Введение 3
Глава I. Отношения США с ключевыми латиноамериканскими странами при администрациях Б. Обамы. 8
1.1. Двусторонние отношения с Мексикой: от решения вопросов безопасности к экономическому сотрудничеству. 10
1.2. Американо-кубинские отношения при администрациях Б. Обамы. 17
1.3. Политика администрации Б. Обамы в отношении Венесуэлы. 25
1.4. Отношения с Колумбией: достижение результатов в обеспечении безопасности. 31
1.5. Бразильско-американские отношения при президентстве Б. Обамы: кризисы и достигнутые результаты. 38
Глава II. Латиноамериканский регион: роль Соединенных Штатов Америки и других акторов. 43
2.1. Многосторонний подход США к решению региональных проблем при Б. Обаме. 44
2.2. Основные центры силы региона Латинской Америки. 52
Заключение 57
Список источников и литературы. 62
Актуальность. Соединенные Штаты Америки на сегодняшний день являются одним из самых значимых государств на международной арене, и их политика в должной степени определяет характер международных отношений. Именно поэтому изучение основных тенденций в регионе Западного полушария и политического курса Соединенных Штатов Америки в отношении латиноамериканских стран представляется актуальным. Повышенное внимание со стороны президента Барака Обамы в период с 2009 – 2017 гг. к региону Латинской Америки после продолжительной неэффективной политики предыдущих президентов в отношении латиноамериканских стран вызывает особый научный интерес.
Стоит отметить, что внешняя политика США 2009 – 2017 годов в отношении латиноамериканских стран была ориентирована на выстраивание индивидуального подхода в формате двусторонних отношений ввиду разобщенности стран региона, поэтому в исследовании отдельное внимание уделено двусторонним отношениям со странами первостепенной важности. Выбор стран был сделан в соответствии со степенью значимости государств Латинской Америки для Соединенных Штатов при президентстве Барака Обамы на основе политической платформы Б. Обамы во время предвыборной кампании, а также Стратегии Национальной безопасности, опубликованной в 2010-м и 2015-м годах. Такие страны, как Куба, Бразилия, Венесуэла, Колумбия и Мексика формируют основные тенденции, политическую повестку дня в регионе. Вопросы, по которым взаимодействуют Соединенные Штаты с этими странами, включают в себя проблемы безопасности, экономического процветания, а также проблему демократических преобразований. Ввиду того, что срок полномочий президента Барака Обамы истек, предоставляется возможность объективно оценить изменения латиноамериканского курса внешней политики США, а также его результаты. На основе приоритетов администрации Барака Обама были выбраны страны, определяющие наибольшее влияние на латиноамериканскую политику США: Куба, Бразилия, Венесуэла, Колумбия и Мексика.
Новизна. Данная работа представляет собой комплексный анализ латиноамериканской политики Соединенных Штатов Америки при президентстве Барака Обамы. Ввиду актуальности и современности выбранной темы, фактически отсутствуют научные работы, посвященные комплексному анализу внешней политики США в Латинской Америке на современном этапе. Существующие работы преимущественно посвящены изучению двусторонних отношений США с определенными странами региона. В данной работе с целью формирования представления о внешней политике Соединенных Штатов Америки в латиноамериканском регионе проведен анализ не только двусторонних отношений США с ключевыми странами региона, но и исследован многосторонний подход американского государства в Латинской Америке. Кроме того, в работе выявлены основные факторы, повлиявшие на изменение приоритетов латиноамериканской стратегии Соединенных Штатов Америки при Б. Обаме.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить эволюцию приоритетов латиноамериканской политики Соединенных Штатов Америки в течение президентства Барака Обамы, а также обозначить факторы, повлиявшие на эти изменения.
Основными задачами соответственно являются:
1. Определить основные приоритеты Соединенных Штатов Америки в латиноамериканском регионе в период с 2009 – 2017 год;
2. Проанализировать двусторонние отношения со странами региона Латинской Америки, которые представляют повышенный интерес для Соединенных Штатов (Куба, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика);
3. Выявить основные факторы эволюции приоритетов США в регионе Латинской Америки;
4. Определить основные результаты проводимой Бараком Обамой политики в Латинской Америке.
