Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития интереса у детей 5-6 лет в процессе экспериментирования 9
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы развития
интереса у детей 5-6 лет 9
1.2 Возможности экспериментирования в развитии интереса у
детей 5-6 лет 17
Глава 2 Экспериментальное исследование развития познавательного интереса к окружающему миру у детей 5-6 лет в процессе экспериментирования 27
2.1 Выявление уровня развития познавательного интереса у
детей 5-6 лет 27
2.2 Содержание и организация работы по развитию
познавательного интереса у детей 5-6 лет в процессе экспериментирования 42
2.3 Выявление динамики уровня развития познавательного
интереса у детей 5-6 лет 55
Заключение 69
Список используемой литературы 71
Приложения А Список детей, участвующих в эксперименте 74
Приложение Б Содержание формирующего эксперимента 75
Приложение В Зона самостоятельного экспериментирования дошкольников «Лаборатория Почемучки» 79
Приложение Г Консультация для родителей 80
Для того, чтобы ребенок своевременно и в то же время, что не мало важно, имел успешное развитие, нужно максимально развить познавательный интерес, чтобы он был привит у ребенка с самого раннего детства. Широкий кругозор, так же в этом процессе играет огромную роль. Познавательные интересы у детей младшего возраста, и не только младшего, складываются не за один день и не за одно мгновение, а поэтапно, в течении продолжительно времени. То есть знания, как и интерес, не могут возникнуть мгновенно, особенно, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось достаточного внимания. Если в свое время, дошкольник испытывал какие-либо трудности в моменты развития, проявлял интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой- либо интересующей ребенка игровой или житейской ситуацией, такие дети в конечном итоге, будут иметь недостаточный объем знаний и навыков. Существующий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, регулирует отношения в сфере образования, возникающие при выполнении основной образовательной программы. В ФГОС ДОО используются три термина: «познавательное развитие», «познавательные интересы» и «познавательные действия». Именно ФГОС регламентирует развитие познавательного интереса ребенка. «Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность, найти между ними связи и отношения» [12].
Актуальность вопроса исследования обусловлена тем фактом, что процесс применения эксперимента как элемента формирования познавательного интереса у детей возраста 5-6 лет, универсализирует и в определенном смысле становится основой получения сведений об окружающем мире наглядно. Но процесс экспериментирования требует подготовки самого преподавателя, подготовки детей к работе с наглядным материалом, что зачастую минимизирует процессы экспериментирования в дошкольном образовании. Вопрос требует детального изучения и анализа с последующей разработкой направлений возможного применения эксперимент в деятельности дошкольного учреждения.
Чтобы природа любознательности была более понятна как для простого обывателя, так и более понятна для педагогов, были написаны труды на тему природы любознательности таких выдающихся авторов, как: Д.Е. Берлайн, А.И. Крупнов, А.М. Матюшкинг, Н.И. Рейнвальд, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина, В.С. Юркевич. Одни исследователи сущность любознательности (А.А. Абдуллаев, М.Ф. Беляев, Н.Ф. Добрынин, С.Л. Рубинштейн) рассматривают как ступень формирования познавательных интересов, другие (М.Ф. Морозов, И.М. Подберезин И.И. Цветков) понимают ее как особую форму познавательной активности, третьи (А.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн и другие) - считают, что пробуждение любознательности является одной из основ побудительных сил умственного развития ребенка.
Познавательный интерес ребенка представляет собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности.
В качестве определяющего и основополагающего метода формирования интереса у детей является эксперимент. Без предварительного наглядного видения ситуации невозможно представить даже простой факт из обычной жизни человека.
В работах, таких исследователей, как: О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, было отдельно уделено особое внимание таким аспектам, как - детское экспериментирование. На сегодняшний день, целостного описания условий, обеспечивающих развитие детской любознательности в процессе экспериментирования, так и не определено.
«Нередко, несмотря на наличие в дошкольных учреждениях «зон экспериментирования», детское экспериментирование носит формальный, ситуативный характер, у дошкольников наблюдается низкий уровень исследовательской активности, что затрудняет достижение планируемых результатов дошкольного образования в части формирования познавательноисследовательской деятельности детей и развития детской любознательности» [9]....
