Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты педагогических условий развития выносливости детей среднего дошкольного возраста 8
1.1 Развитие выносливости детей дошкольного возраста как
педагогическая проблема исследования 8
1.2 Характеристика педагогических условий развития
выносливости детей 4-5 лет 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию выносливости детей среднего дошкольного возраста 25
2.1 Выявление уровней развития выносливости детей 4-5 лет 25
2.2 Содержание и организация работы по развитию
выносливости детей 4-5 лет 34
2.3 Выявление динамики уровней развития выносливости детей
4-5 лет 47
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 57
Приложение Б Результаты констатирующего эксперимента 58
Приложение В Результаты контрольного эксперимента 59
Изменчивость окружающего мира определяет наличие у человека способности к адаптации, а также сформированности таких качеств, как стойкость, внутренний стержень, неутомимость и выносливость. Последняя подразумевает под собой способность человека сохранять работоспособность и эмоциональную стабильность в различных жизненных ситуациях. Иначе - выносливый человек умеет выполнять свою деятельность в определенной интенсивности без снижения эффективности работы в течение продолжительного времени. Выносливость определяет продуктивность человека, сформированность у него навыков самоконтроля и саморегуляции - в отношении как поведения, так и эмоций.
Развитие и воспитание выносливости включает в себя физический и психологический аспекты, которые должны формироваться в совокупности. Для этого эффективны упражнения и виды деятельности с большим числом повторений определенных движений и действий. Для развития выносливости также важен мотивационный фактор - человек должен осознавать, ради чего он трудится, визуализировать свою цель и стремиться к ней.
Многими исследователями отмечено, что выносливость развивается достаточно интенсивно на протяжение всего дошкольного периода. Прежде всего, это происходит за счет двигательной активности детей. Кроме того, возрастные особенности детей дошкольного возраста определяют важность использования разнообразных по содержанию и длительности видов деятельности, поскольку при однообразной работе ребенок быстро утомится. С этой целью эффективна игровая деятельность, включающая в себя разнообразные подвижные игры.
Исследованием проблемы развития выносливости у дошкольников занимались такие ученые, как: Б.А. Ашмарин, Е.Н. Вавилова, А.С. Лелекова, В.И. Лях, Л.И. Михайлова, Н.Г. Озолин, Т.И. Осокина, Д.В. Хухлаева и другие. Исследователи, чаще всего, рассматривая выносливость как физическое качество, и не уделяют должного внимания изучению психологической выносливости дошкольников, сказывающейся на успешности дальнейшего школьного обучения ребенка, среди основных средств ее развития выделяют: подвижные и спортивные игры, а также спортивные упражнения.
Изучение и анализ государственных документов, психологопедагогической литературы и существующей педагогической практики способствовали выявлению противоречия между важностью развития выносливости у детей 4-5 лет и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих данному процессу.
Данное противоречие обусловило актуальность проблемы исследования: каковы педагогические условия, способствующие развитию выносливости детей 4-5 лет?
Исходя из данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Педагогические условия развития выносливости детей 4-5 лет».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития выносливости детей 4-5 лет.
Объект исследования: процесс развития выносливости детей 4-5 лет.
Предмет исследования: педагогические условия развития выносливости детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: процесс развития выносливости детей 4-5 лет возможен при реализации следующих педагогических условий:
• разработано содержание цикла занятий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие», направленное на развитие выносливости детей 4-5 лет;
• реализована совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах с использованием элементов здоровье-сберегающих технологий;
• организовано взаимодействие с родителями воспитанников по развитию выносливости детей 4-5 лет....
Под выносливость понимается способность человека сохранять работоспособность и эмоциональную стабильность в различных жизненных ситуациях, то есть выносливый человек умеет выполнять свою деятельность в определенной интенсивности без снижения эффективности работы в течение продолжительного времени. В целом выносливость определяет продуктивность человека, его работоспособность, развитость волевых качеств, сформированность у него навыков самоконтроля и саморегуляции, как в отношении поведения, так и эмоций.
Выносливость развивается достаточно интенсивно на протяжение всего дошкольного периода - прежде всего, это происходит за счет двигательной активности детей. Развитие и воспитание выносливости включает в себя физический и психологический аспекты.
