Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Понятие безопасности личности и национальное законодательство ее обеспечивающее 8
1.1 Философское и социальное понимание безопасности личности 8
1.2 Правовое регулирование безопасности личности 16
Глава 2 Актуальные проблемы обеспечения безопасности личности, пути совершенствования действующего законодательства 25
2.1 Проблемы обеспечения безопасности личности 25
2.2 Перспективы отечественного законодательства в вопросе правовой
безопасности личности 31
Глава 3 Механизмы реализации правовой безопасности личности 43
Список используемой литературы и используемых источников 57
После переориентирования нашей страны в сторону демократических идеалов, рыночной экономики в системе конституционных ценностей первое место стали занимать права и свободы человека и гражданина. Следует отметить, что советское государство превыше последних ставило государственные и общественные интересы.
Действующая же Конституция установила приоритет прав и свобод человека и гражданина.
«Уже в 2000-е годы состоялось несколько международных конференций по человеческой безопасности с участием ОБСЕ, АСЕАН, Африканского союза и Юнеско в Центральной и Юго-восточной Азии, в Африке и Европе. Ряд стран, таких как Канада, Норвегия, Дания, Швеция и Япония, отчасти страны ЕС, провозгласили ориентацию своей внешней политики на приоритеты человеческой безопасности и выработку международным сообществом концептуального инструментария, необходимого для активного продвижения идеалов человеческой безопасности и легитимного "гуманитарного вмешательства" в случае реальных угроз или же прямых случаев ее нарушения, в развитие статей VI и VII Устава ООН».
Вместе с тем актуальным возникает вопрос, как в таком случае соотносится правовая безопасность личности с другими видами национальной безопасности.
Реализация правовых положений в части обеспечения безопасности личности требует наличия системы гарантий. Здесь следует согласиться с Т.Г. Командировой, что «положения ст. 45 Конституции РФ выступают гарантом государственной защиты прав и свобод человека и гражданина».
Так, вторая глава Основного закона посвящается «высшей ценности» - правам и свободам человека и гражданина, при этом, соответствующие нормы не подлежат пересмотру Федеральным Собранием Российской Федерации.
Среди норм-гарантий Конституции Российской Федерации 1993 г. в части безопасности личности необходимо назвать следующие:
• право на жизнь (ст. 20);
• запрет пыток, насилия и т. п. (ст. 21);
• право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
• право на защиту чести и достоинства (ст. 23);
• право на информационную безопасность (ст. 24);
• право на неприкосновенность жилища (ст. 25);
• право на свободу выбора национальности (ст. 26) и т. д..
При этом в Основном законе стране термин «безопасность личности» наблюдать не приходиться. Тогда как легальное определение данного явления дано в федеральном законодательстве. Так, согласно п. 5 Раздела I Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" [29] под ней понимается «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны».
Тогда как само провозглашение прав и свобод не говорит о наличии правового государства. В этой связи обеспечение правового положения личности является комплексной работой, как правотворческих субъектов, так и других государственных органов (правоохранительных, судебных).
Между тем до сих пор в литературе не наблюдается единства относительно общих теоретических положений правовой безопасности личности, следует заключить и об отсутствии комплексных исследований на выбранную тематику.
...
Личность - существо социальное. При всем индивидуализме каждой отдельно взятой личности, процессы, происходящие в политике, государстве, определяют важнейшую сторону его комфортного, стабильного проживания. В этой связи, так или иначе, исследование вопросов безопасности личности связывается с анализом состояния и становления государственности. По этой причине большинство авторов, рассматривая вопрос безопасности личности в его социальном аспекте, говорит в первую очередь о государстве.
Очевидно, что процессы, которые отражаются на безопасности государства, в большинстве случаев негативным образом скажутся на безопасности личности. Нельзя отрицать, что переход к демократическому укладу России коренным образом изменил не только жизнь государства или общества, но и отдельной взятой личности. Таким образом, безопасность личности в глобальном смысле не может быть оторвана от государственности, тех процессов, которые протекают и охватывают множество людей.
