Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития у детей 6-7 лет взаимоотношений со сверстниками в процессе создания значимых для них продуктов ручного труда 9
1.1 Развитие взаимоотношений со сверстниками в процессе
создания значимых для них продуктов ручного труда как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Ручной труд и его роль во взаимоотношениях со
сверстниками у детей 6-7 лет 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию взаимоотношений со сверстниками в процессе создания значимых для них продуктов
ручного труда 21
2.1 Выявление уровня развития взаимоотношений со
сверстниками у детей 6-7 лет 21
2.2 Содержание и организация работы по развитию
взаимоотношений со сверстниками в процессе создания значимых для них продуктов ручного труда 36
2.3 Изучение динамики уровня развития взаимоотношений
со сверстниками у детей 6-7 лет 43
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 62
Приложение Б. Стимульный материал для диагностики 63
Приложение В Проблемные ситуации для диагностической методики 5 65
В современном обществе для человека очень важно знать нравственных ориентиры, которые помогут выстроить уважительное отношение к друг другу. В дошкольном возрасте необходимо развивать взаимоотношение со сверстниками, чтобы личность ребенка была гармоничной, ведь именно во время процесса партнерского взаимоотношения дошкольников, происходит развитие таких качеств: способность дружить, открытость, доброжелательность, способность прийти на помощь, умение решать внутренние коллективные конфликты, готовность к совместной деятельности, чем обуславливается актуальность данной темы.
Актуальность данной темы раскрывается через общение во время совместной трудовой деятельности, как эффективной формой преобразования активности людей. Через дружеские отношения и общение происходит обмен опытом и чувствами, формируется социальная общность, и развиваются общественные и межличностные отношения людей, ведь общение - это необходимое условие формирование общественно-зрелого члена общества.
Общение во время создания значимых для дошкольников объектов ручного труда происходит сплочение коллектива, укрепляют отношения у дошкольников, развивается умение договариваться, ведь нравственноморальное развитие личности на прямую завит от разнообразного общения с разными людьми.
Целенаправленное и систематическое общение, как и постоянное увеличение количество дружеских связей дошкольника, и открытый пример взрослых, сформирует нравственное сознание, чувств и поведение у дошкольников, а также формирует систему знаний, умений и навыков эффективных методов взаимодействий со сверстниками.
Развитие у детей 6-7 лет взаимоотношений со сверстниками в процессе создания значимых для них продуктов ручного труда одна из наиболее необходимых задач дошкольного образования. Эта необходимость и важность объясняется, что во время развития взаимоотношений со сверстниками, помимо развития общительности, открытости, доброжелательности, происходит обмен опытом, умениями, навыками.
Многие ученые придерживались позиции актуальности и важности межличностных отношений дошкольников со сверстниками. Г.М. Андреева, Н.Ф Голованова, И.В. Маврина, А.А. Неверова, и многие другие психологи рассматривали эту проблему с точки зрения, необходимости создания дружного и прочного детского коллектива.
С точки зрения практической части данная проблема тоже охватили многие психологи, которые изучали особенности отношений со сверстниками, особенности общения и взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей, эти проблемы были изучены: И.Б. Дерманова, Я.И. Михайлова,
А.А. Неверова, Е.О. Смирнова.
Вопрос доброжелательного отношения со сверстниками рассматривали многочисленные ученые в сфере педагогики, такие как: Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, О.М. Гостюхина, Е.И. Кульчицкая, по мнению педагогов доброжелательное взаимоотношение дошкольников со сверстников эффективнее во время совместной деятельности, которая имеет очень важное значение для развития отношений со сверстниками, чем обуславливается актуальность данной проблемы.
Актуальность данной проблемы обусловлена:
• необходимость развития у детей 6-7 лет взаимоотношений со сверстниками в процессе создания значимых для них объектов ручного труда;
• важность создания прочного и дружественного коллектива, как основы для обмена со сверстниками знаний, умений, навыков и опыта;
• пример взрослого как средство для развития способности дружить, общительности, доброжелательности и нравственного сознания.
