ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МФЦ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ (МФЦ) 11
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МФЦ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МФЦ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ (МФЦ) 11
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МФЦ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МФЦ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. В последние несколько лет в нашей стране повышение качества и доступности государственных услуг стало одним из приоритетных направлений деятельности правительства. И это вполне закономерно, поскольку такой подход соответствует господствующей в настоящий момент в большинстве развитых стран концепции «сервисного государства», когда государственные служащие рассматриваются как производители общественно значимых услуг, потребителями которых являются как отдельные граждане, так и общество в целом. Проводимые во многих странах, в том числе в России, административные реформы, кардинально изменили приоритеты в пользу клиентов государственных и муниципальных органов. Их интересы стали рассматриваться в качестве определяющих при оптимизации процессов административного взаимодействия.
В связи с этим в качестве одного из важнейших направлений реформирования государственного управления в нашей стране было обозначено со-здание сети многофункциональных центров (МФЦ - «Мои документы»), основная цель которых заключается в предоставлении государственных и муниципальных услуг населению в режиме «одного окна». Такие центры позволяют сократить сроки оказания услуг, упростить межведомственное взаимодействие, обеспечить большую информационную прозрачность, уменьшить очереди. За счет грамотной и единообразной организации сервисов значительно повышается качество обслуживания, и соответственно - уровень удовлетворенности граждан деятельностью органов власти.
Создание новых многофункциональных центров и практика обслуживания населения по принципу «одного окна» стремительно распространяется во всех регионах России. По состоянию на 1 февраля 2017 года на территории страны создано 2752 центра и 10 511 точек доступа (территориальных офисов) государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило 96,2%. Уровень удовлетворенности граждан качеством оказания услуг по данным социологического мониторинга на начало 2015 года впервые превысил 80%1.
Вместе с тем, создание и развитие сети МФЦ сопряжено с рядом трудностей. Речь идет о довольно высоком объеме расходов на строительство и содержание зданий, в которых расположены центры; зачастую неудовлетворительной работе персонала, проявляющейся в недостаточной скорости и ошибках в процессе обслуживания, непрофессиональном консультировании заявителей по тем или иным вопросам. Кроме того, при предоставлении услуг по жизненным ситуациям, входящим одновременно в компетенцию федеральных, региональных и муниципальных органов власти, нередко возникают проблемы межуровневого и межведомственного информационного обмена, совместного финансирования работы МФЦ из бюджетов различных уровней. Данные обстоятельства актуализируют необходимость дальнейших исследований в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Анализ степени изученности темы. Научные основы становления государственного (муниципального) сектора сферы услуг как социально значимых благ заложены в рамках теории общественных благ (общественного сектора). Вклад в ее разработку внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как: Е.Е. Ваксова, А.Ю. Веретенникова, А. Рубинштейн, Е.А. Севастьянова, О.В. Сизова, В.Л. Тамбовцев, Р.Д. Холкомб, Е.А. Юрманова и др.
Проблемам теории и практики применения концепции нового государственного управления (New Public Management), в том числе в процессе реформирования государственного управления, посвящены работы И.Н. Баранова, Т.В. Игнатовой, Е.А. Капогузова, Ю.П. Кожаева, Р.Н. Корчагина, Д.Г. Красильникова, Ю.А. Маленкова, Е.Р. Метелевой, И.Ю. Панкратова, Г. Питерса, Л.В. Сморгунова, Е.А. Троицкой, Д.В. Тютина, К. Худ, А.В. Царькова .
Значительное количество научных публикаций отечественных ученых посвящено административной реформе как фактору повышения эффективности государственного управления в России. Этапы ее реализации, а также цели, механизмы, результаты и перспективы исследовали Е.А. Васильева, К.В. Давыдов, Ю.А. Ежов, А. Жулин, В.Г. Игнатов, Т.А. Кулакова, А.В. Масько, И. Николаев, Е.А. Пашковский, С. Плаксин, Н.И. Побежимова,
А.В. Понеделков, В.Б. Слатинов, Ю.Н. Старилов, А.М. Старостин, Е.А. Троицкая, И. Шульга.
