Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организационно-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты

Работа №139430

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы64
Год сдачи2023
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы реализации организационно-­педагогических условий формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты 7
1.1 Психолого-педагогические основы развития у детей 5-6 лет
умений конструктивно решать конфликты 7
1.2 Характеристика организационно-педагогических условий
формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты 10
Глава 2 Экспериментальное изучение реализации организационно­педагогических условий формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты 15
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет
умений конструктивно решать конфликты 15
2.2 Содержание работы по реализации организационно­
педагогических условий формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты 27
2.3. Динамика уровня сформированности способности конструктивно решать конфликты у детей 5-6 лет 42
Заключение 53
Список используемой литературы 55
Приложение А Результаты констатирующего этапа эксперимента 59
Приложение Б Результаты контрольного этапа эксперимента 62

Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной бакалаврской работе, связана с тем, что в современном мире дети перенимают у взрослых и средств массовой коммуникации деструктивную модель поведения, которая в нынешних условиях становится стандартной для межличностного общения по причине постоянного возникновения стрессовых ситуаций.
Однако взрослые люди, вступая в постоянные конфликты с окружающими, понимают последствия своих действий и стараются найти оптимальные пути решения сложившихся ситуаций, тогда как дети еще не наделены достаточным социальным опытом, чтобы успешно выйти из конфликта и сохранить хорошие отношения со сверстниками.
Именно поэтому чрезвычайно важно создать и реализовать те организационно-педагогические условия, которые позволяют формировать у старших дошкольников умений конструктивно решать конфликты. В условиях дошкольной образовательной организации подобная деятельность является одним из важнейших компонентов воспитательной деятельности.
Проблемой формирования у детей 5-6 лет умения конструктивно решать конфликты занимался ряд авторов, которые выработали диагностический инструментарий для проведения исследований в данной сфере, а также предложили некоторые упражнения и игры по формированию рассматриваемого навыка.
Однако на сегодняшний день в научной литературе отсутствует комплексная методика или программа психолого-педагогической работы по повышению уровня сформированности у детей 5-6 лет навыка конструктивно решать конфликты, что еще раз подтверждает актуальность и практическую значимость данного теоретического и практического исследования.
Цель исследования: теоретически определить и экспериментально проверить организационно-педагогические условия формирования у детей 5­6 лет умений конструктивно решать конфликты.
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты.
Предмет исследования: организационно-педагогические условия
формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты.
Гипотеза исследования: формирование умений конструктивно решать конфликты у детей 5-6 лет будет успешным при следующих организационно­педагогических условиях:
• достаточная организация материально-технических, кадровых и методических ресурсов;
• учет возрастных особенностей детей и обеспечение возможностей выбирать конструктивные модели выхода из конфликта;
• организация индивидуальной работы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты;
2. Дать характеристику организационно-педагогическим условиям формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты;
3. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты;
4. Описать содержание работы по реализации организационно­педагогических условий формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты и определить изменения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• исследования психолого-педагогических основ разрешения конфликтов в детском возрасте (Коломинский Я.Л., Фурманов С.М., Елисеева П.А., Кудырская Р.А.);
• исследования принципов устранения повышенной конфликтности у старших дошкольников (Смирнова Е.О, Губенкова М.И., Савина А.А.);
• теоретические положения о роли игры в формировании умений и навыков неконфликтного общения у детей дошкольного возраста (Фопель К., Майорова Ю.С., Рояк А.А.).
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение психолого­-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение, беседа, анализ ситуации; педагогический эксперимент: экспериментальный, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов исследования (количественный и качественный анализ полученных данных)...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для достижения поставленной цели были рассмотрены психолого­педагогические основы формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты; дана характеристика организационно-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты; выявлен уровень сформированности у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты; дано описание содержания работы по реализации организационно-педагогических условий формирования у детей 5- 6 лет умений конструктивно решать конфликты и определены изменения.
Учитывая полученные результаты проведенного PEST-анализа, можно сказать, что для того, чтобы обеспечить организационно-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты в рамках современной действительности, каждой ДОО необходимо принять комплексные меры по совершенствованию своей деятельности и получению ресурсных возможностей для обеспечения каждого этапа реализации разрабатываемых в данном направлении программ.
Исследование уровня сформированности у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты, которое носило экспериментальный характер, решено было провести в МБДОУ детский сад №2 г.о Чехов, в старшей группе. В исследовании были задействованы 40 дошкольников в возрасте 5-6 лет.т
Кроме того, для проведения экспериментального исследования был подобран соответствующие диагностических инструментарий, который включал в себя батарею диагностических тестов, в частности, «Картинки» Р.Р. Калининой, «Наблюдение в игре» А.И. Анжаровой, а также специально разработанная для данного исследования анкета для воспитателей «Конструктивность конфликтного поведения ребенка». Сравнительный (статистический) анализ результатов, полученных в ходе первичной диагностики в контрольной и экспериментальной группах, не выявил достоверных различий между полученными результатами, что говорит о том, что старшие дошкольники экспериментальной и контрольной групп на этапе первичной диагностики не склонны к конструктивному решению конфликтных ситуаций и проявляют деструктивные формы поведения, что подтверждает наблюдение, тестирование и экспертная оценка воспитателей. Для обеспечения качественной и эффективной работы по формированию у детей 5-6 лет умений конструктивно решать конфликты, также для реализации специально разработанной для данного исследования программы по повышению уровня сформированности у старших дошкольников умения конструктивно решать конфликты, важно сформировать и реализовать специфические организационно-педагогические условия, которые основаны на комплексной управленческой и методической работе, осуществляемой сотрудниками ДОО.
Сравнительный анализ результатов, полученных в ходе контрольной диагностики в контрольной и экспериментальной группах, выявил большое количество достоверных различий между полученными результатами, что говорит о том, что старшие дошкольники экспериментальной группы, на которых было осуществлено воздействие посредством разработанной программы, показали более высокий уровень сформированности умения конструктивно решать конфликты, чем испытуемые контрольной группы, на которых воздействие на оказывалось. Так, после реализации программы, у испытуемых экспериментальной группы значительно снизились показатели агрессивного решения конфликтов, вербального реагирования на конфликт, вовлеченности в конфликт, остроты конфликтного поведения, при этом значимо повысились значения по шкалам продуктивного решения конфликтов, адекватного конфликтного поведения, а также конструктивного конфликтного поведения, которое измерялось по методике А.И. Анжаровой и по анкете для воспитателей. При этом в контрольной группе все показатели остались прежними.