Объектом данной работы является латиноамериканская политика Соединенных Штатов в период с 2009 – 2017 год, предметом – эволюция приоритетов проводимой внешней политики в отношении латиноамериканского региона.
Источниковая база. Источники, использованные в ходе исследования, составляют комплекс документов, который можно разделить на несколько групп. К первой группе относятся документы органов государственной власти Соединенных Штатов Америки и международных организаций, анализ которых дал представление о приоритетах, действиях и результатов внешней политики США (Стратегия Национальной Безопасности США от 2010 года, Стратегия Национальной Безопасности США от 2015 года, отчеты госдепартаменты США в период президентства Барака Обамы, статистические данные Министерства торговли США и др.).Ко второй группе относятся речи, выступления и интервью официальных лиц: выступление Барака Обамы на встрече Кубино-Американского национального фонда, заявление Б. Обамы об изменениях в политике в отношении Кубы от 17 декабря 2014 года, заявление Дж. Керри о кризисе в Венесуэле от 15 февраля 2014 года, заявление Барака Обамы на открытии пленарного заседания Саммита Америк от 14 апреля 2012 года, речь генерального секретаря Луиса Альмарго в ОАГ и др. К третьей группе относятся новостные источники, отражающие основные события, происходившие в указанные хронологические рамки в регионе Западного полушария: BBC News, CNN, Reuters.
Степень изученности проблемы. Несмотря на существующие исследования латиноамериканской политики Соединенных Штатов Америки в период президентства Барака Обамы, данная тема является недостаточно изученной, особенно в России, ввиду современности данной темы. Кроме того, в научной сфере преобладают исследования двусторонних отношений, и практически отсутствует комплексный анализ внешней политики США в Латинской Америке. В данной работе была использована научная литература и источниковая база на русском и английском языках.
Работы А.С. Шишкова, В.Л. Хейфеца и Л.С. Хейфеца позволили рассмотреть основные проблемы, а также результаты латиноамериканской стратегии Соединенных Штатов Америки при Б. Обаме, оценить ключевые факторы, влияющие на нее. Кроме того, авторами также была обозначена степень влияния США в регионе Латинской Америки. Среди иностранных авторов данная тема была проанализирована Х. Касааб и Дж. Росен .
В целом, научная литература может быть разделена по определенной проблематике. Работы таких авторов, как М. Хирст, А. Маламуд и Т. Лонг позволили сформировать представление о политических региональных и глобальных амбициях Бразилиии ее взаимоотношениях с США. Проблема миграции в рамках американо-мексиканских отношений была изучена А. Террезасом, М. Розенблумом, Т.М. Травкиной. Большое внимание причинам восстановления отношений Кубы и США уделил В. Леогранде. В частности, некоторыми авторами улучшение двусторонних отношений было отмечено в качестве фактора сдерживания растущего влияния других акторов, имеющих тесные отношения со странами региона (А.П. Сербин, А. Сербин ).Особенности политики венесуэльского правительства и ее влияния на отношения со странами Западного полушария были изучены В.Л. Хейфецом и Л.В. Хадорич, а также К.Н. Дроздовой. Результаты американо-колумбийских отношений при Б. Обаме, а также роль США в урегулировании конфликта правительства Колумбии с повстанческой группировкой ФАРК были исследованы С. Бродзинским, проблемы в отношениях между Колумбией и США были освещены Дж. Карденасом. Помимо этого, были использованы научные публикации, авторы которых рассмотрели взаимодействие стран Западного полушария, а именно, основные проблемы существующих в регионе организаций, их эффективность и результаты их деятельности (П. Мейер, В.Л. Хейфец, Л.В. Хадорич, М.Р. Атаев, С. Фельтер и др.).
Получить представление об основных направлениях двусторонних отношений Соединенных Штатов Америки с ключевыми странами латиноамериканского региона позволили исследования, публикуемые экспертно-аналитической организацией «Исследовательская Служба Конгресса США».
Структура работы. Введение раскрывает актуальность, новизну исследовательской работы, степень научной разработки темы, определяет источниковую базу, цель исследования и соответствующие задачи.
В главе Iрассматриваются основные факторы, в соответствии с которыми Куба, Венесуэла, Бразилия, Мексика и Колумбия были отмечены в качестве ключевых стран региона Латинской Америки. Также представлен анализ двусторонних отношений США с каждой из вышеперечисленных стран, обозначены результаты взаимодействия с этими государствами и дана оценка внешнеполитической стратегии по отношению к этим странам.
