Психолого-педагогические условия развития у детей 7 года жизни предпосылок математических способностей
|
Аннотация
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни 9
1.1 Особенности развития предпосылок математических
способностей у детей 7 года жизни 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития предпосылок математических способностей у детей 7 года
жизни 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни 21
2.1 Выявление уровня развития предпосылок математических
способностей у детей 7 года жизни 21
2.2 Содержание работы по развитию предпосылок
математических способностей у детей 7 года жизни с использованием психолого-педагогических условий 35
2.3 Определение эффективности развития предпосылок
математических способностей у детей 7 года жизни 43
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Протоколы проведения диагностических заданий констатирующего эксперимента 57
Приложение В Протоколы проведения диагностических заданий контрольного эксперимента 59
Приложение Г Картотека диагностических заданий по развитию предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни 61
Приложение Д Картотека игр по развитию предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни 64
Введение 5
Глава 1 Теоретические аспекты развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни 9
1.1 Особенности развития предпосылок математических
способностей у детей 7 года жизни 9
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития предпосылок математических способностей у детей 7 года
жизни 16
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни 21
2.1 Выявление уровня развития предпосылок математических
способностей у детей 7 года жизни 21
2.2 Содержание работы по развитию предпосылок
математических способностей у детей 7 года жизни с использованием психолого-педагогических условий 35
2.3 Определение эффективности развития предпосылок
математических способностей у детей 7 года жизни 43
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 56
Приложение Б Протоколы проведения диагностических заданий констатирующего эксперимента 57
Приложение В Протоколы проведения диагностических заданий контрольного эксперимента 59
Приложение Г Картотека диагностических заданий по развитию предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни 61
Приложение Д Картотека игр по развитию предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни 64
«Дошкольный возраст является одним из важнейших в жизни человека. В этот период наиболее активный период для развития психических процессов. Именно в этом возраста происходят совершенствование работы всех анализатором, развиваются отдельные участки коры головного мозга, установление связей между ними. Данные процессы помогают в создание условий, которые благоприятные для начала формирования у ребенка речи, памяти, внимания, воображение, мышления, при этом необходимо учитывать правильные условия для организованного педагогического процесса» [2].
«Именно поэтому необходимо уделять особое внимание детям данного возраста. Именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки» [2].
«Современные программы предусматривают использование различных психолого-педагогических условий развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни в образовательном процессе, но рассматривается этот вопрос в программах недостаточно широко и подробно. В основном данная информация отражается в требованиях к организации предметно-пространственной среды группы и ДОУ в целом» [2].
«В исследования психологов (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), а также педагогический опыт говорят о том, что именно при систематичном обучении дошкольников математике у них формируются сенсорные, перцептивные, мыслительные, вербальные и другие способности. Задатки индивида превращаются в конкретные способности посредством учения» [6].
В исследование математических способностей внесли свой вклад такие яркие представители определенных направление в психологии, как А. Бинэ, Г. Ревеш, А. Роджерс и Э. Торндайк, а также выдающиеся математики, как Ж. Адамар и А. Пуанкаре, и отечественные психологи, такие как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни.
Объект исследования: процесс развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики;
• подбор дидактических, стратегических, подвижных, математических игры в соответствии с показателями развития предпосылок математических способностей;
• реализация форм взаимодействия с родителями по развитию у детей предпосылок математических способностей....
«Именно поэтому необходимо уделять особое внимание детям данного возраста. Именно в этом возрасте у ребенка должны отложиться первые математические навыки» [2].
«Современные программы предусматривают использование различных психолого-педагогических условий развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни в образовательном процессе, но рассматривается этот вопрос в программах недостаточно широко и подробно. В основном данная информация отражается в требованиях к организации предметно-пространственной среды группы и ДОУ в целом» [2].
«В исследования психологов (В.В. Давыдов, Л.В. Занков), а также педагогический опыт говорят о том, что именно при систематичном обучении дошкольников математике у них формируются сенсорные, перцептивные, мыслительные, вербальные и другие способности. Задатки индивида превращаются в конкретные способности посредством учения» [6].
