ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГУБЕРНАТОРА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Граждане имеют право взаимодействовать с государством по самым разным вопросам, в частности, посредством обращений в органы государственной власти. Обращения граждан в органы государственной власти является одной из распространенной формы участия гражданского общества в жизни государства, так как являются «обратной связью» государства с его гражданами. Государство должно быть заинтересовано в повышении эффективности работы с обращениями граждан, потому что от этого зависит доверие населения к представителям власти.
Право граждан на обращения закреплено в Конституции РФ, где указывается, что «граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления»1. Права человека и гражданина признаны высшей конституционной ценностью. Однако в настоящее время остается проблема недоверия к власти и эффективности взаимодействия государства с населением. Одним из необходимых условий развития демократического общества в Российской Федерации является всестороннее развитие гражданской законодательной инициативы населения. Именно такой институт является одним из важнейших видов непосредственного выражения обществом своей власти, как референдумы и выборы. Обращения граждан - один из источников информации о социально-экономическом положении различных групп населения или их месте проживания, об их настроениях и потребностях.
Обращение гражданина в органы государственной власти сегодня является одним из способов выражения общественного мнения. Оценка, конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21января.
которую дает гражданин работе органов власти, является объективным показателем эффективности деятельности органов государственной власти всех уровней.
Отечественный и зарубежный опыт государственного строительства убедительно свидетельствует о том, что восстановление доверия между обществом и властью, формирование эффективного механизма обратной связи между ними является важнейшими условиями успешного решения задач экономического и социального развития страны, повышения уровня и качества жизни населения. Особую и все более возрастающую значимость в связи с этим имеет институт обращений граждан, прежде всего, в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Исходя из вышесказанного, актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена необходимостью построения государством качественной работы с обращениями граждан, в соответствии с законодательством и интересами общества. В связи с быстрым развитием общества в различных направлениях деятельности граждане все чаще обращаются в государственные учреждения.
Таким образом, актуальность данной работы вызвана тем, что за последнее время граждане активнее стремятся принимать участие в управлении общественными процессами, в том числе посредством обращений в органы власти различного уровня. Для власти политически целесообразно находиться с населением в постоянном диалоге, так как закрытость чиновников неизбежно приводит к социальному недовольству. Государственные органы должны добиваться доверия со стороны граждан путем принятия объективных решений и тесного взаимодействия с населением.
Степень изученности выбранной темы. Проблема работы органов регионального управления по взаимодействию с населением характеризуется накопленным обширным теоретико-методологическим и эмпирическим материалом, содержащим анализ работы органов муниципального образования с гражданами. К исследователям данной проблемы можно отнести: П. А. Белякова, С. В. Калинину, К. Кожевникова, Е. Н. Чурилину и других. Данные авторы рассматривают право граждан на обращения, как составную часть механизма народовластия.
В рамках концепции понимания обращений граждан в органы власти как формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, обращения рассматриваются такими правоведами, как С. С. Купреев, К. О. Магомедов, В. В. Галанюк и другими.
Вопросы усовершенствования механизма работы с обращениями граждан, с особым вниманием к потенциалу развития института обращений граждан в органы власти в контексте демократизации и модернизации современного общества, рассмотрены в трудах и публикациях В. Н. Хорькова, А. А. Лихтина, Е. И. Зверевой и др.
Обращения граждан к органам государственной власти, как способ политического взаимодействия и гражданского участия в публикациях рассматривают такие авторы, как К. В. Подъячев, А. Е. Сергеев, Я. Э. Меженин . Обращения граждан рассматриваются, как социальный институт и фактор совершенствования конституционно-правового взаимодействия государственных органов и населения.
В ряде публикаций рассматриваются проблемы нормативно-правового регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций. Среди авторов: А. В. Савоськин, К. В. Подъячев.
Проблемам организации работы с обращениями граждан, порядку рассмотрения обращений граждан посвящены публикации Л. А. Жеребцовой, Д. Л. Матвеева, Е. В. Бобыльских.