В ряде работ объектом исследований выступают государственные и муниципальные услуги населению (труды М.М. Акулич, З.К. Бабаевой, М.В. Батыревой, В.Э. Бойкова, Е.И. Добролюбовой, Н.В. Зыбуновской, Я.Я. Кайля, В.А. Лукиной, С.Э. Мартыновой, Е.А. Назимовой, А.Н. Покиды, Н.А. Цыбулевской, В.Н. Южакова). В публикациях перечисленных авторов довольно подробно рассмотрены сущность и содержание понятия «государственные и муниципальные услуги», вопросы их качества и доступности, а также роль в повышении уровня жизни населения.
Непосредственно проблеме организации обслуживания граждан в режиме «одного окна» на базе многофункциональных центров посвящены труды Е.Г. Бабелюк, М.Ю. Берникова, Л.А. Гавриловой, Е.В. Гриценко, Н.Р. Гу- касовой, В.Н. Зайковского, Н.И. Ларионовой, Е.Н. Малик, Н.А. Малышевой, Т.А. Марфутенко, Б.П. Носко, А.А. Орлянской, Д.Ю. Саломатина, В.Н. Тюшнякова, А.Г. Фурина, В.В. Хубуловой, О.В. Чижмина. Исследования данных ученых затрагивают правовые и экономические аспекты работы МФЦ, их преимущества и недостатки, проблемы и перспективы, основные итоги функционирования.
В то же время, следует отметить, что ряд вопросов в этой сфере остается мало изученным. В частности, недостаточно внимания уделено проблеме межведомственного взаимодействия в процессе предоставления комплексных услуг «по жизненным ситуациям», условиям труда персонала многофункциональных центров, проблемам профессионального развития сотрудников, а также в целом поиску инструментов совершенствования организации работы таких центров в нашей стране.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью повышения удовлетворённости граждан работой органов государственной власти и местного самоуправления и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров.
Объектом исследования в данной дипломной работе выступает система предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
Предметом исследования является организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров в Курской области.
Цель исследования - разработка практических рекомендаций по совершенствованию организации предоставления государственных муниципальных услуг на базе многофункциональных центров в Курской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- исследовать теоретические основы организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
- проанализировать организацию предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ на примере Курской области;
- обосновать направления совершенствования организации работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Курской области.
В качестве теоретико-метоДологической основы исследования вы-ступают основные положения теории общественных благ (А.Я. Рубинштейн, Р.С. Гринберг, Р.Г. Холкомб, С. Келман), концепции нового государственно¬го менеджмента (Б. Боузман, Т. Геблер, Д. Кеттл, Д. Осборн, П. Пластрик) и сервисного государства (Ю.М. Большакова, Е.А. Карловская, М.В. Паршин). Многоаспектный и комплексный характер исследования обусловил широкое использование в работе междисциплинарного подхода, предполагающего применение комплекса методов нескольких наук (экономики, социологии, юриспруденции, политологии). Кроме того, в работе используются элементы системного и структурно-функционального подхода.
В процессе исследования использовались общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, анализ документов, опрос.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют сведения, содержащиеся в:
- правовых актах, регламентирующих организацию предоставления государственных и муниципальных услуг на федеральном и региональном уровне ;
- материалах ранее проведенных исследований, социологических опросов и мониторингов по проблемам качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
- статистических, аналитических и отчетных данных о работе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Курской области .
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования сформулированных в ней выводов и рекомендаций в деятельности органов государственного и муниципального управления для совершенствования процесса предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографического списка.
В связи с этим в качестве одного из важнейших направлений реформирования государственного управления в нашей стране было обозначено со-здание сети многофункциональных центров (МФЦ - «Мои документы»), основная цель которых заключается в предоставлении государственных и муниципальных услуг населению в режиме «одного окна». Такие центры позволяют сократить сроки оказания услуг, упростить межведомственное взаимодействие, обеспечить большую информационную прозрачность, уменьшить очереди. За счет грамотной и единообразной организации сервисов значительно повышается качество обслуживания, и соответственно - уровень удовлетворенности граждан деятельностью органов власти.
Создание новых многофункциональных центров и практика обслуживания населения по принципу «одного окна» стремительно распространяется во всех регионах России. По состоянию на 1 февраля 2017 года на территории страны создано 2752 центра и 10 511 точек доступа (территориальных офисов) государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило 96,2%. Уровень удовлетворенности граждан качеством оказания услуг по данным социологического мониторинга на начало 2015 года впервые превысил 80%1.