В исследование математических способностей внесли свой вклад такие яркие представители определенных направление в психологии, как А. Бинэ, Г. Ревеш, А. Роджерс и Э. Торндайк, а также выдающиеся математики, как Ж. Адамар и А. Пуанкаре, и отечественные психологи, такие как Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития
предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни.
Объект исследования: процесс развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие предпосылок математических способностей у детей 7 года жизни возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
• активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики;
• подбор дидактических, стратегических, подвижных, математических игры в соответствии с показателями развития предпосылок математических способностей;
• реализация форм взаимодействия с родителями по развитию у детей предпосылок математических способностей....
Теоретический анализа психолого-педагогических исследований свидетельствует, что проблема развития предпосылок математический способностей у детей 7 года жизни имеет актуальность и в настоящее время.
«В работе с детьми 7 года жизни целью является формирование предметной математической и ключевых компетенций, необходимых для самореализации воспитанников в быстро меняющемся мире. Для достижения указанной цели предусматривается формирование: целостного восприятия мира, понимания роли математики в познании действительности; готовности к распознаванию проблем, которые решаются с применением математических методов, способности решать сюжетные задачи, логически рассуждать, обосновывать свои действия и выполнять действия по алгоритмом; умение 50 пользоваться математической терминологией, знаковой и графической информацией; ориентироваться на плоскости и в пространстве; применять вычислительные навыки в практических ситуациях и понимать сущность процесса измерения величин; интереса к изучению математики, творческого подхода и эмоционально ценностного отношения к выполнению математических задач; умение учиться» [6].
Констатирующий этап исследования показал, что низкий уровень развития компонента «Способность к обобщению математического материала» не был выявлен. Низкий уровень развития компонента «Способности для математического мышления» был выявлен у 30% детей. Дети делали максимальное количество ошибок в выполнение заданий. Они не знали, что такое закономерность. Так же у детей наблюдался низкий уровень знания геометрических фигур. Низкий уровень развития компонента «Способность для пространственного мышления и творческого воображения» был выявлен у 10% детей. Ребёнок плохо концентрировался во время выполнения задания и все время отвлекался, из-за чего были допущены ошибки. Даже с помощью взрослого ребенок не мог сконцентрироваться. Так же были выявлены ошибки в выборе цвета и обоснование своего выбора.
Средний уровень развития компонента «Способность к обобщению математического материала» выявлен у 3 (30%) детей. Дети показали плохой результат выполнение диагностического задание 1. У них были проблемы с правильным решением примеров, из-за чего было выполнено меньше 50% заданий. Так же была выявлена плохая концентрация во время выполнения заданий. Дошкольники плохо знают геометрические фигуры. Средний уровень развития компонента «Способности для математического мышления» выявлен у 5 (50%) детей. Дети плохо знают геометрические фигуры. Они совершенно не т трапецию и путают прямоугольник и параллелограмм. Так же они не знают, что такое закономерность и не могут правильно ее продолжать. Большинство заданий дети не смогли выполнить самостоятельно и им потребовалась помощь взрослого. Средний уровень развития компонента «Способность для пространственного мышления и творческого воображения» был выявлен у 4 (40%) детей. У детей было выявлена проблема с заданием ритма раскрашивания фигур. Дети сбивались и хотели раскрашивать без определенного ритма. Но при напоминании, возвращались к правильному выполнению задания.
Высокий уровень развития компонента «Способность к обобщению математического материала» выявлен у 7 (70%) детей. Но в диагностическом задание 1 дети совершали незначительные ошибки в выполнение примеров, которые потом исправляли. Остальные диагностические задания они выполнили без особых проблем. Высокий уровень развития компонента «Способности для математического мышления» выявлен у 2 (20%) детей. Дети хорошо решают арифметические действия, но иногда совершают ошибки. Дошкольники плохо знают геометрические фигуры. Высокий уровень развития компонента «Способность для пространственного мышления и творческого воображения» был выявлен у 50% детей. Дети быстро справились с выполнением диагностического задание и никаких трудностей не возникло.
Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по развитию предпосылок математических способностей у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий.
Нами было экспериментально доказано, что развитие предпосылок математических способностей у детей 7-го года жизни возможно, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
• «активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики;
• подобраны игры в соответствии с показателями развития математических способностей;
• привлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию у детей предпосылок математических способностей» [12].