В главе II рассматриваются основные приоритеты Соединенных Штатов Америки в латиноамериканском регионе при президентстве Барака Обамы. Особое внимание уделяется продвижению региональных интересов США с помощью многосторонних форматов: Организации американских государств и Саммита Америк. Помимо этого, дается характеристика эффективности данных площадок и их актуальности, а также рассмотрены альтернативные интеграционные объединения среди латиноамериканских государств. Кроме того, анализируются основные центры силы в регионе Латинской Америки и их взаимодействие друг с другом для создания полной картины значимости Соединенных Штатов Америки в регионе.
В заключении формулируются выводы по изучаемой проблематике в соответствии с поставленной целью и соответствующими задачами.
Исследование показало, что во время президентства Барака Обамы происходили изменения приоритетов латиноамериканской политики Соединенных Штатов Америки. Второй президентский срок Барака Обамы был отмечен более тесным сотрудничеством со странами Латинской Америки по различным вопросам. Это связано, прежде всего, с тем, что конъюнктура, сложившаяся к концу второго срока Б. Обамы, значительно отличалась от той, которая была на момент вступления Барака Обамы в должность. Во-вторых, на это оказала влияние и обстановка внутри американского государства. В 2009-2010 годах существовала потребность выработки антикризисных мер и восстановления американской экономики, поэтому правительство США преимущественно было сосредоточено на решении внутренних дел.
На изменение обстановки в регионе Латинской Америки главным образом повлияло ухудшение экономического положения в Венесуэле. Падение цен на нефть стало причиной экономического кризиса, который впоследствии вызвал социально-политические протесты в 2014 году. Венесуэла является одним из главных поставщиков нефти для ряда латиноамериканских стран, а потому ее упадок в экономической сфере, а также политическая нестабильность вынудили партнеров, в том числе Кубу, искать альтернативные возможности сотрудничества.
Кубинское правительство, принимая во внимание собственные экономические проблемы, а также ухудшающееся положение Венесуэлы, выразило готовность к восстановлению отношений с Соединенными Штатами Америки. Назревающее недовольство среди американских политических кругов, а также экономических лобби, спровоцировало президента США решиться на возобновление двусторонних отношений с Кубой. Проведение политики «мягкой силы» в отношении Кубы и отказ от давления на кубинское правительство позволили создать положительный имидж Соединенных Штатов Америки на международной арене. В частности, такая политика США вызвала доверие со стороны повстанческой группировки Революционных вооруженных сил Колумбии, которая согласилась вести переговоры с колумбийским правительством и представителями американского государства.
Экономический и политический кризисы, начавшиеся в Бразилии в 2014-2015 годах, а также отсутствие в латиноамериканском регионе государств, способных оказать финансовую поддержку бразильской экономике, способствовали восстановлению отношений Бразилии и США после громкого скандала о прослушивании бразильских государственных лиц американскими спецслужбами. В определенной степени на это также повлияло ухудшение положения Венесуэлы, поскольку на пике экономического подъема Венесуэлы Бразилия старалась развить с данным государством интенсивные отношения, а при тяжелом экономическом и политическом положении венесуэльского правительства Бразилия стала искать поддержку у США.
В целом, при анализе двусторонних отношений с латиноамериканскими странами удалось выделить основные приоритеты латиноамериканской стратегии Соединенных Штатов Америки в период президентства Барака Обамы. Во-первых, это безопасность. Сфера безопасности включает в себя контролирование иммиграционных потоков, а также борьбу с наркоторговлей и преступностью. В рамках многостороннего формата, а именно, в Организации американских государств и во время Саммита Америк, США стремятся выработать общую стратегию по борьбе с наркоторговлей и неконтролируемой миграцией. Основными странами, с которыми сотрудничают Соединенные Штаты Америки по данным вопросам, являются Мексика и Колумбия. При президентстве Барака Обамы удалось добиться снижения незаконной миграции из Мексики в США путем ужесточения контроля на границе, а также путем принятия некоторых законов, упрощающих получение гражданства для иммигрантов. Полномасштабная иммиграционная реформа, предлагаемая Бараком Обамой, проведена не была ввиду неодобрения ее Конгрессом США. Определенные успехи, достигнутые США и Мексикой в сфере миграции, позволили обратить взор государств на страны Центральной Америки (Сальвадор, Гондурас, Гватемала), где начиная с 2014 года стали увеличиваться потоки мигрантов в США из-за ухудшения экономико-политического положения. Совместно с Мексикой Соединенные Штаты Америки начали сотрудничество в области безопасности с вышеперечисленными странами.
