ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 12
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 31
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 12
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 31
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 78
Актуальность темы исследования. В советский период прогнозирование представляло собой четко отработанную и отлаженную систему, состоявшую из территориальных и региональных прогнозов. Переход к рыночной экономике, способствующий увеличению прав и полномочий субъектов РФ, привел к тому, что ранее существовавшая централизованная система прогнозирования не смогла функционировать в сложившихся условиях.
Длительный период реформирования системы государственного и муниципального управления определялся бессистемным развитием, что не давало возможность осуществлять качественный анализ тенденций социально-экономического развития, в т.ч. и на долгосрочную перспективу. На федеральном уровне государственного и муниципального постепенно формируется комплексная система прогнозирования, однако процессы определения перспектив развития на уровне отдельных субъектов страны пока нельзя не сиротствуют уровню эффективности системной методологии, применяемой в развитых странах.
Процессы прогнозирования во много являются основой дальнейшего формирования системы стратегического и концептуального развития регионов. Можно сказать, что прогнозы социально-экономического развития выступают базисом для органов государственного и муниципального управления при разработке и реализации конкретной политики направленной на развитие региона и преодоления существующих проблем.
Одновременно с этим, в условиях общемировых тенденций, многократно возрастает значимость навыков эффективно предсказывать и предотвращать возникновение угроз и рисковых ситуации на основе стратегии опережения и данных полученных в результате прогнозирования. Исследовательская деятельность, осуществляющаяся с применением инструментария прогнозирования позволяет снизить отрицательные и негативные последствия реализуемой государственной политики, преодолеть высокий уровень неопределенности при оценке конечного эффекта и результата.
Необходимо отметить, что сам процесс определения ключевых трендов и тенденций способствует обеспечению эффективного сотрудничества науки, бизнеса, социальных структур организаций и органов власти субъектов РФ, а, следовательно, позволяет согласовать мнения и подходы к определению проблем и негативных тенденций развития территорий, а также увеличить взаимосвязь социальных и экономических интересов всего регионального сообщества. Таким образом, прогнозирование обладает значительным потенциалом для повышения эффективности государственного управления. Вместе с тем, данный инструмент являет собой своеобразный синергетический метод, объединяющий результаты большого числа теоретических исследований и разработок по вопросам социально-экономического развития регионов и территорий.
Однако, в настоящее нерешенными сохраняются проблемы выбора наиболее эффективной методологии прогнозирования социально-экономического развития субъектов страны. Теоретически обоснованная и практически апробированная система инструментов и методов прогнозирования развития социально-экономической сферы территорий, до настоящего времени в России не сформирована. Формируемые прогнозы не позволяют предсказать вероятность возникновения отдельных кризисных явлений на уровне отдельных регионов.
Более того, до сих пор не определены общие принципы и практические методы к формированию общей системы регионального прогнозирования развития регионов. В этой связи, происходит нарушение работы механизма технология их разработки и согласования между региональным, муниципальным и федеральным уровнями. Не сформирована система индикаторов прогнозов, отличающихся в зависимости от уровня власти или конкретным периодам анализа. Недостаточно части применяется системный подход при осуществлении анализа трендов развития региона. Используемый инструментов инструментарий построения прогнозов не соответствует основным целям и задачам прогнозирования. Определение комплекса используемых инструментов прогнозирования осуществляется органами региональной власти произвольно и бессистемно.
В связи с необходимостью эффективного социально-экономического развития страны и субъектов РФ в условиях нестабильности, возникает необходимость в обобщение основных теоретических аспектов регионального прогнозирования и разработке механизмов, направленных на их совершенствование данного процесса.
Степень изученности темы исследования. Теоретические аспекты прогнозирования в рамках системы государственного и муниципального управления являются одной из центральных тем исследований отечественных ученых в последние годы. Данной проблематике посвятили свои работы А.В. Алибаев, И.М. Канкулова, В.В. Кылосова, А.А. Маркова, И.А. Орлова, В.П. Постников, Б.Б. Примкулов, Е.Н. Сагиндиков, Н.В. Ювица . В статьях и тезисах обозначенных авторов последовательно раскрываются вопросы построения и реализации системы комплексного социально-экономического прогнозирования на различных уровнях власти, а также особенности построения данного механизма в условиях и реалиях современной России.
