.2023).
7. Корнева Д. Ю. Дебиторская задолженность: инструменты
снижения / Д. Ю. Корнева, О. А. Герасименко // Colloquium-Journal. - 2019. - № 6-11(30). - С. 31-33. - EDN HRBJNM. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=37294296 ( дата обращения 18.03.2023).
8. Коучелов Ю. Ю. Взыскание проблемной дебиторской
задолженности: учебник / Ю. Ю. Коучелов. - Москва: Статут, 2019. - 126 с. - ISBN 978-5-8354-1571-7. - Текст: электронный. - URL:
https://znanium.com/catalog/product/1079373 (дата обращения: 15.04.2023).
9. Мандрица О. В. Проблемы идентификации и оценки дебиторской
задолженности хозяйствующих субъектов / О. В. Мандрица // Вестник СевКавГТИ. - 2019. - № 1(36). - С. 29-31. - EDN YCDTKA. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37368066 ( дата обращения 06.02.2023).
10. Мугудинова З.Г. Теоретические основы организации учёта
дебиторской задолженности и основные направления оптимизации учёба дебиторской задолженности: научная статья - Махачкала: ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», 2020. - 4 с. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43076410 ( дата обращения 05.02.2023).
11. Пахарь К. Э. Учет дебиторской и кредиторской задолженности / К.
Э. Пахарь, Т. Б. Зыкова // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. - 2021. - № 27. - С. 139-145. - EDN DXVVRG. URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48246685 ( дата обращения 14.02.2023).
12. Пинина К. А. Аудит кредиторской задолженности / К. А. Пинина, О. В. Вуколова // Развитие бухгалтерского учета и аудита в условиях цифровой экономики: Сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции, Казань, 28-29 мая 2019 года. - Казань: Казанский государственный аграрный университет, 2019. - С. 251-255. - EDN FTTPQE. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41196711 (дата обращения 14.04.2023).
13. Пласкова Н. С. Финансовый анализ деятельности организации:
учебник / Н.С. Пласкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2023. — 372 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. — (Высшее образование). — DOI 10.12737/1977992. - ISBN 978-5-16-018324-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1977992 (дата обращения: 1.05.2023).
14. Сандермоен Ш. Организационная структура: реализация
стратегии на практике / Шетил Сандермоен; предисл. Ицхака Адизеса; пер. с англ. - Москва: Альпина Паблишер, 2020. - 224 с. - ISBN 978-5-9614-2896-4. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1221820 (дата обращения: 12.03.2023).
15. Сутягин В. Ю. Дебиторская задолженность: учет, анализ, оценка и управление: учебное пособие / В.Ю. Сутягин, М.В. Беспалов. — Москва: ИНФРА-М, 2021. — 216 с. URL: https://znanium.com/catalog/product/1254306 (дата обращения: 25.04.2023)...23