Помимо этого, в сфере безопасности, в рамках многостороннего сотрудничества, США реализуют стратегию по энергетической безопасности. В 2009 году на Саммите Америк Бараком Обамой было выдвинуто предложение о создании эколого-энергетическое партнерства американских государств, способствующее росту инвестиций в возобновляемые источники энергии. По итогу, в период администрации Б. Обамы государства-участники разработали более 40 инициатив и проектов в рамках данного партнерства.
При активной поддержке Соединенных Штатов Америки, в том числе путем осуществления «Плана Колумбия», а также при непосредственном участии представителей США, в 2015 году было заключено мирное соглашение между правительством Колумбии и повстанческой группировкой Революционные вооруженные силы Колумбии. США продолжают активно сотрудничать с Колумбией в борьбе против наркоторговли, выделяя каждый год из бюджета финансовую помощь колумбийскому правительству, а также оказывая военную поддержку Колумбии. Помимо этого, в 2015 году Соединенные Штаты Америки и Бразилия заключили соглашение о сотрудничестве в военной сфере, в соответствии с которым США предоставляют Бразилии помощь в обеспечении безопасности, включая совместную военную подготовку.
Во-вторых, приоритетом Соединенных Штатов Америки в латиноамериканском регионе является развитие экономических отношений. США с целью развития экономики в регионе осуществляют поддержку малого бизнеса в странах Латинской Америки в рамках ОАГ, а также углубляют экономические связи с латиноамериканскими партнерами. При президентстве Барака Обамы был учрежден Экономический Диалог Высокого Уровня с Мексикой, необходимость создания которого была отмечена ввиду увеличения американских инвестиционных потоков в экономику Мексики. Кроме того, товарооборот между странами увеличился в 1,5 раза при Б. Обаме. Причиной этому, прежде всего, стали реформы, проведенные мексиканским правительством. С Колумбией было заключено Соглашение о свободной торговле, вступившее в силу в 2012 году, которое также способствовало увеличению товарооборота между странами и инвестиций. В американо-бразильских отношениях государствам удалось решить долгосрочный спор, связанный с государственным субсидированием и кредитованием некоторых отраслей американской экономики, что положительно сказалось на отношениях, так как Бразилия длительное время была озадачена этой проблемой. Благодаря восстановлению американо-кубинских отношений, США и Куба заключили некоторые соглашения по сотрудничеству, включая сельское хозяйство, транспортное сообщение и ряд других.
В-третьих, приоритетом является продвижение демократии и защита демократических ценностей. В период президентства Барака Обамы Соединенные Штаты Америки пытались оказать политическое давление на правительство Венесуэлы, пренебрегающее правами человека и подавляющее массовые протесты жестоким образом. США использовали как прямой канал давления, а именно, наложение санкций на государственных лиц Венесуэлы, так и многосторонний формат, призывая стран-участников ОАГ к порицанию венесуэльского правительства. Фактически данная стратегия не увенчалась успехом, поскольку такие предложения, как приостановление членства Венесуэлы в ОАГ и разработка действий по принуждению правительства Венесуэлы к демократическому порядку были блокированы небольшой группой государств-членов организации, которые солидарны с Венесуэлой в идеологической политике либо получают поставки нефти со стороны Венесуэлы на льготных условиях. Помимо этого, США безуспешно стараются склонить Кубу к демократическим преобразованиям, в том числе путем установления определенных условий, которые Куба должна выполнить, для того чтобы получить статус члена ОАГ, однако правительство Кубы не заинтересовано в участии в данной организации. Кроме того, США поддерживают оппозиционные группы в странах Латинской Америки путем оказания им финансовой помощи через такие институты, как Агентство США по международному развитию (USAID).