Особенности реализации процессов социально-экономического прогнозирования на уровне отдельных регионов и территориях рассматриваются в научных трудах и исследованиях Д.В. Батейкина, С.Н. Волковой,Г.Г. Фетисова, Д.А. Рубцовой, А.П. Кушхова, М.И. Пашковой, Е.А. Селезневой, Е.И. Сивак, Б.А. Шогенова,А.В. Шлеенко.
Важным аспектом социально-экономического развития регионов России выступает прогнозирование в условиях нестабильности и кризисных явлений. Отдельные методы и инструменты реализации данных вопросов раскрываются в работах Л.И. Бернасовской, И.Р. Кормановской, О.В. Ильечовой, И.Н. Михайловой, Е.В. Птициной, И.М. Цало.
Проблемой диссертационного исследования является противоречие между необходимостью повышения эффективности управления социально-экономическим развитием регионов России и недостатком практических рекомендаций, направленных на совершенствование инструментов регионального прогнозирования в условиях нестабильности.
В качестве основной гипотезы данного исследования выступает предположение о том, что причиной недостаточной эффективности
прогнозирования социально-экономического развития регионов России в условиях нестабильности является недостаток технологий разработки
сценарных прогнозов регионального развития.
Объектом исследования в данной работе являются процессы прогнозирования социально-экономического развития регионов в условиях нестабильности.
Предмет исследования - методы и инструменты прогнозирования социального экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке практических рекомендаций, направленных на совершенствование процессов прогнозирования социального экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности.
В соответствии с поставленной целью исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы прогнозирования процессов социально-экономического развития регионов в условиях нестабильности.
2. Изучить практику прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности.
3. Определить направления совершенствования прогнозирования процессов прогнозирования социального экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют различные положения системного подхода исследованного в трудах В.Г. Афанасьева, Я. Дитриха, Э.В. Фомина, А.А. Кокошина, И.В. Склярова .
В рамках данного подхода регион рассматривается как комплексная социально-экономическая система, обладающая уникальным набором признаков и параметров, исследование динамики которых, позволяет определить основные тенденции и осуществить прогноз развития территорий.
Также использовались общенаучные методы: сравнительный анализ, синтез, структуризация, обобщение, индукция и дедукция. Кроме того, были использованы методы эмпирического исследования: экспертный опрос, анализ документов, нормативно-правовых источников и статистических данных.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили федеральные и региональные нормативно-правовые акты, затрагивающие различные аспекты прогнозирования процессов социально-экономического развития . Также в процессе исследования была использована статистическая информация и результаты социологических исследований отечественных ученых и авторов, характеризующие текущее состояние реализации интеграционных проектов на региональном уровне. Кроме того, в эмпирическую базу вошли результаты собственного социологического исследования «Особенности системы прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области», проведенного в форме экспертного опроса в апреле 2017 года. Экспертный опрос был проведен с использованием инструментов анкетирование ученых и практиков в области прогнозирования процессов социально-экономического развития регионов (N=32).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены и проанализированы основные проблемы функционирования системы прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности, в значительной степени сказывающиеся, как на качестве разрабатываемых прогнозов, так и на эффективности системы государственного управления в регионе;
- сформулирован алгоритм разработки сценариев социально-экономического развития Белгородской области, на основе выявления внутренних и внешних факторов влияющих на социально-экономическое положение Белгородской области и тенденций их изменений, а также матрица вариантов развития Белгородской области;
- разработаны механизмы привлечения экспертного сообщества к процессам разработки прогнозов и сценариев социально-экономического развития Белгородской области с целью определения алгоритма разработки сценариев, ключевых факторов, влияющих на развитие региона и тенденций их изменений.
