ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ЗИНАИДИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «РАКИТЯНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ЗИНАИДИНСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА «РАКИТЯНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ЗИНАИДИНСКОМ
СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
РАЗДЕЛ I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 9
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ЗИНАИДИНСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА «РАКИТЯНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В ЗИНАИДИНСКОМ
СЕЛЬСКОМ ПОСЕЛЕНИИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
Актуальность темы исследования. Право населения на местное самоуправление представляет собой право низовых территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных органов решать вопросы местного значения и является неотъемлемым атрибутом демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности местного самоуправления законодателем создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым государством признана способность иметь, приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность .
Однако самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно¬административной к рыночной экономике.
Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных, поскольку, ещё не так давно такой формы собственности на территории Российской Федерации не было, а процесс её становления продолжается и сегодня.
Эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: «ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ» . Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.
Местное самоуправление - один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.
Поэтому, главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности.
Степень изученности темы исследования. Наиболее значимые аспекты управления муниципальной собственностью в настоящее время уже исследованы и систематизированы.
Общие вопросы управления широко освещаются как в отечественной, так и зарубежной литературе. В частности, указанной проблематике посвящены труды М. Альберта, М. Вебера, О.С. Виханского, А.В. Макарова, Г. Минцберга, М. Мэскона, А.И. Наумова, О.А. Романовой, Дж. Томпсона, А. Стрикленда, А.И. Татаркина и других.
Возможность применения трансакционной теории построения организаций в процессе управления муниципальной собственностью подробно анализируется в работах следующих авторов: Р.И. Капелюшникова, А.Л. Лукьяновой, О. Уильямсона и других.
Методология построения организаций на основе сетевых структур, применяемая для организации процесса управления муниципальной собственностью, освещена в работах Ф. Котлера, Б.З. Мильнера, О. Третьяк и других .
Наиболее значимым вопросам управления муниципальной собственностью посвящены труды Д.Н. Амелина, А.Г. Гричука, А.П. Дороговцева, А.Н. Пыткина, Н.В. Рудаковой, А.И. Татаркина и других .
Следует заключить, что в современной отечественной специальной литературе проблемы организации управления муниципальной собственностью освещены недостаточно. Большинство исследований носит общеметодологический характер. Не сформулированы требования к организации управления муниципальной собственностью с учетом специфической роли органов местного самоуправления в экономике и публично-правового статуса муниципальной собственности. Кроме того, отсутствует четкий понятийный аппарат по данной проблематике.
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью эффективного управления муниципальной собственностью и недостаточностью практических рекомендаций по обеспечению этого процесса в сельском поселении.
Объектом исследования выступает муниципальная собственность Зинаидинского сельского поселения.
Предметом исследования является механизм управления муниципальной собственностью в Зинаидинском сельском поселении муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области.
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию механизмов управления муниципальной собственностью в Зинаидинском сельском поселении.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить нормативно-правовые основы механизма управления муниципальной собственностью.
2. Проанализировать практику управления муниципальной собственностью в Зинаидинском сельском поселении муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования механизма управления муниципальной собственностью в администрации Зинаидинского сельского поселения.
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах экономистов, профессионально занимающихся экономическими проблемами местного самоуправления и межбюджетных отношений: С.Д. Валентея, В.Н. Лексина, В.Я. Любовного.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как: институциональный подход, метод системного анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод анализа документов.
Эмпирической базой исследования выступают:
1. Федеральные нормативные правовые акты.
2. Региональные нормативно-правовые документы.
3. Муниципальные правовые акты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и практические рекомендации, сформулированные в ходе изучения процесса управления муниципальной собственностью в администрации Зинаидинского сельского поселения, могут быть использованы для разработки и реализации комплексных мер по совершенствованию процесса управления муниципальной собственностью.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Однако самостоятельность местного самоуправления немыслима без его финансово-экономической основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему имущества. Но при реализации этих правомочий возникает множество проблем, связанных как с несовершенством действующего законодательства, так и с трудностями перехода от командно¬административной к рыночной экономике.
Тема управления муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных, поскольку, ещё не так давно такой формы собственности на территории Российской Федерации не было, а процесс её становления продолжается и сегодня.