Таким образом, задачи, поставленные в исследовании, выполнены, а цель исследования достигнута: выявлена эволюция приоритетов латиноамериканской политики Соединенных Штатов Америки в период президентства Барака Обамы и обозначены основные факторы, повлиявшие на эти изменения. При Бараке Обаме удалось восстановить отношения с Кубой, сменив политику давления на политику вовлечения Кубы в международное сообщество. Кроме того, было значительно расширено двустороннее экономическое сотрудничество с Мексикой и Колумбией, результатом которого стали увеличившиеся товарооборот между странами и американские инвестиции в эти государства. С Бразилией был решен долгосрочный экономический спор, существенно портящий отношения между двумя государствами. Также удалось частично решить проблему неконтролируемых потоков мигрантов из Мексики, что позволило перейти к взаимодействию с Мексикой по вопросам миграции из Центральной Америки. В Колумбии при участии США было заключено внутригосударственное перемирие, которое во многом обеспечит более безопасную обстановку внутри колумбийского государства. Соединенным Штатам Америки также удалось заключить соглашение о военном сотрудничестве с бразильским правительством, что укрепило отношения между двумя странами. Факторами, повлиявшими на вышеперечисленные изменения, стали обстановка, сложившаяся в Латинской Америке: потеря Соединенными Штатами Америки позиций в латиноамериканском регионе и усиливающаяся независимость стран Латинской Америки, сложное экономическое и политическое положение Венесуэлы, Кубы, Бразилии, острые проблемы наркоторговли, преступности и миграционных потоков в регионе, а также готовность политических кругов США к смене латиноамериканского курса внешней политики.
1) Документы органов государственной власти Соединенных Штатов Америки и международных организаций:
Announcement of Ten-Year Visa Validity for Colombians Visiting the United States. 15.04.2012. - URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2012/04/187927.htm (30.04.2018).
Broadband partnership of the Americas // USAID. 24.04.2012. – URL: https://www.usaid.gov/news-information/fact-sheets/broadband-partnership-americas (01.05.2018).
Caribbean Basin Security Initiative. 09.12.2009. – URL: https://2009-2017.state.gov/p/wha/rls/rm/2009/141958.htm (01.05.2018).
Colombia. Office of the United States Trade Representative. - URL: https://ustr.gov/countries-regions/americas/colombia# (30.04.2018).
Connecting the Americas 2022 // Bureau of Energy Resources. – URL: https://www.state.gov/e/enr/c52654.htm (01.05.2018).
Democracy // OAS. - URL: http://www.oas.org/en/topics/democracy.asp (30.04.2018).
Energy and Climate Partnership of the Americas // Bureau of western hemisphere affairs. 08.04.2015. – URL: https://2009-2017.state.gov/p/wha/rls/fs/240498.htm (01.05.2018).
National Security Strategy. Washington: The White House, 2010 – URL: http://nssarchive.us/NSSR/2010.pdf (30.04.2018).
National Security Strategy. Washington: The White House, 2015 – URL: http://nssarchive.us/wp-content/uploads/2015/02/2015.pdf (28.04.2018).
New $100 Million Microfinance Growth Fund for the Western Hemisphere // The White House. 18.04.2009. - URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/new-100-million-microfinance-growth-fund-western-hemisphere (01.05.2018).
Peace Colombia - A New Era of Partnership between the United States and Colombia. 04.02.2016. - URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2016/02/04/fact-sheet-peace-colombia-new-era-partnership-between-united-states-and (30.04.2018).
Recent Violence in Venezuela. 15.02.2014. - URL: https://2009-2017.state.gov/secretary/remarks/2014/02/221693.htm (30.04.2018).
Small Business Network of the Americas (SBNA) // Bureau of Western Hemisphere Affairs. – URL: https://2009-2017.state.gov/p/wha/rt/soa/2015/init/econ/sbna/index.htm (01.05.2018).
Senior State Department Official on One Year of Re-established Diplomatic Relations With Cuba. 20.07.2016. - URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2016/07/260295.htm (30.04.2018).
The United States and Venezuela Agree to Resume Full Diplomatic Representation. 26.06.2009. - URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2009/06a/125409.htm (30.04.2018).
Top U.S. Trade Partners // U.S. Department of Commerce. - URL: https://www.trade.gov/mas/ian/build/groups/public/@tg_ian/documents/webcontent/tg_ian_003364.pdf (30.04.2018).