Положения, выносимые на защиту.
1. Белгородская область является активно развивающимся регионом с точки зрения роста социально-экономических показателей, которые демонстрируют позитивную динамику за последние 15 лет. Вместе с тем, большое число факторов и угроз нестабильности и неопределенности диктуют необходимость в прогнозировании процессов социально¬экономического развития, выделения потенциально слабых сторон региона и корректировку региональной государственной политики. В свою очередь органы государственной власти Белгородской области осуществляют разработку и корректировку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития региона. Разработка прогнозов осуществляется согласно нормативно закрепленной и практически обоснованной региональной методики.
2. Проведенное социологическое исследование показало, что система прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности характеризуется рядом проблем, которые не позволяют увеличить её эффективность. При прогнозировании процессов социально-экономического развития Белгородской области используются недостаточно эффективные и устаревшие методы и инструменты, общероссийская нестабильность и кризисные явления увеличивают уровень общей неопределенности и затрудняют возможности для разработки качественного прогноза развития региона, наблюдается несоответствие индикаторов и параметров прогнозов социально-экономического развития и целевых программ региона.
3. Одним из ключевых направлений решения выявленных проблемы является внедрение метода сценариев при прогнозировании процессов социально-экономического развития Белгородской области. Именно данный метод позволит учесть все возможные факторы и условия неопределенности, которые могут оказать значительно влияние на развитие региона, а также сконцентрироваться на деятельности, направленной на снижение общей нестабильности области. В этой связи, для повышения эффективности прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области представляется целесообразной реализации предложенного проекта Внедрение методов сценарного прогнозирования процессов социально-экономического развития в Белгородской области, цель которого заключается в совершенствовании процессов прогнозирования социально-экономического развития Белгородской области путем внедрения сценарного подхода в деятельность органов государственного управления региона.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования практических рекомендаций органами государственного управления в Белгородской области для совершенствования методов и инструментов прогнозирования процессов социально-экономического развития региона в условиях нестабильности. Кроме того, полученные результаты диссертационного исследования могут послужить основой для изучения и разработки рекомендации для развития процессов прогнозирования в других субъектах РФ.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения исследования опубликованы в 2 научных статьях, в рамках которых раскрыты результаты обобщения теоретических основ прогнозирования регионального развития, выявленные проблемы процессов прогнозирования социально-экономического развития в Белгородской области и рекомендации направленные на их совершенствование.
Структура работы включает введение, три раздела, заключение, списка источников и литературы, приложения.
Длительный период реформирования системы государственного и муниципального управления определялся бессистемным развитием, что не давало возможность осуществлять качественный анализ тенденций социально-экономического развития, в т.ч. и на долгосрочную перспективу. На федеральном уровне государственного и муниципального постепенно формируется комплексная система прогнозирования, однако процессы определения перспектив развития на уровне отдельных субъектов страны пока нельзя не сиротствуют уровню эффективности системной методологии, применяемой в развитых странах.
Процессы прогнозирования во много являются основой дальнейшего формирования системы стратегического и концептуального развития регионов. Можно сказать, что прогнозы социально-экономического развития выступают базисом для органов государственного и муниципального управления при разработке и реализации конкретной политики направленной на развитие региона и преодоления существующих проблем.
Одновременно с этим, в условиях общемировых тенденций, многократно возрастает значимость навыков эффективно предсказывать и предотвращать возникновение угроз и рисковых ситуации на основе стратегии опережения и данных полученных в результате прогнозирования. Исследовательская деятельность, осуществляющаяся с применением инструментария прогнозирования позволяет снизить отрицательные и негативные последствия реализуемой государственной политики, преодолеть высокий уровень неопределенности при оценке конечного эффекта и результата.
