АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СЕВЕРО-АТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСЛЕ 2014 ГОДА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Основные современные аспекты трансформации отношений
Российской Федерации и Североатлантического альянса 8
§1. Ухудшение отношений России и НАТО с 2014 года 8
§2. Осуществление концепции «сдерживание – диалог» Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом в контексте продолжения взаимодействия 15
ГЛАВА II. Основные пути взаимодействия и сотрудничества Российской Федерации и Североатлантического альянса 21
§1. Сотрудничество в рамках Совета Россия-НАТО 21
§2. Встречи на высоком военном уровне 28
§3. Россия и НАТО сквозь призму Мюнхенской конференции по безопасности 31
ГЛАВА III. Препятствия и перспективы развития направлений взаимодействия между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом 37
§1. Проблема систем противоракетной обороны в Европе 37
§2. Расширение Североатлантического альянса на Восток 41
§3. Смена президентской администрации в Соединённых Штатах Америки и вопрос контроля вооружений 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА I. Основные современные аспекты трансформации отношений
Российской Федерации и Североатлантического альянса 8
§1. Ухудшение отношений России и НАТО с 2014 года 8
§2. Осуществление концепции «сдерживание – диалог» Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом в контексте продолжения взаимодействия 15
ГЛАВА II. Основные пути взаимодействия и сотрудничества Российской Федерации и Североатлантического альянса 21
§1. Сотрудничество в рамках Совета Россия-НАТО 21
§2. Встречи на высоком военном уровне 28
§3. Россия и НАТО сквозь призму Мюнхенской конференции по безопасности 31
ГЛАВА III. Препятствия и перспективы развития направлений взаимодействия между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом 37
§1. Проблема систем противоракетной обороны в Европе 37
§2. Расширение Североатлантического альянса на Восток 41
§3. Смена президентской администрации в Соединённых Штатах Америки и вопрос контроля вооружений 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Североатлантический альянс и Российская Федерация являются одними из самых влиятельных и важных субъектов международного политического процесса современного политического процесса. Их взаимоотношения влияют не только на их отношения, но и на исторические процессы в мировом масштабе.
Противоречия между Россией и НАТО носят характер различности подходов к осуществлению внешней политики и её пониманию. Проблемы сотрудничества возникли отнюдь не в 2014 году, а аккумулировались десятилетиями. Можно сказать, что они частично исходят ещё со времён холодной войны, к примеру вопросы противоракетной обороны и расширение военной инфраструктуры Североатлантического альянса.
В 2014 году произошёл ряд событий, которые совершили настоящий перелом в отношениях России и НАТО. Это и политический кризис в Украине, и присоединение (с позиций НАТО – аннексия) полуострова Крым Российской Федерацией, и боевые действия на украинском юго-востоке. Кризис в Украине лишь добавил напряжённости и перевёл взаимодействие сторон от состояния попыток поиска компромиссов в состояние прямой политической конфронтации.
Тем не менее, важно сказать, что спустя некоторое время градус противостояния начал снижаться. В 2014 году начался процесс сворачивания практического военного и гражданского сотрудничества по инициативе НАТО. Но современная международная повестка заставила стороны осознать необходимость развития контактов.
Хотя по многим вопросам были и, скорее, всегда будут оставаться непримиримые разногласия, которые порой принимают историко-идеологический характер, в то же время у сторон достаточно широкий список общих интересов.
Именно поэтому были возобновлены контакты в рамках Совета Россия-НАТО. С каждой новой встречей список обсуждаемых проблем пополнялся новыми вопросами безопасности, переставлялись акценты. Немаловажным дополнением стали встречи между высшими военными представителями сторон, что показывает обоюдную заинтересованность в возобновлении полномасштабного сотрудничества.
Хоть и в процессе постепенного расширения взаимодействия и возникали новые противоречия (например, встречи в рамках Совета снова были прекращены), можно с уверенность говорить о том, что компромиссы будут найдены, тем более что прослеживается желание стремиться к этому с обеих сторон.
Смена американской президентской администрации приносит новые надежды на ускорение развития сотрудничества. Так, уже был продлён договор СНВ-III и, в связи с этим, появилась реальная перспектива возобновления работы в рамках Договора РСМД.