Эффективность деятельности властных структур обусловлена жизнеспособной структурой местного самоуправления: «ведь почти все государственные решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через местные органы, реализуются в жизнедеятельности местных сообществ» . Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.
Местное самоуправление - один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения его в общественные процессы, которые необходимы в любом демократическом государстве.
Поэтому, главным требованием к использованию муниципальной собственности при таком подходе является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической эффективности и социальной ответственности органов местного самоуправления.
Таким образом, рост и развитие муниципального образования невозможно без грамотного и эффективного управления муниципальной собственностью. Особенную актуальность данная тема приобретает в современных условиях, когда количество муниципальной собственности сокращается, и во многих случаях ситуация в муниципальных образованиях определяется тем, насколько правильно производится управление оставшимися объектами муниципальной собственности.
Степень изученности темы исследования. Наиболее значимые аспекты управления муниципальной собственностью в настоящее время уже исследованы и систематизированы.
Общие вопросы управления широко освещаются как в отечественной, так и зарубежной литературе. В частности, указанной проблематике посвящены труды М. Альберта, М. Вебера, О.С. Виханского, А.В. Макарова, Г. Минцберга, М. Мэскона, А.И. Наумова, О.А. Романовой, Дж. Томпсона, А. Стрикленда, А.И. Татаркина и других.
Возможность применения трансакционной теории построения организаций в процессе управления муниципальной собственностью подробно анализируется в работах следующих авторов: Р.И. Капелюшникова, А.Л. Лукьяновой, О. Уильямсона и других.
Методология построения организаций на основе сетевых структур, применяемая для организации процесса управления муниципальной собственностью, освещена в работах Ф. Котлера, Б.З. Мильнера, О. Третьяк и других .
Наиболее значимым вопросам управления муниципальной собственностью посвящены труды Д.Н. Амелина, А.Г. Гричука, А.П. Дороговцева, А.Н. Пыткина, Н.В. Рудаковой, А.И. Татаркина и других .
Следует заключить, что в современной отечественной специальной литературе проблемы организации управления муниципальной собственностью освещены недостаточно. Большинство исследований носит общеметодологический характер. Не сформулированы требования к организации управления муниципальной собственностью с учетом специфической роли органов местного самоуправления в экономике и публично-правового статуса муниципальной собственности. Кроме того, отсутствует четкий понятийный аппарат по данной проблематике.
Таким образом, проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью эффективного управления муниципальной собственностью и недостаточностью практических рекомендаций по обеспечению этого процесса в сельском поселении.
Объектом исследования выступает муниципальная собственность Зинаидинского сельского поселения.
Предметом исследования является механизм управления муниципальной собственностью в Зинаидинском сельском поселении муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области.
Цель исследования состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию механизмов управления муниципальной собственностью в Зинаидинском сельском поселении.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Изучить нормативно-правовые основы механизма управления муниципальной собственностью.
2. Проанализировать практику управления муниципальной собственностью в Зинаидинском сельском поселении муниципального района «Ракитянский район» Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования механизма управления муниципальной собственностью в администрации Зинаидинского сельского поселения.
Теоретико-методологической основой исследования послужили положения, содержащиеся в трудах экономистов, профессионально занимающихся экономическими проблемами местного самоуправления и межбюджетных отношений: С.Д. Валентея, В.Н. Лексина, В.Я. Любовного.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы такие методы исследования, как: институциональный подход, метод системного анализа, метод восхождения от абстрактного к конкретному, анализ и синтез, индукция и дедукция, метод анализа документов.
Эмпирической базой исследования выступают:
1. Федеральные нормативные правовые акты.
2. Региональные нормативно-правовые документы.
3. Муниципальные правовые акты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и практические рекомендации, сформулированные в ходе изучения процесса управления муниципальной собственностью в администрации Зинаидинского сельского поселения, могут быть использованы для разработки и реализации комплексных мер по совершенствованию процесса управления муниципальной собственностью.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Муниципальная собственность является основным звеном экономической платформы местного самоуправления. Посредством эффективного управления муниципальной собственностью органы власти местного самоуправления могут активно влиять на социально-экономическое развитие муниципалитета, структуру экономики муниципального образования, деловой и инвестиционный климат, а, в конечном итоге, - на решение различных задач, связанных с повышением качества жизни населения, проживающего на территории муниципального образования.
