Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр

Работа №139683

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение
4 Глава 1 Теоретические основы проблемы развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр 8
1.1 Особенности восприятия детей 6-7 лет с нарушениями
зрения 8
1.2 Интерактивные игры как средство развития восприятия
у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 19
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр 24
2.1 Выявление уровня развития восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения 24
2.2 Организация и содержание работы по развитию
восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр 34
2.3 Выявление динамики развития восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения 42
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Характеристика выборки исследования 58
Приложение Б Стимульный материал к диагностическим заданиям 59
Приложение В Сводная таблица результатов на констатирующем этапе 60 Приложение Г Картотека интерактивных игр по развитию восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения 61
Приложение Д Сводная таблица результатов на контрольном этапе 66

Восприятие - это формирование образов и ситуаций внешнего мира при их непосредственном воздействии на глаз. Восприятие рассматривается не только как реакция на стимуляцию, но и как акт извлечения информации о событиях и объектах внешнего мира. Оно имеет огромное познавательное значение для ребенка, ориентирует и регулирует его поведение.
Обучение и воспитание детей с нарушением зрения направлено на раннюю компенсацию и коррекцию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению зрения, а также успешную подготовку детей к обучению в школе. Успешность решения всех этих задач зависит от решения их в тесной взаимосвязи. В связи с этим является важным развитие зрения и восприятия, так как неполноценность первого обуславливает недостаточное развитие второго, поэтому одной из специальных задач коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушениями зрения является развитие способов восприятия [30].
Дети с нарушениями зрения в связи с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к самостоятельной оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности. В связи с особенностями познавательной деятельности у детей с нарушениями зрения, встает вопрос о специфичности восприятия ими окружающей действительности.
Изучением проблемы развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушением зрения занимались отечественные и зарубежные исследователи в области дошкольной педагогики такие как Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин, П.П. Блонский, Дж. Гибсон, Б.Ф. Ломов и другие.
Таким образом, проблема развития восприятия детей с нарушениями зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в реализации задач коррекционной работы тифлопедагога.
Игровая деятельность является ведущей в возрасте 6-7 лет, поэтому целесообразно проводить коррекционную работу с детьми данного возраста с нарушением зрения в форме игры. Так как современные дети растут в активно развивающемся цифровом мире, то и предпочтение отдают именно играм с использованием интерактивного оборудования.
Использование интерактивных игр в работе с детьми 6-7 лет с нарушением зрения по развитию восприятия изучали такие ученые как
З.М. Богуславская, Л.А. Венгер, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова.
Вышеизложенный анализ исследований позволил выявить противоречие между необходимостью развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения и недостаточным использованием интерактивных игр в данном процессе.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности интерактивных игр в развитии восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр.
Объект исследования: процесс развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
Предмет исследования: развитие восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения посредством интерактивных игр.
Гипотеза исследования: развитие восприятия у детей 6-7 лет
с нарушениями зрения посредством интерактивных игр будет возможно, если:
- разработано содержание интерактивных игр в соответствии с показателями развития зрительного восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения;
• включены интерактивные игры в коррекционно-развивающую работу педагога-дефектолога по систематизации сенсорных эталонов и визуализации чувственного опыта детей;
• обеспечена активизация зрительного восприятия посредством интерактивных игр в домашних условиях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр.
2. Выявить уровень развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблемой развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения посредством интерактивных игр занимались такие авторы как Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, П.К. Анохин, Дж. Гибсон, Б.Ф. Ломов и другие. Авторы указывают на связь восприятия с ощущениями, эмоциями, то есть со всеми органами чувств человека. Без развитого восприятия невозможно познать окружающий мир в полной мере, особенно важно развитие восприятия для детей с нарушением зрения.
Выявление уровня развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения проходило на базе АНО ДО «Планета детства «Лада» детский сад №173 «Василек» городского округа Тольятти.
На констатирующем этапе, для оценки уровня развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушением зрения, были выявлены показатели уровня развития восприятия на основе исследований Л.И. Плаксиной и подобраны диагностические задания на основе методического пособия Л.Б. Осиповой «Психолого-педагогическое (тифлопедагогическое) обследование
дошкольников с нарушениями зрения».
В результате проведенных диагностических заданий получены следующие результаты: высокий уровень показали 2 детей (18%), средний уровень 4 детей (36%), низкий уровень 5 детей (46%).
На формирующем этапе было разработано и апробировано содержание интегративных игр по развитию восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения. Интерактивные игры разработаны в соответствии с показателями, выделенными на констатирующем этапе.
Интерактивная игра представлена несколькими разделами: «цвет», «форма», «величина», «пространственное восприятие», «сложные формы». В каждом разделе ребенку предлагается решить несколько игровых заданий.
Проведенная работа способствовала развитию восприятия цвета; восприятия формы; восприятия величины; пространственного восприятия; восприятия и воспроизведения сложной формы у детей 6-7 лет с нарушениями зрения.
С целью выявления динамики в уровне развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения был проведен контрольный этап исследования с использование тех же методик, что и на констатирующем этапе.
В результате проведенных методик выявлены следующие результаты: высокий уровень показали 3 детей (27%), средний уровень показали 6 детей (55%), низкий уровень показали 2 детей (18%). Изменения произошли за счет перехода Анастасии со среднего на высокий уровень и перехода Елизаветы, Егора, Анны, Маргариты с низкого на средний уровень.
Таким образом, можно заключить, что интерактивные игры являются эффективным средством развития восприятия у детей 6-7 лет с нарушениями зрения, а это означает, что гипотеза исследования подтверждена.


1. Азбукина Е. Ю., Михайлова Е. Н. Основы специальной педагогики и психологии: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2019. 396 с.
2. Айзман Р. И. Медико-биологические основы дефектологии. М. : Юрайт, 2020. 225 с.
3. Бережкова Е. И. Восприятие, внимание, память и мышление у дошкольников с нарушением зрения // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2016. № 4-1. С. 113-122.
4. Борисова Н. Б. Применение интерактивных технологий в детском
саду как условие повышения качества образовательного процесса // XX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция
Нижневартовского государственного университета: сборник статей.
Нижневартовск, 2018. Ч. 7. С. 284-287.
5. Викторова О. Е. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с использованием природных материалов // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 68-71.
6. Ворошнина Л. В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие гиперактивных детей: учеб. пособие для СПО. М. : Юрайт, 2019. 291 с.
7. Гарифуллин Р. Р. Коррекционная психология и педагогика: курс лекций. Ин-т психологии и образования КФУ. Казань, 2018. 325 с.
8. Гирченко Н. Б. Проблемы социальной и профессиональной адаптации людей с ОВЗ в современной российской экономике // Научные достижения и открытия современной молодёжи. 2018. С. 314-316.
9. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО. Москва: Юрайт, 2018. 295 с.
10. Григорьева Л. П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. Москва: Школа-Пресс, 2001. 96 с.
11. Дружинина Л. А. Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. М. : Издательство «Экзамен», 2006. 213 с.
12. Емельяненко Ю. Р. Интерактивные игры как средство познавательного развития дошкольника // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2017. Т. 39. С. 3161-3165.
13. Ершова В. В. Особенности формирования сенсорных эталонов у
детей с комплексным нарушением слуха и зрения // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология.
Социокинетика. 2016. Т. 22, № 3. С. 214-217.
14. Зубкова Е. В. Интерактивная обучающая система «Играй и развивайся. Развитие речи»: методическое пособие. Челябинск: ИП Мякотин И. В., 2016. 44 с.
15. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения: учебно­методическое пособие. М. : ТетраСистемс, 2010...32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