Необходимо отметить, что сам процесс определения ключевых трендов и тенденций способствует обеспечению эффективного сотрудничества науки, бизнеса, социальных структур организаций и органов власти субъектов РФ, а, следовательно, позволяет согласовать мнения и подходы к определению проблем и негативных тенденций развития территорий, а также увеличить взаимосвязь социальных и экономических интересов всего регионального сообщества. Таким образом, прогнозирование обладает значительным потенциалом для повышения эффективности государственного управления. Вместе с тем, данный инструмент являет собой своеобразный синергетический метод, объединяющий результаты большого числа теоретических исследований и разработок по вопросам социально-экономического развития регионов и территорий.
Однако, в настоящее нерешенными сохраняются проблемы выбора наиболее эффективной методологии прогнозирования социально-экономического развития субъектов страны. Теоретически обоснованная и практически апробированная система инструментов и методов прогнозирования развития социально-экономической сферы территорий, до настоящего времени в России не сформирована. Формируемые прогнозы не позволяют предсказать вероятность возникновения отдельных кризисных явлений на уровне отдельных регионов.
Более того, до сих пор не определены общие принципы и практические методы к формированию общей системы регионального прогнозирования развития регионов. В этой связи, происходит нарушение работы механизма технология их разработки и согласования между региональным, муниципальным и федеральным уровнями. Не сформирована система индикаторов прогнозов, отличающихся в зависимости от уровня власти или конкретным периодам анализа. Недостаточно части применяется системный подход при осуществлении анализа трендов развития региона. Используемый инструментов инструментарий построения прогнозов не соответствует основным целям и задачам прогнозирования. Определение комплекса используемых инструментов прогнозирования осуществляется органами региональной власти произвольно и бессистемно.
В связи с необходимостью эффективного социально-экономического развития страны и субъектов РФ в условиях нестабильности, возникает необходимость в обобщение основных теоретических аспектов регионального прогнозирования и разработке механизмов, направленных на их совершенствование данного процесса.
Степень изученности темы исследования. Теоретические аспекты прогнозирования в рамках системы государственного и муниципального управления являются одной из центральных тем исследований отечественных ученых в последние годы. Данной проблематике посвятили свои работы А.В. Алибаев, И.М. Канкулова, В.В. Кылосова, А.А. Маркова, И.А. Орлова, В.П. Постников, Б.Б. Примкулов, Е.Н. Сагиндиков, Н.В. Ювица . В статьях и тезисах обозначенных авторов последовательно раскрываются вопросы построения и реализации системы комплексного социально-экономического прогнозирования на различных уровнях власти, а также особенности построения данного механизма в условиях и реалиях современной России.
Особенности реализации процессов социально-экономического прогнозирования на уровне отдельных регионов и территориях рассматриваются в научных трудах и исследованиях Д.В. Батейкина, С.Н. Волковой,Г.Г. Фетисова, Д.А. Рубцовой, А.П. Кушхова, М.И. Пашковой, Е.А. Селезневой, Е.И. Сивак, Б.А. Шогенова,А.В. Шлеенко.
Важным аспектом социально-экономического развития регионов России выступает прогнозирование в условиях нестабильности и кризисных явлений. Отдельные методы и инструменты реализации данных вопросов раскрываются в работах Л.И. Бернасовской, И.Р. Кормановской, О.В. Ильечовой, И.Н. Михайловой, Е.В. Птициной, И.М. Цало.
Проблемой диссертационного исследования является противоречие между необходимостью повышения эффективности управления социально-экономическим развитием регионов России и недостатком практических рекомендаций, направленных на совершенствование инструментов регионального прогнозирования в условиях нестабильности.
В качестве основной гипотезы данного исследования выступает предположение о том, что причиной недостаточной эффективности
прогнозирования социально-экономического развития регионов России в условиях нестабильности является недостаток технологий разработки
сценарных прогнозов регионального развития.
Объектом исследования в данной работе являются процессы прогнозирования социально-экономического развития регионов в условиях нестабильности.
Предмет исследования - методы и инструменты прогнозирования социального экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке практических рекомендаций, направленных на совершенствование процессов прогнозирования социального экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности.
