Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 5-6 лет посредством проблемно-игровых ситуаций с точками и линиями 7
1.1 Развитие представлений о геометрических фигурах и форме
предметов у детей 5-6 лет как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Характеристика проблемно-игровых ситуаций с точками и линиями в развитии математических представлений у детей
5-6 лет 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 5-6 лет 22
2.1 Выявление уровня развития представлений о геометрических
фигурах и форме предметов у детей 5-6 лет 22
2.2 Содержание работы по развитию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 5-6 лет посредством проблемно-игровых ситуаций с точками и линиями.. 28
2.3 Оценка эффективности использования проблемно-игровых
ситуаций с точками и линиями в работе по развитию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 5-6 лет 35
Заключение 41
Список используемой литературы 43
Приложение А Сводные таблицы результатов 47
Приложение Б Описание проблемно-игровых ситуаций 49
Приложение В Расчет t-критерия Стьюдента 60
Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является создание условий для достижения готовности дошкольников к школе, которая заключается в том, что дети достигают в дошкольном возрасте такого уровня развития, который необходим для успешного обучения в школе. Одним из таких условий является развитие математических представлений в период дошкольного детства. Формирование и развитие математических представлений происходит в рамках работы по реализации образовательной области «Познавательное развитие». В детском саду у детей формируются и развиваются представления о количестве, величине, пространстве, форме и времени.
Дошкольный возрасте - период стремительного освоения ребенком окружающего его мира. Дошкольники узнают названия и свойства предметов неизвестных им ранее, что активизирует их познавательную деятельность. В связи с этим предметы, находящие вокруг детей, играют большую роль в процессе постижения ими реальности. Очень важно чтобы форма, представляющая собой отличительную особенность предмета, была разнообразной.
Вопросы формирования математических представлений до, в частности, представлений о геометрических фигурах и формах, изучали А.В. Белошистая, Л.В. Воронина, Ф. Фребель и другие. Для достижения наивысших результатов в работе с детьми дошкольного возраста необходимо использовать те технологии развития математических представлений у детей, которые реализуют образовательную, развивающую направленность обучения. Это технологии поисковой и исследовательской деятельности математического содержания, развивающие логические и математические игры, познание и оценка ребенком величин, множеств, пространства и времени на основе выделения связей, зависимостей и закономерностей. Иными словами, это современные проблемно-игровые технологии математического развития дошкольников. Актуальность исследования позволила нам выделить противоречие между необходимостью развития у детей 5-6 лет представлений о геометрических фигурах и форме предметов и недостаточным применением в образовательном процессе проблемноигровых ситуаций с точками и линиями.
Проблема исследования: каковы возможности проблемно-игровых ситуаций с точками и линиями в развитии представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 5-6 лет?
Цель исследования - изучить и апробировать развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 5-6 лет посредством проблемно-игровых ситуаций с точками и линиями.
Объект исследования - процесс развития представлений о геометрических фигурах и формах предметов у детей 5-6 лет.
Предмет исследования - развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 5-6 лет посредством проблемно-игровых ситуаций с точками и линиями.
Гипотеза исследования: развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 5-6 лет посредством проблемно-игровых ситуаций с точками и линиями будет эффективным, при:
• разнообразии и поэтапном усложнением средств и содержания проблемно-игровых ситуаций с точками и линиями;
• осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам;
• организации активного сотрудничества воспитателя дошкольного учреждения с воспитанниками.
Задачи исследования:
• изучить развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 5-6 лет как психолого-педагогическую проблему;
• выявить уровень развития представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 5-6 лет;
• провести опытно-экспериментальную работу по развитию представлений о геометрических фигурах и форме предметов у детей 56 лет.
Методы исследования:
• теоретические (анализ и обобщение источников по проблеме исследования);
• эмпирические (психолого-педагогический эксперимент -
констатирующий, формирующий и контрольный этапы);
• методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных)....
В период дошкольного детства закладываются основы представлений о геометрических фигурах и формах предметов. Эти представления затем расширяются, систематизируются и углубляются.