Именно потому что стабильность и безопасность не только Европы, как геополитического пространства, но и судьба всего человечества зависит от того каким образом и насколько успешно осуществляется диалог между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом тема данного исследования актуальна как никогда. Поэтому очень важно анализировать актуальные вопросы их сотрудничества и их действия в контексте кризиса отношений и делать на основе анализа справедливые и объективные выводы.
Объектом данного исследования являются взаимоотношения Российской Федерации и Североатлантического альянса после 2014 года. Предметом исследования являются основные стороны и вопросы осуществления сотрудничества в контексте кризиса отношений.
Целью исследования является выявление основ, актуальных вопросов и подходов к осуществлению взаимодействия Российской Федерации и Североатлантического альянса после 2014 года.
Задачами данной работы являются:
1. Провести анализ источников и литературы, связанных с особой политикой выстраивания отношений между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом после 2014 года;
2. Определить влияние различных факторов на взаимодействие РФ и НАТО;
3. Обозначить направления, потенциал которых может стать жизненно важным для улучшения отношений РФ и НАТО;
4. Изучить исторические аспекты развития отношений России и НАТО;
5. Дать свою оценку деятельности сторон в различных аспектах сотрудничества;
В ходе написания работы были использованы различные общенаучные методы. С помощью анализа была рассмотрена система отношений Российской Федерации и Североатлантического альянса путем разложения на составные части, то есть, через изучение причин перехода отношений в иное состояние, основных площадок, задающих формат осуществления взаимодействия и рассмотрение препятствий и перспектив для ускорения процесса возобновления полномасштабного практического сотрудничества.
Метод синтеза был использован для аккумуляции и соединения информации и данных по определённым категориям, таким как сотрудничество в рамках Совета Россия-НАТО, встречи на высоком военном уровне, перспективы взаимодействия в контексте смены президентской администрации в Соединённых Штатах Америки и так далее, опираясь на конкретные характеристики, полученных при помощи анализа источников и литературы для достижения выстраивания полноценной картины взаимодействия Российской Федерации и Североатлантического альянса после 2014 года и её понимания.
Метод индукции был задействован для обобщения полученных с помощью анализа информации из различных источников и литературы и структурного выстраивания фактов по конкретным вопросам для достижения построений логической цепочки выводов в каждом подпункте каждой главы и заключения на их основании.
Говоря об источниковой базе исследования, стоит отметить, что исследование во многом опиралось на информацию, полученную с официального сайта Организации Североатлантического договора . На нём имеется довольно богатый электронный архив, с большим количеством разнообразных документов, касающихся саммитов НАТО в различные годы, информацию с заседаний в рамках Совета Россия-НАТО и множество другой информации, в том числе затрагивающей и пресс-конференции Генерального Секретаря Североатлантического альянса. В качестве основных документов, закрепляющих внешнеполитические аспекты взаимодействия сторон друг с другом были использованы Стратегия Национальной Безопасности Российской Федерации 2015 года , Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 года и Стратегия Национальной Безопасности Соединённых Штатов Америки 2018 года . Полезными вспомогательными инструментами в написании работы явились годовые Отчёты Мюнхенской Конференции по Безопасности .
Степень изученности проблемы. Сотрудничество Российской Федерации и Североатлантическим альянсом является довольно популярной темой для исследования. Печатные и электронные издания полнятся большим количеством материалов, затрагивающих данную тему или приближённые к ней. Соответственно и количество исследователей данной проблемы довольно велико. Тем не менее, стоит чётко обозначить тот факт, что вышеперечисленное относится во многом к периодам XX века и большей части первой четверти XXI века. Если брать на рассмотрение период, затрагиваемый в данном исследовании, то список литературы, доступный для написания работы резко сокращается. Довольно трудно найти подробные труды, касающиеся данной темы, а если и удаётся это сделать, то зачастую наблюдается перефразирование или же даже повторения схожей информации в работах разных авторов. Тем не менее, удалось отыскать действительно ценные работы для осуществления данного исследования.
Стоит отметить, что отдельно выделить какую-либо работу конкретного автора как основную, или даже фундаментальную, невозможно, поскольку, так или иначе, все труды, использованные в написании данной работы вносили неоценимый вклад в развитие мысли исследования.
