Аннотация
Введение 4
Глава 1 Медиаресурсы по киберспортивной тематике как часть российской медиасистемы 8
1.1 Киберспорт как явление и тематика в массмедиа 8
1.2 Современная российская медиасистема: подходы к
классификации 15
Глава 2 Типологический анализ и классификация медиаресурсов по киберспортивной тематике 23
2.1 Типологический анализ сайтов и порталов по киберспортивной
тематике 23
2.2 Типологический анализ социальных сетей и видеохостингов по
киберспортивной тематике 41
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 61
Киберспорт сегодня - это официально-признанный в России вид спортивной деятельности. В 2016 году ФКС России (Федерация компьютерного спорта) добилась включения киберспорта во всероссийский реестр видов спорта (приказ Минспорта РФ от 29.04.2016г. «О признании и включении видов спорта, спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта») [33]. Также киберспорт имеет активную поддержку от государства. В том числе, виртуальный спорт поддерживает президент России Владимир Путин. Так, в 2020 году во время открытого урока он выступил с речью, публично оценив идею развития киберспортивной деятельности среди молодёжи [31]. А в 2021 году президент направил поздравительное письмо российской киберспортивной команде Team Spirit, поздравив их с победой над китайскими противниками на международных соревнованиях [30].
Однако это не только вид спортивной деятельности, но и одна из наиболее динамично развивающихся отраслей развлекательной индустрии. Киберспортивные турниры и чемпионаты собирают огромное количество зрителей со всего мира, а призовые фонды многих турниров составляют миллионы долларов. Соответственно, киберспорт - это крупная медиасреда, имеющая собственные информационные поводы и аудиторию. С этим и связано появление ряда крупных киберспортивных изданий и тематических разделов в спортивных изданиях на российском медиарынке.
Тема «Классификация российских сетевых медиаресурсов по киберспортивной тематике» является актуальной для выпускной квалификационной работы по нескольким причинам.
Киберспорт является быстрорастущей и динамичной отраслью, которая привлекает внимание не только игроков, но и зрителей и инвесторов. В России компьютерный спорт также показывает значительный рост: всё больше ресурсов начинают освещать тематику виртуальных соревнований [3].
Классификация медиаресурсов по киберспортивной тематике может быть полезной для различных заинтересованных сторон, включая игроков, зрителей, спонсоров и различных медиакомпаний. Например, игроки могут использовать такую классификацию для выбора медиаресурсов для получения аналитики по играм. Зрители могут использовать её как подборку каналов для получения актуальных мнений, новостей и просмотра турниров. А авторы могут пользоваться ей для определения актуального состояния киберспортивной тематики в российских медиа.
Также, данная тема является интересной и актуальной для исследования. Киберспортивную тематику, в том числе, и в сетевых ресурсах, изучают многие исследователи, однако чёткой классификации, которая бы затрагивала российские сетевые ресурсы по киберспортивной тематике - пока что не представлено. Создание такой классификации поможет не только разобраться в множестве медиаресурсов, но и лучше понимать, какие тематики они освещают, и какие из них наиболее востребованы.
Таким образом, всё вышесказанное обосновывает актуальность темы выбранной работы.
Объектом исследования являются российские сетевые ресурсы, посвящённые киберспортивной тематике.
Предметом исследования является классификация российских сетевых ресурсов по киберспортивной тематике.
Цель данной работы: классифицировать сетевые медиаресурсы по киберспортивной тематике для определения их места в российской медиасистеме.
Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:
• систематизировать научное представление о киберспорте как явлении и как тематическом направлении сетевых медиа;
• определить критерии классификации российских сетевых медиаресурсов по киберспортивной тематике;
• дать типологическую характеристику российским сетевым изданиям и ресурсам, посвящённым киберспорту;
• классифицировать российские сетевые медиаресурсы по киберспортивной тематике на основе выбранных критериев и определить их место в российской медиасистеме.
