Проведен анализ данных за 2016-2020 годы.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты структурной политики государства 5
1.1. Сущность структурных изменений в экономике 5
1.2. Виды и причины структурных изменений в экономике 7
1.3. Понятие и особенности структурной политики государства 11
Глава II. Анализ структурной политики российской экономики 14
2.1. Оценка структуры российской экономики 14
2.2. Основные проблемы структурной политики государства 17
2.3. Направления совершенствования структурной политики и преодоления структурного кризиса в российской экономике 20
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложения 29
Актуальность темы состоит в том, что современное состояние экономики России значительно отличается в темпах и направлениях структурных изменений в экономике по сравнению с западными странами. В российской экономической системе проблема структурного дисбаланса стоит достаточно остро в связи с ресурсодобывающей направленностью нашей экономики и отсутствием долгосрочных инвестиций в реальный сектор, без которого невозможен стабильный рост и будущее качественное развитие экономики в целом. И так как экономика любой страны стремится к устойчивому экономическому росту, данная тема актуальна в настоящий момент.
В последнее время в экономике России происходят значительные структурные изменения под воздействием санкций со стороны западных стран и за счет внутренних факторов экономики. Российская экономика обладает значительным экономическим потенциалом, состоящим из огромного количества сырья, квалифицированной рабочей силы, природных ресурсов, природно-климатических условий, поэтому необходимо создавать новые производства с целью замещения импорта, развития экспорта и формирования идеальной экономической системы внутри страны. Все звенья экономической системы и их взаимосвязи нуждаются в глубоких изменениях.
Поэтому разработка теоретических положений и рекомендаций по структурным преобразованиям экономики, способствующим диверсификации производства, развитию материально-технической базы, развитию устойчивых механизмов производства, распределения и обмена в соответствии с потребностями общества и имеющимися ресурсами, замещению импортной продукции отечественными товарами, может помочь разработать целый ряд мероприятий по стабильному и устойчивому развитию экономики России.
Изучению особенностей структурной политики государства посвящены труды многих зарубежных и отечественных ученых. Среди них такие авторы, как: С.В. Дохолян С.В., О.Б. Березинская, Л.А. Беркович, В.Т. Рязанов, О.С. Сухарев и другие.
Цель курсовой работы – рассмотреть теоретические аспекты структурной политики государства и разработать практические рекомендации по совершенствования структурной политики российской экономики.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
рассмотреть сущность структурных изменений в экономике;
расписать виды и причины структурных изменений в экономике;
привести понятие и особенности структурной политики государства;
провести оценку структуры российской экономики;
выявить основные проблемы структурной политики государства;
предложить направления совершенствования структурной политики и преодоления структурного кризиса в российской экономике.
Объект исследования – структурная политика.
Предметом исследования – особенности структурной политики структурных изменений в российской экономике.
Методологической основой курсовой работы явились труды ученых, статьи и периодические издания таких авторов, как: С.В. Палаш, В.М. Соколинский, О.С. Сухарев и др., а также источники сети интернет, посвященные вопросам структурной политики в экономике.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, метод группировки, , графическое изображение и др.
Структурно данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В заключении проведенного исследования можно сделать несколько следующих выводов.
Структурные изменения в экономике возникают как качественные изменения связей, которые существуют между сопоставимыми элементами макроэкономической системы и классифицируются с учетом присущих им характеристик на исторические, территориальные или иные. Можно выделить две основные причины структурных изменений в экономике: неотделимость технологий от факторов производства и воспроизводственных процессов делает любые технологические изменения началом структурных изменений в экономике – как положительным, так и отрицательным; технологические барьеры модернизации экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса являются первичными по отношению к прочим препятствиям позитивной структурной трансформации (дефицит инвестиций, рабочей силы, ограниченность территории или другие экзогенные факторы).
Структурная политика – система мероприятий, направленных на формирование определенных социальных, воспроизводственных, отраслевых и региональных пропорций, которые с точки зрения государства являются прогрессивными. Действия государства, направленные на улучшение структуры экономической активности в секторах и/или технологических областях, которые обеспечат лучшие перспективы для экономического роста и создание общественных благ по сравнению с отсутствием вмешательства государства. Структурная политика опирается на различные механизмы экономической политики такие, как: инвестиционная, бюджетная, кредитно-денежная, налоговая, таможенно-тарифная, имущественная и т.п.