Говоря о работах отечественных авторов, необходимо отметить, что отправную точку данной работе дали такие авторы, как Ознобищев С. К. и Пархалина Т. Г. Их труды позволили установить чёткое понимание проблемы отношений между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом после 2014 года. В их работах «Отношения Россия – НАТО: деградация или ревитализация?» и «Вызовы безопасности и возможности в сфере отношений Россия-НАТО» соответственно, описывается формула отношений и взаимодействия России и НАТО после 2014 года. Оба автора описывают основные проблемы и существующие подходы к осуществлению сотрудничества сторон, дают характеристики и собственные оценки.
Работа Данилова Д.А. «NATO-Russia Council: what are the outcomes?» позволила более точно понять суть и важность встреч представителей Российской Федерации и Североатлантического альянса в рамках Совета Россия-НАТО.
Среди литературы, написанной на английском языке, стоит отдельно выделить работу грузинского исследователя Биланишвили Г. (G.Bilanishvili) «TheTopicofRussiaintheMunichSecurityConferenceReports» , в которой подробно рассматриваются ежегодные отчёты Мюнхенской Конференции по Безопасности, что способствовало лучшему пониманию положения России и её отношений с Североатлантическим альянсом через призму Конференции. Также, необходимо выделить работу Кортунова А. В. (A. Kortunov) «ThirteenpointsonJoeBidenandRussia» , опубликованную в библиотеке JSTOR в сборнике «Biden’sWorld? ViewsfromtheUnitedStates, China, Russia, andtheEuropeanUnion» под редакцией Бископа С. (S. Biscop) и Громыко А.А.(A. Gromyko), в которой описаны перспективные подходы Джозефа Байдена к различным вопросам внешнеполитического дискурса, что дало основания делать предположения по поводу дальнейших перспектив отношений России и США и, соответственно, Российской Федерации и Североатлантического альянса.
Противоречия между Россией и НАТО носят характер различности подходов к осуществлению внешней политики и её пониманию. Проблемы сотрудничества возникли отнюдь не в 2014 году, а аккумулировались десятилетиями. Можно сказать, что они частично исходят ещё со времён холодной войны, к примеру вопросы противоракетной обороны и расширение военной инфраструктуры Североатлантического альянса.
В 2014 году произошёл ряд событий, которые совершили настоящий перелом в отношениях России и НАТО. Это и политический кризис в Украине, и присоединение (с позиций НАТО – аннексия) полуострова Крым Российской Федерацией, и боевые действия на украинском юго-востоке. Кризис в Украине лишь добавил напряжённости и перевёл взаимодействие сторон от состояния попыток поиска компромиссов в состояние прямой политической конфронтации.
Тем не менее, важно сказать, что спустя некоторое время градус противостояния начал снижаться. В 2014 году начался процесс сворачивания практического военного и гражданского сотрудничества по инициативе НАТО. Но современная международная повестка заставила стороны осознать необходимость развития контактов.
Хотя по многим вопросам были и, скорее, всегда будут оставаться непримиримые разногласия, которые порой принимают историко-идеологический характер, в то же время у сторон достаточно широкий список общих интересов.
Именно поэтому были возобновлены контакты в рамках Совета Россия-НАТО. С каждой новой встречей список обсуждаемых проблем пополнялся новыми вопросами безопасности, переставлялись акценты. Немаловажным дополнением стали встречи между высшими военными представителями сторон, что показывает обоюдную заинтересованность в возобновлении полномасштабного сотрудничества.
Хоть и в процессе постепенного расширения взаимодействия и возникали новые противоречия (например, встречи в рамках Совета снова были прекращены), можно с уверенность говорить о том, что компромиссы будут найдены, тем более что прослеживается желание стремиться к этому с обеих сторон.
Смена американской президентской администрации приносит новые надежды на ускорение развития сотрудничества. Так, уже был продлён договор СНВ-III и, в связи с этим, появилась реальная перспектива возобновления работы в рамках Договора РСМД.
Именно потому что стабильность и безопасность не только Европы, как геополитического пространства, но и судьба всего человечества зависит от того каким образом и насколько успешно осуществляется диалог между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом тема данного исследования актуальна как никогда. Поэтому очень важно анализировать актуальные вопросы их сотрудничества и их действия в контексте кризиса отношений и делать на основе анализа справедливые и объективные выводы.
Объектом данного исследования являются взаимоотношения Российской Федерации и Североатлантического альянса после 2014 года. Предметом исследования являются основные стороны и вопросы осуществления сотрудничества в контексте кризиса отношений.
