Аннотация
Введение 3
Глава 1 Изучение литературы для выявления перспективы применения добавки водорода в компримированный природный газ в автомобильных силовых установках 6
1.1 Получение водорода и развитие водородной
инфраструктуры 6
1.2 Применение сжатого природного газа, обогащенного
водородом, в двигателях внутреннего сгорания 9
1.3 Исследование горения в двигателе с искровым зажиганием
при добавлении водорода в метановоздушную смесь 11
1.4 Добавка водород в дизельные двигатели внутреннего
сгорания 14
1.5 Применение добавки водорода для интенсификации
процесса сгорания бензиновых ДВС 23
1.6 Способы исследования процесса сгорания в двигателях с
искровым зажиганием 27
Глава 2 Описание экспериментального оборудования 31
Глава 3 Обзор результатов экспериментальных исследований процесса сгорания природного газа с добавкой водорода в двигателе ВАЗ -2111 при подаче топлива во впускной трубопровод 35
Глава 4 Обзор результатов экспериментальных исследований процесса сгорания природного газа с добавкой водорода в исследовательской установке УИТ-85 при подаче топлива во впускной трубопровод 42
4.1 Анализ характеристик электропроводности 42
4.2 Анализ скорости сгорания при работе исследовательской
установки на смеси природного газа и водорода 50
4.3 Оценка возможностей повышения эффективности процесса
сгорания природного газа при добавке водорода 58
Заключение 62
Список используемых источников 64
Актуальность работы и научная значимость настоящего исследования.
Метан как топливо становится все более и более интересным для применения в двигателях из-за все более строгих правил по выбросам загрязняющих веществ и парниковых газов, а также требований рынка как для мобильных, так и для стационарных приложений. Использование метана позволяет сократить выбросы оксидов азота, сажи и CO2 при сгорании по сравнению с дизельным топливом и бензином и потенциально может повысить эффективность за счет повышения детонационной стойкости. Биогенные источники и преобразование избыточной электроэнергии из возобновляемых источников в метан на электростанциях, работающих на газе, могут дополнительно улучшить баланс CO2 и дать метану долгосрочную перспективу. Дополнительное повышение эффективности и дальнейшее снижение склонности к детонации, а также минимизация выбросов оксидов азота за счет снижения пиковой температуры могут быть достигнуты за счет работы на обедненной смеси и/или рециркуляции отработавших газов. Повышенное содержание инертного газа снижает реакционную способность смеси, в сочетании с высокой молекулярной стабильностью метана и более высокими давлениями в момент зажигания это приводит к значительному повышению требований к системам зажигания газовых двигателей. Это может привести к нежелательным ошибкам и большим колебаниям от цикла к циклу. Водород, с другой стороны, имеет очень высокую реакционную способность, более широкий диапазон воспламеняемости и гораздо более высокую скорость ламинарного потока. Смеси метана и водорода могут расширить эксплуатационные пределы, чтобы обеспечить еще более эффективные рабочие концепции с меньшим выбросом CO2.
Поэтому исследование перспектив применения добавки водорода в компримированный природный газ в автомобильных силовых установках является актуальной темой магистерской диссертации.
Объект исследования.
Автомобильная силовая установка.
Предмет исследования.
Применения добавки водорода в компримированный природный газ в автомобильных силовых установках.
Целью работы является изучение перспектив применения добавки водорода в компримированный природный газ в автомобильных силовых установках.
Гипотеза исследования состоит в том, что водород обеспечивает чистое и эффективное сгорания в ДВС.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. провести обзор проблемных источников и наработать материал для изучения перспектив применения добавки водорода в компримированный природный газ в автомобильных силовых установках;
2. выявить возможности улучшения характеристик двигателя легкового автомобиля за счет применения добавки водорода в компримированный природный газ.
Методы исследования.
Метод аналитического исследования, метод моделирования рабочего процесса, метод экспериментальных исследований .
Научная новизна исследования заключается в идее повысить эффективности двигателя легкового автомобиля за счет применения добавки водорода в компримированный природный газ .
Личное участие автора состоит в том, что автор принимал непосредственное участие в формировании аналитического обзора по направлению исследований, а также в разработке модели для исследования и анализе результатов моделирования данных и полученных на основании их анализа практических рекомендаций и выводов....
Выполнен анализ перспектив применения водорода в автомобильных силовых установках. Получены следующие основные выводы, а именно:
1. Показана возможность добавления водорода для уменьшения циклических колебаний процесса горения.
2. Экспериментально получено, что добавка водорода в природный газ:
- Увеличивает скорость тепловыделения.
- Повышает равномерность рабочего процесса путем уменьшения межцикловой не идентичности.
- Снижает расход топлива причем, также снижается потребность в количестве подведенной энергии.
- Выявлены корреляционные зависимости параметров сгораний с величиной ионного тока проводимости.
Выводы первой главе изучение литературы.