Посредством развития представлений о геометрических фигурах и формах идет формирование абстрактного мышления, интеллектуальное развитие дошкольников.
Развитие представлений о геометрических фигурах и формах является частью работы по формированию геометрических представлений. А это в свою очередь одна из центральных линий математического развития детей дошкольного возраста.
Расширение представлений о геометрических фигурах, анализ их свойств дает возможность дошкольникам более точно воспринимать форму предметов, которые их окружают. Это, в свое очередь, оказывает положительное влияние на продуктивную деятельность детей.
Формирование математических представлений необходимо основывать на использовании исследовательской деятельности, в основе которой лежит проблемная ситуация. Учитывая тот факт, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, проблемные ситуации должны быть поставлены в игровой форме.
Проблемно-игровые ситуации обеспечивают активный, осознанный поиск способа достижения результата. Непременным условием такого поиска являются принятие ребенком цели деятельности и самостоятельные размышления по поводу действий, ведущих к результату.
Для проведения опытно-экспериментальной работы была сформирована выборка, состоящая из 30 детей старшего дошкольного возраста - воспитанников МБДОУ «Детский сад №8» ЗАТО Североморск.
Данные констатирующего этапа показали, что у испытуемых средний уровень развития представлений о геометрических фигурах и формах 41
предметов. С целью развития этих представлений была проведена работа с использованием проблемно-игровых ситуаций с точками и линиями.
Поэтапное внедрение в образовательный процесс учреждения дошкольного образования проблемно-игровой технологии осуществлялось при наличии следующих условий: создание благоприятной предметноразвивающей среды, открывающей возможность для математического развития воспитанников; усовершенствование содержательной и процессуальной составляющих обучения элементарным математическим представлениям; разнообразие и поэтапное усложнение средств проблемноигровой технологии; осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам; организация активного сотрудничества воспитателя дошкольного учреждения с воспитанниками.
После реализации серий занятий с использованием проблемно-игровых ситуаций с точками и линиями была проведена повторная диагностика. Она показала изменения в сторону улучшения в уровни развития представлений о геометрических фигурах и формах предметов. У большинства детей был выявлен высокий уровень. Данные достоверны на статистическом уровне. Таким образом, можно сделать вывод об эффективности проведенной работы.
1. Алексеева Е. Е. Некоторые приоритетные направления модернизации дополнительного профессионального образования учителя // Педагогический опыт: от теории к практике. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков. М., 2018. С. 215-217.
2. Алексеева Е. Е. О необходимости создания концепции формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 1-1. С. 37-54.
3. Алексеева Е. Е., Чириченко Н. С. Роль комбинаторных задач в развитии математической компетенции школьников // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психологопедагогические науки. 2020. № 2. С. 120-123.
4. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2020. 112 с.
5. Белошистая А. В. Специальная система конструктивных заданий на математическом содержании как средство развития логического мышления у дошкольников // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения: журн. для занятий с детьми. 2018. № 2. С. 4-12.
6. Белошистая А. В. Теория и методика формирования математических представлений. М.: Владос, 2019. 387 с.
7. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. М.: ВЛАДОС,
2018. 400 с.
8. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Детство-Пресс, 2021. 160с.
9. Будько Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Брест: Издательство БрГУ,
2019. 46 с.
10. Бутырская О. С. Математическое развитие старших дошкольников в условиях инклюзии // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов V Международной научно-практической конференции / отв. ред. И. А. Ахметшина, О. С. Мишина. ОреховоЗуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2020. С. 45- 47.
11. Венгер Л. А., Дьяченко, О. М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986. 213 с.
12. Воронина Л. В. Современные технологии математического образования дошкольников. Екатеринбург, 2019. 282 с.
13. Воронина Л. В., Утюмова Е. А. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2019. 289 с.
14. Воскобович В. В. Развивающие игры Воскобовича: метод. пособие для педагогов. М.: Сфера, 2020. 268 с.
15. Думчев А. А. Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021...40