Целью исследования является выявление основ, актуальных вопросов и подходов к осуществлению взаимодействия Российской Федерации и Североатлантического альянса после 2014 года.
Задачами данной работы являются:
1. Провести анализ источников и литературы, связанных с особой политикой выстраивания отношений между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом после 2014 года;
2. Определить влияние различных факторов на взаимодействие РФ и НАТО;
3. Обозначить направления, потенциал которых может стать жизненно важным для улучшения отношений РФ и НАТО;
4. Изучить исторические аспекты развития отношений России и НАТО;
5. Дать свою оценку деятельности сторон в различных аспектах сотрудничества;
В ходе написания работы были использованы различные общенаучные методы. С помощью анализа была рассмотрена система отношений Российской Федерации и Североатлантического альянса путем разложения на составные части, то есть, через изучение причин перехода отношений в иное состояние, основных площадок, задающих формат осуществления взаимодействия и рассмотрение препятствий и перспектив для ускорения процесса возобновления полномасштабного практического сотрудничества.
Метод синтеза был использован для аккумуляции и соединения информации и данных по определённым категориям, таким как сотрудничество в рамках Совета Россия-НАТО, встречи на высоком военном уровне, перспективы взаимодействия в контексте смены президентской администрации в Соединённых Штатах Америки и так далее, опираясь на конкретные характеристики, полученных при помощи анализа источников и литературы для достижения выстраивания полноценной картины взаимодействия Российской Федерации и Североатлантического альянса после 2014 года и её понимания.
Метод индукции был задействован для обобщения полученных с помощью анализа информации из различных источников и литературы и структурного выстраивания фактов по конкретным вопросам для достижения построений логической цепочки выводов в каждом подпункте каждой главы и заключения на их основании.
Говоря об источниковой базе исследования, стоит отметить, что исследование во многом опиралось на информацию, полученную с официального сайта Организации Североатлантического договора . На нём имеется довольно богатый электронный архив, с большим количеством разнообразных документов, касающихся саммитов НАТО в различные годы, информацию с заседаний в рамках Совета Россия-НАТО и множество другой информации, в том числе затрагивающей и пресс-конференции Генерального Секретаря Североатлантического альянса. В качестве основных документов, закрепляющих внешнеполитические аспекты взаимодействия сторон друг с другом были использованы Стратегия Национальной Безопасности Российской Федерации 2015 года , Концепция внешней политики Российской Федерации 2016 года и Стратегия Национальной Безопасности Соединённых Штатов Америки 2018 года . Полезными вспомогательными инструментами в написании работы явились годовые Отчёты Мюнхенской Конференции по Безопасности .
Степень изученности проблемы. Сотрудничество Российской Федерации и Североатлантическим альянсом является довольно популярной темой для исследования. Печатные и электронные издания полнятся большим количеством материалов, затрагивающих данную тему или приближённые к ней. Соответственно и количество исследователей данной проблемы довольно велико. Тем не менее, стоит чётко обозначить тот факт, что вышеперечисленное относится во многом к периодам XX века и большей части первой четверти XXI века. Если брать на рассмотрение период, затрагиваемый в данном исследовании, то список литературы, доступный для написания работы резко сокращается. Довольно трудно найти подробные труды, касающиеся данной темы, а если и удаётся это сделать, то зачастую наблюдается перефразирование или же даже повторения схожей информации в работах разных авторов. Тем не менее, удалось отыскать действительно ценные работы для осуществления данного исследования.
Стоит отметить, что отдельно выделить какую-либо работу конкретного автора как основную, или даже фундаментальную, невозможно, поскольку, так или иначе, все труды, использованные в написании данной работы вносили неоценимый вклад в развитие мысли исследования.
Говоря о работах отечественных авторов, необходимо отметить, что отправную точку данной работе дали такие авторы, как Ознобищев С. К. и Пархалина Т. Г. Их труды позволили установить чёткое понимание проблемы отношений между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом после 2014 года. В их работах «Отношения Россия – НАТО: деградация или ревитализация?» и «Вызовы безопасности и возможности в сфере отношений Россия-НАТО» соответственно, описывается формула отношений и взаимодействия России и НАТО после 2014 года. Оба автора описывают основные проблемы и существующие подходы к осуществлению сотрудничества сторон, дают характеристики и собственные оценки.