При определении порядка управления муниципальной собственностью органы местного самоуправления должны определить своей основной задачей повышение уровня благоустроенности муниципального образования и улучшение социального благосостояния местного сообщества при минимуме затрат (трудовых, материальных, финансовых).
С точки зрения экономики, муниципальную собственность можно определить, как форму коллективного присвоения. С позиции юриспруденции, муниципальная собственность - это совокупность муниципального имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальным образованиям. Поскольку население муниципального образования само по себе не может осуществлять право собственности, то от его имени право муниципальной собственности осуществляют органы власти местного самоуправления, то есть муниципалитеты.
Наличие достаточного количества муниципальной собственности - одно из важнейших условий успешного существования муниципального образования.
Общий перечень объектов муниципальной собственности определяется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», детально состав муниципальной собственности устанавливается уставами муниципальных образований.
Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность должностных лиц и органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально-значимыми услугами населения, проживающего на территории муниципального образования, которая осуществляется в форме принятия муниципальных правовых актов, обеспечения их реализации на территории муниципального образования, а также контроля над их исполнением.
Основой для организации эффективной системы управления муниципальной собственностью является разработка развернутой классификации муниципального имущества, под которой понимается распределение объектов недвижимости на однородные группы на основании общих существенных признаков, которые определят содержание и характер управленческих решений применительно к однородным группам объектов муниципальной собственности.
Исследование единого методологического подхода к управлению муниципальной собственностью, позволяющего органам власти местного самоуправления принимать обоснованные управленческие решения, предполагает рассмотрение основных методов и принципов управления муниципальной собственностью. Выделяют четыре основных метода управления муниципальной собственностью: прямое управление;
муниципально-подрядная система; муниципально-арендная система и муниципальная концессия.
Кроме того, существуют и другие методы управления муниципальной собственностью, как например, передача муниципального имущества по договору доверительного управления или безвозмездного пользования.
Какую бы форму управления муниципальной собственностью ни избрали органы местного самоуправления, они должны стремиться сохранить максимальную управляемость муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования.
В муниципальной собственности Зинаидинского сельского поселения находится имущество, предназначенное в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения.
В процессе управления муниципальной собственностью в Зинаидинском сельском поселении обнаруживается ряд проблем, таких как: небольшой уровень доходов от использования объектов недвижимости нежилого фонда; невыполнение плана по доходам от сдачи в аренду земельных участков; использование недостаточно эффективных методов управления муниципальной собственностью; отсутствие регламента взаимодействия органов местного самоуправления Зинаидинского сельского поселения по вопросу управления муниципальной собственностью; отсутствие четких критериев, которые бы позволяли определять эффективность управления муниципальной собственностью и другие.
Преодолеть существующие негативные тенденции возможно путем реализации проекта «Муниципальная собственность Зинаидинского сельского поселения».
Реализация данного проекта в Зинаидинском сельского поселения и будет способствовать преодолению имеющихся в муниципальных органах проблем в сфере управления муниципальной собственности.
Для успешной реализации проекта нужно вести деятельность по следующим направлениям:
1) всесторонний анализ проблем в сфере управления муниципальной собственностью Зинаидинского сельского поселения;
2) разработка комплекса мероприятий для преодоления проблем в сфере управления муниципальной собственностью;
3) внедрение разработанных мероприятий в деятельность администрации Зинаидинского сельского поселения.
Для более продуктивного управления муниципальной собственностью администрации Зинаидинского сельского поселения целесообразно рекомендовать:
- по рыночному принципу устанавливать ставку арендной платы за землю и цены выкупа прав аренды земельных участков;
- разрабатывать единые, основанные на объективных критериях методики кадастровой оценки земельных участков;
- создавать кредитно-финансовые инструменты и институты, обеспечивающие эффективное кредитование участников земельного рынка;
- активизировать работу с органами государственной власти с целью привлечения государственных инвестиций на капитальный ремонт социально значимого муниципального имущества;
- привлекать внешние инвестиции на свою территорию, что позволит увеличить налоговый потенциал муниципальных образований и, соответственно, укрепить доходную часть местного бюджета;
- реализовать предложенный проект «Муниципальная собственность в Зинаидинском сельском поселении».