Treasury and Commerce Announce Regulatory Amendments to the Cuba Sanctions. 15.01.2015. - URL: https://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Pages/jl9740.aspx (30.04.2018).
U.S. - Colombia Defense Cooperation Agreement. 30.10.2009. - URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2009/oct/131134.htm (30.04.2010).
U.S.-Mexico High Level Economic Dialogue: Government Officials Review Accomplishments and Next Steps in Ongoing Collaboration. Washington, D.C.: Bureau of Western Hemisphere Affairs. 30.07.2015. URL: https://2009-2017.state.gov/p/wha/rls/prsrl/245503.htm (30.04.2018).
U.S. Participation in the 7th Summit of the Americas // The White House. 11.04.2015. – URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2015/04/11/fact-sheet-us-participation-7th-summit-americas (01.05.2018).
U.S. Relations With Mexico. Fact Sheet. Washington, D.C.: Bureau Of Western Hemisphere Affairs. 12.07.2016. - URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/ei/bgn/35749.htm (30.04.2018).
Venezuela: Inclusion of All Parties a Key to Solving Challenges. 17.02.2016. - URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2016/02/252589.htm (30.04.2018).
Visa Restrictions Against Human Rights Abusers in Venezuela. 30.07.2014. - URL: https://2009-2017.state.gov/r/pa/prs/ps/2014/07/229928.htm (30.04.2018).
2) Речи, выступления и интервью официальных лиц:
Beckwith R.T. Read President Obama's Speech to the Cuban People // TIME. 22.03.2016. - URL: http://time.com/4267933/barack-obama-cuba-speech-transcript-full-text/ (30.04.2018).
Brady J. News Conference by the President.30.04.2013. - URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2013/04/30/news-conference-president (30.04.2018).
Kerry J. President Obama's New Cuba Policy Looks Forward, Not Back. John Kerry. 20.12.2014. - URL: https://2009-2017.state.gov/secretary/remarks/2014/12/235458.htm (30.04.2018).
Obama B. Presidential Determination - Major Drug Transit or Major Illicit Drug Producing Countries for Fiscal Year 2017. 12.09.2016. - URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2016/09/12/presidential-determination-major-drug-transit-or-major-illicit-drug (30.04.2018).
Obama B. Remarks to the Cuban American National Foundation in Miami, Florida. 23.05.2008. - URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/index.php?pid=77357 (30.04.2018).
Obama B. Statement by the President on Cuba Policy Changes. 17.12.2014. - URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2014/12/17/statement-president-cuba-policy-changes (30.04.2018).
Remarks of President Barack Obama - As Prepared for Delivery - Summit of the Americas Opening Plenary // The White House. 14.04.2012. – URL: https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-office/2012/04/14/remarks-president-barack-obama-prepared-delivery-summit-americas-opening (01.05.2018).
Secretary General’s Speech at His Inauguration // OAS. 26.05.2015. - URL: http://www.oas.org/en/about/speech_secretary_general.asp?sCodigo=15-0038 (30.04.2018).
3) Новостные источники
Кастро: Куба не присоединится к Организации американских государств // BBC. 05.06.2016. URL: https://www.bbc.com/russian/news/2016/06/160604_cuba_oas_venezuela (30.04.2018).
Обама и Руссефф восстанавливают отношения после пропущенного визита // Reuters. 30.06.2015. - URL: https://www.golos-ameriki.ru/a/reuters-usa-brazil-rousseff/2842852.html (30.04.2018).
Accused drug kingpin extradited to Venezuela // CNN. 09.05.2011. - URL: http://edition.cnn.com/2011/WORLD/americas/05/09/venezuela.colombia.extradition/index.html (30.04.2018).
Colombia and Venezuela restore diplomatic relations // BBC News. 11.08.2010. - URL: http://www.bbc.com/news/world-latin-america-10926003 (30.04.2018).
Mercosur suspends Venezuela over trade and human rights // BBC News. 02.12.2016. - URL: http://www.bbc.com/news/world-latin-america-38181198 (30.04.2018).
Obama, Uribe to discuss long-delayed trade pact // Reuters. 12.06.2009. - URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-colombia-trade/obama-uribe-to-discuss-long-delayed-trade-pact-idUSTRE55B4RQ20090612?sp=true (30.04.2018).