Работа Данилова Д.А. «NATO-Russia Council: what are the outcomes?» позволила более точно понять суть и важность встреч представителей Российской Федерации и Североатлантического альянса в рамках Совета Россия-НАТО.
Среди литературы, написанной на английском языке, стоит отдельно выделить работу грузинского исследователя Биланишвили Г. (G.Bilanishvili) «TheTopicofRussiaintheMunichSecurityConferenceReports» , в которой подробно рассматриваются ежегодные отчёты Мюнхенской Конференции по Безопасности, что способствовало лучшему пониманию положения России и её отношений с Североатлантическим альянсом через призму Конференции. Также, необходимо выделить работу Кортунова А. В. (A. Kortunov) «ThirteenpointsonJoeBidenandRussia» , опубликованную в библиотеке JSTOR в сборнике «Biden’sWorld? ViewsfromtheUnitedStates, China, Russia, andtheEuropeanUnion» под редакцией Бископа С. (S. Biscop) и Громыко А.А.(A. Gromyko), в которой описаны перспективные подходы Джозефа Байдена к различным вопросам внешнеполитического дискурса, что дало основания делать предположения по поводу дальнейших перспектив отношений России и США и, соответственно, Российской Федерации и Североатлантического альянса.
Ситуация в Украине 2014 года в определённых моментах схожа с ситуацией в Грузии 2008 года. Однако в этот раз реакция Североатлантического альянса оказалась намного более острой, чем в 2008 году. В НАТО осудили Российской Федерации за многое события в Украине, в результате чего, альянс запустил процедуру сокращения всего практического военного и гражданского сотрудничества с Россией. Тем не менее, уже во время саммита НАТО в Уэльсе в том же 2014 году, представители государств-членов организации подчеркнули, что они осуждают Россию за её действия, однако готовы развивать диалог, используя сохранившиеся каналы связи. Для России Украинский вопрос является вопросом, по которому существует её чёткая позиция и она не намеревается от неё отступать, именно поэтому, Москва не считает события в Украине препятствием для развития сотрудничества. Для неё более существенными вопросами являются, например, развитие ЕвроПРО или расширение НАТО на Восток, что представляет угрозу национальной безопасности страны. Отказываясь от практического сотрудничества, Североатлантический альянс самостоятельно создаёт искусственные разделительные линии и препятствия для взаимодействия. В Лондонской декларации НАТО 2019 года Российская Федерация вообще была включена в список угроз альянса и упомянута в том же предложении, что и терроризм. Скорее всего, это было сделано после отравления в Солсбери в 2018 году - дело довольно запутанное и делать такие резкие действия не совсем обосновано.
Основная политика Североатлантического альянса в отношении Российской Федерации представляет собой попытку сдерживания амбиций Москвы. Но, в то же время, НАТО продолжает расширение своей инфраструктуры. В Стратегии Национальной Безопасности Российской (2015) Федерации указано, что Россия готова развивать диалог с альянсом, но на основе взаимопонимания и уважения её законных интересов в сфере внешней политики. Стоит отметить, что касается взаимопонимания, у НАТО схожие позиции, однако, всё же, в основном используется термин «прозрачность». Обе стороны уделяют особое внимание сотрудничеству в рамках Совета Россия-НАТО, считая его чрезвычайно полезным инструментом развития отношений. В 2017 году Генеральный Секретарь НАТО ЙенсСтолтенберг объявил о намерении увеличить контингент Североатлантического альянса на восточных границах, но в то же время обозначил, что альянс продолжит развивать диалог с Москвой для предупреждения различных инцидентов. Осуществление концепции «сдерживание – диалог» более явно со стороны НАТО, поскольку её представители довольно часто используют термины «сдерживание» и «диалог». Однако, совершенно точно то, что оба субъекта модернизируют собственные армии и вооружения и делают они это объективно не только для того, чтобы идти в ногу с прогрессом, но и для того, чтобы сдерживать друг друга. Таким образом, обе стороны осуществляют эту концепцию, хотя и со стороны России это делается менее явно, по крайней мере, с точки зрения публичности.
