Аннотация
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования учебно-познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста 10
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы
формирования учебно-познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста 10
1.2 Характеристика педагогических условий формирования
учебно-познавательной мотивации у детей 6-7 лет 24
Глава 2 Экспериментальное исследование по реализации педагогических условий формирования учебно-познавательной мотивации у детей 6-7 лет 34
2.1 Выявление уровня сформированности учебнопознавательной мотивации у детей 6-7 лет 34
2.2 Содержание и организация работы по реализации
педагогических условий формирования учебнопознавательной мотивации у детей 6-7 лет 51
2.3 Оценка динамики уровня сформированности учебнопознавательной мотивации у детей 6-7 лет 69
Заключение 78
Список используемой литературы 81
Приложение А Список детей, участвующих в экспериментальном исследовании 83
Приложение Б Сводная таблица результатов исследования на констатирующем этапе 84
Приложение В Конспект экскурсии «А какая она - школа?» 85
Приложение Г Конспект совместной изобразительной деятельности педагога и детей «Школа - это...» 88
Приложение Д Конспект совместной конструктивной деятельности
педагога и детей «Сделаем закладки для книг» 90
Приложение Е Рекомендации педагогам и родителям
по формированию у детей 6-7 лет внутренней
мотивации к учебно-познавательной деятельности 92
Приложение Ж Сводная таблица результатов исследования
на контрольном этапе 93
Современная школа требует от будущих первоклассников большого объема знаний в разных областях науки. Но несмотря на то, что многие дети, придя в первый класс, уже умеют писать, читать и считать, они оказываются несамостоятельными перед требованиями, которые выдвигает перед ними школа, они не способны заниматься основной деятельностью - учебной.
В отечественной педагогике психологически детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, идущая своими корнями к трудам Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина [2].
Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Л.А. Венгер,
Е.Е. Кравцова) [12].
Современными исследователями готовность ребенка к учебной деятельности рассматривается как интегральное понятие и характеризуется социальной активностью, которая определяется устремленностью школьников к знаниям и активной практической деятельности по их освоению, углублению и применению, социальной направленностью познавательных интересов, устойчивой ориентацией на самостоятельную творческую работу [1, с. 7].
Л.И. Божович выделила основной критерий готовности к школе - внутреннюю позицию школьника, Е.Е. Кравцова пишет о «трех сферах - отношение к взрослому, к сверстнику, и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе» [2, с. 27].
В.Д. Давыдов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман «считают, что именно отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом своей учебной деятельности порождает множество проблем» [9].
В.Д. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Г.И. Щукина выявили, что учебная деятельность специфична, но имеет общие черты деятельности как основного взаимодействия человека с окружающей действительностью, в ходе которых он выступает в качестве субъекта, обладающего сознанием и волей индивида, активно действующего и познающего, воздействующего на объект и удовлетворяющего свои потребности. Они считали, что одним из «направлений подготовки детей к предстоящему школьному обучению является формирование у них определенного уровня элементарных общедеятельностных умений, связанных со способностью адекватно действовать в соответствии с конкретными целями и задачами в различных условиях, проявляя самостоятельность и элементарную творческую активность» [22].
Начиная с древних времен до наших дней вопрос о внутренних побудителях поведения человека неуклонно занимал ученых и философов, приводил их к построению различных гипотез.
Развитием мотивационной сферы как фундаментальной проблемы в подготовке детей к школьному обучению в психолого-педагогических исследованиях занимались Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов Д.Б. Эльконин. Раскрывая вопросы готовности старших дошкольников к обучению в школе, ученые «отмечали, что именно ведущий вид деятельности в период дошкольного детства - игра - способствует развитию мотивационной сферы ребенка-дошкольника» [26].
Методические разработки Р.С. Буре, К.Н. Поливановой, Г.Г. Петроченко, Н.И. Новиковой, А.Н. Катаевой содержат новые формы работы с детьми по ознакомлению со школой, по формированию мотивов к учебно-познавательной деятельности [4].
Для того, чтобы работа по формированию учебно-познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста была наиболее успешной в дошкольной образовательной организации требуется реализация ряда педагогических условий.
На основании вышеизложенного нами было установлено противоречие между необходимостью в условиях дошкольной образовательной организации формирования учебно-познавательной мотивации у детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих реализации данного процесса...