В ходе исследования проблемы поиска потенциальных возможностей процесса экспериментирования в развитии познавательного интереса у детей 5-6 лет мы теоретически обосновали содержание работы педагога, направленной на решение этой дидактической задачи, экспериментально апробировали его и пришли к следующим выводам.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы раскрыли определение познавательного интереса и содержание процесса его развития у детей 5-6 лет, выявили возможности экспериментирования в развитии познавательного интереса у детей 5-6 лет. Процесс развития познавательного интереса у дошкольников предполагает формирование сферы познания путем практической и наглядной деятельности, максимально эффективно реализуемой посредством экспериментирования. «Экспериментирование представляет собой особый вид деятельности, направленной на познание и преобразование объектов окружающей действительности. В ходе экспериментирования у детей формируются представления о разных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и непосредственной средой его существования и функционирования, регулятивные навыки организации деятельности и познавательные действия» [9]. На основе наблюдений, опытов, установления взаимозависимостей и закономерностей ребенок моделирует в своем сознании картину мира.
На констатирующем этапе экспериментальной части исследования мы провели диагностику познавательного интереса детей 5-6 лет с помощью четырех методик. В обследовании участвовали дети старших групп СП «Детский сад № 1» ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани. 85 % детей и экспериментальной, и контрольной группы, у которых обнаружен средний и низкий уровни, нуждаются в целенаправленной работе педагога по развитию у них познавательного интереса.
В соответствии с гипотезой, развитие у детей старшей группы познавательного интереса, осуществляли посредством экспериментирования. С этой целью были специально подобраны занятия по экспериментированию в соответствии с показателями и возрастными особенностями детей; систематически осуществлялась непосредственно образовательная деятельность с использованием детского экспериментирования для развития интереса у детей 5-6 лет; было реализовано обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы дидактическими материалами.
На контрольном этапе эксперимента воспитанникам обеих групп были предложены те же задания, что использовались во время входной диагностики. Сравнительный анализ обобщенных результатов исследования позволил выявить положительную динамику познавательного интереса у детей экспериментальной группы. Так низкий уровень выявлен у 5 % детей экспериментальной группы, что на 40 % ниже, чем на констатирующем этапе. Группа детей среднего уровня увеличилась на 10 % и составила на контрольном этапе 50 %. Высокий уровень был зарегистрирован у 45 % детей, что на 30 % выше, чем на констатирующем этапе эксперимента. В контрольной группе положительная динамика не выявлена. Группы детей низкого, среднего и высокого уровней не изменили свой процентный состав.
Таким образом, задачи исследования выполнены в полном объеме, гипотеза нашла свое научно-практическое подтверждение, задачи решены, а цель исследования достигнута.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» (утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). С изменениями от 05.05.2014 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document (дата обращения: 19.09.2018).
2. Боровикова Л. Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. 2017. С. 31-33.
3. Виноградова Т.В. Особенности и педагогические условия развития познавательной мотивации у детей // Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова. Архангельск, 2018. С. 205-209.
4. Выготский Л. С. Психология. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. 108с.
5. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М. : Педагогическое общество России, 2019. 512 с.
6. Гилева А. В. Экспериментирование как способ развития исследовательской активности у детей старшего дошкольного возраста // Педагогика. 2019. № 2. С. 103-108.
7. Добрынин Н. Ф. Основные вопросы психологии внимания. // Психологическая наука в СССР. Т.1. М. : Изд. АПН РСФСР, 1959. 644 с.
8. Журавлева Н. Развитие у детей познавательного интереса к окружающему миру в процессе экспериментирования / https://www.maam.ru/detskijsad/-razvitie-u-detei-poznavatelnogo-interesa-k- okruzhayuschemu-miru-v-procese-yeksperimentirovanija.html (дата обращения 01.02.2023).
9. Запорожец А. В. Психология детей школьного возраста. М. : Академия, 2016. 352 с.
10. Иванова А. И. Живая экология. Программа экологического образования дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2019. 251с.
11. Иванова А. И. Человек. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду (учебно-методическое пособие) // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-2. С. 201-202.
12. Ишуткина О. Б. Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой / Электронный ресурс, режим доступа: https://multiurok.ru/files/eksperimentirovanie-kak-sredstvo-razvitiia-poznava.html (дата обращения 01.02.2023)
13. Кириенко С. Д. Исследовательская деятельность дошкольников. Челябинск : Титул, 2018. С. 91.
14. Ковалев А. Г. Психология личности. М. : Просвещение, 1965. 254с.
15. Коменский Я. А. Великая дидактика. СПб. : Типпография А. М. Котомина, 1875...25