В соответствии с поставленной целью исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы прогнозирования процессов социально-экономического развития регионов в условиях нестабильности.
2. Изучить практику прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности.
3. Определить направления совершенствования прогнозирования процессов прогнозирования социального экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют различные положения системного подхода исследованного в трудах В.Г. Афанасьева, Я. Дитриха, Э.В. Фомина, А.А. Кокошина, И.В. Склярова .
В рамках данного подхода регион рассматривается как комплексная социально-экономическая система, обладающая уникальным набором признаков и параметров, исследование динамики которых, позволяет определить основные тенденции и осуществить прогноз развития территорий.
Также использовались общенаучные методы: сравнительный анализ, синтез, структуризация, обобщение, индукция и дедукция. Кроме того, были использованы методы эмпирического исследования: экспертный опрос, анализ документов, нормативно-правовых источников и статистических данных.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили федеральные и региональные нормативно-правовые акты, затрагивающие различные аспекты прогнозирования процессов социально-экономического развития . Также в процессе исследования была использована статистическая информация и результаты социологических исследований отечественных ученых и авторов, характеризующие текущее состояние реализации интеграционных проектов на региональном уровне. Кроме того, в эмпирическую базу вошли результаты собственного социологического исследования «Особенности системы прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области», проведенного в форме экспертного опроса в апреле 2017 года. Экспертный опрос был проведен с использованием инструментов анкетирование ученых и практиков в области прогнозирования процессов социально-экономического развития регионов (N=32).
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены и проанализированы основные проблемы функционирования системы прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности, в значительной степени сказывающиеся, как на качестве разрабатываемых прогнозов, так и на эффективности системы государственного управления в регионе;
- сформулирован алгоритм разработки сценариев социально-экономического развития Белгородской области, на основе выявления внутренних и внешних факторов влияющих на социально-экономическое положение Белгородской области и тенденций их изменений, а также матрица вариантов развития Белгородской области;
- разработаны механизмы привлечения экспертного сообщества к процессам разработки прогнозов и сценариев социально-экономического развития Белгородской области с целью определения алгоритма разработки сценариев, ключевых факторов, влияющих на развитие региона и тенденций их изменений.
Положения, выносимые на защиту.
1. Белгородская область является активно развивающимся регионом с точки зрения роста социально-экономических показателей, которые демонстрируют позитивную динамику за последние 15 лет. Вместе с тем, большое число факторов и угроз нестабильности и неопределенности диктуют необходимость в прогнозировании процессов социально¬экономического развития, выделения потенциально слабых сторон региона и корректировку региональной государственной политики. В свою очередь органы государственной власти Белгородской области осуществляют разработку и корректировку краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов развития региона. Разработка прогнозов осуществляется согласно нормативно закрепленной и практически обоснованной региональной методики.
2. Проведенное социологическое исследование показало, что система прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности характеризуется рядом проблем, которые не позволяют увеличить её эффективность. При прогнозировании процессов социально-экономического развития Белгородской области используются недостаточно эффективные и устаревшие методы и инструменты, общероссийская нестабильность и кризисные явления увеличивают уровень общей неопределенности и затрудняют возможности для разработки качественного прогноза развития региона, наблюдается несоответствие индикаторов и параметров прогнозов социально-экономического развития и целевых программ региона.
3. Одним из ключевых направлений решения выявленных проблемы является внедрение метода сценариев при прогнозировании процессов социально-экономического развития Белгородской области. Именно данный метод позволит учесть все возможные факторы и условия неопределенности, которые могут оказать значительно влияние на развитие региона, а также сконцентрироваться на деятельности, направленной на снижение общей нестабильности области. В этой связи, для повышения эффективности прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области представляется целесообразной реализации предложенного проекта Внедрение методов сценарного прогнозирования процессов социально-экономического развития в Белгородской области, цель которого заключается в совершенствовании процессов прогнозирования социально-экономического развития Белгородской области путем внедрения сценарного подхода в деятельность органов государственного управления региона.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности использования практических рекомендаций органами государственного управления в Белгородской области для совершенствования методов и инструментов прогнозирования процессов социально-экономического развития региона в условиях нестабильности. Кроме того, полученные результаты диссертационного исследования могут послужить основой для изучения и разработки рекомендации для развития процессов прогнозирования в других субъектах РФ.