Вместе с тем, создание и развитие сети МФЦ сопряжено с рядом трудностей. Речь идет о довольно высоком объеме расходов на строительство и содержание зданий, в которых расположены центры; зачастую неудовлетворительной работе персонала, проявляющейся в недостаточной скорости и ошибках в процессе обслуживания, непрофессиональном консультировании заявителей по тем или иным вопросам. Кроме того, при предоставлении услуг по жизненным ситуациям, входящим одновременно в компетенцию федеральных, региональных и муниципальных органов власти, нередко возникают проблемы межуровневого и межведомственного информационного обмена, совместного финансирования работы МФЦ из бюджетов различных уровней. Данные обстоятельства актуализируют необходимость дальнейших исследований в сфере организации предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Анализ степени изученности темы. Научные основы становления государственного (муниципального) сектора сферы услуг как социально значимых благ заложены в рамках теории общественных благ (общественного сектора). Вклад в ее разработку внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как: Е.Е. Ваксова, А.Ю. Веретенникова, А. Рубинштейн, Е.А. Севастьянова, О.В. Сизова, В.Л. Тамбовцев, Р.Д. Холкомб, Е.А. Юрманова и др.
Проблемам теории и практики применения концепции нового государственного управления (New Public Management), в том числе в процессе реформирования государственного управления, посвящены работы И.Н. Баранова, Т.В. Игнатовой, Е.А. Капогузова, Ю.П. Кожаева, Р.Н. Корчагина, Д.Г. Красильникова, Ю.А. Маленкова, Е.Р. Метелевой, И.Ю. Панкратова, Г. Питерса, Л.В. Сморгунова, Е.А. Троицкой, Д.В. Тютина, К. Худ, А.В. Царькова .
Значительное количество научных публикаций отечественных ученых посвящено административной реформе как фактору повышения эффективности государственного управления в России. Этапы ее реализации, а также цели, механизмы, результаты и перспективы исследовали Е.А. Васильева, К.В. Давыдов, Ю.А. Ежов, А. Жулин, В.Г. Игнатов, Т.А. Кулакова, А.В. Масько, И. Николаев, Е.А. Пашковский, С. Плаксин, Н.И. Побежимова,
А.В. Понеделков, В.Б. Слатинов, Ю.Н. Старилов, А.М. Старостин, Е.А. Троицкая, И. Шульга.
В ряде работ объектом исследований выступают государственные и муниципальные услуги населению (труды М.М. Акулич, З.К. Бабаевой, М.В. Батыревой, В.Э. Бойкова, Е.И. Добролюбовой, Н.В. Зыбуновской, Я.Я. Кайля, В.А. Лукиной, С.Э. Мартыновой, Е.А. Назимовой, А.Н. Покиды, Н.А. Цыбулевской, В.Н. Южакова). В публикациях перечисленных авторов довольно подробно рассмотрены сущность и содержание понятия «государственные и муниципальные услуги», вопросы их качества и доступности, а также роль в повышении уровня жизни населения.
Непосредственно проблеме организации обслуживания граждан в режиме «одного окна» на базе многофункциональных центров посвящены труды Е.Г. Бабелюк, М.Ю. Берникова, Л.А. Гавриловой, Е.В. Гриценко, Н.Р. Гу- касовой, В.Н. Зайковского, Н.И. Ларионовой, Е.Н. Малик, Н.А. Малышевой, Т.А. Марфутенко, Б.П. Носко, А.А. Орлянской, Д.Ю. Саломатина, В.Н. Тюшнякова, А.Г. Фурина, В.В. Хубуловой, О.В. Чижмина. Исследования данных ученых затрагивают правовые и экономические аспекты работы МФЦ, их преимущества и недостатки, проблемы и перспективы, основные итоги функционирования.
В то же время, следует отметить, что ряд вопросов в этой сфере остается мало изученным. В частности, недостаточно внимания уделено проблеме межведомственного взаимодействия в процессе предоставления комплексных услуг «по жизненным ситуациям», условиям труда персонала многофункциональных центров, проблемам профессионального развития сотрудников, а также в целом поиску инструментов совершенствования организации работы таких центров в нашей стране.
