Развитие восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр
|
Аннотация
Введение
4 Глава 1 Теоретические основы проблемы развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр 8
1.1 Особенности восприятия детей 6-7 лет с нарушениями
зрения 8
1.2 Интерактивные игры как средство развития восприятия
у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр 24
2.1 Выявление уровня развития восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения 24
2.2 Организация и содержание работы по развитию
восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр 34
2.3 Выявление динамики развития восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения 42
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Характеристика выборки исследования 58
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим заданиям 59
Приложение В Сводная таблица результатов на констатирующем этапе 60 Приложение Г Картотека интерактивных игр по развитию восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 61
Приложение Д Сводная таблица результатов на контрольном этапе 66
Введение
4 Глава 1 Теоретические основы проблемы развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр 8
1.1 Особенности восприятия детей 6-7 лет с нарушениями
зрения 8
1.2 Интерактивные игры как средство развития восприятия
у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр 24
2.1 Выявление уровня развития восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения 24
2.2 Организация и содержание работы по развитию
восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр 34
2.3 Выявление динамики развития восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения 42
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Характеристика выборки исследования 58
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим заданиям 59
Приложение В Сводная таблица результатов на констатирующем этапе 60 Приложение Г Картотека интерактивных игр по развитию восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 61
Приложение Д Сводная таблица результатов на контрольном этапе 66
Восприятие - это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребенка, ориентирует и регулирует его поведение.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушениями зрения является развитие способов восприятия [30].
Дети с нарушениями зрения в связи с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к самостоятельной оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности. В связи с особенностями познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения, встает вопрос о специфичности восприятия ими окружающей действительности.
Изучением проблемы развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушением зрения занимались отечественные и зарубежные исследователи в области дошкольной педагогики такие как Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, П.П. Блонский, Дж. Гибсон, Б.Ф. Ломов и другие.
Таким образом, проблема развития восприятия детей с нарушениями зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в реализации задач коррекционной работы тифлопедагога.
Игровая деятельность является ведущей в возрасте 6-7 лет, поэтому целесообразно проводить коррекционную работу с детьми данного возраста с нарушением зрения в форме игры. Так как современные дети растут в активно развивающемся цифровом мире, то и предпочтение отдают именно играм с использованием интерактивного оборудования.
Использование интерактивных игр в работе с детьми 6-7 лет с нарушением зрения по развитию восприятия изучали такие ученые как
З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова.
Вышеизложенный анализ исследований позволил выявить противоречие между необходимостью развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием интерактивных игр в данном процессе.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности интерактивных игр в развитии восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр.
Объект исследования: процесс развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: развитие восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения посредством интерактивных игр.
Гипотеза исследования: развитие восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения посредством интерактивных игр будет возможно, если:
- разработано содержание интерактивных игр в соответствии с показателями развития зрительного восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения;
• включены интерактивные игры в коррекционно-развивающую работу педагога-дефектолога по систематизации сенсорных эталонов и визуализации чувственного опыта детей;
• обеспечена активизация зрительного восприятия посредством интерактивных игр в домашних условиях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр.
2. Выявить уровень развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения....
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушениями зрения является развитие способов восприятия [30].
Дети с нарушениями зрения в связи с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к самостоятельной оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности. В связи с особенностями познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения, встает вопрос о специфичности восприятия ими окружающей действительности.
Изучением проблемы развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушением зрения занимались отечественные и зарубежные исследователи в области дошкольной педагогики такие как Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, П.П. Блонский, Дж. Гибсон, Б.Ф. Ломов и другие.
Таким образом, проблема развития восприятия детей с нарушениями зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в реализации задач коррекционной работы тифлопедагога.
Игровая деятельность является ведущей в возрасте 6-7 лет, поэтому целесообразно проводить коррекционную работу с детьми данного возраста с нарушением зрения в форме игры. Так как современные дети растут в активно развивающемся цифровом мире, то и предпочтение отдают именно играм с использованием интерактивного оборудования.
Использование интерактивных игр в работе с детьми 6-7 лет с нарушением зрения по развитию восприятия изучали такие ученые как
З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова.
Вышеизложенный анализ исследований позволил выявить противоречие между необходимостью развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием интерактивных игр в данном процессе.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности интерактивных игр в развитии восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр.
Объект исследования: процесс развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: развитие восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения посредством интерактивных игр.