В последнее время современная школа требует от будущих первоклассников большого объема знаний в разных областях науки. Но несмотря на то, что многие дети, придя в первый класс, уже умеют писать, читать и считать, они оказываются несамостоятельными перед требованиями, которые выдвигает перед ними школа, они не способны заниматься основной деятельностью - учебно-познавательной.
В отечественной педагогике психологически детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, идущая своими корнями к трудам Л.С. Выготского, содержится в работах Л.И. Божович, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина» [2].
Таким образом актуальность исследования обусловлена противоречием между необходимостью в условиях дошкольной образовательной организации формирования учебно-познавательной мотивации у детей 6-7 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих реализации данного процесса.
«уровня сформированности учебно- детей 6-7 лет были взяты показатели, В соответствии с показателями были специально организованная работа по реализации педагогических условий, способствующих повышению уровня сформированности учебнопознавательной мотивации у детей 6-7 лет.
Исходя из цели исследования и, учитывая результаты констатирующего эксперимента, мы определили цель формирующего эксперимента: обосновать и апробировать педагогические условия формирования учебно-познавательной мотивации у детей 6-7 лет.
Мы предположили, что формирование» [4] учебно-познавательной мотивации у детей старшего дошкольного возраста будет возможно при создании следующих педагогических условий:
• создание у детей положительного эмоционального фона к учебнопознавательной деятельности в процессе организации бесед и экскурсии;
• обеспечение сознательного отношения детей к учебнопознавательной деятельности в ходе организации совместной деятельности детей и педагога;
• повышение привлекательности для детей школьного обучения в процессе организации игровой деятельности.
«Работа по реализации педагогических условий формирования учебно-познавательной мотивации у детей 6-7 лет проводилась поэтапно.
На первом этапе мы реализовали первое педагогическое условие» [4] - создание у детей положительного эмоционального фона к учебно-познавательной деятельности в процессе организации бесед и экскурсии.
На втором этапе мы реализовали второе педагогическое условие - обеспечение сознательного отношения детей к учебно-познавательной деятельности в ходе организации совместной деятельности детей и педагога....
1. Бабаева Т. И. У школьного порога. М. : Просвещение, 1993. 84 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в дошкольном возрасте. [Электронный ресурс]. URL: http://pravoknigi.ru/pedagogika/155-hrestomatija- vozrastnaja-i-pedagogicheskaja-psih/4498-bozhovich-li-lichnost-i-ee- formirovanie-v-detskom-vozraste.html (дата обращения: 15.02.2023).
3. Будницкая И. И. Ребенок идет в школу. М. : Педагогика, 1985. 64 с.
4. Буре Р. С. Готовим детей к школе [Электронный ресурс]. URL: [https://pedlib.rU/Books/1/0147/1_0147-1.shtml (дата обращения: 05.02.2023).
5. Венгер Л. А. Готов ли ваш ребенок к школе? [Электронный ресурс]. URL: https://psychlib.ru/mgppu/Vgl-1994/Vgl-1994.htm (дата обращения: 25.03.2023).
6. Выготский Л. С. Собрание сочинений [Электронный ресурс]. URL: https://www.absolute-school.ru/upload/iblock/923/923a4d304e3fa38ab68b0537 d23509d7.pdf (дата обращения: 01.04.2023).
7. Гинзбург М. Р. Экспериментальные материалы и система оценок. М. : Просвещение, 1996. 350 с.
8. Гуревич К. М., Борисова Е. М. Психологическая диагностика. Воронеж : МОДЭК, 200 с.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ОПЦ «Интор»,1996. 541 с.
10. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология личности и деятельности дошкольника. [Электронный ресурс]. URL: https://pedlib.ru/Books/6/0112/6_0112-1.shtml (дата обращения: 03.04.2023).
11. Ильин Е. Г. Мотивация и мотивы. СПб. : Питер, 2011. 508 с.
12. Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М. : Знание, 1987. 96 с.
13. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М. : Педагогика, 1991. 128 с.
14. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения.
[Электронный ресурс]. URL: https://studylib.ru/doc/3779192/leont._ev- a.n.izbrannye-psihologicheskie-proizvedeniya.-tom (дата обращения:
25.03.2023).
15. Логинова В. И., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М. : Просвещение, 1993....27