Вопросы ответственности за нарушение законодательства об обращениях граждан рассматривают Г. А. Хохрина, Е. В. Бородина, И. А. Козаренко, М. В. Кудрина, В. А. Шепелев и другие.
Как видно, освещенность феномена гражданских обращений в органы власти в литературе представлена сравнительно широко, однако работы, посвященные детальному анализу обращений граждан, механизмов его функционирования, немногочисленны.
Проблема заключается в противоречии между необходимостью совершенствования системы работы с обращениями граждан в государственном управлении и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию этой системы в региональных органах власти.
Объектом выпускной квалификационной работы является система работы с обращениями граждан в региональных органах власти.
Предметом исследования является деятельность органов государственного управления по работе с обращениями граждан Белгородской области.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка рекомендаций по совершенствованию организации системы работы с обращениями граждан в региональных органах государственной власти Белгородской области.
Для достижения поставленной цели в работе были обозначены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и правовые основы системы работы с обращениями граждан в органах государственной власти;
- проанализировать систему работы с обращениями граждан в региональных органах государственной власти Белгородской области;
- разработать направления по совершенствованию системы работы с обращениями граждан в органах государственной власти Белгородского региона.
Теоретико - методологические основы и методика исследования.
В основу исследования положены принципы системного подхода, позволяющие раскрыть целостность объекта и обеспечивающих его механизмов, выявить многообразие типов внутренних связей в системе государственного управления. Системный подход изложен авторами в исследованиях, такими как Е.А. Лихачева, Е.Н. Чурилина, Ю.С. Лоншаков и др. которые подробно рассматривают работу с обращениями граждан в государственном управлении.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы (логического анализа, синтеза). В выпускной квалификационной работе использовались также количественный и качественный методы, представлены в виде анализа данных статистики по работе с обращениями граждан в органах государственной власти в Белгородской области.
Эмпирическая база исследования определялась объектом, предметом, целями и задачами данного исследования. Использован широкий круг официальных, опубликованных документов и источников. В процессе работы использовались федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты , касающиеся вопросов, связанных с системой работы с обращениями граждан в государственном управлении Российской Федерации. Видами такой документации являлись: законы, распоряжения по основной деятельности, положения об организации, сводки и статистических данных Российской Федерации, в том числе Белгородской области.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования выпускной квалификационной работы заключается в возможности использовать предложенные рекомендации в совершенствовании системы работы с обращениями граждан в интернет - приемной Губернатора и Правительства Белгородской области.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические и правовые основы системы работы с обращениями граждан в органах государственной власти. Обращение гражданина - это направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменное предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» № 59-ФЗ устанавливает единые принципы рассмотрения компетентными органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан.
В работе была проанализирована практика функционирования системы работы с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области. Работа с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области ведется в соответствии с требованиями Закона № 59- ФЗ и Методическими рекомендациями по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области. Документационное обеспечение рассмотрения обращений граждан осуществляется Отделом писем и приема граждан Управления организационно-контрольной работы Администрации Губернатора области.
В Администрации Губернатора создана система работы с обращениями граждан, в соответствии с требованиями законодательства. Постоянно усиливаются требования к своевременному исполнению обращений, качеству ответов, формируется прозрачная система мониторинга работы с обращениями с использованием ПАК «Электронное правительство» и интернет-портала «ССТУ.РФ».
Вместе с этим, по результатам проведенного анализа системы работы с обращениями граждан в Администрации Губернатора Белгородской области, был выявлен ряд проблем, в том числе: недостаточная правовая грамотность и низкий уровень информированности граждан о деятельности органов государственной власти; недостаточно разработанная система обратной связи с заявителями; отсутствие целостного механизма совершенствования работы специалистов с обращениями граждан и др.
В целях повышения уровня удовлетворённости населения работой органов власти в Белгородской области необходим ряд мероприятий, в том числе следующие.
