Аннотация
Введение 3
Глава 1 Теоретический анализ проблемы сформированности личности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной организации 7
1.1 Феномен понятия «личность» в психологопедагогических исследованиях 7
1.2 Характеристика педагогических условий
формирования личности в дошкольной организации 12
Глава 2 Экспериментальное исследование реализации педагогических условий в формировании личности в старшем дошкольном возрасте 18
2.1 Выявление уровня сформированности личности
ребенка в старшем дошкольном возрасте 18
2.2 Разработка и реализация педагогических условий,
позволяющих сформировать личность ребенка в старшем дошкольном возрасте 29
2.3 Выявление динамики сформированности личности в
старшем дошкольном возрасте 34
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Приложение А Стимульный материал к методике «Волшебная страна чувств» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева 46
Приложение Б Количественные результаты исследования на констатирующем этапе 47
Приложение В Количественные результаты исследования на контрольном этапе 48
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время очень остро встает вопрос о создании педагогических условия для развития личности дошкольников в дошкольной образовательной организации, поскольку именно там дети дошкольного возраста проводят больше времени. Дошкольный возраст - это важный и очень ответственный период в развитии и воспитании ребенка, так как этот возраст является началом для становления личности ребенка.
Л.С. Выготский [4] был одним из первых отечественных психологов, затронувших тему и проблему личности. В своих работах он писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии - проблема личности и ее развития». Л.С. Выготский [4] считал, что для того чтобы понять внутренние психические процессы, нужно выйти за пределы организма, и искать их объяснение в общественных отношениях человека со средой.
В психологии понятия «индивид» и «индивидуальность» имеют очень тесную связь с личностью, важно заметить, что представленные понятия нельзя отожествлять, между ними есть различия.
При рассмотрении понятия «педагогические условия» Н.И. Шишкина и Е.Ю. Гончар [23] выделяют приоритетным условием регламентацию образовательного процесса методической документацией, определяющей содержание образования.
С.Н. Павлов [13] признает необходимостью включить в понятие «педагогические условия» совокупность субъективных возможностей образования и образования человека, организационной формы и материальной возможности.
На основании вышеизложенного, стало возможным установить противоречие между необходимостью формирования личности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью педагогических условий для данного процесса.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования личности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия формирования личности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования личности в старшем дошкольном возрасте в дошкольной образовательной организации.
Объект исследования: процесс формирования личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования личности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: процесс формирования личности дошкольников будет успешным при создании следующих педагогических условий:
• учтены индивидуальные особенности и интересы детей старшего дошкольного возраста;
• спланирована работа с педагогами: разработка календарнотематического плана и картотеки игр и упражнений, организация и проведение деятельности детей, проведение работы с родителями;
• проведены мероприятия, направленные на совместное участие родителей и детей в жизни группы детского сада, эмоциональное благополучие, создание безопасной и разнообразной среды по формированию личности ребенка;
• разработаны рекомендации для педагогов и родителей по
формированию личности детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели, нами были поставлены следующие задачи.
• выявить уровень сформированности личности у старших дошкольников.
• организовать мероприятия, направленные на совместное участие родителей и детей в жизни группы детского сада.
• разработать рекомендации для педагогов и родителей по формированию личности детей старшего дошкольного возраста.
• выявить динамику сформированности личности у детей старшего дошкольного возраста....
Бакалаврская работа посвящена изучению проблемы создания педагогических условий формирования личности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
В ходе написания выпускной квалификационной работы было изучено и проанализировано большое количество научно-практической литературы по данной теме. Анализ психологической литературы, позволил выяснить, какие исследования производились для исследования вопроса развития личности в педагогических условиях. Вопросом изучения развития личности занимались множество отечественных и зарубежных психологов и педагогов.
Опираясь на теоретическую часть работы, и проанализировав множество источников, был сделан вывод, что более точное определение дается К. Роджерсом, в его работе: «Личность - это уникальная целостная система, открытая к самоактуализации, присущая только человеку. Каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности является «Я-концепция».
Л.С. Выготский определял личность как «целостную психическую систему, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции». Главная идея Л.С. Выготского состояла в утверждении положения о развитии высших психических функций. Они формируются у ребенка в процессе онтогенетического развития в общении с взрослым. Развитие, по мнению Л.С. Выготского, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово. Формирование личности, по Л.С. Выготскому, представляет собой процесс культурного развития.
Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивным процессом перестройки мотивационной сферы, формированием эмоциональной сферы, благодаря чему у ребенка возникает новое отношение к себе, дающее новые возможности ориентировки в окружающей действительности. А потому данный возрастной период наиболее благоприятен для развития личности ребенка.
Н.И. Шишкин, Е.Ю. Гончар выделяют приоритетное условие, для регламентации учебного процесса, которым является методические документы, определяющие содержание работы. В своем исследовании Е.Ю. Гончар склоняется к этому, считая педагогическими условиями «содержание образовательного процесса, его организацию и методы работы».
Условия воспитания ребенка в образовательной организации являются одним из механизмов обеспечения желаемого эффекта в воспитании детей. Определить потенциал развития можно, исходя из того, насколько устроена предметная и пространственная среда, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит.
Важно понимать, что несмотря на то, что от наполненности и содержания среды, зависит какая задача стоит перед дошкольной организацией. Также следует помнить, что в первую очередь необходимо учитывать требования ФГОС ДО, на которых строится создание психологопедагогических условий. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Для выявления уровня сформированности личности у старших дошкольников применялись следующие методы диагностики: методика «Волшебная страна чувств» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева; методика «Какой я?» О.С. Богданова; тест «Кактус» М.А. Панфилова, «Три желания» А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и проведен констатирующий этап эксперимента. В исследовательской работе принимали участие воспитанники Структурного подразделения детского сада «Дружные ребята» ГБОУ СОШ № 7 20 детей старшего дошкольного возраста.
По полученным данным диагностического исследования видно, что в экспериментальной группе 30% (3 ребенка) детей имеют достаточный уровень, близким к достаточному уровню обладают 40% детей (4 ребенка) и недостаточный уровень имеют 30% детей (3 ребенка). В контрольной группе были выявлены такие же результаты 30% (3 ребенка) детей имеют достаточный уровень, близким к достаточному уровню обладают 40% детей (4 ребенка) и недостаточный уровень имеют 30% детей (3 ребенка)....
1. Аверин В. А. Психология личности : учебное пособие. Санкт- Петербург , 1999. 89 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2016. 464 с.
3. Васильева А. И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск, 2009. 212 с.
4. Выготский Л. С. Избранные психологические произведения. СПб. : Союз, 2016. 499 с.
5. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас психологии : информационнометодическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2018. 276 с.
6. Детский сад «Открытая система» : Программно-метод. разраб. / под ред. Н. Ф. Комарова. Москва: 1994. 99 с.
7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество : методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 186 с.
8. Королева С. Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет : диагностика, система занятий : учебное пособие. Волгоград, 2017. 197 с.
9. Маклаков А. Г. Основы общей психологии : учебное пособие. СПб.: Питер, 2017. 583 с.
10. Марцинковская Т. Д. История психологии : учебное пособие. Москва, 2018. 540 с.
11. Мельник С. Н. Психология личности : учебное пособие. Владивосток : Тидот ДВГУ, 2020. 96 с.
12. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта : учебник. М. : Педагогика, 2014. 240 с.
13. Павлов С. Н. Организационно-педагогические условия
формирования общественного мнения органами местного самоуправления : автореф. дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2013. 23 с.
14. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении : учебник. М., 1993. 102 с.
15. Платонов К. К. О системе психологии : учебное пособие. М., 2019...24