PDVSA curbs crude to Cuba. - URL: http://fingfx.thomsonreuters.com/gfx/rngs/VENEZUELA-CUBA-OIL/0100421G4F7/index.html (30.04.2018).
WTO members secure “historic” Nairobi Package for Africa and the world. Nairobi: WTO. 2015. - URL: https://www.wto.org/english/news_e/news15_e/mc10_19dec15_e.htm (30.04.2018).
Списоклитературы:
1) Монографии:
Kassab H.S., Rosen J.D. The Obama Doctrine in the Americas // Chicago. Lexington Books.Chicago. 2016. 368 p.
Leogrande W.M. No Time to Lose: Navigating the Shoals of the New U.S.-Cuba Relationship // Cuba-US relations: normalization and its challenges / M. E. Crahan, S.M. Castro Mariño. Institute of Latin American Studies, 2016.430 p.
Parmly M. The Barack Obama Presidency: Cuba // The World Views of the Obama Era. From Hope to Disillusionment / M. Matthias.Basingstoke. Palgrave Macmillan, 2017. 347 p.
2) Научные статьи и материалы аналитических центров:
Атаев М.Р.. Международная интеграция в Западном полушарии: проект АЛКА // Власть. 2011. № 9. С. 166-168.
Балденкова Ю.В., Травкина Н.М. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на иммиграционную ситуацию в США // Россия и Америка в XXI веке. 2014. №1. С. 1-2.
Дроздова К. Н. Влияние участия Венесуэлы в программе «Петрокарибе» на развитие её национальной экономики // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 5. С. 17
Кодзоев М. А-М. США — Куба: как Барак и Рауль пишут историю // Латинская Америка.2016. №3. С. 51-64.
Косевич Е.Ю. Мексикано-американские отношения в период президентства Барака Обамы // Латинская Америка. 2018. №1. С. 63-75.
Кусакина М.В. «Боливарианский проект» развития Венесуэлы // Журнал Власть. 2007. № 11. С. 114-117.
Сербин А.П. Сербин А. Обама использует Кубу для сдерживания растущего влияния России, Ирана и Китая в Латинской Америке // Латинская Америка. 2015. №6. С. 32-34.
Хейфец В., Хадорич Л. Кризис в Венесуэле и региональная интеграция // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 5. С. 79-87.
Хейфец В.Л., Хадорич Л.В. Латинская Америка между ОАГ и СЕЛАК // Мировая экономика и международные отношения. 2015. №4. С. 90-100.
Хейфец В.Л., Хейфец Л.С.. Латиноамериканская стратегия США на современном этапе // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. №4. С. 150-160.
Шереметьев И.К., Николаева Л.Б. Стратегия латиноамериканских стран на новом витке мирового развития // Латинская Америка. 2013. № 2. С. 4-16.
Шишков, А.С. Политика администрации Б. Обамы в Латинской Америке // Проблемы национальной стратегии. 2015. №4. С.44-65.
Яковлев П. Латиноамериканская политика Б. Обамы (по итогам поездки в Бразилию, Чили и Сальвадор). - URL: http://www.perspektivy.info/oykumena/politika/latinoamerikanskaja_politika_b_obamy_po_itogam_pojezdki_v_braziliju_chili_i_salvador_2011-03-28.htm (30.04.2018).
Cardenas J.R. How Obama is losing Colombia. 25.04.2011. - URL: http://foreignpolicy.com/2011/04/25/how-obama-is-losing-colombia/ (30.04.2018).
Felbab-Brown V. President Obama’s Visit to Mexico: Key Anti-Crime Issues. 2014. - URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/06/mexico-security-anti-crime-nieto-v2-felbabbrown.pdf (28. 04.2018).
FelterС., Renwick D. Mercosur: South America’s Fractious Trade Bloc. 26.12.2017. - URL: https://www.cfr.org/backgrounder/mercosur-south-americas-fractious-trade-bloc (30.04.2018).
Hakim P. The future of US–Brazil relations: confrontation, cooperation or detachment? // International Affairs. 2014. Vol. 90. №5. P. 1161–1180.
Herz M. Does the Organization of American States Matter? 2008. - URL: http://www.lse.ac.uk/international-development/Assets/Documents/PDFs/csrc-working-papers-phase-two/wp34.2-does-the-oas-matter.pdf (30.04.2018).