1. Регулярное проведение консультаций, тренингов для граждан по применению норм законодательства, подготовка печатной продукции (листовок, флайеров, рекламных плакатов) о работе региональных органов власти.
2. Обеспечение более широкого взаимодействия Администрации области с пользователями при помощи различных интерактивных модулей (сервисов): проведение интерактивных опросов; организация web-форумов для общения пользователей и представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и обсуждения материалов сайтов.
3. Ежеквартальное размещение на официальном сайте отчетов о результатах работы Администрации Белгородской области с обращениями граждан.
4. Систематическое проведение учебы, обучающих семинаров для служащих Администрации и специалистов.
5. Повышение информативности официального сайта Администрации Губернатора Белгородской области, в том числе: формирование на сайте раздела меню «Обращения граждан» (с разделами «Направить обращение», «Прием граждан», «Актуальные вопросы», «Справочная информация»); размещение дополнительной информации в разделе «Прием граждан» и «Справочная информация»; введение раздела «Актуальные вопросы».
Реализация предлагаемых мероприятий должна способствовать уменьшению количества повторных обращений граждан и, следовательно, оптимизации использования кадровых и материальных ресурсов в Администрации Губернатора Белгородской области при обработке обращений.
Проведенные мероприятия должны повысить доверие населения к органам власти, качественно улучшить процесс взаимодействия граждан и органов управления. Мероприятия позволят повысить эффективность деятельности государственных органов, сделать их более прозрачными для общества и тем самым снизить уровень бюрократизма в государственном секторе.
1. Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 21 июля 2014 года [Текст] // Российская газета. - 2009. - № 7 (4831). - 21января.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [Текст] (ред. от 19.12.2016) // Российская газета. - 2002. - № 220 ; 2016. - № 140. - 29 июня.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [Текст] (ред. от 07.04.2017) // Российская газета. - 2001. - № 256 ; 2017. - № 139. - 31 мая.
4. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации [Текст]: федер. конституц. закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ (ред. от 31.01.2016) // Российская газета. - 1997. - № 43-44 ; 2016. - № 21. - 3 февр.
5. О Конституционном Суде Российской Федерации [Текст] : федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 1994. - № 138 - 139 ; 2017. - № 1. - 9 янв.
6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Российская газета. - 2010. - № 5247 (168) ; 2016. - № 51. - 11 марта.
7. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Текст] : федер. закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ // Российская газета. - 2009. - № 25. - 13 февраля.
8. О персональных данных [Текст] : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152- ФЗ // Российская газета. - 2006. - № 165. - 29 июля.
9. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ // Российская газета. - 2006. - № 95. - 5 мая.
10.Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. - 2006. - № 165. - 29 июля.
11. Об утверждении Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти [Текст] : Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477. (ред. от 26.04.2016) // Российская газета. - 2009. - № 4737 (113). - 24 июня ; 2016. - № 156. - 4 мая.
12.О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти [Текст] : Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 (ред. от 15.02.2017) // Российская газета. - 2005. - № 3840. - 5 августа ; 2017. - № 156. - 4 марта.
13.Об утверждении «Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти» [Текст] : Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2014 г. № 93-р // Российская газета. - 2014. - № 19. - 3 февр.
14. Тематический классификатор обращений и запросов граждан и организаций Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций [Электронный ресурс] : (утв. Распоряжением Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций от 23 марта 2011 г. № 57) // Правовая Россия : [сайт]. - Режим доступа: http://lawru.info/dok/2013/06/28/n147348.htm.
15. Методические рекомендации по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти [Электронный ресурс] : (утв. протоколом заочного голосования Правительств. комис. по координации деятельности открытого правительства от 26 декабря 2013 г. № АМ-П36- 89пр) // Портал открытых данных : [сайт]. - Режим доступа : http://data.gov.ru/.