1. Авантурова А. П., Самохина Е. Н. Формирование у старших дошкольников способности конструктивно решать конфликты: теория и методика исследования // Вестник Ижевского государственного университета. 2023. № 3. С. 99-107.
2. Борисова А. П., Солдатова В. В., Фарманова Е. Н. Современные аспекты исследования стратегий поведения в конфликтных ситуациях в старших дошкольников: теория и методология исследования // Сборник статей Пермского государственного университета. Вып. 4. Дошкольная педагогика. Пермь : Издательство Пермского государственного университета, 2022. С. 35-46.
3. Володин А. А., Бондаренко Н. Г. Анализ содержания понятия
«организационно-педагогические условия» // Известия Тульского
государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZanaliz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno- pedago gicheskie-usloviya (дата обращения: 19.04.2023).
4. Галкина О. В. Организационно-педагогические условия как
категория научно-педагогического исследования // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya-kak- kategoriya-nauchno-pedagogicheskogo-issledovaniya (дата обращения:
19.04.2023).
5. Губенкова М. И., Савина А. А. Принципы устранения повышенной конфликтности у старших дошкольников // Известия Удмуртского государственного университета. 2021. Вып. 3 (125). С. 28-40.
6. Демиденко О. Л., Панкратова Е. М., Александрова, Р. В. Конфликтные ситуации в детских коллективах: проблемы и стратегии решения // Вестник Дальневосточного федерального университета. 2022. №
7. С. 56-69.
7. Конфликты в детском коллективе // Профессиональная няня. Портал развития и воспитания детей до 7 лет. 2019. URL: https://psypedprofi.ru/konflikty-v-detskom-kollektive.html (дата обращения: 19.04.2023).
8. Коробейникова И. Ю., Матюхина В. С., Солнцева В. М. Современные аспекты обеспечения организационно-педагогических условий для реализации специальных воспитательных программ в условиях современной ДОО: теоретические и методологические аспекты // Сборник статей Иркутского государственного педагогического университета. Серия «Дошкольная педагогика». Иркутск : Издательство Иркутского государственного педагогического университета, 2022. С. 46-62.
9. Крюкова Т. В. Основы теории принятия решений в конфликте: учебное пособие. М. : Фонд развития конфликтологии, 2016. 148 c.
10. Ломаченкова Ю. С., Капатурова С. Н., Гунадарева И. С. Современные подходы к исследованию проблемы конфликтного поведения детей разных возрастных периодов // Материалы международной научно­практической конференции «Актуальные проблемы педагогики: истории и современность». - Мурманск : Мурманский государственный педагогический институт, 2020. С. 65-79.
11. Майорова Ю. С. Комплекс игр и упражнений для формирования
конфлитологических умений у детей. Методическая разработка // NSPortal. Образовательная социальная сеть. - 2020. - URL:
https://nsportal.ru/user/1374914/page/kompleks-igr-i-uprazhneniy-dlya- formirovaniya-konfliktologicheskih-umeniy-u-detey (дата обращения:
19.04.2023).
12. Макарова Ю. А. Обучение дошкольников конструктивному
разрешению конфликтов // NSPortal. Образовательная социальная сеть. 2014. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota/2014/11/09/obuchenie-doshkolnikov-konstruktivnomu (дата обращения: 19.04.2023).
13. Николаенкова А. П., Суханова В. М., Коноваленко А. С. Научные и теоретико-методологические основы изучения конфликтного поведения детей // Сборник статей Воронежского государственного университета. Вып. 3. Педагогика дошкольного образования. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2021. С. 107-120.
14. Сорокина А. И. Исследование конфликтности в детском возрасте
// Педагогический журнал Башкортостана. 2011. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-konfliktnosti-v-detskom-vozraste (дата обращения: 19.04.2023).
15. Терехин В. А., Мануйлова Г. Н. Теория и практика исследования конфликтного поведения в разных возрастных группах // Проблемы современной педагогики. 2022. № 12....20


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