Апробация диссертационного исследования. Основные положения исследования опубликованы в 2 научных статьях, в рамках которых раскрыты результаты обобщения теоретических основ прогнозирования регионального развития, выявленные проблемы процессов прогнозирования социально-экономического развития в Белгородской области и рекомендации направленные на их совершенствование.
Структура работы включает введение, три раздела, заключение, списка источников и литературы, приложения.
В условиях социально-экономической нестабильности Российского государства, состоящего из 85 территориально, политически и экономически обособленных, но связанных целями общего развития субъектов, важная роль отводится региональным прогнозным исследованиям. Определение компромиссных вариантов развития, которые бы отвечали как общенациональным, так и региональным интересам, возможно в результате совместных усилий органов государственной власти федерального и субфедерального уровней. В этом направлении наиболее трудоемкая и детальная часть работы выполняется непосредственно субъектами РФ, поскольку в региональных прогнозных документах важно отразить целевые ориентиры и потенциальные возможности развития конкретной территории.
Прогноз - основной инструмент анализа экономической политики. Он позволяет получать аналитическую информацию, необходимую для управленческих решений. При прогнозировании социально-экономического развития территорий выявляются объективно действующие тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы, осуществляется комплексная оценка социально-экономического развития территорий, формируются мероприятия, способствующие оперативному решению проблем. Поэтому важно единое понимание методики составления социально-экономического прогноза региона.
Определяя прогнозирование процессов социально-экономического развития регионов можно сказать, что это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах социально-экономического развития региона в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование социально-экономического развития региона представляет собой сложный многоступенчатый и интерактивный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем.
Необходимо отметить, что социально-экономическая нестабильность региона представляет собой такое состояние регионального социально-экономического комплекса, при котором происходит нарушение нормальных связей и пропорций в виде кризиса, вследствие чего теряется возможность наращивать основные показатели своего положительного изменения. В свою очередь, одним из основных методов прогнозирования процессов социально-экономического развития регионов в условиях нестабильности является сценарный подход. Вместе с тем, в настоящее время преобладает линейно-экстраполяционный подход, который на основе статистического анализа позволяет выявить тенденции и параметры социально-экономического развития регионального комплекса в прошлом и перенести их на будущее.
В ходе анализа статистических данных нами было выявлено, что Белгородская область является активно развивающимся регионом с точки зрения роста социально-экономических показателей, которые демонстрируют позитивную динамику за последние 15 лет. Вместе с тем, большое число факторов и угроз нестабильности и неопределенности диктуют необходимость в прогнозировании процессов социально¬экономического развития, выделения потенциально слабых сторон региона и корректировку региональной государственной политики.
Проведенное социологическое исследование позволило сделать вывод о том, что система прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности характеризуется рядом проблем, которые не позволяют увеличить её эффективность. При прогнозировании процессов социально-экономического развития Белгородской области используются недостаточно эффективные и устаревшие методы и инструменты, общероссийская нестабильность и кризисные явления увеличивают уровень общей неопределенности и затрудняют возможности для разработки качественного прогноза развития региона, наблюдается несоответствие индикаторов и параметров прогнозов социально-экономического развития и целевых программ региона.
В этой связи, для повышения эффективности прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области представляется целесообразной реализации предложенного нами проекта «Внедрение методов сценарного прогнозирования процессов социально¬экономического развития в Белгородской области», цель которого заключается в совершенствовании процессов прогнозирования социально¬экономического развития Белгородской области путем внедрения сценарного подхода в деятельность органов государственного управления региона.