16. Об утверждении Методических рекомендаций по работе с обращениями граждан в органах исполнительной власти, государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение Губернатора Белгородской области от 12 августа 2015 г. №444-р // Губернатор и Правительство Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http:// belregion.ru/.
17.Об утверждении положения, структуры и штатных расписаний администрации губернатора Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение Губернатора Белгородской области от 24 мая 2012 года № 329-р // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. Режим доступа :
http://docs.cntd.ru/document/469025612.
18.Об утверждении Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области [Электронный ресурс] : Распоряжение Губернатора Белгородской области от 27 декабря 2006 г. № 1135-р (с изменениями и дополнениями от 12.12.2007 г.) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации: [сайт]. - Режим доступа :
http://docs.cntd.ru/document/469020562.
19. Анализ работы с обращениями граждан в Правительстве Белгородской области в 2014 году [Электронный ресурс] // Губернатор и Правительство Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http:// belregion.ru/.
20. Анализ работы с обращениями граждан в Правительстве Белгородской области в 2015 году [Электронный ресурс] // Губернатор и Правительство Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http:// belregion.ru/.
21. Анализ работы с обращениями граждан в Правительстве Белгородской области в 2016 году [Электронный ресурс] // Губернатор и Правительство Белгородской области: офиц. сайт : [сайт]. - Режим доступа : http://
belregion.ru/.
22. Барыкин, Д. В. Повышение качества работы с обращениями граждан и организаций в федеральные органы государственной власти [Текст] / Д. В. Барыкин, Д. А. Боронников, З.М. Федулова, И. Е. Самохин, С. В. Морозов // Экономика и управление. - 2014. - № 4. - С. 58-62.
23. Бажин, И. Обращения граждан как инструмент оценки социальной эффективности инвестиций в муниципальном образовании [Текст] / И. Бажин, Т. Разина. // Власть. - 2011. - № 9. - С. 45-48.
24. Беляков, П. А. Защита прав граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления [Текст] / П. А. Беляков // Законность. - 2014. - № 4. - С. 11-16.
25. Бобыльских, Е. В. Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения [Текст] / Е. В. Бобыльских // Теория и практика общественного развития. - 2006. - № 1. - С. 25-26.
26. Галанюк, В. В. Обращения граждан - источник важной информации [Текст] / В. В. Галанюк // Вестник Аксор. - 2010. - №12. - С. 233-234.
27. Жеребцова, Л. А. Организация работы с обращениями граждан в органы государственной власти и их отбор на государственное хранение [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. ист. наук : 05.22.02 / Л.А. Жеребцова. - М., 2008. -27 с. - Режим доступа : http://cheloveknauka.com.
28. Калинина, С. В. Право граждан РФ на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления [Текст] / С. В. Калинина // Вестник экономической безопасности. - 2009. - № 6. С. 99¬102.
29. Кожевников, К. Работа с обращениями граждан как эффективная форма «обратной связи» с населением [Текст] / К. Кожевников // Законность. - 2015. - № 11. - С. 3-5.
30. Купреев, С. С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах власти и управления [Текст] / С. С. Купреев // Административное и муниципальное право. - 2015. - № 9. - С. 11.
31. Лапшина, А. И. Интерактивные формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации [Текст] / А. И. Лапшина // Журнал российского права. - 2015. - № 1. - С. 15-20.
32. Лихачева, Е. А. Перспективы организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления [Текст] / Е. А. Лихачева, И. Н. Михайлюк // Политическое управление: науч. информ. - образоват. электрон. журн. - 2013. -№ 3. - С. 27-30.
33. Лихтин, А. Совершенствование организации работы с обращениями граждан в органах государственной власти Санкт-Петербурга [Текст] / А. А. Лихтин, Е. И. Зверева // Управленческое консультирование. - 2016.
- № 4. - С. 55-59.