Hirst M. Emerging Brazil: The Challenges of Liberal Peace and Global Governance // Global Society. 2015. Vol. 29. № 3. P. 359-372.
Leogrande W. M. Normalizing US–Cuba relations: escaping the shackles of the past // International Affairs. 2015. Vol. 91, № 3. P. 269-293.
Long T. The US, Brazil and Latin America: the dynamics of asymmetrical regionalism // Contemporary Politics. 2018. Vol. 24. № 1. P. 113-129.
Malamud A. A leader without followers? The growing divergence between the regional and global performance of Brazilian foreign policy // Latin American Politics and Society. 01.09.2011. № 3. P. 1-24.
Meyer P.J. Brazil: Background and U.S. Relations. 11.02.2016. - URL: https://fas.org/sgp/crs/row/RL33456.pdf (30.04.2018).
Meyer P.J. Organization of American States: Background and Issues for Congress. 14.03.2018. - URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R42639.pdf (30.04.2018).
Meyer P. J. Seventh Summit of the Americas: In Brief. 24.03.2015. – URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R43952.pdf (01.05.2018).
Reid M. Obama and Latin America - URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/americas/obama-and-latin-america (28.04.2018).
Renwick D. Central America’s Violent Northern Triangle. 18.01.2018. - URL: https://www.cfr.org/backgrounder/central-americas-violent-northern-triangle (30.04.2018).
Rosenblum M., Kandel W., Seelke C., WasemR.. Mexican Migration to the United States: Policy and Trends - URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R42560.pdf (28.04.2018).
Schnepf R. Status of the WTO Brazil-U.S. Cotton Case. 01.10.2014. - URL: http://nationalaglawcenter.org/wp-content/uploads/assets/crs/R43336.pdf (30.042018).
Schwartz H.A., Kodner S. Do the OAS and the Summit of the Americas Still Matter? 09.04.2015. - URL: https://www.csis.org/analysis/do-oas-and-summit-americas-still-matter (30.04.2018).
Seong-yong P., Wootae L. Similar but Divergent Pathways: US–Cuba and US–North Korea Relations // Pacific Focus. 2016. Vol. 31. № 2. P. 187-210.
Sullivan M. P. Venezuela: Background and U.S. Relations. 02.10.2014. - URL: https://www.everycrsreport.com/files/20141002_R43239_2a74c9bcaaffea1a6b8f95973049deacd118fbc0.pdf (30.04.2018).
Villarreal M.A. The U.S.-Colombia Free Trade Agreement: Background and Issues. 14.02.2014. - URL: https://fas.org/sgp/crs/row/RL34470.pdf (30.04.2018).
Terrazas A. Migration Policy Institute - URL: https://www.migrationpolicy.org/article/mexican-immigrants-united-states-2 (28.04.2018).
Colombia: Background and U.S. Relations. 05.02.2016. - URL: https://www.everycrsreport.com/files/20160205_R43813_45909d44e336402981ebc00413ac1b6f3e12d154.pdf (30.04.2018).
3) Газетные статьи
Brodzinsky S. The key to ending Colombia's five-decade civil war could be the US // The Guardian. 19.05.2015.
Brodzinsky S., Roberts D. John Kerry holds unprecedented peace talks with Colombian Farc rebels // The Guardian. 22.03.2016.
Carter S., Ellis J., Hossain F., Mclean A. On the Issues: Immigration. // The New York Times. 23. 05. 2012.
Chan S. U.S. and Brazil Reach Agreement on Cotton Dispute // New York Times. 06.04.2010.
Diehl J. Why isn’t Obama fighting Colombia’s dirty deal? 10.04.2011. - URL: https://www.washingtonpost.com/opinions/why-isnt-obama-fighting-colombias-dirty-deal/2011/04/07/AFGdwrGD_story.html?utm_term=.610cf8c03531 (30.04.2018).
Kumagai T. Venezuela Maps Ambitious Production Plan // PlattsOilgram News. 07.06.2013.
Morgenthau R.M. The Emerging Axis of Iran and Venezuela // The Wall Street Journal. 08.09.2009.
Oppenheimer A. Caribbean countries should be ashamed of supporting Venezuela at OAS meeting // Miami Herald. 21.06.2017.