Реализация проекта позволит разработать матрицу вариантов развития Белгородской области и алгоритм разработки сценариев социально-экономического развития региона, сформулировать и включить конкретные сценарии в Стратегию Белгородской области на период до 2025 года, осуществить привлечение экспертного сообщества к процессам разработки прогнозов и сценариев развития региона, а также создать созданы отраслевые экспертные комиссии для разработки сценарных прогнозов по различным сферам социально-экономического развития Белгородской области.
В заключение необходимо привести конкретные практические рекомендации по совершенствованию процессов прогнозирования социально-экономического развития Белгородской области:
- включить в систему повышения квалификации государственных служащих Департамента экономического развития Белгородской области специализированные курсы, посвященные новым методам прогнозирования социально-экономического развития региона, что позволит обеспечить эффективное внедрение методологии сценарного прогнозирования;
- внедрить в систему повышения квалификации государственных гражданских служащих обратную связь со стороны кадров, прошедших обучение, для корректировки учебных программ либо трансформации подходов в образовательном процессе.
- выявить основные факторы, оказывающие решающее воздействие на социально-экономическое развитие региона (близость государственной границы с Украиной, аграрная специализация экономики региона, высокий миграционный приток населения и др.);
- определить возможные будущие состояния выявленных факторов и их возможную вероятность, тенденции их изменений, уровень зависимости социально-экономического развития региона от их преобразований;
- сформировать матрицу вариантов развития Белгородской области, основанную на изменении особенностей влияния указанных выше факторов и определение наиболее вероятных комбинаций их состояний.
- сформировать и нормативно закрепить алгоритм разработки сценариев социально-экономического развития Белгородской области, включающего конкретные и последовательные управленческие операции и процедуры;
- определить наиболее вероятные сценариев социально-экономического развития Белгородской области, в том числе на основе, разработанной в рамках предыдущего направления, матрицы вариантов развития региона, а также дополнить Стратегию социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года путем включения дополнительных сценариев развития региона.
- осуществить привлечение экспертов в области прогнозирования к процессам разработки сценариев социально-экономического развития Белгородской области, с целью определения алгоритма разработки сценариев, ключевых факторов, влияющих на развитие региона и тенденций их изменений;
- создать отраслевые экспертные комиссий для разработки сценарных прогнозов по различным сферам социально-экономического развития Белгородской области;
- разработать инструменты материального и нематериального стимулирования экспертной деятельности, с целью вовлечения наибольшего числа экспертов в процессы разработки сценариев социально¬экономического развития Белгородской области.
Прогноз - основной инструмент анализа экономической политики. Он позволяет получать аналитическую информацию, необходимую для управленческих решений. При прогнозировании социально-экономического развития территорий выявляются объективно действующие тенденции развития отраслей экономики и социальной сферы, осуществляется комплексная оценка социально-экономического развития территорий, формируются мероприятия, способствующие оперативному решению проблем. Поэтому важно единое понимание методики составления социально-экономического прогноза региона.
Определяя прогнозирование процессов социально-экономического развития регионов можно сказать, что это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах социально-экономического развития региона в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование социально-экономического развития региона представляет собой сложный многоступенчатый и интерактивный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем.
Необходимо отметить, что социально-экономическая нестабильность региона представляет собой такое состояние регионального социально-экономического комплекса, при котором происходит нарушение нормальных связей и пропорций в виде кризиса, вследствие чего теряется возможность наращивать основные показатели своего положительного изменения. В свою очередь, одним из основных методов прогнозирования процессов социально-экономического развития регионов в условиях нестабильности является сценарный подход. Вместе с тем, в настоящее время преобладает линейно-экстраполяционный подход, который на основе статистического анализа позволяет выявить тенденции и параметры социально-экономического развития регионального комплекса в прошлом и перенести их на будущее.
В ходе анализа статистических данных нами было выявлено, что Белгородская область является активно развивающимся регионом с точки зрения роста социально-экономических показателей, которые демонстрируют позитивную динамику за последние 15 лет. Вместе с тем, большое число факторов и угроз нестабильности и неопределенности диктуют необходимость в прогнозировании процессов социально¬экономического развития, выделения потенциально слабых сторон региона и корректировку региональной государственной политики.