При определении порядка управления муниципальной собственностью органы местного самоуправления должны определить своей основной задачей повышение уровня благоустроенности муниципального образования и улучшение социального благосостояния местного сообщества при минимуме затрат (трудовых, материальных, финансовых).
С точки зрения экономики, муниципальную собственность можно определить, как форму коллективного присвоения. С позиции юриспруденции, муниципальная собственность - это совокупность муниципального имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальным образованиям. Поскольку население муниципального образования само по себе не может осуществлять право собственности, то от его имени право муниципальной собственности осуществляют органы власти местного самоуправления, то есть муниципалитеты.
Наличие достаточного количества муниципальной собственности - одно из важнейших условий успешного существования муниципального образования.
Общий перечень объектов муниципальной собственности определяется в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», детально состав муниципальной собственности устанавливается уставами муниципальных образований.
Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность должностных лиц и органов местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально-значимыми услугами населения, проживающего на территории муниципального образования, которая осуществляется в форме принятия муниципальных правовых актов, обеспечения их реализации на территории муниципального образования, а также контроля над их исполнением.
Основой для организации эффективной системы управления муниципальной собственностью является разработка развернутой классификации муниципального имущества, под которой понимается распределение объектов недвижимости на однородные группы на основании общих существенных признаков, которые определят содержание и характер управленческих решений применительно к однородным группам объектов муниципальной собственности.
Исследование единого методологического подхода к управлению муниципальной собственностью, позволяющего органам власти местного самоуправления принимать обоснованные управленческие решения, предполагает рассмотрение основных методов и принципов управления муниципальной собственностью. Выделяют четыре основных метода управления муниципальной собственностью: прямое управление;
муниципально-подрядная система; муниципально-арендная система и муниципальная концессия.
Кроме того, существуют и другие методы управления муниципальной собственностью, как например, передача муниципального имущества по договору доверительного управления или безвозмездного пользования.
Какую бы форму управления муниципальной собственностью ни избрали органы местного самоуправления, они должны стремиться сохранить максимальную управляемость муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования.
В муниципальной собственности Зинаидинского сельского поселения находится имущество, предназначенное в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения.
В процессе управления муниципальной собственностью в Зинаидинском сельском поселении обнаруживается ряд проблем, таких как: небольшой уровень доходов от использования объектов недвижимости нежилого фонда; невыполнение плана по доходам от сдачи в аренду земельных участков; использование недостаточно эффективных методов управления муниципальной собственностью; отсутствие регламента взаимодействия органов местного самоуправления Зинаидинского сельского поселения по вопросу управления муниципальной собственностью; отсутствие четких критериев, которые бы позволяли определять эффективность управления муниципальной собственностью и другие.
Преодолеть существующие негативные тенденции возможно путем реализации проекта «Муниципальная собственность Зинаидинского сельского поселения».
Реализация данного проекта в Зинаидинском сельского поселения и будет способствовать преодолению имеющихся в муниципальных органах проблем в сфере управления муниципальной собственности.
Для успешной реализации проекта нужно вести деятельность по следующим направлениям:
1) всесторонний анализ проблем в сфере управления муниципальной собственностью Зинаидинского сельского поселения;
2) разработка комплекса мероприятий для преодоления проблем в сфере управления муниципальной собственностью;
3) внедрение разработанных мероприятий в деятельность администрации Зинаидинского сельского поселения.
Для более продуктивного управления муниципальной собственностью администрации Зинаидинского сельского поселения целесообразно рекомендовать:
- по рыночному принципу устанавливать ставку арендной платы за землю и цены выкупа прав аренды земельных участков;
- разрабатывать единые, основанные на объективных критериях методики кадастровой оценки земельных участков;
- создавать кредитно-финансовые инструменты и институты, обеспечивающие эффективное кредитование участников земельного рынка;
- активизировать работу с органами государственной власти с целью привлечения государственных инвестиций на капитальный ремонт социально значимого муниципального имущества;
- привлекать внешние инвестиции на свою территорию, что позволит увеличить налоговый потенциал муниципальных образований и, соответственно, укрепить доходную часть местного бюджета;
- реализовать предложенный проект «Муниципальная собственность в Зинаидинском сельском поселении».
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ЗИНАИДИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «РАКИТЯНСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2017