34. Лоншаков, Ю. С. Теоретические основы права граждан на обращение: понятие, содержание, признаки, взаимосвязь с политическими правами [Текст] / Ю. С. Лоншаков // Проблемы экономики и юридической практики. - 2010. - № 2. С. 141-144.
35. Магомедов, К. О. Об эффективности противодействия коррупции в государственных органах власти [Текст] / К. О. Магомедов // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 3.- С. 71-76.
36. Матвеев, Д. Л. О порядке рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений граждан [Текст] / Д. Л. Матвеев // Юридическая мысль. - 2006. - № 3. С. 20-27.
37. Меженин, Я. Э. Обращения граждан к органам государственной власти как легальный способ политического взаимодействия [Текст] / Я. Э. Меженин // Социология в современном мире : наука, образование, творчество. - 2012. - № 4 - С. 181-184.
38. Мотькин, В. Н. Работа с обращениями граждан в вертикали государственного управления [Текст] / В. Н. Мотькин / Социология управления. - 2011. - № 3. - С. 39-42.
39. Новиков, А. В.. Обращения граждан : (административно-процедурные правовые аспекты) : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 [Электронный ресурс] / А. В. Новиков. - Воронеж, 2006. - 239 с. - Режим доступа :
http://cheloveknauka.com
40. Нудельман, В. Я. Обращение граждан в органы публичной власти как институт гражданского общества : понятие, сущность, содержание [Текст] / В. Я. Нудельман // Юридическая мысль. - 2010. - № 3. - С. 48-54.
41. Подъячев, К. В. Обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления как форма гражданского участия: автореф. дис. ...канд. полит.наук [Электронный ресурс] / К. В. Подъячев. - М., 2007.- Режим доступа : http://cheloveknauka.com
42. Подъячев, К. В. Правовое регулирование работы с обращениями граждан в контексте трансформации политического режима в России (сравнительный анализ) [Текст] / К. В. Подъячев // Власть. - 2010. - № 1. - С. 41-45.
43. Савоськин, А. В. К вопросу об использовании термина «обращение» в российском законодательстве [Текст] / А. В. Савоськин // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 8. - С. 36-40.
44. Савоськин, А. В. Проблемы нормативного регулирования обращений граждан, групп граждан и организаций [Текст] / А. В. Савоськин // Вестн. Урал. ин-та экономики, управления и права. - 2014. - № 4. - С.42-48.
45. Сергеев, Е. А. Специализация обращений граждан как фактор совершенствования конституционно-правового взаимодействия государственных органов [Текст] / Е. А. Сергеев // Бизнес в законе. - 2010. - № 1. С. 24-28.
46. Соловьев, С. О совершенствовании законодательства об обращениях граждан [Текст] / С. Г. Соловьев, И. Е. Попов // Российский юридический журнал. - 2010. - № 2. - С. 139-144.
47. Третьяков, И. Работа с обращениями граждан как социальный институт [Текст] / И. А. Третьяков, В. Н. Мотькин // Вестник Мордовского университета. - 2011. - № 3. - С. 39-45.
48. Хорьков, В. Н. Проблемы законодательного регулирования права граждан на обращения [Текст] / В. Н. Хорьков // Современное право. - 2008. - № 5. - С. 31-33.
49. Хадеев, А. В. Взаимодействие органов местного самоуправления с гражданами через институт обращений [Текст] / А. В. Хадеев // Города и местные сообщества. - 2015. - № 1. - С. 343-354.
50. Хохрина, Г. А. Ответственность за нарушение Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [Текст] / Г. А. Хохрина // Юрист-Правоведъ. - 2008. - № 4. - С. 115-118.
51. Чурилина, Е. Н. Особенности системы работы с обращениями граждан на муниципальном уровне [Текст] / Е. Н. Чурилина // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - № 10. - С. 32-36.
52. Шепелев В. А. Реализация прав граждан на обращение [Текст] / В. А. Шепелев, М. В. Кудрина, Е. В. Бородина // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2015. - № 2. - С. 25-28.