Анализ научных исследований и педагогических практик позволили нам выявить следующее противоречие: между необходимостью развития взаимоотношений у детей 6-7 лет со сверстниками и недостаточностью использования значимых продуктов ручного труда в данном процессе....
В ходе данного исследования, по теме «Развитие у детей 6-7 лет взаимоотношений со сверстниками в процессе создания значимых для них продуктов ручного труда» были установлено, что данная тема является актуальной в педагогическом процессе.
В процессе данного исследования была изучена и проанализирована теоретическая основа формирования у детей 6-7 лет представлений о взаимоотношениях со сверстниками, которая представлена в работах: Г.М. Андреева, Н.Ф Голованова, И.Б. Дерманова, И.В. Маврина,
Я.И. Михайлова, А.А. Неверова, Е.О. Смирнова. На основе анализа психолого-педагогической литературы, были сформулированы основные понятия и изучением формирования у детей 6-7 лет представлений о взаимоотношении со сверстниками, в которых были подчёркнуты позиции актуальности и важности межличностных отношений дошкольников со сверстниками, то есть необходимости создания дружного и прочного детского коллектива.
Изучена практическая часть психолого-педагогической литературы, раскрыты особенности отношений со сверстниками, особенности общения и взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуальноличностными характеристиками у детей.
Образовательная работа на формирующем этапе предполагала организацию работы по развитию у детей 6-7 лет взаимоотношений со сверстниками посредством создания значимых для них продуктов ручного труд необходимо разделить на два этапа, таких отбор продукты ручного труда, значимые для сверстников и включения детей в ручной труд.
При констатирующем этапе было выявлено, что преобладает средний уровень, что свидетельствует о том, что в данной группе имеется программа для развития взаимоотношении со сверстниками у детей 6-7 лет. Низкие уровень ответов некоторых детей может свидетельствовать о том, что ребенок пропускал детский садик и пропускал некоторые занятия поэтому не образовались устойчивые взаимоотношения со сверстниками.
При формирующем этапе было выявлено, что средний уровень, низкий уровень ответов некоторых детей может свидетельствовать о том, что ребенок пропускал детский садик и пропускал некоторые занятия, поэтому не образовались устойчивые взаимоотношения со сверстниками.
В результате проведения контрольного среза по выявлению уровня сформированности у детей 6-7 лет представлений о правах ребенка, была выявлена следующая динамика в результатах в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим этапом. Низкий уровень снизился на 19%, показатели среднего уровня на 4 %, а высокий уровень повысился на 23%, что подтверждением эффективности включения детей в ручной труд.
Подведя итоги исследования, можно констатировать, задачи исследования решены, цель работы достигнута, а гипотеза доказана.
1. Акулова Е. А. Формируем у детей самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание. 2019. №9 С. 52-58.
2. Ананьев Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. М. : Директ_Медиа, 2013. 134 с
3. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. 2008. №10. С. 14 - 17.
4. Аржанова А. И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института. Т. 6. - М., 1997. 55 с.
5. Бабаева Т. И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: автореф. дис... канд. пед. наук. Л., 1973. 23 с.
6. Баранец Н. А. Формирование ценностных ориентаций старшего дошкольника и младшего школьника в современной информационной среде // Начальная школа: плюс до и после. 2008. № 7. С.75-78.
7. Гаврина С. В. Книга развития творческих способностей у детей. М.: Логос, 2016. 176 с.
8. Голованова Н. Ф. Педагогические основы социализации школьников. СПб : Образование, 2014. 76 с.
9. Зимняя А. И. Педагогическая психология. М. : Логос, 2017. 544 с.
10. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения/Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1986. 144 с.
11. Новикова О. С. Развитие личности ребенка 6 - 7 лет в процессе формирования коммуникативных умений // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. №1. С. 79-83
12. Петрова В.И. Азбука нравственного взросления. Методическое пособие. СПб. : Питер, 2016. 304 с.
13. Пиаже Ж. Избранные психологические труды место издания: Москва : Просвещение, 2008. 659 с.
14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство : Питер, 2015. 720 с.
15. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учеб.пособие для студентов. М. : Институт практической психологии, 2016....20