Во время первых встреч в рамках Совета Россия - НАТО основными обсуждаемыми вопросами были кризис в Украине и снижение рисков военных столкновений между Москвой и Североатлантическим альянсом. В 2018 году акцент повестки был перенесён в сторону региона Средней Азии, а конкретно обсуждалась проблема Афганистана. Этот вопрос представляет взаимный интерес для обеих сторон и может стать отправной точкой для возрождения практического сотрудничества, хоть и в ограниченном географическом масштабе. Состоялось большое количество дискуссий по поводу выполнения обязательств по Договору о РСМД. Развитие диалога было начато, однако появились новые противоречия, и с 2019 года не было проведено ни одной встречи в рамках Совета. Вероятно, это произошло из-за обвинения в адрес Российской Федерации в причастности к отравлению в Солсбери, поскольку именно Россия перестала отвечать на предложения по продолжению диалога в рамках данной платформы. А в 2020 году в отчёте НАТО российская внешняя политика была охарактеризована как «дестабилизирующая и провокационная». В данном контексте можно только надеяться, что будут найдены компромиссы и стороны продолжат сотрудничество в рамках Совета.
Многое уже было сделано в сфере военных контактов. С 2017 года был введён новый формат отношений. Глава Генерального Штаба Российской Федерации Валерий Герасимов проводит ежегодные встречи с высшими военными представителями НАТО. Информации по данным встречам не так уж и много, однако известно, что стороны обсуждают снижение рисков военных инцидентов, обмениваются военной информацией по поводу учений и обсуждают кризисные регионы мира. Кажется, что встречи являются важными, но в то же время становятся монотонными, поскольку после 2018 года не наблюдается никакого расширения сотрудничества, а лишь увеличивается количество противоречий. Тем более, что стороны обговаривали отличный вариант дополнить встречи с помощью подключения военных экспертов, однако, на сегодняшний момент, это сделано не было.
Российский Министр Иностранных Дел Сергей Лавров имеет возможность часто находиться в прямом контакте с высшим руководством Североатлантического альянса - с Генеральным Секретарём НАТО Йенсом Столтенбергом в рамках Мюнхенской Конференции по Безопасности. Данная площадка не является полноценным инструментом сотрудничества и лишь задаёт определённый формат, однако служит важным каналом связи для обмена информацией. После 2014 года круг обсуждаемых вопросов был довольно значительно сужен. Большинство обсуждаемых вопросов затрагивает в основном Украинскую проблему. Особенность формата является то, что схема современной работы осуществляется по схеме «НАТО + Россия + иные страны» - основной смысл такого вывода состоит в том, что нет единства в Конференции, работа не происходит по принципу «одной большой семьи», в которой каждый член имеет собственное мнение и интересы, но общим должен являться вопрос о Европейской безопасности. Форма ежегодных отчётов по итогам проведения Конференций является довольно спорной, поскольку в них зачастую используется недипломатическая лексика и прослеживается предвзятое отношение к Российской Федерации. Прослеживается движение к реанимации нормальных отношений, многие европейские политики, в том числе и представители стран Североатлантического альянса, хотят видеть положительную динамику взаимодействия, однако необходимо заметить, что это происходило во время двусторонних переговоров в рамках Конференции, но в своих выступлениях в Европарламенте эти же политики негативно высказываются в отношении России.
Система противоракетной обороны НАТО в Европе является одним из ключевых противоречий между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом. Фактом является то, что невозможно создать полноценную систему общеевропейской противоракетной безопасности без конструктивного сотрудничества друг с другом. В ином случае, каждая сторона будет отвечать на действия другой и так мир подойдёт к гонке вооружений, а возможно и к конфликту.
Расширение военной инфраструктуры НАТО на Восток имело негативное влияние на отношения сторон задолго до Украинского кризиса. А с принятием Черногории и Северной Македонии в альянс, у России буквально осталось всего две дружественные страны на Балканском полуострове - Сербия и Босния и Герцеговина. Строительство трансатлантической системы безопасности без включения в неё России не создаст статуса безопасности на Континенте, а только ухудшит отношения между сторонами и приведёт к развитию угроз безопасности в Европе.