В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью повышения удовлетворённости граждан работой органов государственной власти и местного самоуправления и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по совершенствованию организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров.
Объектом исследования в данной дипломной работе выступает система предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
Предметом исследования является организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров в Курской области.
Цель исследования - разработка практических рекомендаций по совершенствованию организации предоставления государственных муниципальных услуг на базе многофункциональных центров в Курской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:
- исследовать теоретические основы организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
- проанализировать организацию предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ на примере Курской области;
- обосновать направления совершенствования организации работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Курской области.
В качестве теоретико-метоДологической основы исследования вы-ступают основные положения теории общественных благ (А.Я. Рубинштейн, Р.С. Гринберг, Р.Г. Холкомб, С. Келман), концепции нового государственно¬го менеджмента (Б. Боузман, Т. Геблер, Д. Кеттл, Д. Осборн, П. Пластрик) и сервисного государства (Ю.М. Большакова, Е.А. Карловская, М.В. Паршин). Многоаспектный и комплексный характер исследования обусловил широкое использование в работе междисциплинарного подхода, предполагающего применение комплекса методов нескольких наук (экономики, социологии, юриспруденции, политологии). Кроме того, в работе используются элементы системного и структурно-функционального подхода.
В процессе исследования использовались общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, анализ документов, опрос.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют сведения, содержащиеся в:
- правовых актах, регламентирующих организацию предоставления государственных и муниципальных услуг на федеральном и региональном уровне ;
- материалах ранее проведенных исследований, социологических опросов и мониторингов по проблемам качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
- статистических, аналитических и отчетных данных о работе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Курской области .
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в возможности использования сформулированных в ней выводов и рекомендаций в деятельности органов государственного и муниципального управления для совершенствования процесса предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам и юридическим лицам.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех разделов, заключения и библиографического списка.
Государственные и муниципальные услуги представляют собой особую категорию публичных услуг, специфика которой заключается во взаимосвязи при их предоставлении частных интересов граждан и публичного интереса, выражающегося в обеспечении нормального функционирования общества, выполнении социального предназначения государства. Иначе говоря, государственная (муниципальная) услуга представляет собой деятельность уполномоченного органа, направленную на удовлетворение потребностей гражданина по его запросу, и одновременно - реализацию функций государства (местного самоуправления).
В результате проведенной в нашей стране административной реформы выработаны механизмы управления и стимулирования развития системы оказания государственных и муниципальных услуг, в 2010 году для решения этих задач принят соответствующий федеральный закон. Проведена работа по регламентации деятельности органов власти в части предоставления услуг населению, переводу их в электронную форму, созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Основными преимуществами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг являются: сокращение сроков получения услуг, снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта, обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения услуг в соответствии с административными регламентами и заключенными соглашениями.
С момента начала административной реформы органами государственной власти и местного самоуправления в Курской области выполнена масштабная работа по оптимизации системы предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, сформирована соответствующая нормативно-правовая база, проведена административная регламентация услуг и функций. В настоящее время приоритетными направлениями работы органов власти региона являются: обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», предоставление услуг в электронном виде; проведение регулярного мониторинга их качества и доступности.
Ведущая роль в оказании услуг по принципу «одного окна» в Курской области отводится ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг». Целями его деятельности являются: упрощение процедур и сокращение сроков получения гражданами и юридическими лицами услуг; повышение комфортности обслуживания; повышение информированности заявителей о порядке, способах и условиях по-лучения услуг; противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг; развитие межуровневого и межведомственного взаимодействия.
На сегодняшний день в Курской области действует смешанная модель организации обслуживания населения по принципу «одного окна», включающая несколько уровней: уполномоченный МФЦ (ОБУ «МФЦ» Курской области), муниципальные МФЦ (МКУ МФЦ г. Курска), филиалы и территориально обособленные структурные подразделения (офисы) уполномоченного МФЦ, передвижные пункты для выезда в муниципальные районы, городские и сельские поселения. По итогам 2016 года охват населения области сетью МФЦ, работающих по принципу «одного окна», по месту пребывания, составил более 95%.