Проведенный анализ распределения основных отраслей российской экономики за период 2016-2020 гг. показал, что увеличиваются отрасли экономики, связанные с добычей полезных ископаемых, государственным управлением, обрабатывающим производством и др. Отрицательную динамику демонстрируют следующие отрасли: транспорт и хранение, торговля, сельское хозяйство, рыболовство, строительство и др.
В России долго время осуществляли институциональные и структурные модификации, и лона опять находится перед необходимостью серьезных структурных и институциональных изменений. Сформировавшаяся структура экономики России в полной мере не обеспечивает стабильный экономический рост, так как в отраслях, преобладающих в структуре производства, прослеживается тенденция снижения динамики развития. В ходе исследования было выявлено, что необходима структурная перестройка российской экономике на принципах, имеющих исторические корни, с заимствованием инноваций имеющих практическую значимость в развивающихся экономиках.
Для изменения приоритетов в формировании общегосударственной структуры инновационной экономики была определена необходимость структурной перестройки в экономике на принципах, имеющих исторические корни, с заимствованием инноваций имеющих практическую значимость в развивающихся экономиках.
Необходим переход от нынешней структуры экономики, в которой лидирующими отраслями являются добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства, торговля, а также операции с недвижимостью, к экономической системе, в основе которой будет промышленный сектор, производство в целом и высокотехнологичные наукоёмкие отрасли. Необходимость такой трансформации обуславливается тем, что существующие диспропорции в экономической системе уничтожают стимулы к развитию производственного сектора. Для того чтобы у отечественной экономики появился катализатор для перехода к новой фазе роста, требуется создание определённых условий, благоприятного экономического климата для модернизации производства и внедрения современных технологий.
1. Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об инвестиционных фондах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2021) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34237/.
2. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/.
3. Соколинский В.М. Макроэкономическое регулирование: роль государства и корпораций: учебное пособие. – М.: КноРус, 2020. – 243 с.
4. Катов В.В. Структурная политика как основной фактор роста национальной экономики РФ // Ученые записки. – 2020. – № 2 (34). – С. 46-52.
5. Кукушкин С.Н. Структурная модель российской экономики // В сборнике: Проблемы и перспективы развития промышленности России сборник Материалов пятой международной научно-практической конференции «Форсайт промышленного развития: выбор приоритетов и расстановка акцентов». – 2019. – С. 428-442.
6. Максимов M.И., Бакуничева А.А. Дифференциация подходов к управлению инновациями в регионах Российской Федерации // В сборнике: Инструменты и методы коммерциализации инноваций в современной концепции менеджмента. – М., 2019. – С. 68-72.
7. Набатова Н.Ю., Плотников В.А., Шиндикова И.Г. Анализ структурных изменений макроэкономических показателей российской федерации в контексте обеспечения национальной экономической безопасности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2021. – Т. 11. – № 1. – С. 20-37.
8. Никифоров М.О. Краткая характеристика структурных сдвигов промышленного производства России // В сборнике: Актуальные проблемы прикладной и школьной информатики. – Чебоксары, 2020. – С. 374-381.
9. Палаш С.В. Методика оценки экономических эффектов государственных программ как инструментов структурной промышленной политики // Экономика и предпринимательство. – № 4. – 2019. – С. 574-581.
10. Палаш С.В. Оценка системной эффективности структурной промышленной политики в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 12 (125). – С. 240-250.
11. Сухарев О.С. Структурные параметры роста экономики и структурная политика // Вестник Московского университета. Серия 21: Управление (государство и общество). – 2019. – № 2. – С. 32-64.
12. Ушакова Е.О. Исследование структурных сдвигов в экономике регионов // Финансовая экономика. – 2019. – № 8. – С. 307-312.
13. Ясина Е.Г. Структурная политика в России: новые условия и возможная повестка дня. – М.: ВШЭ, 2019. – 32 с.
14. Стрижкова Л.А. Доклад ИЭ РАН «Сводные оценки импортозависимости экономики и основных сегментов внутреннего рынка экономики» [Электронный ресурс]. – М.: Институт экономики РАН. – Режим доступа: http://inecon.org/docs/Strizhkova_paper_20191126.pdf.
15. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.