Смена президентской администрации в Соединённых Штатах Америки приносит определённые надежды на перспективы развития сотрудничества между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом. Довольно позитивные шаги уже были сделаны. Так, уже был продлён договор СНВ-III на пять лет, который не только усилит гарантии безопасности в Европе, но и повысит доверие и прозрачность в отношениях России и НАТО. Решение о выходе США из ДРСМД и Договора по Открытому Небу предшественником Джозефа Байдена на посту президента определённо было ошибочным. Россия была вынуждена отвечать на такие шаги и тоже вышла из этих договоров. У Джозефа Байдена есть довольно большое количество времени на то, чтобы изменить ситуацию, поскольку выход Российской Федерации из ДОН формально ещё не завершён. Существует точка зрения, что президент США опасается шквала критики в свою сторону в начале своего президентского срока. Но, в таком случае, тогда судьба и ДРСМД тоже будет зависеть от его политической воли.
Тем не менее, существует ещё большее количество перспектив сотрудничества между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом, помимо продления договоров, но многие из них и вообще вектор развития дельнейших отношений станут чётко ясны после личной встречи Владимира Путина и Джозефа Байдена, которая пройдёт в июле 2021 года.
Основная политика Североатлантического альянса в отношении Российской Федерации представляет собой попытку сдерживания амбиций Москвы. Но, в то же время, НАТО продолжает расширение своей инфраструктуры. В Стратегии Национальной Безопасности Российской (2015) Федерации указано, что Россия готова развивать диалог с альянсом, но на основе взаимопонимания и уважения её законных интересов в сфере внешней политики. Стоит отметить, что касается взаимопонимания, у НАТО схожие позиции, однако, всё же, в основном используется термин «прозрачность». Обе стороны уделяют особое внимание сотрудничеству в рамках Совета Россия-НАТО, считая его чрезвычайно полезным инструментом развития отношений. В 2017 году Генеральный Секретарь НАТО ЙенсСтолтенберг объявил о намерении увеличить контингент Североатлантического альянса на восточных границах, но в то же время обозначил, что альянс продолжит развивать диалог с Москвой для предупреждения различных инцидентов. Осуществление концепции «сдерживание – диалог» более явно со стороны НАТО, поскольку её представители довольно часто используют термины «сдерживание» и «диалог». Однако, совершенно точно то, что оба субъекта модернизируют собственные армии и вооружения и делают они это объективно не только для того, чтобы идти в ногу с прогрессом, но и для того, чтобы сдерживать друг друга. Таким образом, обе стороны осуществляют эту концепцию, хотя и со стороны России это делается менее явно, по крайней мере, с точки зрения публичности.
Во время первых встреч в рамках Совета Россия - НАТО основными обсуждаемыми вопросами были кризис в Украине и снижение рисков военных столкновений между Москвой и Североатлантическим альянсом. В 2018 году акцент повестки был перенесён в сторону региона Средней Азии, а конкретно обсуждалась проблема Афганистана. Этот вопрос представляет взаимный интерес для обеих сторон и может стать отправной точкой для возрождения практического сотрудничества, хоть и в ограниченном географическом масштабе. Состоялось большое количество дискуссий по поводу выполнения обязательств по Договору о РСМД. Развитие диалога было начато, однако появились новые противоречия, и с 2019 года не было проведено ни одной встречи в рамках Совета. Вероятно, это произошло из-за обвинения в адрес Российской Федерации в причастности к отравлению в Солсбери, поскольку именно Россия перестала отвечать на предложения по продолжению диалога в рамках данной платформы. А в 2020 году в отчёте НАТО российская внешняя политика была охарактеризована как «дестабилизирующая и провокационная». В данном контексте можно только надеяться, что будут найдены компромиссы и стороны продолжат сотрудничество в рамках Совета.
Многое уже было сделано в сфере военных контактов. С 2017 года был введён новый формат отношений. Глава Генерального Штаба Российской Федерации Валерий Герасимов проводит ежегодные встречи с высшими военными представителями НАТО. Информации по данным встречам не так уж и много, однако известно, что стороны обсуждают снижение рисков военных инцидентов, обмениваются военной информацией по поводу учений и обсуждают кризисные регионы мира. Кажется, что встречи являются важными, но в то же время становятся монотонными, поскольку после 2018 года не наблюдается никакого расширения сотрудничества, а лишь увеличивается количество противоречий. Тем более, что стороны обговаривали отличный вариант дополнить встречи с помощью подключения военных экспертов, однако, на сегодняшний момент, это сделано не было.