Гипотеза исследования: развитие восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения посредством интерактивных игр будет возможно, если:
- разработано содержание интерактивных игр в соответствии с показателями развития зрительного восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения;
• включены интерактивные игры в коррекционно-развивающую работу педагога-дефектолога по систематизации сенсорных эталонов и визуализации чувственного опыта детей;
• обеспечена активизация зрительного восприятия посредством интерактивных игр в домашних условиях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр.
2. Выявить уровень развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения....
Проблемой развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр занимались такие авторы как Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, П.К. Анохин, Дж. Гибсон, Б.Ф. Ломов и другие. Авторы указывают на связь восприятия с ощущениями, эмоциями, то есть со всеми органами чувств человека. Без развитого восприятия невозможно познать окружающий мир в полной мере, особенно важно развитие восприятия для детей с нарушением зрения.
Выявление уровня развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения проходило на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №173 «Василек» городского округа Тольятти.
На констатирующем этапе, для оценки уровня развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушением зрения, были выявлены показатели уровня развития восприятия на основе исследований Л.И. Плаксиной и подобраны диагностические задания на основе методического пособия Л.Б. Осиповой «Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование
дошкольников с нарушениями зрения».
В результате проведенных диагностических заданий получены следующие результаты: высокий уровень показали 2 детей (18%), средний уровень 4 детей (36%), низкий уровень 5 детей (46%).
На формирующем этапе было разработано и апробировано содержание интегративных игр по развитию восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения. Интерактивные игры разработаны в соответствии с показателями, выделенными на констатирующем этапе.
Интерактивная игра представлена несколькими разделами: «цвет», «форма», «величина», «пространственное восприятие», «сложные формы». В каждом разделе ребенку предлагается решить несколько игровых заданий.
Проведенная работа способствовала развитию восприятия цвета; восприятия формы; восприятия величины; пространственного восприятия; восприятия и воспроизведения сложной формы у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
С целью выявления динамики в уровне развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения был проведен контрольный этап исследования с использование тех же методик, что и на констатирующем этапе.
В результате проведенных методик выявлены следующие результаты: высокий уровень показали 3 детей (27%), средний уровень показали 6 детей (55%), низкий уровень показали 2 детей (18%). Изменения произошли за счет перехода Анастасии со среднего на высокий уровень и перехода Елизаветы, Егора, Анны, Маргариты с низкого на средний уровень.
Таким образом, можно заключить, что интерактивные игры являются эффективным средством развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения, а это означает, что гипотеза исследования подтверждена.
Выявление уровня развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения проходило на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №173 «Василек» городского округа Тольятти.
На констатирующем этапе, для оценки уровня развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушением зрения, были выявлены показатели уровня развития восприятия на основе исследований Л.И. Плаксиной и подобраны диагностические задания на основе методического пособия Л.Б. Осиповой «Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование
дошкольников с нарушениями зрения».
В результате проведенных диагностических заданий получены следующие результаты: высокий уровень показали 2 детей (18%), средний уровень 4 детей (36%), низкий уровень 5 детей (46%).
На формирующем этапе было разработано и апробировано содержание интегративных игр по развитию восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения. Интерактивные игры разработаны в соответствии с показателями, выделенными на констатирующем этапе.
Интерактивная игра представлена несколькими разделами: «цвет», «форма», «величина», «пространственное восприятие», «сложные формы». В каждом разделе ребенку предлагается решить несколько игровых заданий.
Проведенная работа способствовала развитию восприятия цвета; восприятия формы; восприятия величины; пространственного восприятия; восприятия и воспроизведения сложной формы у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
С целью выявления динамики в уровне развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения был проведен контрольный этап исследования с использование тех же методик, что и на констатирующем этапе.
В результате проведенных методик выявлены следующие результаты: высокий уровень показали 3 детей (27%), средний уровень показали 6 детей (55%), низкий уровень показали 2 детей (18%). Изменения произошли за счет перехода Анастасии со среднего на высокий уровень и перехода Елизаветы, Егора, Анны, Маргариты с низкого на средний уровень.
Таким образом, можно заключить, что интерактивные игры являются эффективным средством развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения, а это означает, что гипотеза исследования подтверждена.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТКАЧЕСТВА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Система коррекционной работы по развитию цветовосприятия у старших дошкольников c задержкой психического развития средствами информационно - коммуникационных технологий
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НАВЫКОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЧТЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ВИДОВ ИСКУССТВ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха и бисенсорными нарушениями посредством создания мультипликации
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2018 - Театрализованная деятельность в коррекционной работе по речевым умениям с детьми средней группы в детском саду (Алтайский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ОНР) СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Реализация личностно-ориентированного подхода в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Особенности невербального общения девиантных подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024