Выделяют социальную безопасность личности, которая связывается с осознанием человека своей общности и отдельно взятыми людьми. Здесь следует отметить первичные источники безопасности - инстинкты и более сложные сознательные источники безопасности - социальное творчество, признание, самореализация.
Следует заключить, что правовая безопасность личности является ядром обеспечения других прав и свобод человека и гражданина, в том числе на жизнь, здоровье, образование и прочее. То есть первая является гарантией, условием реализации других.
Правовая безопасность личности есть составляющая часть безопасности личности, а та в свою очередь входит в систему национальной безопасности, то есть государственной, общественной, экономической безопасности. Изложенное есть система, в которой элементы находится в единстве, внутренней связи и согласованности. Одно связано и зависит от другого.
Более конкретно правовая безопасность личности связывается с наличием в стране, которой он проживает соответствующей правовой базы, обеспечивающей на справедливом, адекватном уровне тот объем защищенности, которая позволит говорить о правовом, демократическом и социально справедливом государстве.
Правовая безопасность личности рождается при достижении определенного уровня доверия граждан к существующей правовой системе. Оно может появиться только при достижении уровня доверия именно к отечественной правовой системе, но не к зарубежной. Изложенное объясняется тем, что человек существует в рамках конкретного общества и государства, следовательно, эффективность и реальность исполнения законодательных предписаний оценивается в рамках соответствующего государства, его административно-территориальной единицы.
Следует заключить, что под правовой безопасностью личности понимается состояние защищенности человека и гражданина в правовом поле, то есть осознанием и веры в эффективность отечественного законодательства, в предусмотренные им правовые гарантии и механизмы их реализации.
Помимо этого, осознание о котором говорилось ранее, достигается уровнем правовой культуры общества и отдельной личности. Только в том случае, когда лицо обладает некоторыми правовыми знаниями, как минимум оно способно применять те или иные нормы права, а следовательно и говорить об их эффективности.
Необходимо учитывать также, что юридическая безопасность выступает в качестве разновидности социальной безопасности. Механизм обеспечения юридической безопасности выражается в следующих направлениях деятельности.
...
1. Аверин А.Н. Социальная защита отдельных категорий населения. Москва : РАГС, 2009. 116 с.
2. Алимов Э.В. Актуальные проблемы правового регулирования обеспечения безопасности личности в сфере использования генетических технологий в Российской Федерации // Международный научно - исследовательский журнал. 2022.№ 2-3 (116). С. 46-48.
3. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр. М., 2006.
4. Волков С.С. Безопасность личности в механизме реализации прав, свобод и законных интересов граждан на примере института государственной защиты // Социально-политические науки. 2017. № 3. С. 57-59.
5. Воронцова М.А. Конституционно-правовой анализ безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). С. 24-28.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ // Консультант плюс: справочно-правовая система.
7. Дементьев Б.П. Безопасность личности в современной России: проблемы и перспективы // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 175-178.
8. Доцкевич М.В. Защита прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел как способ предупреждения преступлений / М. В. Доцкевич // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. № 1. С. 20-26.
9. Ежевская Т.И. Безопасность личности: система понятий // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 4. С. 47-49.
10. Иноземцев В. Гуманитарные интервенции. Понятие, задачи, методы осуществления // Космополис. 2005. №1(11). C. 56-59.
11. Ирошников Д.В. Безопасность как правовой принцип //
Юридическая наука. 2017. № 4. С. 41-45.
12. Ирошников Д.В. Безопасность личности на транспорте: теоретикоправовой аспект // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 22-30.
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушения от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Консультант плюс: справочно - правовая система.
14. Командирова Т.Г. Правовые гарантии безопасности личности в России // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 3 (92). С. 51-54.
15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание
законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
... всего 43 источника