Теоретико-методологической базой исследования послужили работы по истории становления киберспорта П. А. Шаховцева, труды на тему киберспортивной тематики в журналистике В. В. Викулова и А. А. Масленниковой, а также работы, рассматривающие систему российских СМИ и отечественную медиасистему, А. С. Акопова, С. Г. Кроконосенко, М. М. Лукиной и Е. Л. Вартановой.
Основными методами исследования являются системный подход для рассмотрения каждого объекта исследования, типологический анализ для определения типов медиаресурсов, контент-анализ для анализа эмпирической базы, а также метод классификации для классификации российских сетевых ресурсов по киберспортивной тематике.
Эмпирическая база исследования включает в себя 34 российских сетевых медиаресурса по киберспортивной тематике: 6 сетевых порталов и изданий «Cybersport.ru», «Cyber.Sports.ru», «Dota2.ru», «Игромания», «KANOBU», «sport-express.ru», 19 сообществ и каналов в социальных сетях «Cybersport.ru», «Студия Аналитики», «На Киберспорте», «Dota 2», «News CS:GO & CS 2 | ПРОГНОЗЫ КС ГО», «Dota 2 RuHub», «CS RuHub», «RuHub Studio», «Epic Esports Events». «Федерация компьютерного спорта России», «CYBERSLOVO», «Кибер на Спортсе: Dota 2 и CS:GO», «Cybersport.ru | Киберспорт | CS:GO | DOTA», «Студия Аналитики | Dota 2», «На Киберспорте», «Dota2.ru», «RuHub Studio», «Федерация компьютерного спорта России», «Киберспорт | Индустрия» и 9 каналов на видеохостингах «RuHub Media», «GameSport: МИР КИБЕРСПОРТА», «Колесница киберспорта | Новости, факты, ВСЁ О CSGO». «CS GO NEWS», «Бородатый Киберспорт», «Dota2RuHub», «CS RuHub», «Betboom_ru», «RuHub»....
Проведенное в данной бакалаврской работе исследование показало, что киберспортивные сетевые ресурсы в российской медиасистеме представлены, как и в формате профессионального освещения, так и в виде пользовательского контента. Таким образом, цель данной работы была достигнута. В соответствии с этим, выполнены все поставленные задачи: систематизирована информация о киберспорте как явлении и тематическом направлении в сетевых медиа, определены критерии классификации российских сетевых медиаресурсов по киберспортивной тематике, дана типологическая характеристика российским сетевым издания и ресурсам, посвящённым киберспорту, а также классифицированы российские сетевые медиаресурсы по киберспортивной тематике на основе выбранных критериев. В ходе контент-анализа нами было выявлено, что российские медиаресурсы на киберспортивную тематику включают в себя как различные сайты, порталы и сообщества, так и каналы в социальных сетях и видеохостинговые платформы. Каждая из этих площадок уникальна по форме подачи информации и имеет свои особенности и функционал.
В основном российские сетевые ресурсы, освещающие киберспортивную тематику, затрагивают следующие аспекты:
• новости и обзоры;
• трансляции;
• форумы и чаты;
• статистика;
• интервью;
• развлекательный контент (мемы и косплеи);
• реклама.
Именно российские киберспортивные порталы являются ведущими информационными сетевыми ресурсами в странах СНГ. В ходе типологического анализа было выявлено, что основной аудиторией перечисленных нами ресурсов являются не только жители России, но и фанаты киберспорта из Казахстана, Беларуси, Украины и некоторых стран Европы. Кроме того, российские киберспортивные порталы предоставляют большее разнообразие текстового контента, чем любая другая площадка. Так, сайты обладают разносторонностью жанров, в то время как сообщества и каналы в социальных сетях ограничиваются краткими новостными текстами для удобства пользовательского потребления информации.