Данные ежегодного мониторинга фиксируют стабильный рост спроса со стороны населения региона на услуги ОБУ «МФЦ» и его филиалов, что свидетельствует о высокой востребованности данного общественного института. Доля удовлетворённых в целом доступностью и качеством государственных или муниципальных услуг составляет немногим менее 90% опро-шенных. В то же время, в работе сети МФЦ присутствует ряд недостатков. В их числе: недостаточная работа по информированию граждан о возможностях получения услуг в МФЦ, непрофессионализм, ошибки персонала МФЦ при приеме документов, отсутствие системы электронной очереди и платёжных терминалов в половине филиалов ОБУ МФЦ, подразделениях МКУ МФЦ г. Курска. Похожие результаты демонстрируют и всероссийские социологические опросы. Большинство заявителей призывает органы власти к снижению административных и бюрократических барьеров, повышению профессионализма сотрудников и комфортности обслуживания. Кроме того, население региона пока что еще недостаточно информировано о возможностях получения услуг на базе филиалов МФЦ, а также их территориально обособленных структурных подразделений.
Как показал проведенный нами анализ, во многих случаях существующие стандарты материально-технического оснащения многофункциональных центров не позволяют создать полностью комфортные условия для обслуживания инвалидов, лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Зачастую не выполняются даже минимальные условия доступности данных объектов для инвалидов. Нерешенность перечисленных проблем порождает неблагоприятные социально-экономические последствия - дестимуляцию социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на уровне и качестве их жизни; высокую социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов; ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками).
С учетом вышеизложенных обстоятельств, представляется целесообразной реализация в ОБУ МФЦ Курской области социального проекта «Обеспечение условий доступности предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» для людей с ограниченными физическими возможностями и маломобильных категорий граждан в Курской области «Многофункциональный центр - удобно всем, доступно каждому». Основными задачами проекта являются: формирование условий для беспрепятственного самостоятельного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к получению государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ; повышение комфортности их обслуживания инвалидов в ОБУ МФЦ Курской области; улучшение информационной доступности МФЦ Курской области для граждан с ограниченными возможностями здоровья; формирование информационно-методической базы по обеспечению доступности МФЦ и предоставляемых в них услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
На основании проведенного исследования можно сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес ОБУ МФЦ и органов исполнительной власти Курской области:
- организовать в центрах «Мои Документы» специализированные окна для инвалидов по слуху, работающих в форме видеотелефонной диспетчерской службы;
- разместить достоверную информацию о доступности филиальной сети МФЦ с учетом видов инвалидности на интернет-портале http://zhit- vmeste.ru, а также на официальном сайте ОБУ МФЦ;
- провести необходимые мероприятия по адаптации сети МФЦ для предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения с учетом их особых потребностей;
- обеспечить модернизацию официального сайта МФЦ, в том числе с помощью разработки версии сайта слабовидящих и мобильного приложения «Мои документы»;
- обеспечить повышение квалификации специалистов МФЦ, работающих с инвалидами;
- разработать информационно-методические материалы по организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ инвалидам и другим маломобильным категориям граждан;
- организовать проведение социологического исследования оценки инвалидами состояния доступности и качества получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ Курской области.
В результате проведенной в нашей стране административной реформы выработаны механизмы управления и стимулирования развития системы оказания государственных и муниципальных услуг, в 2010 году для решения этих задач принят соответствующий федеральный закон. Проведена работа по регламентации деятельности органов власти в части предоставления услуг населению, переводу их в электронную форму, созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».
Основными преимуществами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг являются: сокращение сроков получения услуг, снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта, обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения услуг в соответствии с административными регламентами и заключенными соглашениями.
С момента начала административной реформы органами государственной власти и местного самоуправления в Курской области выполнена масштабная работа по оптимизации системы предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг, сформирована соответствующая нормативно-правовая база, проведена административная регламентация услуг и функций. В настоящее время приоритетными направлениями работы органов власти региона являются: обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», предоставление услуг в электронном виде; проведение регулярного мониторинга их качества и доступности.
Ведущая роль в оказании услуг по принципу «одного окна» в Курской области отводится ОБУ «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг». Целями его деятельности являются: упрощение процедур и сокращение сроков получения гражданами и юридическими лицами услуг; повышение комфортности обслуживания; повышение информированности заявителей о порядке, способах и условиях по-лучения услуг; противодействие коррупции, ликвидация рынка посреднических услуг; развитие межуровневого и межведомственного взаимодействия.
