Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие у детей 5-6 лет эмоциональной лексики посредством малых фольклорных форм

Работа №139399

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм 7
1.1 Особенности развития эмоциональной лексики у детей
5-6 лет 7
1.2 Малые фольклорные формы как средство развития
эмоциональной лексики у детей 5-6 лет 17
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм 23
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной лексики у
детей 5-6 лет 23
2.2 Содержание и организация работы по развитию
эмоциональной лексики у детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм 36
2.3 Оценка динамики уровня развития эмоциональной
лексики у детей 5-6 лет 40
Заключение 50
Список используемой литературы 52
Приложение А Характеристика выборки исследования 55
Приложение Б Результаты экспериментального этапа эксперимента 56
Приложение В Результаты контрольного этапа эксперимента 57

Актуальность исследования обусловлена тем, что сформированность эмоциональной лексики занимает важное место в процессе развития ребенка и играет важную роль в общей системе работы по развитию эмоциональной лексики в детском саду.
Эмоциональная лексика является важным достижением ребенка в овладении родным языком, его словарным составом, звуковым и грамматическим строем. Владение эмоциональной лексикой позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем мире. С помощью хорошо развитой эмоциональной лексики у ребенка развиваются мыслительные процессы, он учится устанавливать контакт с окружающими.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения, указанного выше противоречия, а также определяет проблему исследования: каковы возможности применения малых фольклорных форм для осуществления процесса развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет.
Анализ психолого-педагогических исследований и педагогического опыта позволил определить противоречие между необходимостью развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет и недостаточным использованием малых фольклорных форм для осуществления данного процесса.
Тема исследования: «Развитие эмоциональной лексики у детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм.
Объектом исследования является процесс развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: развитие эмоциональной лексики у детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие эмоциональной лексики у детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм будет возможно, если:
• отобраны малые фольклорные формы в соответствии с возрастными особенностями детей 5-6 лет;
• разработаны игровые упражнения с применением малых фольклорных форм в соответствии с показателями развития эмоциональной лексики и включены в совместную деятельность педагога и детей в режимные моменты.
Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:
• проанализировать теоретические основы проблемы развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм;
• выявить уровень развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет;
• разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоциональной лексики у детей 5-6 лет посредством малых фольклорных форм;
• оценить динамику уровня развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• положения исследований отечественной педагогики и психологии об особенностях развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста (М.М. Алексеева, Н.В. Гавриш, Е.В. Савушкина, Г.А. Уруктаева);
• результаты исследований о возможностях использования малых фольклорных форм для развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет (Я.Р. Архипенко, И.Н. Бойко, М.Н. Загрутдинова, А.И. Иванова, Т.В. Спицына)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В бакалаврской работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы, касающиеся теоретических и экспериментальных аспектов работы.
Эмоциональная лексика является важным достижением ребенка в овладении родным языком, его словарным составом, звуковым и грамматическим строем. Владение эмоциональной лексикой позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем мире. С помощью хорошо развитой эмоциональной лексики у ребенка развиваются мыслительные процессы, он учится устанавливать контакт с окружающими.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления.
Анализ исследований позволил изучить уровень сформированности эмоциональной лексики у детей 5-6 лет. В соответствии с поставленной целью было выделено ряд критерий и показателей. Для выявления уровня развития эмоциональной лексики у детей, был использован комплекс диагностических методик для изучения уровня развития эмоциональной лексики, предлагаемые М.Н. Едаковой, Е.И. Изотовой, В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой,
Р.И. Лалаевой, О.И. Лазоренко.
В процессе проведения экспериментального этапа диагностики, были получены результаты уровня развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет. Они позволили сделать вывод о том, что невысокие показатели уровня развития эмоциональной лексики у детей 5-6 лет обусловлены следующими особенностями педагогической практики:
• отсутствует система работы по развитию эмоциональной лексики посредством фольклора;
• недостаточная методическая подготовленность педагогов к эффективному решению задач (выбору методов, приемов и форм работы).
На основе результатов экспериментального этапа были предложены занятия по упражнениям малых фольклорных форм, русские народные сказки, частушки, считалочки, поговорки, пословицы и другие. В основу работы были положены принципы доступности, систематичности и последовательности.
По результатам проведенной повторной диагностики на контрольном этапе исследования была выявлена эффективность предложенных занятий. Проведенные занятия с детьми 5-6 лет по развитию эмоциональной лексики посредством упражнений малых фольклорных форм, показывает положительные изменения.
Подводя итог проведенного исследования, можно сделать вывод, о том, что занятия посредством упражнений малых фольклорных форм позволяют повысить уровень развития эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза подтверждена, задачи исследования решены.


1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : Просвещение, 2020. С. 13.
2. Алексеева Н. В., Градусова Л. В. Методологическое сопровождение деятельности педагогов дошкольной образовательной организации по приобщению дошкольников к фольклору // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5. С. 263-264.
3. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. М. : Учпедгиз, 1957. 240 с.
4. Архипенко Я. Р. Роль игрового детского фольклора в развитии речи дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2016. № 3. С. 1-4.
5. Бойко И. Н. Устное народное творчество как средство формирования развитие речи у детей старшего дошкольного возраста // Гуманитарное пространство. 2019. Т. 4. № 1. С. 5-11.
6. Гавриш Н. В. Характерные особенности речетворческой деятельности в дошкольном детстве // Актуальные проблемы развития речи и лингвистического образования детей. Орел, 2022, С.46.
7. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
8. Загрутдинова М. Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. 2021. № 9. С.16-22.
9. Зимина И. К. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 2017. № 5. С. 28-36.
10. Иванова А. И., Спицына, Т. В. Значение фольклора как важной части музыкального воспитания и развития дошкольников // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 4-5. С. 630-635.
11. Колунова, Л. А. Роль работы над словом и развитие словесного творчества старших дошкольников // Развитие детской речи: традиции и перспективы. М. Атриум, 2020. С. 36-37.
12. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста : методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. М. : Центр гуманитарной литературы «РОН», 2018. 125 с.
13. Крулехт М. В. Проблема интеграции в современной педагогике / Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 257-261.
14. Макарова В. Н. Методика работы по развитию образной речи у старших дошкольников. М. : Центр педагогического образования, 2019. 96 с.
15. Митькина И. Н. Особенности овладения фразеологизмами детьми 7­го года жизни. М. : Атриум, 2018...29


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