Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы формирования у детей 6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями 9
1.1 Формирование у детей 6-7 лет умения пользоваться
математическими понятиями как педагогическая проблема исследования 9
1.2 Характеристика педагогических условий формирования у детей
6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями 20
Глава 2 Экспериментальное исследование по формированию у детей 6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями 29
2.1 Выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет умения
пользоваться математическими понятиями 29
2.2 Содержание работы по реализации педагогических условий
формирования у детей 6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями 41
2.3 Выявление динамики уровня сформированности у детей
6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями.... 56
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение А Результаты констатирующего эксперимента 68
Приложение Б Конспекты занятий 69
Приложение В Стимульный материал к математической сказке «Гуси- Лебеди» 72
Приложение В Советы и рекомендации для родителей 76
Актуальность исследования. Изменения в социально-экономической сфере, развитии техники, увеличении объёма информации привели к перестройке системы образования, что нашло своё отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»).
«В современном информационном обществе математика необходима для освоения практически всех областей научных и практических знаний и умений. Без строгой математической логики трудно представить работу менеджера, логиста, юриста, педагога и психолога. Математическое образование позволяет человеку ориентироваться в повседневной жизни и способствует воспитанию всесторонне развитой личности» [10].
«Ведущие идеи ФГОС дошкольного образования и Концепции развития математического образования в Российской Федерации определяют современные принципы математического образования - обеспечение равных стартовых возможностей и учет достигнутого уровня развития. Важность математического образования обусловлена тем, что математика является неотъемлемой и существенной частью общечеловеческой культуры. Математика дает не только определенный круг знаний, но и совершенствует мышление в целом, помогает выработке мировоззрения, учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия и исправлять ошибки» [24].
Дошкольное детство - максимально благоприятный период развития интеллектуальной сферы личности ребенка. Следовательно, математическое образование в дошкольном возрасте выступает мощным фактором развития познавательного и творческого потенциала воспитанников дошкольных образовательных организаций. Уровень математического развития ребенка в дошкольном возрасте в значительной степени определяет успешность обучения математике в начальных классах.
Проблемой умения пользоваться математическими понятиями занимались А.В. Белошистая, А.М. Вербенец, Т.И. Ерофеева, А.М. Леушина, Л.С. Метлина, З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и другие.
Математическое образование детей дошкольного возраста определяется основными содержательными направлениями: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, величинным и алгоритмическим (схемы, модели, алгоритмы).
Формирование у дошкольников умения пользоваться математическими понятиями не является стихийным процессом, в силу этого приобретает значимость разработка педагогических условий, которые будут способствовать тому, что у детей будет формироваться умения пользоваться математическими понятиями, которые являются основой, как для формирования математического мышления, так и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
Изучение и анализ государственных документов, психологопедагогической литературы и существующей педагогической практики способствовали выявлению противоречия между важностью формирования у детей 6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями и недостаточной разработанностью педагогических условий, способствующих данному процессу.
Социальная и практическая значимость проблемы в сочетании с недостаточной её разработанностью побудило нас выбрать тему исследования: «Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить содержание работы по реализации педагогических условий формирования у детей 6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями.
Объект исследования: процесс формирования у детей 6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями....
Теоретический анализ исследований позволил констатировать, что проблема формирования у детей 6-7 лет математического мышления, а следовательно и умения пользоваться математическими понятиями является актуальной, так как в этом возрасте у ребенка формируется представление о пространственных и временных отношениях, о количественных и порядковых числительных, об основных геометрических формах и фигурах.
Освоение математических терминов и понятий детьми будет происходить эффективно при определенной последовательной педагогической работе, в основе которой лежит неоднократное восприятие, многократное воспроизведение, самостоятельное использование усвоенного материала в различных ситуациях.
Целью констатирующего этапа экспериментальной работы было выявление уровня сформированности у детей 6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями. Для выявления уровня сформированности у детей математических понятий за основу мы взяли показатели, разработанные А.В. Белошистой, Н.И. Фрейлах, Т.И. Гризик. Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети в экспериментальной и в контрольной группе имеют низкий и средний уровни сформированности умений пользоваться математическими понятиями.
На формирующем этапе эксперимента была проведена работа по обогащению развивающей предметно-пространственной среды через оснащение группы детского сада дидактическими и наглядными материалами; разработке содержания совместной образовательной деятельности педагога и детей в соответствии с показателями сформированности умения детей пользоваться математическими понятиями; организации взаимодействия с родителями дошкольников по формированию у детей 6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями.
Результаты контрольного эксперимента показали, что низкий уровень сформированности у детей 6-7 лет умения пользоваться математическими понятиями опустился на 46 % (с 60 % на констатирующем этапе до 14 % на контрольном). Средний и высокий уровень стали выше на 18 % и 28 % соответственно. Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности умения пользоваться математическими понятиями у детей экспериментальной группы, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Выявлены положительные изменения и в контрольной группе, хотя с ними не проводилась работа по реализации разработанных педагогических условий. Связано это с тем, что один ребенок контрольной группы посещал математический кружок.
Полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике в уровне сформированности умения пользоваться математическими понятиями у детей экспериментальной группы, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Таким образом, задачи исследования решены, а цель - достигнута.
1. Белошитская А. В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. Москва : Владос, 2016. 455 с. ISBN 978-5-691-01422-2.
2. Вавренчук Н. А. Проблема формирования речевой деятельности по использованию младшими школьниками математического языка // Пачатковая школа. 2017. № 10. С. 2-6.
3. Вавренчук Н. А. Структура математической речи // Пачатковая школа. 2016. №1 1. С. 5-9.
4. Вавренчук Н. А. Формирование математической речи учащихся I класса // Пачатковая школа. 2017. № 2. С. 18-21.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Санкт-Петербург : Питер, 2019. 432 с. ISBN 978-5-4461-1109-1.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология. Москва : АСТ, 2020. 678 с. ISBN 978-5-17-049976-2.
7. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4.: Детская психология / Москва : Педагогика, 2019. 432 с.
8. Гибш И. А. Развитие речи в процессе изучения школьного курса математики // Математика в школе. 2019. № 6. С. 27-33.
9. Гнеденко Б. В. Развитие мышления и речи при изучении математики // Математика в школе. 2021. № 4. С. 3-9.
10. Дрозд В. А. Методика начального обучения математике. Минск : Всетка, 2017. 250 с. ISBN 978-5-691-01422-2.
11. Житина Н. А. Начальное образование: становление коммуникативной компетентности : автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.02 ; Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2018. 43 с.
12. Мухина В. С. Детская психология : учебник. Москва : ЭКСМО- Пресс, 2019. 352 с. ISBN 5-04-003884-4.
13. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль : Академия развития, 2018. 256 с. ISBN 978-5-7797-1762-5.
14. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. Москва : Мир и образование, 2019. 1376 с. ISBN 978-5-94666657-2.
15. Развитие математической речи младших школьников // Педагогический альманах. 2019. URL: https://www.pedalmanac.ru/27926 (дата обращения: 25.05.2023)....24