На сегодняшний день в Курской области действует смешанная модель организации обслуживания населения по принципу «одного окна», включающая несколько уровней: уполномоченный МФЦ (ОБУ «МФЦ» Курской области), муниципальные МФЦ (МКУ МФЦ г. Курска), филиалы и территориально обособленные структурные подразделения (офисы) уполномоченного МФЦ, передвижные пункты для выезда в муниципальные районы, городские и сельские поселения. По итогам 2016 года охват населения области сетью МФЦ, работающих по принципу «одного окна», по месту пребывания, составил более 95%.
Данные ежегодного мониторинга фиксируют стабильный рост спроса со стороны населения региона на услуги ОБУ «МФЦ» и его филиалов, что свидетельствует о высокой востребованности данного общественного института. Доля удовлетворённых в целом доступностью и качеством государственных или муниципальных услуг составляет немногим менее 90% опро-шенных. В то же время, в работе сети МФЦ присутствует ряд недостатков. В их числе: недостаточная работа по информированию граждан о возможностях получения услуг в МФЦ, непрофессионализм, ошибки персонала МФЦ при приеме документов, отсутствие системы электронной очереди и платёжных терминалов в половине филиалов ОБУ МФЦ, подразделениях МКУ МФЦ г. Курска. Похожие результаты демонстрируют и всероссийские социологические опросы. Большинство заявителей призывает органы власти к снижению административных и бюрократических барьеров, повышению профессионализма сотрудников и комфортности обслуживания. Кроме того, население региона пока что еще недостаточно информировано о возможностях получения услуг на базе филиалов МФЦ, а также их территориально обособленных структурных подразделений.
Как показал проведенный нами анализ, во многих случаях существующие стандарты материально-технического оснащения многофункциональных центров не позволяют создать полностью комфортные условия для обслуживания инвалидов, лиц, с ограниченными возможностями здоровья. Зачастую не выполняются даже минимальные условия доступности данных объектов для инвалидов. Нерешенность перечисленных проблем порождает неблагоприятные социально-экономические последствия - дестимуляцию социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на уровне и качестве их жизни; высокую социальную зависимость, вынужденную изоляцию инвалидов; ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками).
С учетом вышеизложенных обстоятельств, представляется целесообразной реализация в ОБУ МФЦ Курской области социального проекта «Обеспечение условий доступности предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» для людей с ограниченными физическими возможностями и маломобильных категорий граждан в Курской области «Многофункциональный центр - удобно всем, доступно каждому». Основными задачами проекта являются: формирование условий для беспрепятственного самостоятельного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к получению государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ; повышение комфортности их обслуживания инвалидов в ОБУ МФЦ Курской области; улучшение информационной доступности МФЦ Курской области для граждан с ограниченными возможностями здоровья; формирование информационно-методической базы по обеспечению доступности МФЦ и предоставляемых в них услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения.
На основании проведенного исследования можно сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес ОБУ МФЦ и органов исполнительной власти Курской области:
- организовать в центрах «Мои Документы» специализированные окна для инвалидов по слуху, работающих в форме видеотелефонной диспетчерской службы;
- разместить достоверную информацию о доступности филиальной сети МФЦ с учетом видов инвалидности на интернет-портале http://zhit- vmeste.ru, а также на официальном сайте ОБУ МФЦ;
- провести необходимые мероприятия по адаптации сети МФЦ для предоставления государственных и муниципальных услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения с учетом их особых потребностей;
- обеспечить модернизацию официального сайта МФЦ, в том числе с помощью разработки версии сайта слабовидящих и мобильного приложения «Мои документы»;
- обеспечить повышение квалификации специалистов МФЦ, работающих с инвалидами;
- разработать информационно-методические материалы по организации предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ инвалидам и другим маломобильным категориям граждан;
- организовать проведение социологического исследования оценки инвалидами состояния доступности и качества получения государственных и муниципальных услуг в МФЦ Курской области.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ МФЦ (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В СФЕРЕ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ
РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ( НА МАТЕРИАЛАХ ФИЛИАЛ АУ КО «МФЦ» МАНТУРОСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ )
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2021