К педагогическим условия развития выносливости у детей 4-5 лет можно отнести разработанное содержание цикла занятий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие»; совместная деятельность педагога и детей с использованием элементов здоровьесберегающих технологий; взаимодействие с родителями. Данные условия важно создавать во всех видах деятельности детей (особенно в наиболее активных и подвижных видах) с учетом индивидуальновозрастных особенностей детей 4-5 лет.
С целью выявления уровня развития выносливости детей среднего дошкольного возраста был проведен констатирующий этап эксперимента, который показал, что низкий уровень развития выносливости - у 6 (60 %) детей экспериментальной и у 5 (50 %) детей контрольной группы, средний уровень - у 4 (40 %) детей обеих групп, а высокий уровень - только у 1 (10 %) ребенка контрольной группы.
Формирующий этап эксперимента был посвящен разработке и апробации педагогических условий развития выносливости детей 4-5 лет. Эксперимент проводился в течение месяца с дошкольниками экспериментальной группы, был подготовлен цикл из 9 занятий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие», в которые были внедрены элементы здоровьесберегающих технологий, также было организовано взаимодействие с родителями воспитанников по развитию выносливости детей 4-5 лет в виде группового собрания и консультации.
Контрольный этап эксперимента показал, что доля детей экспериментальной группы с низким уровнем развития выносливости опустился на 50 % (с 60 % на констатирующем этапе до 10 % на контрольном), со средним уровнем - снизилась на 10 % (с 40 % на констатирующем до 30 % на контрольном), и с высоким уровнем - поднялась на 60 % (с 0 % на констатирующем до 60 % на контрольном этапе). В контрольной группе показатели уровней развития выносливости у детей не изменились.
Положительная динамика в уровне развития выносливости у детей 4-5 лет позволяет констатировать, что разработанные и реализованные педагогические условия: разработанное содержание цикла занятий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Физическое развитие», направленное на развитие выносливости детей 4-5 лет; реализованная совместная деятельность педагога и детей в режимных моментах с использованием элементов здоровьесберегающих технологий; организованное взаимодействие с родителями воспитанников, делают возможным процесс развития выносливости у детей 4-5 лет.
Таким образом, гипотеза нашла свое подтверждение, задачи исследования решены, а цель - достигнута.
Предложенные и апробированные педагогические условия развития выносливости детей 4-5 лет могут быть применены педагогами дошкольных образовательных организаций.
1. Аболин Л. М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения : автореферат дис. ... доктора психологических наук : 19.00.01 / АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии. М., 1989. 43 с.
2. Бельский И. В. Системы эффективной тренировки. Минск : ООО «Вида Н», 2003. 352 с.
3. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М. : Просвещение, 1983. 144 с.
4. Васильев А. Г., Ткаленко Я. И. Развитие выносливости у дошкольников посредством народных игр // Проблемы современной науки и образования. 2015. С. 81-87.
5. Зотова И. В., Аббасова Л. И. Бег как средство развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2021. С. 76-79.
6. Ильина М. О., Михайлова Н. В. Формирование волевых качеств у старших дошкольников при реализации образовательной области «физическое развитие» // Концепт. 2018. С. 718-727.
7. Истратов Н. В. Развитие выносливости у детей различного возраста // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. С. 75-79.
8. Каражанов Б. К. Психическое напряжение в спорте. Алма-Ата : Каз. ин-т физ. культуры, 1978. 59 с.
9. Коц Я. М., Зимкин Н. В., Панфилов О. П. Спортивная физиология. М. : Физкультура и спорт, 1986. 239 с.
10. Криволапчук И. А., Чернова М. Б., Кесель С. А. Обоснование сопоставительных нормативов оценки показателей общей и силовой выносливости дошкольников 5-6 лет // Перспективы науки и образования. 2021. С. 81-92.
11. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. М. : Линка-Пресс, 2000. 296 с.
12. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М. : Просвещение, 1964. 344 с.
13. Люйк Л. В., Бондарчук И. Л., Львова Л. Г. Развитие силовой выносливости методом круговой тренировки // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2018. С. 643-651.
14. Максимова С. Ю., Пестрикова И. Г., Пономарева Н. П. Развитие выносливости в дошкольном возрасте // Национальная ассоциация ученых. 2015. С. 137-139.
15. Мальцева И. С. Содержание и методика рекреативных занятий по адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04, Малаховка, 2011....27