Значительную часть киберспортивного контента на текстовых площадках и видеохостингах составляет пользовательский контент. В киберспортивных изданиях и порталах - это авторские блоги. В системе Twitch - авторские игровые каналы. А на площадке YouTube - информационно-развлекательные и развлекательные авторские каналы, которые пользуются наибольшим спросом. Однако в системе Twitch каналы российских киберспортивных студий являются приоритетными среди аналогичных ресурсов. Это может быть связано с тем, что освещение киберспортивных турниров на русском языке востребовано не только среди россиян, но и других русскоговорящих любителей киберспорта. Контент на всех анализированных нами платформах всегда направлен на освещение новостей мировой киберспортивной арены. В результате типологического анализа было выявлено, что каналы и сообщества, берущие за основу освещение отечественной киберспортивной среды - имеют меньшее количество подписчиков среди других медиаресурсов.
Как и в России, так и в мире, киберспорт - это не только спорт, но и крупнейшая отрасль развлекательной индустрии, которая освещается на многих популярных площадках и востребована среди молодой аудитории. Так, российские медиаресурсы, освещающие тематику компьютерного спорта, являются важной составляющей в системе продвижения киберспортивного контента не только в России, но и в СНГ и некоторых странах Европы.
1. Акопов А. И. Некоторые вопросы журналистики: история, теория, проблемы, Ростов-на-Дону: Изд-во «Терра» 2002. 274 с.
2. Акопов А. И. Периодические издания. Учебно-методическое пособи для студентов-журналистов. 2-е изд., доп. Издательство ООО МП «Книга» - Ростов-на-Дону, 1999. 91 с.
3. Аудитория киберспорта в России - исследование Mediascope [Электронный ресурс] // Mediascope [Офиц. сайт] URL: Аудитория киберспорта в России - исследование Mediascope (дата обращения 23.03.2023).
4. Бородатый Киберспорт [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/@BeardedEsport (дата обращения 17.04.2023).
5. Вартанова Е. Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ [Электронный ресурс] // Информационное сообщество. 2008. Вып. 5-6. С. 3739. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/9f381b9f3747cc63c3257576003a8c8c (дата обращения 11.03.2023).
6. Вартанова Е. Л. Теории медиа. Отечественный дискурс [Электронный ресурс] // 2019. URL: http://www.joum.msu.ru/downloads/2020/Теория%20медиа.%20Отечественный %20дискуср.pdf (дата обращения 12.03.2023).
7. Викулов В. В. Журналистика в киберспорте [Электронный ресурс] // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2017. №3. URL: http://eprints.tversu.rU/7302/1/198-201 Vikulov.pdf (дата обращения 27.02.2023).
8. Викулов В. В. Киберспортивная журналистика. Становление и
перспективы развития [Электронный ресурс]: дис. ... кандидат наук 10.01.10. 2020. URL: https://www.dissercat.com/content/kibersportivnaya-zhurnalistika-
stanovlenie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения 27.04.2023).
9. ВКонтакте покажет The International 10 - крупнейшее
киберспортивное событие в мире [Электронный ресурс] // Новости ВКонтакте: офиц. сайт. URL: https://vk.com/press/the-international-10 (дата обращения 06.03.2023).
10. Геймеры выходят на арену [Электронный ресурс] // Газета.ш: офиц. сайт. URL:
https://www.gazeta.ru/tech/2016/10/15/10252091/gamerstadium.shtml (дата
обращения 03.03.2023).
11. Жилавская И. В. Классификация медиа. Проблемы, понятия,
критерии [Электронный ресурс] // 2016. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-media-problemy-ponyatiya- kriterii/viewer (дата обращения 14.03.2023).
12. Запущен печатный журнал о киберспорте [Электронный ресурс] // Cybersport.ru: офиц. сайт. URL: https://www.cybersport.ru/tags/other/zapushchen-pechatnyy-zhurnal-o-kibersporte (дата обращения 05.03.2023).
13. Игромания (журнал) [Электронный ресурс] // Википедия.
Свободная энциклопедия. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Игромания(журнал) (дата обращения 05.03.2023).
14. Игромания [Электронный ресурс]. URL: https: //www.igromania.ru/ (дата обращения 10.04.2023).
15. Канобу [Электронный ресурс]. URL: https://kanobu.ru/ (дата обращения 10.04.2023)....66