Контрольный этап исследования показал, что в экспериментальной группе уровень развития предпосылок математических способностей у детей 7-го года жизни существенно повысился....
«В работе с детьми 7 года жизни целью является формирование предметной математической и ключевых компетенций, необходимых для самореализации воспитанников в быстро меняющемся мире. Для достижения указанной цели предусматривается формирование: целостного восприятия мира, понимания роли математики в познании действительности; готовности к распознаванию проблем, которые решаются с применением математических методов, способности решать сюжетные задачи, логически рассуждать, обосновывать свои действия и выполнять действия по алгоритмом; умение 50 пользоваться математической терминологией, знаковой и графической информацией; ориентироваться на плоскости и в пространстве; применять вычислительные навыки в практических ситуациях и понимать сущность процесса измерения величин; интереса к изучению математики, творческого подхода и эмоционально ценностного отношения к выполнению математических задач; умение учиться» [6].
Констатирующий этап исследования показал, что низкий уровень развития компонента «Способность к обобщению математического материала» не был выявлен. Низкий уровень развития компонента «Способности для математического мышления» был выявлен у 30% детей. Дети делали максимальное количество ошибок в выполнение заданий. Они не знали, что такое закономерность. Так же у детей наблюдался низкий уровень знания геометрических фигур. Низкий уровень развития компонента «Способность для пространственного мышления и творческого воображения» был выявлен у 10% детей. Ребёнок плохо концентрировался во время выполнения задания и все время отвлекался, из-за чего были допущены ошибки. Даже с помощью взрослого ребенок не мог сконцентрироваться. Так же были выявлены ошибки в выборе цвета и обоснование своего выбора.
Средний уровень развития компонента «Способность к обобщению математического материала» выявлен у 3 (30%) детей. Дети показали плохой результат выполнение диагностического задание 1. У них были проблемы с правильным решением примеров, из-за чего было выполнено меньше 50% заданий. Так же была выявлена плохая концентрация во время выполнения заданий. Дошкольники плохо знают геометрические фигуры. Средний уровень развития компонента «Способности для математического мышления» выявлен у 5 (50%) детей. Дети плохо знают геометрические фигуры. Они совершенно не т трапецию и путают прямоугольник и параллелограмм. Так же они не знают, что такое закономерность и не могут правильно ее продолжать. Большинство заданий дети не смогли выполнить самостоятельно и им потребовалась помощь взрослого. Средний уровень развития компонента «Способность для пространственного мышления и творческого воображения» был выявлен у 4 (40%) детей. У детей было выявлена проблема с заданием ритма раскрашивания фигур. Дети сбивались и хотели раскрашивать без определенного ритма. Но при напоминании, возвращались к правильному выполнению задания.
Высокий уровень развития компонента «Способность к обобщению математического материала» выявлен у 7 (70%) детей. Но в диагностическом задание 1 дети совершали незначительные ошибки в выполнение примеров, которые потом исправляли. Остальные диагностические задания они выполнили без особых проблем. Высокий уровень развития компонента «Способности для математического мышления» выявлен у 2 (20%) детей. Дети хорошо решают арифметические действия, но иногда совершают ошибки. Дошкольники плохо знают геометрические фигуры. Высокий уровень развития компонента «Способность для пространственного мышления и творческого воображения» был выявлен у 50% детей. Дети быстро справились с выполнением диагностического задание и никаких трудностей не возникло.
Опираясь на данные результаты, мы разработали содержание работы по развитию предпосылок математических способностей у детей 7-го года жизни с использованием психолого-педагогических условий.
Нами было экспериментально доказано, что развитие предпосылок математических способностей у детей 7-го года жизни возможно, если соблюдаются следующие психолого-педагогические условия:
• «активизация познавательной деятельности детей посредством создания предметной среды с игровыми пособиями, а также уголка занимательной математики;
• подобраны игры в соответствии с показателями развития математических способностей;
• привлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по развитию у детей предпосылок математических способностей» [12].
Контрольный этап исследования показал, что в экспериментальной группе уровень развития предпосылок математических способностей у детей 7-го года жизни существенно повысился....