Проведенное социологическое исследование позволило сделать вывод о том, что система прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области в условиях нестабильности характеризуется рядом проблем, которые не позволяют увеличить её эффективность. При прогнозировании процессов социально-экономического развития Белгородской области используются недостаточно эффективные и устаревшие методы и инструменты, общероссийская нестабильность и кризисные явления увеличивают уровень общей неопределенности и затрудняют возможности для разработки качественного прогноза развития региона, наблюдается несоответствие индикаторов и параметров прогнозов социально-экономического развития и целевых программ региона.
В этой связи, для повышения эффективности прогнозирования процессов социально-экономического развития Белгородской области представляется целесообразной реализации предложенного нами проекта «Внедрение методов сценарного прогнозирования процессов социально¬экономического развития в Белгородской области», цель которого заключается в совершенствовании процессов прогнозирования социально¬экономического развития Белгородской области путем внедрения сценарного подхода в деятельность органов государственного управления региона.
Реализация проекта позволит разработать матрицу вариантов развития Белгородской области и алгоритм разработки сценариев социально-экономического развития региона, сформулировать и включить конкретные сценарии в Стратегию Белгородской области на период до 2025 года, осуществить привлечение экспертного сообщества к процессам разработки прогнозов и сценариев развития региона, а также создать созданы отраслевые экспертные комиссии для разработки сценарных прогнозов по различным сферам социально-экономического развития Белгородской области.
В заключение необходимо привести конкретные практические рекомендации по совершенствованию процессов прогнозирования социально-экономического развития Белгородской области:
- включить в систему повышения квалификации государственных служащих Департамента экономического развития Белгородской области специализированные курсы, посвященные новым методам прогнозирования социально-экономического развития региона, что позволит обеспечить эффективное внедрение методологии сценарного прогнозирования;
- внедрить в систему повышения квалификации государственных гражданских служащих обратную связь со стороны кадров, прошедших обучение, для корректировки учебных программ либо трансформации подходов в образовательном процессе.
- выявить основные факторы, оказывающие решающее воздействие на социально-экономическое развитие региона (близость государственной границы с Украиной, аграрная специализация экономики региона, высокий миграционный приток населения и др.);
- определить возможные будущие состояния выявленных факторов и их возможную вероятность, тенденции их изменений, уровень зависимости социально-экономического развития региона от их преобразований;
- сформировать матрицу вариантов развития Белгородской области, основанную на изменении особенностей влияния указанных выше факторов и определение наиболее вероятных комбинаций их состояний.
- сформировать и нормативно закрепить алгоритм разработки сценариев социально-экономического развития Белгородской области, включающего конкретные и последовательные управленческие операции и процедуры;
- определить наиболее вероятные сценариев социально-экономического развития Белгородской области, в том числе на основе, разработанной в рамках предыдущего направления, матрицы вариантов развития региона, а также дополнить Стратегию социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года путем включения дополнительных сценариев развития региона.
- осуществить привлечение экспертов в области прогнозирования к процессам разработки сценариев социально-экономического развития Белгородской области, с целью определения алгоритма разработки сценариев, ключевых факторов, влияющих на развитие региона и тенденций их изменений;
- создать отраслевые экспертные комиссий для разработки сценарных прогнозов по различным сферам социально-экономического развития Белгородской области;
- разработать инструменты материального и нематериального стимулирования экспертной деятельности, с целью вовлечения наибольшего числа экспертов в процессы разработки сценариев социально¬экономического развития Белгородской области.
Подобные работы
- ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (на примере Белгородской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА КАК ФАКТОР РОСТА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (на примере Белгородской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ПО
ПРОГНОЗИРОВАНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2018 - ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА РЕГИОНА И МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОВНЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Формирование и развитие предпринимательских структур в территориальных образованиях
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018