Обзор научных работ показал, что водород это очень дорогой вид топлива, так что основной проблемой его активного применения в автомобильных двигателях является разработка способов дешевого производства водорода в объемах необходимым для того чтобы можно было рассматривать его как альтернативу базовым топливам. Что приводит к выводу о целесообразности исследовать возможности водорода, как активатора горения основного топлива, причем доля водорода по массе топлива не должна превышать 1-3%.
Показана возможность добавления водорода для уменьшения циклических колебаний процесса горения.
Выводы по главе 2
Проведенный анализ показал, что для объективного исследования процесса сгорания необходимо применять как интегральные методы исследования, например датчик давления, так и локальные позволяющие оценить влияние состава топливно-воздушно смеси на кинетику химических реакций горения.
Выводы по главе 3
Анализ экспериментальных данных полученных на двигателе ВАЗ- 2111 на режиме холостого хода, показал значительное влияние водород на процесс сгорания природного газа. Так получено, что добавка водорода:
- Увеличивает скорость тепловыделения.
- Повышает равномерность рабочего процесса путем уменьшения межцикловой не идентичности.
- Снижает расход топлива причем, также снижается потребность в количестве подведенной энергии.
- Выявлены корреляционные зависимости параметров сгораний с величиной ионного тока проводимости.
Выводы по главе 4
Обобщая результаты анализа влияния водорода на процесс сгорания природного газа, выделим следующие моменты:
- термодинамический анализ показал наличие корреляционных зависимостей между количество активно выделившегося тепла в процессе сгорания и характеристиками электропроводности пламени;
- увеличение доли водорода повышает скорость тепловыделения, а, следовательно, и эффективность подвода теплоты;
- увеличение средней величины сигнала ионного тока отражает увеличение средней скорости тепловыделения в зоне датчика ионизации;
- максимальное давление в процессе сгорания повышается примерно на 0.2 МПа в то время, как при увеличение доли водорода ещё на 5% максимальное давление повышается в среднем еще на 0.1 МПа;
- водород снижает межцикловую неиднентичность рабочего процесса.
1. Автомобиль. Устройство. Автомобильные двигатели: учебное пособие / А. В. Костенко, А. В. Петров, Е. А. Степанова [и др.]. - Изд. 3-е, стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 436 с.
2. Баширов Р. М. Автотракторные двигатели: конструкция, основы теории и расчета: учебник / Р. М. Баширов. - Изд. 4-е, стер. - Санкт- Петербург: Лань, 2022. - 336 с.
3. Вальехо М. П. Расчет кинематики и динамики рядных поршневых двигателей: учебное пособие / М. П. Вальехо, Н. Д. Чайнов. - Москва: ИНФРА-М, 2022. - 259 с.
4. Вибе И.И. Уточненный тепловой расчет двигателя / И.И. Вибе// М. Машиностроение, 1971. - с.282
5. Гоц А. Н. Динамика двигателей: курсовое проектирование: учеб. пособие / А. Н. Гоц. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2020. - 175 с.
6. Конструирование двигателей внутреннего сгорания: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "Двигатели внутреннего сгорания" направления подготовки "Энергомашиностроение" / Н. Д. Чайнов, Н. А. Иващенко, А. Н. Краснокутский, Л. Л. Мягков; под ред. Н. Д. Чайнова. - 3-е изд. - Москва: Машиностроение, 2023. - 495 с.
7. Крюков К. С. Теория и конструкция силовых установок: учеб.
пособие / К. С. Крюков. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 211 с.
8. Курасов В. С. Теория двигателей внутреннего сгорания : учеб.
пособие / В. С. Курасов, В. В. Драгуленко. - Москва: ИНФРА-М, 2021. - 86 с.
9. Петров А. И. Техническая термодинамика и теплопередача:
учебник / А. И. Петров. - Изд. 2-е, стер. - Санкт-Петербург: Лань, 2023. - 428 с.
10. Суркин В. И. Основы теории и расчёта автотракторных двигателей: курс лекций: учеб. пособие / В. И. Суркин. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Лань, 2022. - 304 с.
11. Adamchak F., Adede A. LNG as a marine fuel, 17th International conference and exhibition on Liquefied Natural Gas (LNG 17), 2013. Houston
12. Adnan N Ahmed, Zuhair H Obeid and Alauldinn H Jasim Experimental investigation for optimum compression ratio of single cylinder spark ignition engine / IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering 454 (2018) 012003
13. Adom F., Dunn J.B., Elgowainy A., Han J., Wang M., Chang R., Perez H., Sellers J., Billings R. Life Cycle Analysis of Conventional and Alternative Marine Fuels in GREET. 2013.
14. Agostini A., Giuntoli J., Boulamanti A. Carbon accounting of forest bioenergy - Conclusions and recommendations from a critical literature review. JRC Technical reports, EUR 25354 EN, 2013. ISBN 978-92-79-25100-9.
15. Ahn K., Stefanopoulou A.G. and Jankovic M. Estimation of Ethanol Content in Flex-Fuel Vehicles Using an Exhaust Gas Oxygen Sensor: Model, Tuning and Sensitivity, In proceedings of ASME 2008 Dynamic Systems and Control Conference, October, 2008, Ann Arbor, MI, USA....86