Российский Министр Иностранных Дел Сергей Лавров имеет возможность часто находиться в прямом контакте с высшим руководством Североатлантического альянса - с Генеральным Секретарём НАТО Йенсом Столтенбергом в рамках Мюнхенской Конференции по Безопасности. Данная площадка не является полноценным инструментом сотрудничества и лишь задаёт определённый формат, однако служит важным каналом связи для обмена информацией. После 2014 года круг обсуждаемых вопросов был довольно значительно сужен. Большинство обсуждаемых вопросов затрагивает в основном Украинскую проблему. Особенность формата является то, что схема современной работы осуществляется по схеме «НАТО + Россия + иные страны» - основной смысл такого вывода состоит в том, что нет единства в Конференции, работа не происходит по принципу «одной большой семьи», в которой каждый член имеет собственное мнение и интересы, но общим должен являться вопрос о Европейской безопасности. Форма ежегодных отчётов по итогам проведения Конференций является довольно спорной, поскольку в них зачастую используется недипломатическая лексика и прослеживается предвзятое отношение к Российской Федерации. Прослеживается движение к реанимации нормальных отношений, многие европейские политики, в том числе и представители стран Североатлантического альянса, хотят видеть положительную динамику взаимодействия, однако необходимо заметить, что это происходило во время двусторонних переговоров в рамках Конференции, но в своих выступлениях в Европарламенте эти же политики негативно высказываются в отношении России.
Система противоракетной обороны НАТО в Европе является одним из ключевых противоречий между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом. Фактом является то, что невозможно создать полноценную систему общеевропейской противоракетной безопасности без конструктивного сотрудничества друг с другом. В ином случае, каждая сторона будет отвечать на действия другой и так мир подойдёт к гонке вооружений, а возможно и к конфликту.
Расширение военной инфраструктуры НАТО на Восток имело негативное влияние на отношения сторон задолго до Украинского кризиса. А с принятием Черногории и Северной Македонии в альянс, у России буквально осталось всего две дружественные страны на Балканском полуострове - Сербия и Босния и Герцеговина. Строительство трансатлантической системы безопасности без включения в неё России не создаст статуса безопасности на Континенте, а только ухудшит отношения между сторонами и приведёт к развитию угроз безопасности в Европе.
Смена президентской администрации в Соединённых Штатах Америки приносит определённые надежды на перспективы развития сотрудничества между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом. Довольно позитивные шаги уже были сделаны. Так, уже был продлён договор СНВ-III на пять лет, который не только усилит гарантии безопасности в Европе, но и повысит доверие и прозрачность в отношениях России и НАТО. Решение о выходе США из ДРСМД и Договора по Открытому Небу предшественником Джозефа Байдена на посту президента определённо было ошибочным. Россия была вынуждена отвечать на такие шаги и тоже вышла из этих договоров. У Джозефа Байдена есть довольно большое количество времени на то, чтобы изменить ситуацию, поскольку выход Российской Федерации из ДОН формально ещё не завершён. Существует точка зрения, что президент США опасается шквала критики в свою сторону в начале своего президентского срока. Но, в таком случае, тогда судьба и ДРСМД тоже будет зависеть от его политической воли.
Тем не менее, существует ещё большее количество перспектив сотрудничества между Российской Федерацией и Североатлантическим альянсом, помимо продления договоров, но многие из них и вообще вектор развития дельнейших отношений станут чётко ясны после личной встречи Владимира Путина и Джозефа Байдена, которая пройдёт в июле 2021 года.
Подобные работы
- Военно-техническое сотрудничество ФРГ со странами НАТО в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ОТНОШЕНИЯ РОССИИ СО СТРАНАМИ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В
АРКТИКЕ: ТОЧКИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Диссертация , политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИИ И США В ПЕРИОД
ПРАВЛЕНИЯ БАРАКА ОБАМЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕФОРМИРОВАНИЮ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ИТАЛИИ: НОВАЯ МОДЕЛЬ И ИНСТИТУТЫ
Диссертации (РГБ), международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Российско-шведские отношения в период с 1991 по 2023 гг.: проблемы и перспективы (Северный (Арктический) федеральный университет)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Факторы информационного противостояния в отношениях России и НАТО
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2021 - Реакция мирового сообщества на сотрудничество России и Германии в рамках проекта «Северный поток – 2»
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ФРГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ПОЛИТИКА ФРГ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(2005-2017 ГГ.)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022



